17.07.2025 /
Оргкомитет Milano Cortina 2026 представил медали зимних Олимпийских и Паралимпийских игр
16.07.2025 /
Опубликовано расследование обрушения ледника Мармолада в июле 2022 года
15.07.2025 /
Четыре горных района в Альпах открылись для катания благодаря выпавшему снегу
14.07.2025 /
В Мадоне пройдёт первый этап Кубка мира FIS по лыжероллерам и чемпионат мира среди юниоров
13.07.2025 /
Где тренируются горнолыжные команды летом?
SKIGU.RU:

SKIGU.RU:

SKIGU.RU:

SKIGU.RU:

SKIGU.RU:

История горных лыж (45) Персоналии (138) Техника катания (21) Физподготовка (13) Безопасность (66) Лавины (46) Травмы (9) | |
Начинающим (8) Персоналии в сноуборде (8) Техника катания на сноуборде (2) | |
Альпинизм (351) Велопоходы (91) Водный туризм (70) Горный туризм (183) Лыжи летом (69) Скалолазание (64) Треккинг (126) | |
Горнолыжное снаряжение (231) Тесты спортцеха (6) Подготовка снаряжения (16) Сноубордическое снаряжение (21) | |
Сочи-2014 (25) | |
Линии Туюксу 2015 (только фрирайд, только хардкор…)
Теги: Туюксу | фрирайд | freeride | бэккантри
25.06.2015
Автор: Алекс Кузмицкий
В очередной раз раздвигая границы — cвои и мира вокруг…
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Теми маршрутами, которыми заканчивали альп-курс (а это, на минуточку, ни разу не лайт), мы начинали программу Линии Туюксу. Разминались, так сказать. Ребята были к этому готовы. Почти все активно катались этой зимой (40-60+ дней за сезон), приехали заранее, акклиматизировались, разогрелись на простых линиях Молодежки и т.д. Поэтому и пошло все как по маслу.
![]() |
С каждым днем мы повышали и повышали планку. Как посчитал потом Пузан: «У меня было как минимум 6 реальных шансов откинуть коньки, но я ими ни разу не воспользовался».
![]() |
![]() |
Фрирайд в Туюксу, как и почти везде в Больших Горах, начинается со скитура / беккантри. До своей вожделенной линии на спуск с вершины «воооон той горы», еще нужно дойти. И не абы как. От тактики и грамотности подхода порой зависит все мероприятие.
На фото: подъем на пик Погребецкого, на фоне Молодой Гвардии.
![]() |
На подобных проектах снегоступам, по-хорошему, уже нет места. Только скитур (для сноубордистов — сплитборд). Тем более весной, когда кондиция снега гуляет от состояния «бетон», через состояние проваливающегося наста, до «каши», и обратно.
Когда ходить и катать приходится уже на пределе возможностей, в сложных снежных условиях, не до полумер.
![]() |
Тем более что добрую половину времени, снаряды приходится таскать на себе. Рельеф в Туюксу крут, так что, подойдя по леднику к началу крутого взлета, часто приходится «лупить» в лоб.
![]() |
Одна из первых наших линий — прямо по леднику с пер.Иглы Туюксу [D+, 5.1, E3, 45°, 500 м, III]. Сложное ориентирование (много вариантов уехать на сбросы), требует чтобы тебя навигировали снизу. Ну и уровень катания требуется однозначно высокий.
![]() |
Ледорубы, системы, буры — необходимое снаряжение. И, конечно, «холодная» голова на плечах.
![]() |
За пару дней до нас Игорь Подгурский и Виталий Рейдж (Алма-Ата), сделали первопроезд так называемой «Лопаты» (Северный отрог вершины Туюксу). Она очень вызывающе смотрится из лагеря… Мы решили повторить.
![]() |
Вкусная, как бы заманивающая верхняя часть, резко сменяется крутым перегибом посередине горы (50-55 градусов в самом крутом месте) и дальше равномерно круто (45) донизу. Осложнения в виде трещин, ледовых сбросов слева и скальника на выкате внизу, присутствуют [D, 4, E3, 50°, 100 м, III]
Немного проще чем с перевала Игл, но падения крайне нежелательны — сквозить придется до выката.
![]() |
И здесь ледоруб полезен для здоровья! Лыжники либо используют палки со встроенным клювом (Grivel, BD), либо вместе с палкой берут в руку ледоруб. Техника вполне имеющая право на существование.
![]() |
![]() |
Именно на Лопате мы выхватили одно из лучших состояний снега. А все благодаря «мудрости нашего руководства»)). Грамотно выбрали день, подобрали время подъема, выждали наверху пока «подпустит» и т.д. В награду — спуск, который запомниться нам всем.
Причем, в этот же день, рано с утра, мы сделали еще один проезд (скорее всего первопроезд), в кулуаре на Плече Туюксу, но он был лишь прелюдией к этой линии, так что и не стоит вспоминать.
![]() |
Пик Молодежный (4147). За эти дни съехали с него раза 3-4, в разных вариантах.
На фото: кулуар от вершины в сторону жандармов («правее ножа»).
![]() |
Но главной линией на «Молодежке» стала линия «по Лапе» [D, 5.1, E3, 50°, 50 м, III].
![]() |
Снег подсыпали несколько раз. Пришлось даже день «пропустить», просто прогуляться до перевала Тюуксу и обратно, без подвигов. Нужно было дать склонам разгрузиться.
![]() |
![]() |
Но нам этот снегопад был жизненно необходим. Центральные кулуары Игл Туюксу все были в конусах выносов, ехать было проблематично.
Так что ждали, когда же их засыпет новым снегом. И вот, момент настал.
На фото: подъемная скитурная тропа, под четырехглавый кулуар Игл Туюксу. Там где она заканчивается начинается подъем пешком, со снарядами на рюкзаках.
![]() |
![]() |
Внизу — наблюдатель. Тоже ведь чертовски важная составляющая подобных проездов. Без навигирования и ретрансляции (в случае плохой радиосвязи), на многих линиях в районе — сложно.
![]() |
Аня Ханкевич. Специально ждали ее приезда из Ала-Арчи, не катали эту линию. Чтобы сделать первопроезд вместе. И все получилось, как задумывали. Спасибо тебе, Аня, за компанию и терпение!
![]() |
Кондиция снега / поверхности, конечно, подкачала. Крайне нестабильные 10-15 см свежего, на жесткой ледяно-фирновой подложке. И все это на 45-50-градусном склоне.
Каждый поворот — лавина (loose snow av.), плюс возможность потерять контроль и улететь нафиг из-за жесткой подложки. Так что, постоянный слаф-менеджмент и контроль скорости. По большому счету нормальный проезд из всей команды получился у меня, Ани и Кости Бартоша. Остальные, в меру сил старались сохранить лицо и задницы. Но это нормально.
На фото: открываю склон. Спуск по центральному кулуару (всего у него 4 «головы», мы катнули 2 из них). Сложность центрального кулуара — [D+, 5.2, E2, 50°, 200 м, III], правого, который катнули ребята [D, 5.1, E2, 50°, 100 м, III].
![]() |
Вместе с Костей Бартошом (aka rustigillo)
![]() |
Заслуженный вечерний отдых. Играем в «Свинтуса» (аналог UNO), ужинаем, болтаем… Отбой в 21-22, не позже, ведь подъем в 3-4 утра, чтобы выходить по холоду и успеть очередной маршрут до дневной жары.
![]() |
Андрюха Гусаров (Огонь / Fuego!) и Гоша Березин.
Оба — на позитиве и классно гоняют. Можно было бы сказать «наши любимчики», но, черт подери, вся команда такая.
![]() |
Вано Бетанов (aka Африка)… гроза сгущенки. И вообще любой еды. Недаром что пищевой технолог.
![]() |
![]() |
И вот, настало время ЛОКО.
![]() |
Пик Локомотив (4182), виден много откуда в Туюксу, но не так доступен, как хотелось бы, поскольку расположен на небольшом отроге, уходящем в соседнюю долину. И мало на него попасть и спуститься… нужно еще вернуться)). Это целый «великий китайский поход». Для реализации нужна хорошая погода и общий заряд бодрости.
На фото: спуск с Локомотива [AD, 3, E2, 45°, 30 м, III]
![]() |
Вершина представляет собой классическую снежную пирамиду. Восходя на нее, получаешь настоящее альпинистское наслаждение.
![]() |
Возвращение «домой» через южный склон п. Молодежного — один из основных путей. Нужно как-то подняться и остаться живым. Это целая шарада… В целом, можно сказать, что безопасных и простых путей возвращения нет.
На фото: пересечение места схода лавины (сошла только что, дальность выброса 1 км). Нам необходимо попасть на скальный гребень и дальше уже двигаться по нему, в относительной безопасности.
![]() |
![]() |
Одни из самых восхитительных минут (не считая, конечно, моментов спуска по хорошему снегу) — сидеть наверху горы и просто смотреть…
![]() |
![]() |
Люди…
![]() |
Горы…
![]() |
Линии...
![]() |
Это и есть квинтэссенция беккантри-фрирайда. Именно эта смесь представляет собой нужный коктейль. Достаточно убрать любой из компонентов и ничего не будет. Именно так: горы + люди + линии, которые пролагают люди в этих самых горах.
![]() |
Пик Локомотив (слева) и пик Советов (справа). На этих вершинах еще есть по 2-3 шикарных линии для первопроездов, не говоря уже про многие другие. В общем, нужно приезжать еще. На следующий год продолжим.
P.S. Подборка линий и схем района — уже скоро.
![]() |
Фото: Алекс Кузмицкий, Алена Симонова
Другие статьи автора:
![]() |
25 |