Среди лыжников есть узкая и не вполне нормальная прослойка людей, которые приехав на курорт, хотят не просто вальяжно рассекать по трассам, но и тренироваться, а то и (не дай бог) участвовать в соревнованиях. Именно для таких людей предназначена эта статья. Раньше
[spoiler]
Но не везде и не всегда. Некоторые курорты просто не имеют достаточно квалифицированных кадров для проведения подобных мероприятий, другие не горят таким желанием. Плюс, активная фаза в ESF всегда приурочена к французским каникулам, когда наплыв отдыхающих максимален, и выделять трассы для тренировок может быть для небольшого курорта не выгодно.
2. Risoul - где это?
Домен катания объединен со станцией Vars (которую многие знают по рассказам Николая Пимкина и проводимым там скоростным заездам). Всего нам обещают 185 километров трасс за относительно небольшие деньги - 200 евро за 6 дней (2017-й год).
Хотя я очень мало катался по обычным трассам, они мне в целом понравились. Кроме всего прочего тут есть несколько бордер-кроссов, и snow-park. Причем в Vars oн реально большой, а трамплины нарыты такие, что со многих не хочется и прыгать.
3. Почему Risoul?
Как я уже писал, довольно трудно найти курорт, который проводит тренировки (Stage Competition) в том числе и для взрослых, обладающий при этом хорошей зоной катания и предлагающий разумные цены. Так вот Risoul - одно из таких мест.
По большому счету, ничто не мешает учить взрослых и устраивать стажи любому курорту. Но для этого нужна прежде всего добрая воля местного "начальника" ESF, плюс инструкторские кадры. К счастью в Risoul такой человек имеется - это Antoine Moulin (бывший тренер спортивного клуба Risoul и
Стоимость стажа, конечно, довольно велика (около 200 евро, т.е. сопоставима со стоимостью ски-пасса). Но это не намного дороже обычного коллективного курса и значительно дешевле, чем занятия с персональным инструктором. Плюс, стаж включает в себя возможность не только ходить по трассе, но и участвовать в соревнованиях, и главное - на неделю стать обладателем волшебной куртки ESF, дающей право прохода на подъемник без очереди!
4. Уровни и дисциплины в ESF
Многие уже наверное выучили наизусть, но я повторюсь для тех, кто может быть еще не сталкивался с французской системой обучения горным лыжам. Уровни обучения разнятся для детей и взрослых. Два верхних уровня для детей - бронзовая и золотые звездочки (серебряной почему-то нет), за которыми следует уже подготовка к соревнованиям.
Для взрослых имеется четыре уровня, но после обучения на 4-м большинство уходит во фрирайд, считая, что на трассах им больше делать нечего. Таким образом, контингент Stage Competition составляют две категории людей:
дети (12-18 лет) которые хотят совершенствоваться в спорте и взрослые, которые по каким-то причинам предпочли трассу пухляку.
Дисциплины, в которых проходят тренировки и заезды это:
Справедливости ради отмечу, что супер-гигант ставится очень редко и далеко не везде, что связано во-первых с отсутствием подходящих трасс, а во-вторых с травмоопасностью для (довольно безбашенных в этом возрасте) подростков.
Для каждой дисциплины кроме чистого времени прохождения дается еще образное имя, который описывает ваш текущий уровень.
Это:
- Золото (Or)
- Позолота (Vermei) - не нашел лучшего перевода
- Серебро (Argent)
- Бронза (Bronze)
Понятно, что трассы, которые ставят в каждой из дисциплин, сильно отличаются от тех, что мы видим на кубке мира. Но настолько же сильно они отличаются от трасс подмосковья и ленобласти. Перепад обычно составляет 150-200 метров (зависит от дисциплины) на котором имеется около 30 ворот. Поскольку тренировки проводятся в основном для детей (едущих на коротких лыжах), то трассы ставятся довольно "сжатые" и закрытые.
Впрочем, тут нужно учитывать и личные предпочтения постановщиков, которые могут разниться от курорта к курорту. В слаломе, идя навстречу детям без защиты, иногда ставят параллельно чарлики и обычные вешки, давая возможность ехать и так и так, по желанию участника.
5. Чего ожидать от тренировок?
Важно понимать, что хотя тренировки есть, но тренера, который бы занимался персонально вами, не будет. Да, будет просмотр видео-повторов, разбор каких-то явных ошибок (езда на внутренней, сидение на пятках), но если вы катаетесь достаточно давно, то вы и сами знаете свои слабые стороны. Плюс, если вы не владеете французским языком на хорошем уровне, монитор вряд ли сможет объяснить вам что-то сложное. Учитывайте этот факт, и не ожидайте от коллективного курса такого же внимания к себе как от персонального тренера.
Очевидно также, предлагаемый уровень подойдет не всем. Для кого-то он окажется слишком низок, для кого-то - высок. Поэтому, прежде чем записываться на стаж нужно хотя бы приблизительно определить свой уровень, приняв участие в заезде (fleche, chamois). Если вы едете на серебро (argent) или позолоту (vermeil) - то стаж будет вам полезен. Если на бронзу - возможно стоит еще покататься свободно.
Переводя в очки FIS - если ваш уровень 150-300 очков, от вы определенно сможете улучшить свою форму. Если между 100 и 150 - то вероятно тоже, но трассы уже покажутся слишком короткими и простыми. Сами открывающие (мониторы ESF) обычно имеют уровень около 100 очков в любимой дисциплине. Если вы едете лучше чем на 100 очков, то данный стаж вряд ли даст вам что-то.
6. Тренировочная неделя
Тренировочная неделя началась с общего сбора перед зданием ESF (точнее даже, перед рестораном Le Snow Board Café). Сначала все, у кого были распечатаны карточки клиента (вставить картинку) получили специальную куртку своего размера. Эта волшебная куртка, как я уже говорил, достается вам на всю неделю, позволяя проходить на подъемники по отдельному коридорчику ESF.
Дальше, все дети (взрослых было всего трое включая меня) собрались на полянке перед подъемниками и начальник курса толкнул прочувствованную речь, о том, как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Тут же раздали листочки A4 с расписанием тренировок и гонок, который служил мне путеводной звездой всю неделю.
Далее всех разбили по группам в соответствии с возрастом и уровнем. Каждому из четырех инструкторов досталась группа своего уровня. В нашей (которая едет на Vermeil = позолоту) я оказался единственным взрослым. Двое остальных с грустью проводили меня взглядом.
Руководить толпой подростков с безумными глазами выпало иструктору ESF c удивительным именем Титуан (не путать с Татуин). После инструктажа мы двинулись наверх, к слаломному стадиону. Ведет туда сдвоенный бугельный подъемник под названием Melezet.
Подъем длится минут 5-7. Сверху уходят две трассы - одна обычно использовалась для скоростного спуска, или даже была открыта для туристов, другая - для гиганта и слалома. Старт гиганта находится несколько выше старта слалома, финиш же совмещен.
Сами тренировки длятся с 9 до 12 часов, после чего делается перерыв на обед, а затем - соревнования (см. таблицу). Во время утреннего сбора у подъемника внизу, инструктор раздает майки с номерами и все едут наверх, чтобы сделать пару-тройку разогревающих спусков по еще пустым трассам.
Потом группа обычно перемещается на слаломный стадион, где идут занятия. Из-за большого числа желающих, мы успевали сделать всего 3-4 проезда за 2 часа. Ниже я привожу таблицу с расписанием тренировок и соревнований на неделю. Понятно, что от раза к разу график может меняться, но общая канва сохранится.
День недели | Тренировка | Соревнования | Время |
Понедельник | Слалом-гигант | Бордер-кросс | 12:45 |
Вторник | Специальный слалом | Рекорд скорости | 14:30 |
Среда | Супер-гигант | Супер-гигант, два заезда | 14:15 |
Четверг | Слалом-гигант | Слалом-гигант/ Специальный слалом, 3 заезда | 13:00 14:30 |
Пятница | Специальный слалом | Специальный слалом/ Слалом гигант, 2 заезда | 13:00 14:30 |
Поясню детали некоторых дисциплин в их французском варианте. Если слалом и гигант я уже описал довольно подробно, то остальные - еще нет. Итак,
- Бордер-кросс - похож на настоящий, но очень короткий и простой. От участия можно отказаться без ущерба для тренировочного процесса.
- Рекорд скорости - нечто похожее на скоростной спуск. Едется практически в стойке, с минимальным количеством поворотов. На финишном отрезке производится замер скорости посредством двух TAG Heuer. Кто быстрее - тот и молодец. Если вы не фанат скоростных дисциплин - можно пропустить. Я проехал пару раз и после 100 км/ч продолжать не стал (кстати, телефон при этом показал 99.8, что говорит о достаточно высокой точности современных GPS-приемников).
- Супер-гигант - детский супер-гигант, похож на взрослый гигант. Ворота стоят достаточно открыто, но есть и хитрости, связанные со “слепыми” воротами. Довольно забавная дисциплина, стоит поучаствовать хотя бы для расширения кругозора.
7. Мои впечатления от тренировок
В целом впечатление от тренировок у меня осталось хорошее. Конечно, не все вышло идеально, но этого и не стоило ожидать. Пожалуй, я слишком устал за эти 6 дней, так как начиная где-то со среды результаты в среднем стали хуже чем в начале недели. Видимо, усталость копилась постепенно. У меня ничего не болело, я хорошо высыпался, но быстрота постепенно улетучивалась из ног. Движения на склоне становились более ленивыми, что и показывал секундомер.
С другой стороны - удачно, что у меня лично обошлось без травм (не считая ударов от вешек). Не всем в нашей группе повезло. Одна девчонка травмировалась во время соревнований в четверг и не смогла выйти на трассы в пятницу. Другая получила травму буквально в последний день, во время “разогрева” перед тренировкой, неудачно приземлившись после непредвиденного прыжка на красной трассе. При этом, она чувствовала себя не очень еще с прошлого дня. Отсюда вывод - не загоняйте себя, сделайте перерыв, если чувствуете недомогание.
8. Рекомендации и послесловие
Если вы решились таки принять участие в подобном мероприятии, сразу определитесь с целями а также с вашей “коронной” дисциплиной. Я, как мне видится, совершил ошибку, разрываясь между слаломом и гигантом. Тренировки - ладно (не пропадать же целому дню), но от соревнований в нелюбимой дисциплине вполне можно отказаться ради более полноценного отдыха или даже свободного катания по трассам курорта.
Правильно подберите снаряжение, особенно лыжи. Учтите, что местный гигант ставится под детей на коротких лыжах (R~=15 м) и поэтому для длинных лыж трассы слишком закрытые. Если вы не Хиршер или Хорошилов, 27-ми метровые лыжи и больше вам будут только мешать. Приберегите их для супер-гиганта. Для гиганта же вполне подойдет радиус 19-21 метр. Даже местные инструктора редко ездят на лыжах длиннее 183 см и радиусом больше 23 метров. Слаломные лыжи - берите привычные вам.
Если вы собираетесь ходить слалом как взрослый - не забудьте приобрести защиту голени и предплечья, а также палки с защитой кисти. Не факт, что их можно будет найти на месте, хотя несколько комплектов в ESF обычно бывает. Можно надеть и комбинезон, хотя я редко видел его у взрослых.
Постарайтесь зарезервировать апартаменты в шаговой доступности от трасс - тогда вы будете успевать поесть и поменять лыжи между тренировкой и заездами. Порой их разделяет не больше часа. Берите какой-то минимальный перекус с собой. Пусть даже обычные шоколадные батончики. Все же энергии тратится много, а возможности зайти в шикарный рэсторан у вас не будет.
Впрочем, взрослый всегда более свободен в своем расписании. Если по какой-то причине вы решили не продолжать тренировку - можете ехать по своим делам. Главное оповестите мониторов, чтобы не возникло недопонимания.
Учтите, что даже несмотря на возможность пройти на подъемник без очереди, очередь может образоваться из таких же как вы, что и происходит в районе 14 часов, когда мониторы выводят свои группы на трассы. Если старт соревнований назначен на 14 часов или около того - приходите к подъемнику заранее, иначе есть шанс опоздать к старту, что, согласитесь, обидно.
Помните, что лыжный спорт во Франции - детский спорт. Не обижайтесь на детей, если они ведут себя не вполне вежливо и обходительно. Все мы когда-то были детьми. Не требуйте особого внимания от мониторов на том основании, что вы взрослый. Наоборот, старайтесь помогать детям, особенно маленьким.
В общем - тренируйтесь в свое удовольствие, и помогайте тренироваться другим.
P.S.: Прикрепил пару коротеньких видео, чтобы дать представление о трассах. Это собственно старт гиганта и старт слалома.