06.12.2024 /
Кубок мира по горным лыжам: мужской скоростной спуск в Бивер-Крик, 2024 – анонс, стартовый лист и текущая информация
06.12.2024 /
Зеленый свет Валь д’Изеру: Клеман Ноэль гонится за хет-триком в слаломе
06.12.2024 /
Латыпов, Логинов, Смольский, Бабиков, Резцова и Казакевич выступят в «Гонке чемпионов» в Рязани
06.12.2024 /
Кубок России по биатлону. Шевченко, Резцова, Смольская, Сливко, Дербушева, Казакевич, Сола выступят в спринте
06.12.2024 /
Кубок России по биатлону. Серохвостов, Логинов, Латыпов, Халили, Смольский, Бабиков, Поршнев пробегут спринт
SKIGU.RU:Видео с тренировок
Haute Route – Chamonix – Zermatt, март 2019
Теги: Шамони | Церматт | Chamonix | Zermatt | ски-тур | скитур | ski-tour
07.08.2019
Часть III
День 4: Высшая точка маршрута
Весь маршрут Haute Route построен очень комфортно, набор высоты, прохождение максимальных точек за день, происходит достаточно плавно, а высшая точка Pigne d’Arolla 3796 метров достигается только на 4-5 день. К тому моменту накапливается достаточно акклиматизации, дышится полной грудью, добавляется тренированность, рюкзак перестает тянуть плечи, как в первый день, хоть и весит столько же, удовольствие от процесса приобретает более радужные краски. Маршрут просматривался еще вчера. А утром он виден из хижины как на ладони. На этот переход в 1000 метров в гайдбуках закладывают часов 5-6. После вчерашнего рвать когти рано не хотелось. Они спокойно позавтракали и вышли в 8, скатились по утренней корке пару сотен метров вниз, закамусились и принялись плавно набирать высоту,
разглядывая по правой стороне одну из главных достопримечательностей этого дня Mont Blanc de Chelion, его стена в самом деле очень похожа на Eiger с определенных ракурсов.
Наконец, слева показался Маттерхорн, еще не во всей красе, конечно, но уже и не маленькой черной остроконечной пирамидкой на горизонте. Тут осознаешь, что пройдена уже приличная часть маршрута.
Ключ сегодняшнего дня – ледник Le Serpantine.
Лыжи на рюкзак, ледоруб в правую руку и вперед.
Забравшись на него, остается пол часа через плато на лыжах до самой вершины.
На вершине Pigne d’Arolla ветрено. Долго задерживаться не хочется.
Все, что им оставалось, так это скатиться 600 метров на хижину Vignettes. И все бы было замечательно, если бы не подкравшиеся из ущелья снизу облака, перегородившие, казалось бы простой путь спуска, белой стеной.
Вот эти облака, ничем не примечательные на вид, оказались предвестником яростного шторма, бушевавшего всю ночь.
Видимость ухудшилась мгновенно, а еще через минуту стала метров 10. Коварство спуска с Pigne d’Arolla в том, что нужно попасть в ворота, метров 5 шириной, причем в правильные ворота и в правильном месте. При хорошей видимости и по следам никто даже не придаст значения, насколько это важный момент, проедут и все, мол так и надо, все понятно. При нулевой видимости шансы попасть в эти ворота равны нулю. Левее ледопад, правее спуск на огромное плато, с которого без GPS не выбраться.
Макс, не долго думая, достал GPS и стал вывозить группу паровозиком с дистанцией в 5 метров. Макс вечно торопит, куда-то подгоняет, в хорошем смысле, старается минимизировать время нахождения на маршруте. Давайте дойдем и посидим лучше там, вот его девиз. Этот раз не исключение, им не хватило каких-то 10 минут, чтобы скатиться. Наверное, Макс точно знает, что даже при недельном идеальном прогнозе, локальная Ж обязательно зацепит. Конечно знает, это же его работа, его хлеб, жизнь его самого и команды. Последние сомнения улетучились по приходу в хижину, когда они узнали, что аварии на этом спуске случались и исходы были вплоть до самых плачевных. В этот раз, спасибо Максу, команда в полном составе, пусть и наощупь, до хижины добралась.
После двух дней без связи на высшей точке маршрута в айфон Фила насыпалось такое количество сообщение, что только на их прочтение ушло больше часа. Но работа – это же интерактив, надо же еще и отвечать коллегам. В хижине со связью была засада, ее внутри хижины просто не было. Точнее она была, но рядом. Нужно было выйти из хижины, отойти всего лишь десять метров, выйти из-за укрывающей скалы на гребень, где ветер фигачил поперек со всей пролетарской ненавистью, принять позу человека, пытающегося затолкать слона вверх по лестнице, слушать, когда твой телефон сделает дын дын дын дын, словив и отправив очередную порцию сообщений, и пулей метнуться обратно в тепло.
После этих выходов в «ад» айфон отказывался принимать отпечаток пальца в течение нескольких минут. Данный кульбит Филу пришлось проделать энное количество раз, пока ветер не выдул всю душу из его 100+ кг туши.
День 5: Вишенка на торте
Ураганный ветер бушевал всю ночь и к 6 утра не сильно сбавил свой напор.
Прогноз в моменте показывал 64 км/ч. Уминая кусок серого хлеба с джемом, Фил с грустью наблюдал из окна столовки подъемники и свежеотратраченные склоны в долина Аролла, готовые принять первых ласточек – любителей утреннего вельвета. Невзирая на полутора километровую вертикальную дистанцию, запах свежего утреннего глинтвейна будоражил рецепторы в его ноздрях. Но его мечтам не суждено было сбыться. Команда моментально спалила его замысел. Посрамила за отступнические настроения и напомнила, что Haute Route заканчивается не в Аролле, а в Церматте. Пришлось смириться и в очередной раз выйти в «ад». Благо, с рассветом ветер поутих, но капюшон куртки из гортекса снимать все равно не хотелось.
Завершающий день маршрута представляет собой самый интересный и трудозатратный отрезок пути. В этот день предстояло преодолеть 27 км с набором 1100 метров, состоящие из трех подъемов на три перевала. К этому моменту уже пройдено не мало и тело начинает чувствовать накопившуюся усталость. Но какая-то невидимая сила толкает тебя в гору, молча подсказывая, что вон он финиш, он совсем недалеко, финиш, который настоящий, в Церматте, а не где-нибудь еще. Цивилизация ждет, а охлажденный пивасик, готовый залиться залпом в иссушенное тело, так и рвется выполнить функцию регидрации организма.
Стартовав в 7 утра и скатившись на плато ледника Glacier d’Arolla, они начали свой первый подъем на первое седло сегодняшнего дня Col de l’Eveque 3382 метра.
Ничем особо не примечательный тягун заканчивается на седле, с которого идет короткая скатка на ледник Haut Glacier d’Arolla.
Ночной ураган поработал по ту сторону перевала по полной программе, оставив после себя бетонные заструги, превратившие катание в боковое проскальзывание на кантах и мыслями в голове, только бы не разложиться.
Второй этап сегодняшнего дня – это подъем на седло Col du Mont Brule 3213 метров, при виде которого нахлынули воспоминания из детства, поскольку седло напоминало забор, через который нужно перелезть, чтобы натырить соседских яблок.
Подход же к седлу – это Сковородка на Ленина. Закрытый со всех сторон цирк, при вкатке в который, попадаешь в абсолютный штиль и чувствуешь на себе всю силу ультрафиолета, превышающего норму.
К залезанию на забор уже не привыкать. Лыжи на рюкзак, кошки на ботинки, в одной руке ледоруб, в другой палка и +100500 ступеней, спасибо предыдущим группам, тебя ждут.
На седле снова ветрено. Оделись. Хочется быстрее скатиться вниз, но что-то останавливает. Именно с этой точки и была сделана фотография младшего брата Хан Тенгри.
Налюбовавшись красотами и заточив по последнему батончику Марс с чаем, они встегнулись и укатили на ледник Tsa de Tsan, откуда остается только один путь, наверх, на седло Col de Valpelline 3557 метров.
Это финальный подъем в этой экспедиции, все это понимают, это понимают уже изрядно поющие ноги, слезящиеся от ветра глаза, но тело наполняется невидимой силой, которая толкает их вверх. Они сбиваются с нормального ходового темпа, зачем-то добавляют хода, дыхание становится учащенным, сердце готово выпрыгнуть наружу. Эйфория? Просто хочется скорее завершить этот подъем, после которого только вниз, в цивилизацию, домой. Канты на траверсах со скрежетом врезаются в бетон, периодически соскальзывая, что отнимает приличное количество сил, но они торопятся. И никто не знает, зачем. Просто очень хочется поскорее выбраться туда, откуда видна долина Valais, виден Церматт, видна финишная ленточка всей эпопеи.
Выход из кулуара на Col de Valpelline напоминает минуты ожидания в театральном зале перед премьерой спектакля, билет на которую ты выцепил с большим трудом.
Ожидание момента, когда откроется занавес, и любимые актеры предстанут перед тобой на сцене. И вот оно, занавес начинает медленно подниматься, а точнее белая линия перевала опускается, и на фоне синеющего неба появляются они, красавцы четырехтысячники, окружающие долину Valais.
Команда собирается на перевале. Больше не хочется спешить. Все понимают, что дальше только вниз. Пять дней они топали наверх, а теперь только вниз. Пройдя 7 часов до этого седла от хижины по задутому бетону еще никто не подозревал насколько милостивы Боги Альп и какой сюрприз они приготовили команде. Ночной ураган, бушевавший всю ночь до самого утра, на самом деле собрал весь снег в Альпах и устелил его 20-ти сантиметровым ковром на всем протяжении 15-ти км спуска в Церматт, на всем перепаде в 2000 метров, по которому ты катишь со слезами на глазах, то ли от встречного ветра, то ли от красот, окружающих тебя, то ли просто от обычной человеческой радости. Вперед, вы это заслужили. И они парили по свежему снегу, в душе бушевал какой-то невиданный праздник. И только Фил, проводящий лишь свой второй сезон на лыжах, слегка расстраивался, что не достаточно хорошо катается, чтобы в полной мере вкусить подарок Богов. Ну, а кто был вознагражден с полна, так это Саня, тащивший всю дорогу на ногах абсолютно бесполезные на этом маршруте лыжи 115 талии. Все катили, а он просто плыл.
Они катились под нависающим ледником с Dent d’Herens.
Под западной стеной Маттерхорна, поражающей своим могуществом.
И даже на плоские участки ледника Zmutt, на которых приходилось толкаться палками, уже никто не обращал внимания.
От вида Северной Стены Маттерхорна Кузмича не могла отвлечь даже замерзшее наглухо пиновое крепление, которое так и не оттаяло при спуске в более теплую зону.
В место, где заканчивается снежный покров в Церматте, они спустились в 16 часов 08 минут. Обнимая и поздравляя друг друга, они не ожидали такой прошаренности от народа, который катается в Церматте. Несколько человек, увидев измотанные, но дико довольные лица, а также большие рюкзаки, подошли с вопросом: «Ребята, вы с Houte Route?. WOW. Наши поздравления.»
Пройдя невероятной красоты маршрут, они так и не сделали финального фото в суматохе радости. Они слишком торопились, вдруг поняв на финише, что у них есть лишь 20 минут, чтобы оказаться в поезде, который отвезет их в аэропорт города Цюрих, чтобы успеть на самолет, чтобы в 4 часа утра быть в Москве и в 9 утра в офисе, так и не осознав, что же с ними случилось в прошедшие несколько дней. А эти несколько дней пролетели как одно мгновение, оставив несгладимое впечатление в сердце каждого участника. Они увидели Альпы совершенно с другой стороны, и имя этой стороны – Изнутри.
Я пишу эти строки и понимаю, что концовка получилась немного смазанной, что мы толком не отметили сие грандиозное для нас событие, что мы не сделали памятное фото возле той самой финишной ленточки. Но прошло уже некоторое время, и я понимаю, что все так случилось, лишь для того, чтобы повториться снова. Мы не поставили точку, а лишь поставили запятую, оставив приоткрытой дверь для новых захватывающих приключений.
P.S. За 5 ходовых дней (37 часов на ногах) пройдено около 80 км дистанции с набором 5000метров и сбросом высоты 7000 метров.
Автор: PhLe (Филипп Лерман)
Курорты:
17 |