07.12.2024 /
Джастин Мюрисье одерживает победу в скоростном спуске в Бивер-Крик
07.12.2024 /
Гонка FIS на Коппер-Маунтин: Линдси Вонн празднует свое возвращение
07.12.2024 /
Кубок России по биатлону. Смольский победил в спринте, Латыпов – 2-й, Серохвостов – 3-й
07.12.2024 /
Лыжные гонки. Кубок мира. Ниенге выиграл коньковую «разделку» на 10 км, Крюгер – 2-й, Амундсен – 3-й
07.12.2024 /
Восемь норвежских лыжников попали в топ-10 в коньковой «разделке» на Кубке мира
SKIGU.RU:Видео с тренировок
Cкитур-маршрут "Хибинский марафон"
Теги: скитур | ски-альпинизм | Хибины | Хибины гайдбук
18.07.2016
Удалённость новых склонов заставляет привычно планировать походную тактику. Но это значит, что нужна ночёвка, дополнительное снаряжение, питание... Вес рюкзака растёт, скорость и манёвренность падает. Возможности раскатать серьезные линии сокращаются. Поэтому зрела идея сделать маршрут по Хибинам с несколькими хорошими спусками и налегке. Чтобы не приходилось идти 30+ км туда-обратно ради одного кулуара.
Маршрут тестировал кусками с осени, прошел треккинг, сходил в начале зимы скитур по перевалам, пробуя свои силы и уточняя детали спусков. За зиму провел две программы в этом районе. Одна налегке с ночёвкой на Куэльпоррской базе. Вторая - с базовым лагерем в верховьях Малой Белой и с тасканием большой палатки на волокушах. В обоих случаях нам помогали снегоходные заброски. Для своего же маршрута я хотел использовать только собственные силы.
Нитка маршрута проходит через 3 горы, пешково-скитурная часть отрисована красной линией, линия спуска - жёлтая. Маршрут разбит на участки для удобства описания. Я написал примерную протяженность скитурных участков и набор высоты. Примерный - потому что маршрут проходит вблизи лавиноопасных склонов и точную линию стоит прокладывать с учётом состояния снега на них. Кроме того, при хорошем состоянии снега некоторую часть можно ехать под уклон, особенно на выкатах с кулуаров. Протяженность маршрута на спусках не учитывал, на время это сильно не влияет, если вы умеете кататься.
Особая тема - экстренная связь. Я, конечно, регистрировался в МЧС, но после спуска с Тахтарвумчорра мобильная связь практически пропадает. Поэтому на схеме я обозначил точки, где я находил связь. Ловит только Мегафон, поэтому и поставил на карте их логотип.
участок 1
Подъем из долины оз. Малый Вудъявр на плато Тахтарвумчорр. Протяженность 11 км, набор высоты 780 м.
Вышел не очень рано, стартовал от "Снежной деревни" примерно в 10 утра. По дороге спустился в долину Малого Вудъявра, пересёк озеро, повернул налево по снегоходным следам, чтобы плавно набирать высоту вдоль хребта Тахтарвумчорр.
кар Ганешина и кулуары "Лавинный" и "Толик, держись!"
цирк Поясов и кулуар "Зигзаг"
Постепенно поднялся до Южного цирка, почти на всём протяжении этого участка мобильная связь хорошая. Дальше подъем на плато по некрутому склону, справа по ходу. На плато также есть связь.
Для ориентировки на этом участке, описание основных цирков Тахтарвумчорра
По плато все очевидно, нужно пройти, огибая Южный цирк, в одном месте будет перемычка-сужение. За перемычкой ближайший цирк, но он не очень интересен, прошёл к следующему. Заход в кулуар "Бэкстэйдж" самых логичный в одноименном цирке.
участок 2
Спуск по кулуару "Бэкстэйдж", средний уклон 35-40 гр., перепад примерно 550 м, экспозиция кулуара запад/северо-запад. Очень интересный рельеф, много дропов, к тому же мне повезло со снегом. В общем начало было отличным и зарядило на весь оставшийся маршрут. После плато связь пропадает.
участок 3
Подъём из долины реки Малая Белая к перевалу Петрелиуса Западный и далее на плато горы Юдычвумчорр. Протяжённость 8 км, набор высоты 670 м. До вершины Юдычвумчорра связи нет.
Внизу останавливаюсь на короткий отдых, солнце светит, связи нет, вдалеке вижу группу туристов на лыжах. На протяженном маршруте очень актуален вопрос подпитки. И если с едой вопрос закрывается батончиками из спортпита, то с водой сложнее. Не тащить же 3-литровый термос. Взял с собой термос на 400 мл и маленькую горелку. На остановках первым делом зажигаю ее и загружаю кружку снегом. Пока снег топится, клею камуса, пью чай из термоса. Полученная вода практически дистиллированная, что не очень помогает от обезвоживания. Поэтому вместо чая использую изотоник - спортивная смесь солей и углеводов. Кипятить не нужно, изотоник достаточно засыпать в теплую воду. Так что за 10 минут можно и отдохнуть, и перекусить и пополнить термос.
На перевал Петрелиуса Западный набита туристическая тропа, иду легко. С перевала - классический путь на Юдычвумчорр. Ребро несложное, но в тени и во льду. Одеваю кошки, меняю палку на ледоруб. Хоть рельеф простой, но натёчный лёд на некоторых участках не даёт расслабиться. С собой брал облегчённый комплект кошек и ледоруб от Black Diamond. Очень удобное и лёгкое снаряжение. Кошки отлично сидят как на треккинговых, так и на пластиковых ботинках.
Время идёт, я тороплюсь использовать светлое время и хорошую погоду. На плато уже сквозняк. Пересекаю плоскую вершину в сторону перевала Орлиный. Связь только на западной стороне плато, с которой видно Имандру. На заходе к перевалу также ловит Мегафон.
участок 4
Спуск на кулуару перевала Орлиный. Перепад около 500 м, средний уклон 45 гр., экспозиция северо-восток.
Заход в кулуар с небольшого карниза, но есть вариант практически без прыжка. 3 раза был здесь, и все три раза был нормальный заход. Это важно, так как возвращаться уже далеко. С собой брал на маршрут небольшую бухту верёвки, но не пригодилась. Выкат из кулуара в локальное понижение, чтобы продолжить катиться, объезжаю его траверсом по склону и выкатываюсь в долину. Дальше лыжи, к сожалению не едут - уклон небольшой, а снег мягкий. Останавливаюсь, чтобы переодеться.
участок 5
Подъем из долины ручья Петрелиуса на гребень Поачвумчорра. Протяжённость 4-5 км (в зависимости от успешности предыдущего выката на лыжах), набор высоты 550 м, Связь в долине отсутствует и появляется только на гребне.
Маршрут я шёл на облегчённом Фишеровском комплекте серии Transalp, собрал его из призовых за 2 Опенкапа. Комплект действительно лёгкий, лыжи Hannibal 100 я тестировал еще в прошлом сезоне, спустился на них с Казбека. Комплектом доволен, для лайтовых скитур-маршрутов - то, что нужно. На жёстких склонах работает только средняя часть лыжи, нос и пятка просто болтаются. Ботинок с вакуумной подгонкой по стопе, но тоже только для лайтового скитура. На серьезном склоне с жёстким покрытием ощущение, что ты в тапках на коротеньких лыжах. Впрочем, мне со снегом повезло, поэтому получал удовольствие не только при ходьбе, но и на спусках. Отдельно нужно сказать про камус - он пластиковый, этакие пластины с насечкой. Отличная вещь, компактнее обычных, не мокнет, держит отлично. Особого скольжения не заметил, но в целом все хорошо, и вверх, и вниз.
Тем временем, солнце уже опустилось над самыми вершинами. Закамусился, заправил себя и термос и двинулся к склону Поачвумчорра. Тень нагоняла меня, но путь подъёма освещался солнцем, которое как раз попадало в понижение перевала Орлиный. Этот подъем идёт по лавиноопасному склону, но снега было мало, можно двигаться между каменными островками и застругами. На гребне начинает серьёзно задувать, иду по нему до удобного спуска, ловлю связь и не мешкая еду вниз.
участок 6
Спуск по восточному склону Поачвумчорра. Протяжённости 550 м, средний уклон 35-40 гр, экспозиция восточная. Можно найти несколько вариантов спуска в зависимости от состояния снега. Склон имеет перегиб, закрывающий нижнюю часть при просмотре с гребня. Поэтому нужно внимательно выбрать точку старта, чтобы не приехать к сбросам. Выкат на снегоходную дорогу.
участок 7
Дорога через перевал Кукисвумчорр, примерно 10 км. Набор высоты на перевал незначительный, путь идёт по снегоходным следам, дорога обычно маркирована вешками.
Вид с хребта Поачвумчорра на участок 7 (дорога через перевал Кукисвумчорр)Солнце уже зашло, заправляюсь и переодеваюсь. Впереди самый утомительный участок - около 10 км по снегоходным следам на камусах. Зато силы уже можно не экономить, идти в одном темпе до победного.
Про остаток пути писать нечего, нужно тупо дойти. Темнеет, включаю фонарь. После перевала появляется связь. Мимо проезжает человек на снегоходе, подъезжает ко мне, спрашивает, нужна ли помощь. Оказывается, это спасатель. Благодарю его и скитурю дальше. Похоже, выгляжу я уже не совсем бодро. На выходе в цивилизацию смотрю на навигатор - 41 км и почти 12 часов пути. Ноги вросли в ботинки, но маршрут удался классный!
Автор: Сергей Шестихин
21 |