21.11.2024 /
После 300-дневного перерыва: надежды на возвращение Марко Шварца
21.11.2024 /
Эстер Ледецка перед трудным решением на Олимпийских играх 2026 года
20.11.2024 /
София Годжиа тренируется с Линдси Вонн: особенный момент в Колорадо
Активное мышечное ускорение в современном слаломе и гиганте
Введение
Быстрый спуск лыжника по трассе сопровождается интенсивной мышечной работой. Этому не противоречит известный факт, что спортсмены с более высоким уровнем техники и функциональной готовности мышечную энергию расходуют экономнее. «Экономность» спуска высококлассных лыжников обусловлена тем, что у них сокращения мышц лучше координируются по силе и времени, меньше напрягаются мышцы, ненужные для спуска. Вспомним, как мальчишки подтягиваются на перекладине – по мере приближения к пределу начинают включаться совсем ненужные для подтягивания мышцы живота, ног, шеи и даже лица. Также и в горных лыжах, когда лыжник едет близко к физическому и техническому пределу, возникает чрезмерная и непродуктивная генерализация мышечного напряжения. Мы даже считаем, что степень участия «ненужных» мышц на трассе позволяет судить об уровне техники, физической и психологической готовности спортсменов, а обучение расслаблению может явиться одним из способов повышения мастерства горнолыжников.
Наша, не побоимся этого слова, «теоретическая» работа посвящена анализу некоторых, в принципе, возможных механизмов применения именно дополнительной мышечной работы для увеличения скорости в слаломе и гиганте. Назовем такое ускорение активным мышечным ускорением (АМУ). То, что АМУ используется в слаломе и гиганте, косвенно подтверждается большей скоростью мужчин, которые в среднем превосходят женщин в мышечной силе (психологию и пропорции не упоминаем). Если бы скорость определялась только чистотой следа и «плотностью» проезда к флагу (как считают некоторые авторы, например, Г.Гуршман), то женщины вряд ли уступали бы мужчинам. Кстати, совершенно понятно, что АМУ целесообразно применять только в таких поворотах, которые лыжник «должен» и способен проехать быстрее.
АМУ наиболее наглядно в «коньковых движениях» стартового разгона. Но по достижении «крейсерских» скоростей слалома и тем более гиганта «конек» в чистом виде становится неэффективным и даже вредным. Тем не менее, существует возможность дополнительного ускорения даже при параллельном ведении лыж и связана эта возможность с так называемой «вертикальной» работой лыжников (есть еще один термин, частично годный для обозначения такой работы –пампинг) и наличием на склоне «виртуальных» неровностей.
АМУ на роликах в круглой рампе
Разберем на простом, «не лыжном», примере вполне эффективное и эффектное ускорение с помощью АМУ, а именно, на примере езды спортсмена на роликовых коньках в круглой рампе (Рис.1). Используя только сгибание и разгибание ног, без всяких коньковых движений, роллер способен разгоняться и выпрыгивать намного выше верхнего края рампы, увеличивая запас энергии сверх первоначального уровня. Для этого роллер делает следующее: при съезде вниз он сгибает ноги, благодаря чему глубина «падения» и скорость увеличиваются; затем, перед началом въезда, быстро распрямляется, придавая телу дополнительное ускорение вверх, в направлении предстоящего движения. Такое же, по сути, АМУ используют в хаф-пайпах сноубордисты и лыжники.
Прямой спуск на лыжах. АМУ на буграх
Применительно к слалому и гиганту разберем на двух гипотетических примерах. Первый имитирует относительно продолжительные повороты (Рис.2). Предположим, лыжник спускается по склону с крупными буграми, проезжая от вершины до вершины за обычное для поворотов гиганта время порядка 1 - 1,5 сек. Для увеличения скорости лыжник на вершине бугра, перед началом съезда с него, выпрямляет ноги, приподнимаясь над поверхностью склона (чем выше, тем лучше). Затем во время съезда с бугра приседает, но, подъезжая к дну и на самом дне, вновь быстро, с силой, выпрямляет ноги. Въезжая на следующий бугор, сгибает ноги, но на вершине опять встает и так далее. Ускорение лыжника происходит вследствие: 1) увеличения крутизны съезда центра массы (ЦМ) с предыдущего бугра; 2) уменьшения крутизны въезда ЦМ на следующий бугор; 3) увеличения средней крутизны спуска (без пояснений, что мы под этим подразумеваем); 4) придания телу на дне впадины между буграми (и в конце нисходящей части бугра) дополнительного ускорения, импульса, вверх, к вершине следующего бугра. Движения лыжника на больших буграх напоминают таковые в хаф-пайпе.
На коротких буграх ситуация немного иная (Рис.3). Представим, что на очень пологом склоне лыжники накатали маленькие бугры и неглубокие впадины, по длине сопоставимые с длиною лыж (на лыжных курортах такое часто можно увидеть в траверсах). В прямом спуске лыжник заметно ускоряется, если на нисходящей части бугра или впадины быстро, с силой, выпрямляет ноги. А на восходящей части бугра, наоборот, быстро, с опережением, сгибает ноги, как бы «облизывая» вершину. Скорость возрастает потому, что: 1) быстрое выпрямление ног на нисходящей части бугров, создает дополнительное давление лыж на склон и, суммируясь с силой тяжести, увеличивает вызванное ею ускорение; 2) быстрое выпрямление ног ускоряет лыжника в направлении его движения по восходящей части; 3) быстрое сгибание ног на восходящей части бугра уменьшает давление на него лыж, тем самым, уменьшая тормозящее действие силы тяжести при въезде на эту восходящую часть.
Различия АМУ «на длинных и коротких буграх» обусловлены не только размерами и геометрией описанных «виртуальных» неровностей склона, но и фактором времени. Небольшие бугры (их можно рассматривать как маленькие ямы, или хав-пайпы) проезжаются за короткие промежутки времени и полученного «внизу», на дне, вертикального ускорения достаточно, чтобы легко въехать на вершину следующего бугра («облизать» ее), проехав его восходящую часть со слабой опорой или почти без опоры на снег. А длинные бугры проезжаются за относительно большое время, при котором малоопорный проезд по восходящей части бугра невозможен. Ради справедливости заметим, что при детальном рассмотрении механизмы АМУ на крупных и мелких виртуальных буграх и ямах оказываются во многом сходными.
Механизмы АМУ в горнолыжном слаломе и гиганте
Примеры АМУ в роллерной рампе, «хав-пайпах», на больших и малых буграх иллюстрируют некоторые принципиально возможные механизмы увеличения скорости за счет дополнительной мышечной работы в реальных поворотах слалома и гиганта.
Дело в том, что езду поворотами, даже на абсолютно ровном склоне, можно представить, как преодоление двух типов виртуальных неровностей. Первые и главные - лежащие в плоскости склона «горизонтальные виртуальные ямы» («виртуальные хав-пайпы»), т.е. те самые «дуги поворотов», при взгляде сверху напоминающие роллерные рампы (Рис.4). Вторые – те самые знаменитые виртуальные бугры. Они расположены в плоскости, перпендикулярной склону (описаны в статье по виртуальным буграм) и возникают вследствие неодинаковой крутизны спуска лыжника в разных точках поворота. Здесь лишь кратко упомянем, что виртуальный бугор в каждом повороте представляет собою сочетание собственно бугра и следующей за ним впадины. В боковой проекции виртуальные бугры представляют вытянутую S-образную кривую (Рис.4; на нем изображены два крутых сопряженных поворота и, с соблюдением приблизительных пропорций, соответствующие им виртуальные бугры, которые возникают на склоне крутизной около 30°).
Не отвлекаясь от основной темы, скажем, что расположение вершин и впадин виртуальных бугров легко определить на траектории поворотов (на Рис.4 соответствующие точки поворотов и бугров связаны пунктиром).
Все описанные выше механизмы АМУ в той или иной мере могут использоваться в слаломе и гиганте, по сути, представляя собой усиленную - в определенных частях поворотов - вертикальную работу лыжника (для этого отчасти годится и другой известный термин – «пампинг»), т.е. активное сгибание и разгибание ног, а также туловища. Понятно, что направление движений вертикальной работы относительно плоскости склона меняется в зависимости от наклона лыжника (крена) внутрь поворотов. Т.е. реальное АМУ имеет место не в плоскости, а в сложно-искривленной поверхности, очень трудной для анализа. Поэтому нам представляется, что в настоящий момент проще и целесообразнее рассматривать движения АМУ не в упомянутой мудреной поверхности, а в двух взаимно перпендикулярных направлениях: перпендикулярном склону - на виртуальных (вертикальных) буграх и параллельном склону (в плоскости склона) - в виртуальных (горизонтальных) ямах. Назовем такие АМУ, соответственно, горизонтальным и вертикальным АМУ. Для этой цели вероятно, подойдут и простецкие термины, типа – «АМУ в ямах» и «АМУ на буграх». Поскольку глубина виртуальных ям намного (в разы) больше высоты виртуальных бугров, то «горизонтальное АМУ» в большинстве случаев эффективнее «вертикального АМУ».
Мы полагаем, что в слаломе и гиганте среди всех механизмов АМУ самый эффективный - «отталкивание от дна». Будь то дно виртуальной ямы или дно впадины виртуального бугра.
На Рис.4 видно, что дно горизонтальной виртуальной ямы расположено в области огибаемого флага, а впадина вертикального виртуального бугра – приблизительно на ¼ поворота (имеется ввиду угол поворота) соответственно раньше и позже. Этим фактором и определяется расположение области поворотов, в которой АМУ должно быть наиболее действенным. Отталкивание от дна в «горизонтальном АМУ» эффективно в области немного до и сразу после огибаемого флага, а в «вертикальном АМУ» - приблизительно на ¼ поворота позднее. На Рис.4 эти области поворотов обозначены соответственно розовым и красным цветом. Таким образом, зона эффективности такого механизма АМУ, как «выталкивание от дна», занимает около четверти поворота в области огибаемого флага и немного ниже его. В целом, это соответствует современной тенденции – «… лыжи должны быть загружены над линией падения склона, или, по крайней мере, при входе в нее». Кстати, если рассматривать траекторию поворотов «в виде сверху», то четко видно, что «выталкивание от дна» виртуальной ямы, придает лыжнику ускорение не только к центру поворота, но и, частично, в направлении движения в окончании поворота. Этот вид АМУ должен быть, в принципе, эффективнее в более искривленных поворотах.
Нельзя скидывать со счета и такой механизм АМУ, как увеличение средней крутизны спуска. Особенно в гиганте. Именно в нем наиболее часто можно видеть, как в начале поворотов горнолыжники едут распрямленными, а затем плавно и относительно медленно увеличивающийся наклон к центру поворота (крен, заклон) позволяет въехать на вершину виртуального бугра с довольно высоко расположенным центром массы (ЦМ). Однако на дно виртуальных ям лыжники въезжают, по возможности, приблизив ЦМ к склону, в основном, за счет сильного наклона к центру поворота и сгибания ног. Далее во впадинах виртуальных бугров они с силой выпрямляют ноги, что позволяет сочетать выталкивание ЦМ вверх от склона с толчком ЦМ в сторону направления движения в следующем повороте.
Как выполнять АМУ
Выталкивание от дна – термин, вероятно, не самый удачный. Поскольку ассоциируется, во всяком случае, у нас, с чем-то слишком быстрым, резким, судорожным, очень кратковременным. На самом деле, ежу и нам понятно, что в реальности это действие растянуто во времени и должно быть плавным, по возможности, сохраняющим чисто резаное ведение лыж. Действительно, резкое выталкивание может вызывать срыв лыж с нарушением чистоты следа резаного ведения.
Однако, отметим одно, на первый взгляд, парадоксальное обстоятельство. При начавшемся срыве лыж выталкивание от дна как раз и может и, вероятно, должно быть резким. Ведь в данном случае оно используется не только для АМУ, но и для компенсации сноса ЦМ наружу поворота. А резаного ведения при этом все равно уже нет.
Предвидим возражение – какое выталкивание, когда нагрузки на ноги столь велики, тут наружную ногу не согнуло бы. Это справедливо. Но кто сказал, что АМУ применяется во всех типах поворотов. Имеются и контролирующие повороты, в которых, как мы полагаем, не ставится техническая задача ехать с ускорением. Кроме того, не забудем, что АМУ может применяться и в верхних, слабее нагруженных частях поворотов. Во многом именно поэтому горизонтальное АМУ – выталкивание в виртуальной яме – теоретически должно быть наиболее эффективным в зонах поворотов «до огибаемого флага».
Заключение
Если читатель добрался до этих слов, то изложенное было ему не совсем безразличным. Надеемся, что наш анализ АМУ окажется хоть в чем-то полезным и тренирующим практикам, и ищущим спортсменам, и фанатам-любителям.
P.S. При необходимости читателю не составит труда самому подробнее рассмотреть механизмы и нюансы АМУ.
Автор: Александр ГАЙ
Другие статьи автора:
20 |
Степанычъ
|
"Если бы скорость определялась только чистотой следа и «плотностью» проезда к флагу (как считают некоторые авторы, например, Г.Гуршман), то женщины вряд ли уступали бы мужчинам" Жизнь показывает, что женщины уступают мужчинам там, где совсем не надо прилагать дополнительных физических усилий. Например в скоростном спуске, спидскиинге, в шахматах))) Проблема понимания механизма дополнительного ускорения существует. Единственное, в чем все согласны, что лыжник должен ускоряться там, "где должен и может" |
Tsapel
|
Немного перекликаются с данной статьей слова одного авторитетного тренера по поводу техники. Смысл примерно следующий: - В повороте работают корпусом, отталкиваясь от лыж, как от платформы. Техника поворота: - ушел от лыж. - положил бедро на склон. ОЧЕНЬ интересно бы было услышать мнение экспертов , в частности, Bitusа и DYNA. |
Степанычъ
|
А не эксперту можно? Если посмотришь на видео сильных спортсменов, то загрузка сопровождается "приходом" к лыжам. Субъективно ты сопротивляешься этому "приходу, стараешься держать нагрузку и возникает ощущение ухода С таким же успехом можно говорить "ушел от стелек ботинок" и положил бедро. Если же дело происходит в состоянии полета, то лыжи "отталкиваются" от корпуса перед загрузкой По теме. Концепция "виртуальных бугров, изложенная автором," была раскритикована раньше. Поэтому его подход к способу ускорения не вызывает энтузиазма. |
Tsapel
| ||
| ||
Степанычъ
|
На склоне средней крутизны, от 15 град например. уже нет надобности выталкиваться, там продолжают сгибать ноги, чтоб далеко не выкинуло. А на пологом. действительно. так. Яркий пример - Андрейченко. Еще можно в начале ускоряться , когда со старта. Тут важно, в какой части дуги у тебя цМ в наинизшей точке У спортсменов это у вешки условно, а у большинства любителей при переходе из поворота в поворота, т.е на пол поворота ниже При езде по горизонтальной поверхности изменение крутизны склона , естественно не происходит, однако виртуальные бугры прекрасно возникают |
Tsapel
| ||
| ||
Степанычъ
|
Есть какая-то критическая величина крутизны склона, думаю градусов 8-10, выше которой не смысла толкаться, а лучше скользить, а на более пологом требуется ускоряться Иначе остановишься.. Андриенко ускорялся не выше флага, а у флага, в самой крутой части дуги, делая усилие поперек ЛПС |
Tsapel
|
Да, согласен. С другой стороны, короткий поворот - это и есть короткое отталкивание от лыж. Ну, можно его так интерпретировать. А Андриенко отталкивался, но ему накатил тот, кто этого не делал |
Степанычъ
|
Отталкивание, пока скорость недостаточна. А потом. когда достиг своей крейсерской скорости. надо прекращать отталкивать, и начинать контролировать скорость. На хорошем склоне это уже у третьих ворот. наверное, |
Bitus
| ||
Еще не сказано , каким образом уйти от лыж. То есть это нельзя считать исчерпывающим описанием современного поворота. Но ускоряющая его часть лаконична и верна. | ||
GeorgeG
| ||
Интересно где Грег говорил, что только чистотой и плотностью? А про АМУ можно было бы по моему намного проще и короче написать, не такая уж и важная штука для серьезного спорта, да и мне как то интереснее как любителю побеждать без этого, все равно в 40 сложно достичь кондиций как в 25, там более если их в 25 и не было... "Если бы скорость определялась только чистотой следа и «плотностью» проезда к флагу (как считают некоторые авторы, например, Г.Гуршман), то женщины вряд ли уступали бы мужчинам" и оригинал: "...контакт с древком ворот в гиганте, в общем-то, не принципиален. Для скорости важна правильная траектория и чистая дуга." Блог ГГ. Есть разница? и ничего про только.. Уважаемый сетевой ресурс должен быть точен и достоверен. | ||
DYNA
|
Гоша ! Твой подзащитный меняет показания не реже одного раза в месяц )) Ахах А вообще, любые отсылы к Графоману Грише делают любую, даже самую правильную мысль, посмешищем. Вот как то так :o |
GeorgeG
|
Ты не понял, я больше за ресурс болею. Лучше уж тогда не ссылаться. На счет что кто меняет не знаю, Грег не более чем остальные. В данном случае правда не видел чтоб у него мнение менялось.. Цитат есть? |
DYNA
|
Я всякую фигню не цитирую. А ресурс только выиграет если этот шарлатан не будет здесь упоминаться ни в каком виде. |
GeorgeG
|
У меня, по хорошему, оба упомянутых автора и написавыший статью, которую мы осбуждаем и Грег, вызывают разные вопросы. Но ни про одного из них я бы не стал высказываться в таком духе, опять же из уважения к ресурсу Скигуру да и из общих каких то принципов. Не считаю себя в праве... Ну а так, я тебя понимаю, зачем ссылатся и упомянать автора, если его труд считаешь недостойным или не верным? Ну а если уж ссылаешься - будь конкретен и конструктивен, чтоб к самому вопросов не было. |
Степанычъ
| ||
| ||
Tsapel
| ||
И Секо Асахара много книг написал. В его отношении тоже будем корректны и конструктивны? :D :D | ||
Bitus
| ||
| ||
Jora
|
Я поддержу ВиктОра и тренера ВитькА - активное прохождение поворотов с ускорением на крутяке не менее важно, чем на пологом. Среди многих аспектов выделю два: 1) При активном прохождение чистота ведения выше 2) Активное проходжение дает ощущение уверенности и контроля Да и важность активного прохождения, КМК поняли уже очень давно, достаточно сравнить на крутых закрытых участках трасс Стенмарка с конкурентами. |
Степанычъ
|
Кто ж возражает против активности? Никто. Активность и ускорение за счет мышечного усилия это разные вещи. Ускорение в смысле увеличения линейной скорости..т.к торможение или изменение направления движения это тоже ускорение. Берем типичное видео и смотри, на какой сек. человек ускоряется. Видео типичное для ТОП спортсмена. Давай Жора. расскажи, где и за счет чего девушка ускоряется Заодно скажи. до какой скорости ты собираешься ускоряться |
Степанычъ
| ||||
Если ты ускоряешься, значит в повороте ты сбросил больше скорость. чем нужно, т.е допустил ошибку. Также и на лестнице ты мог остановиться, а потом ускориться. | ||||
Jora
|
Степаныч, не напускай туману :) . Если уж и проявлять какую активность на трассе, то лучше в смысле ускорения, не отвлекаясь на присутствующих вдоль трассы персон :) . А как это делать, я тебе не скажу - а то еще обыгрывать начнешь... |
Степанычъ
|
ну, то что я тебя обыгрывать начну, я не сомневаюсь, т.к сам знаю что делать.))) Активность+минимум ускорения за счет собственных мышечных усилий. Мне хватит силы земного притяжения. Я так и не понял, до какой скорости ты собираешься разгоняться? чтоб только в Абзаково победить или еще сильней?)))) Жора, а, вот. скажи, какую трассу ты быстрее проедешь, которая на 20-ти град склоне или на 30-ти? Геометрия трассы одинакова |
gordy82
|
Мож что неправильно напишу, но мое понимание Ускорения это работа пальцы-плюсна-целая стопа и удержание передне центральной стойки Помидорами не кидаться |
DYNA
| ||
| ||
Bitus
|
Не ставят, слава Богу, одинаково на 30 и 20 град, потому что на 30 град надо закрыть, или все, включая Жору, будут тормозить. Такое бывает, кстати, и на 12 град, не далее, чем в Абзаково. Постановщик, сволочь, всегда может испортить удовольствие от старта. А если стоит все же адекватно, то мы претерпеваем в каждом повороте цикл разгон-торможение, причем последнее не потому, что боимся и специально притормаживаем, а потому что едем не по прямой а после флага- вообще условно в гору. До линии падения разгон, после- торможение. Потому хотябы, что после ЛП трение лыж резко возрастает из-за роста давления и уклон падает, а до ЛП уклон растет и трение меньше из-за меньшего давления. Пасхальными яйцами не кидаться!)) И разгон по трассе до бесконечности происходить не будет даже при полном нашем желании и отсутствии страха и присутствии всего остального- мы едем не по 20-градусному склону напрямую, а по существенно меньшему уклону, постоянно меняющемуся из-за поворотов и отклонения от ЛП, помимо того даже при идеальном ведении лыж трение существенно выше чем при прямом спуске. Конечно, дурная постановка, ориентированная, к примеру, на слабых лыжников, может привести к необходимости тормозить для сильных. Но это уже не к лыжникам претензии.... |
Bitus
|
.
Вот, например на ролике неизвестный лыжник ;) активно ускоряется в каждом повороте. Трасса умеренно закрытая. уклон около 15-17 град. |
gordy82
| ||
Уже ляшки качаю :) | ||
Степанычъ
| ||
Ты ж сам сказал, что путь в слаломе всего на 10% длиннее длины склона. И это верно. Значит крутизна всего на 10% меньше, т.е не 20 град, а 18.)))) Виктор, ты когда бежишь по лестнице вниз, думаешь о торможении или нет? Все таки, на каких секундах разгоняется Вонн и за счет чего? Зачем молчите?))) А на твоем положняке дополнительное ускорение приобретается во второй части дуги, а не первой. | ||
gordy82
| ||
| ||