03.11.2024 /
Илка Штухец входит в сезон Кубка мира по горным лыжам с новой командой
03.11.2024 /
Сборная Италии начинает интенсивную подготовку к слалому Кубка мира в Леви
03.11.2024 /
Биатлонист Латыпов занял второе место на соревнованиях по лыжным гонкам в Алдане
03.11.2024 /
Даниил Серохвостов: «Самый большой плюс в подготовке – не попал в больницу летом. Повезло»
SKIGU.RU:Видео с тренировок
SKIGU.RU:Гардениссима 2024. Самый длинный в мире гигант
SKIGU.RU:Хиршер
SKIGU.RU:Набор в школу инструкторов в Архызе
SKIGU.RU:Про Кубок Мира
SKIGU.RU:Интервью с Pepper customs
А нужна ли слаломисту максимальная поворачиваемость лыж?
На мысль о написании этой статьи меня натолкнул вопрос одной знакомой лыжницы: «А ты никогда не пробовал лыжи покороче, например, 160?»
Я пробовал и 155, когда было можно мужчинам выступать на таких лыжах… Но не это главное. Неожиданно для себя на сегодняшний день я очень ясно понял, что мне не нужно слишком уж большой помощи от лыж в исполнении поворота. И речь тут даже не идет об уменьшении длины или радиуса выреза лыжи. Про это давно уже стало ясно с помощью формулы Каниовского: чем меньше радиус лыжи, тем ниже критическая скорость.
Да и из опыта, не только личного, я много раз убеждался в том, что снижение радиуса - путь в никуда. Как-то мой приятель, весьма авторитетный в прошлом лыжник, пробовал в Туксе лыжи с радиусом 9 м. Ему казалось, что такие лыжи помогут ему освоиться в сложных условиях и поехать так же легко и быстро, как на подмосковных горках. Вышло все с точностью до наоборот - трасса отвергала его как инородное тело во вторых-третьих воротах, его просто вышвыривало наружу! Я сам пробовал проехать настоящий гигант на слаломных лыжах. Для попадания в поворот такого большого радиуса лыжи приходилось закантовывать очень слабо - повороты получались совсем не резаные, в общем — полный отстой…
Много лет назад, на заре карвинговой эпохи, помню, поднимаюсь на канатке с Димой Ульяновым - самым крутым нашим слаломистом того времени и вижу, что у него фишер 166 с круглыми носами, у меня же - 161 см, считавшиеся формально 166 за счет «когтей», которые я долго искал именно, как более короткие и более поворачивающие (ограничение не менее 165 уже было в силе). Я Диму спрашиваю: а почему ты не взял себе такие, как у меня, они короче поворачивают, это же преимущество! А он сказал, что они СЛИШКОМ коротко поворачивают, ему не нужно так!
Для меня это было тогда откровением и слегка просто дико: как так, не нужно?! В слаломе всегда нужно короче! Прошло много лет, и я смог дорасти до понимания этой истории и попробую этим пониманием поделиться.
Дело в том, что даже если отвлечься от радиуса, лыжи все равно могут иметь разную поворачиваемость за счет разной жесткости носка, наличия камбера-рокера в передней части лыжи, и т.д. Тем не менее, вспомню модель фишера 225 из совсем недавнего прошлого. Лыжи с радиусом всего на пол-метра меньше, чем принятые (и не регламентированные на сегодня 13). Мое первое ощущение от них - просто супер, как удобно и легко ехать по сравнению с моими, мечта, а не лыжи! Однако хронометраж разочаровал. На своих я ехал, с бОльшим трудом попадая в каждые ворота, я тратил больше сил, мне приходилось сильнее их кантовать, но время на них я неизменно показывал лучше, чем на этих удобных 225-х с укороченным радиусом. Потом была еще модель 200. В Снежке по льду она ехала фантастически, потому что на голом льду поворачиваемость у любых лыж резко падает из-за отсутствия составляющей поворота, связанной с деформацией снега под серединой лыжи. Однако на снегу в реальных, даже жестких условиях, она ехала «в гору». Причем эти же слова, один в один про них мне сказали Костелич и Гини, когда мы обсуждали это в Церматте.
О чем это - в гору? Дело в том, что закантовать лыжи на определенный, значительный угол в первой части поворота значительно сложнее, чем во второй - после линии падения. Происходит это потому, что уклон полотна до линии падения как бы частично вычитается из создаваемого нами угла закантовки, а в конце поворота - складывается с ним, поэтому в первой части поворота мы недоповорачиаем, а во второй - переповорачиваем. При этом слишком поворачивающая лыжа поможет нам остро начать, что хорошо, но и усугубит переповорот в конце, заставит носки лыж поехать «в гору».
Мой последний переход с модели 208 с мягким широким носком на модель 239 с узким и жестким носком опять заставил меня засомневаться.
239-е поворачивали совсем плохо. Особенно по очень жесткому в Церматте. Первый спуск был для меня мукой. Но потом я довольно быстро привык, и Тренер говорил, что я на новой неповоротливой вроде бы модели еду быстрее, острее, я в большей степени «внутри». Потом на почве непроходящих сомнений мы с Тренером даже провели тесты на время и при всем неудобстве езды на новой модели по сравнению со старой доброй 208 моделью с мягким носком, новая модель безоговорочно победила по времени как на широких трассах (10-11м от ворот до ворот), так и на узких и перекрытых 8-9 метровых.
На фото носок 239-й модели наложен на носок 208-й. Видна огромная разница в ширине
На фото в профиль видна разная толщина этих моделей. Слева - 239-я модель, справа - 208-я. Видно, насколько носок и передняя часть у лыжи, что слева (239), имеют бОльшую толщину, что приводит к большей жесткости носка.
Что же происходило? А вот что. На легко поворачивающих (хоть за счет радиуса, хоть за счет мягкого широкого носка, хоть за счет рокера - неважно) лыжах лыжник прилагает меньше усилий для выполнения поворота, он меньше кантует лыжи, то есть на меньший угол, он меньше выносит ноги из-под корпуса, меньше сам уходит внутрь коридора трассы. При этом его лыжи едут более плоско, а значит - грязнее, а корпус идет по более длинному пути. Поэтому время оказывается хуже, хотя вроде, ехать явно удобнее и легче! Вот же парадокс!
Казалось бы, да что за проблема, езжай так же остро, с таким же выносом ног на более поворачивающих лыжах - еще сократишь радиусы и путь соответственно, неизбежно улучшая и время! Но так это не работает. Мы подсознательно едем по той траектории, которую считаем для себя максимально возможной, исходя из наших сегодняшних технических, физических и ментальных кондиций. Получив на ноги лыжи, позволяющие ехать «короче», мы этого не сделаем, мы скорректируем свои движения, чтобы ехать по той траектории, по которой ехали на менее поворачивающих лыжах, но теперь делать это будем в бОльшей степени за счет лыж и в меньшей - за счет собственной работы, что в конце концов ведет к проигрышу.
В заключение я должен оговориться. Все это относится к лыжникам достаточно высокого уровня. Все относительно, и все же…
Для многих начинающих и даже продвинутых слаломистов более поворачивающие лыжи могут быть большим подспорьем в освоении техники и росте скоростей прохождения трасс слалома. Если явно есть проблемы уложить свой поворот в прокрустово ложе расставленных по склону ворот, вам рано думать о излишней поворачиваемости, она для вас излишней просто не будет. Но со временем, с ростом технического мастерства и обязательной физподготовки, лыжники приходят к тому, чтобы отказаться от слишком удобных, «легких», переповорачивающих лыж в пользу гораздо более дубовых, совсем, на первый взгляд, не поворачивающих, но едущих впоследствии существенно быстрей лыж.
Есть еще некие мысли на эту тему. Поездив много лет по самым разным стартам самого разного уровня, могу сказать, что постановка трасс отличается от старта к старту и очень сильно. Факторов для этого очень много - от различий в уклонах полотна до квалификации постановщика и даже качества его оборудования для определения расстояний и степени соблюдения постановщиком правил ФИС. Наверняка встречаются трассы, настолько перекрытые и частые, где никакая поворачиваемость не может быть лишней. Встречал такие трассы и я, не далее как в этом году…
Наверное, по таким перекрытым и переуплотненным трассам могло бы получиться быстрее на лыжах с большей поворачиваемостью. В тех местах, где приходилось прибегать к дрифту и пивоту, возможно, удалось бы проехать чище, близко к резаному ведению... Но невозможно иметь с собой лыжи на все случаи жизни. А если даже и иметь, то непонятно, удастся ли после просмотра на соревнованиях «переключиться» на другие лыжи, привыкнуть к новым реакциям лыж на старые действия. Скорее всего, не удастся. Единственный выбор, который может сделать спортсмен уже на старте - это выбор между агрессивно и не агрессивно заточенными кантами, в зависимости от агрессивности полотна. Более агрессивное полотно - менее агрессивные канты и наоборот. Но это - совсем другая история…
Автор: Виктор Полинковский
Другие статьи автора:
Как самому подготовить лыжи к соревнованиям и тренировкам
Основной вопрос в слаломе
Острее бритвы, или как не стать коровой на льду
Слалом в вопросах и ответах. Снаряжение
28 |
GeorgeG
|
Похоже так оно и есть. Спасибо, что разложил по полочкам! |
Доктор Хайдер
|
Супер! Уже из названия понял, что такую статью мог написать только Виктор! Теперь есть, на что сослаться в спорах с любителями "лыжиков под постановку" )) |
Bitus
|
Кирилл и Гоша, спасибо за отзывы о статье. Я написал ее в один присест, за какой то час, потом добил пару абзацев и вот она на странице.. Наверное, что то упустил, но уже не буду ничего править и добавлять. Насчет споров с любителями я бы предостерег по двум причинам: Во-первых, это занятие - весьма неблагодарное в принципе Во-вторых, волюнтаризм постановщиков на любительских стартах не знает границ и стирает границы между видами, что может сделать политику "лыжики под постановку " не только эффективной, но и порой единственно возможной К слалому это все же не относится даже на ЛЛ, но вот к гиганту- в полной мере. Часто более эффективными могут стать для кант-гиганта лыжи, специально созданные для бонне под 14-16 метровые расстояния между воротами. Кстати, об этих лыжах. Их создали потому, что ехать бонне с означенными выше расстояниями на гигантских лыжах чисто невозможно, а слаломные как раз будут слишком поворачивающими. Поэтому и появился этот подкласс лыж примерно 175 длины и радиус около 16-17 м |
DYNA
|
Интересная тема. Все правильно написано. Добавлю про личные ощущения и настройки. Мои любимые Фишер были 265 модель. У них было очень равномерное распределение жесткости носок-середина-пятка. Точи как хочешь. Лыжа цеплючая и стабильная. Потом пришли 267, все такое же, но лыжа толще и жестче. Стало быстрее и агрессивнее, но тоже хорошо. А потом появилась 208 и начались танцы с бубном. Мягкий носок дал странный эффект пружины, когда прогибаешь лыжу в дуге, она не только пытается лезть в верх по склону, но и зарезается, создавая реальное ощущение сжатой пружины. Очень не приятное ощущение, когда на полном газу упираешься в эту пружину, вплоть до срыва пяток лыжи порой. Как с этим бороться? Пришлось тупить носок лыжи. Целая эпопея, сколько тупить, как тупить, а вдруг лед и вообще держать не будут. В общем не зашли мне 208. К чему я об этом? Весь этот рассказ про слаломные лыжи 165, а теперь представьте, что будет если одеть короткие 155 или радиусом 10 м? Не ну по приколу повихлять без напряга можно, но на время я бы ездить не стал ))) |
Jora
|
Спасибо, Витя. Интересное и детальное описание проблемы. Я правда, в силу своего стремления всё упрощать, считаю, что для лыж конкретного радиуса существует довольно узкий диапазон скоростей, в котором на этих лыжах можно поворачивать на предельных углах закантовки. Современная постановка слалома в этом смысле обычно и рассчитана на лыжи радиуса 12-13м. А мягкий носок, как я себе объясняю, позволяет лыже легче входить в резаный поворот, но и приводит к последствиям этого удовольствия: на льду мягкий носок режет слишком широкую канавку и лыжа держит хуже. |
Bitus
| ||||
Да и постановщики по-разному оценивают, что значит под 12-13 м..
Практика показала- на льду более мягкие лыжи и в том числе лыжи с более мягким носком держат заметно лучше жестких. Мои многолетние тренировки в снежкоме на льду сопровождались огромным количеством тестов самых разных лыж. Выводы получились такие. PS Спасибо за отзыв! | ||||
HappyNY
|
Хочу сказать Виктору большое спасибо! Еще одним "белым пятном" стало меньше. Это то, над чем я ломал голову несколько лет, пробуя разные и слаломные и гигантские лыжи. Было ожидание, что более прощающие лыжи позволят ехать быстрее, но относительные проигрыши одним и тем же соперникам тезис не подтверждали. На секундомер на одной и той же трассе на разных парах не прикидывался, поэтому ни в чем уверенности не было. Хотел даже купить 9 метровые слаломки, для Кантовских стратов. И вот теперь все встало на свои места Отличная статья! С такими аргументами и авторитетами не поспоришь. И еще... понял, что очень соскучился по снегу, трассам и по всем друзьям горнолыжникам Зима уже скоро! Немного потерпеть осталось )) |
Shery70
|
Спасибо Виктор за грамотный и душевный разговор на интересную тему в разгаре летнего несезона))! Примерно тоже кто то из вождей здесь трактовал года три назад про 23 радиус для ГС, наверное Андрей Проничев, после чего я окончательно перешел на 27+ и ни разу не пожалел. Кстати очередной раз убедился в правоте такой теории в этом году в Миассе на тренировке, когда пришлось одеть чужую (Димы Хлесткина) пару по техническим причинам. Реально короткие 185 r25 Хеды провоцировали на меньшую работу в начале поворота, что приводило к червячным выручиванием в середине поворота и запаздыванием в конце "какая же это экономия?" (С)TIDE)) . И сразу в следующий прокат встав на 191 r 27 Наиля Гореева, результат был просто ошеломляющим . Т/е чем сложнее поворот вызванный большим радиусом лыжи, тем лучшего он требует исполнения , конечно при соответствующей этому радиусу постановке. Тут и вынос, и вертикалка. Значит и в слаломных "та же песня". Но в данной дисциплине ни опыта, не должной сноровки пока не имею, но вопрос есть)). Вот у меня Фёлки похоже жестковтые, я этого понять сам не могу, по мне они чудо лыжи, держат великолепно, я на их "держак" полагаюсь на все 100%. Но дал раз, кстати на этапе в Самаре, между попытками одному своему хорошему знакомому на пробу, он съехал по свободе, и офигев от обратной связи рискнул вторую ехать на них. Результат его сильно разочаровал, а у меня привил сомнение. Проиграл он себе после первой более секунды , хотя стояло проще, именно по его словам, из за большей жесткости Фелок в отличии от его Фишеров, они Фелки, его не выкидывали в новый поворот как свои. Так вот может не нужны и мне совершенствующемуся такие лыжи? Я пробовал эти Фишера "Драного Комбеза", которые его " выкидывали в новый поворот", мне они показались невнятными, с ощущением срыва дуги с середины лыжи... Как быть теперь не знаю ((. |
Jora
| ||
| ||
Shery70
| ||||
Будем экспериментировать, это тоже некий дополнительный стимул лишний раз сорваться на треньку.. | ||||
Bitus
| ||||
| ||||
Shery70
|
Спасибо Виктор, учту ! Очень хочется постичь слалом. 18-го бронзового бойца)))) ДК еще молод и урок явно усвоил. |
servitol
|
Помнится первый раз я увидел Саню на слаломках 155 на старте в Канте. И Виктор тогда тоже почтил своим участием. Битва была на равных. |
alrok
|
От лица любителей, в трассу не заходящих от слова совсем, большое спасибо Виктору за понятный и очень четкий рассказ. Понимания точно добавляет. |
gordy82
|
Очень интересная статья.прочитал с удовольствием.по личному опыту люблю лыжи которые не переповорачивают за счет геометрии но мягкие на прогиб )) |