03.11.2024 /
Илка Штухец входит в сезон Кубка мира по горным лыжам с новой командой
03.11.2024 /
Сборная Италии начинает интенсивную подготовку к слалому Кубка мира в Леви
03.11.2024 /
Биатлонист Латыпов занял второе место на соревнованиях по лыжным гонкам в Алдане
03.11.2024 /
Даниил Серохвостов: «Самый большой плюс в подготовке – не попал в больницу летом. Повезло»
SKIGU.RU:Видео с тренировок
SKIGU.RU:Гардениссима 2024. Самый длинный в мире гигант
SKIGU.RU:Хиршер
SKIGU.RU:Набор в школу инструкторов в Архызе
SKIGU.RU:Про Кубок Мира
SKIGU.RU:Интервью с Pepper customs
Ещё немного о креплениях
Теги: крепления | горнолыжное снаряжение
21.01.2014
VERMONT SKI SAFETY – организация, занимающаяся разработкой и производством оборудования в области лыжной безопасности, проведение обучающих семинаров и курсов, в том числе и для механиков, обслуживающих и настраивающих крепления. Ещё они отвечают на вопросы. И на один из вопросов о креплениях дали такой развернутый ответ, что я счел полезным перевести его для нашего читателя.
FAQ#5: Если мои крепления время от времени непредвиденно срабатывают, на сколько единиц я должен увеличить затяжку?
Тема для обсуждения: Нужно отделить проблемы железа от проблем самого лыжника (в оригинале: Separating Hardware from Software Problems).
Ответ: Отложите пока отвертку в сторону и прочитайте нижеследующее:
Большинство проблем с держанием не связаны с установленными значениями усилий раскрытия креплений и многие не связаны даже с креплениями вообще. Часто срабатывание креплений, держание лыжи или даже качество катания определяются самим лыжником и не связаны с железом. Обсудите свои проблемы с хорошо обученным и опытным механиком. Если вам трудно найти магазин, где вас станут слушать, проверьте наш список магазинов, которые посылают свой персонал на специализированные курсы механиков креплений для лыж и сноубордов. Если они и не смогут сразу дать ответ, то, по крайне мере, подскажут идею относительно того, где искать проблему.
Эффект Храповика. Хорошим примером стремления быстро перенастроить крепления является то, что мы называем «эффектом храповика» на винте регулировки усилия срабатывания креплений. Спортивные крепления затягиваются по множеству причин (в большинстве, неверных), но крайне редко ослабляются. Все исследования показывают, что величина нагрузок, прикладываемых лыжником к головке современных креплений, падает с ростом скорости (даже в соревнованиях), тем не менее, вся вина за проблемы с держанием (ложные срабатывания) возлагается обычно на установки срабатывания. Долгое время спортсмены всех уровней используют всё увеличивающиеся установки срабатывания, обычно и на головке и на пятке, для решения проблем реальных или воображаемых. Это процесс ускоряется даже просто слухами о чьём-то неудачном опыте.
ВНИМАНИЕ: Последующие дискуссии должны мотивировать читателя быть наблюдательным, чтобы иметь возможность корректно описать проблемы с креплениями квалифицированному механику магазина. Гипотетические проблемы с железом крайне редки, особенно на хорошо настроенном экипе. Однако софтверные проблемы, описываемые ниже, могут быть реальными для каждого лыжника, даже использующего самые современные крепления. Чтобы механик магазина мог диагностировать ваши проблемы с ложными срабатываниями, крайне желательно предоставить ему важные моменты информации:
- Что вы делали непосредственно перед тем, как сработали крепления?
- Что произошло с лыжей непосредственно после срабатывания?
- Каким образом вы упали?
- В каком положении находилась пятка креплений, когда вы её подобрали?
Проблемы железа
Эффект гибкости (FLEX Effect). Ложные срабатывания, испытываемые спортсменами и лыжниками экспертного уровня, часто могут быть результатом неспособности креплений сохранять одно и то же расстояние между носком и пяткой во время быстрого сгибания и разгибания лыжи. Мы называем это «эффект гибкости» (или «бессиловое раскрытие» (Effortless Release)). Наиболее общей причиной является недостаточно активная работа механизма прижатия ботинка к передней головке (forward pressure mechanism), расположенного в пяточной части креплений. Если он не успевает отрабатывать изменения расстояния между носком и пяткой, образующиеся при изгибах лыжи, то между ботинком и креплениями может образоваться зазор, позволяющий ботинку выскочить из креплений без их раскрытия. Увеличение усилий срабатывания в носке или пятке никак не влияет на этот эффект и может даже его усилить.
«Вялый» механизм прижатия в пятке. Если лыжа после ложного срабатывания креплений продолжает двигаться в том же самом направлении и пятка креплений остаётся нераскрытой, это может быть как раз эффект гибкости. Большей частью ваш механик может решить проблему, просто почистив, смазав и правильно настроив механизм прижатия. Однако, для некоторых моделей креплений сильное взаимодействие нижней части пятки креплений и верхней поверхностью лыжи может потребовать использования небольших прокладок под пятку креплений, чтобы слегка приподнять её.
Толстые лифтеры и мягкие лыжи. Проблема может быть усугублена излишне толстыми лифтерами под креплениями или излишне мягкой в средней части лыжей. Если вы чувствуете, что нуждаетесь в лифтерах, выбирайте крепления со встроенными лифтерами, а если вам нравятся мягкие лыжи, то вам лучше подбирать модели креплений, где носок и пятка соединены металлической лентой или мостом. Такие крепления спроектированы так, что позволяют пятке или носку или же обоим вместе слегка смещаться относительно лыжи, Что существенно упрощает задачу пятки удерживать ботинок. Обычно такие крепления именуются «free flexing».
Эффект ГУДИНИ (HOUDINI Effect). С другой стороны, если пяточная часть лыжи найдена в закрытом состоянии, и вы твердо уверены, что при срабатывании креплений были наклонены вперед, проблема может быть в недостаточном давлении прижатия. В этом сценарии, который может быть назван «эффектом Гудини», пятка начинает открываться вверх и ботинок оказывается в наклонном положении. Достаточно небольшого обратного прогиба лыжи, чтобы слегка сместить пятку назад, и ботинок выскользнет из пяточной чашки вверх. Не до конца расстегнутая пятка тут же вернётся назад в закрытое состояние, маскируя своё участие в инциденте. Обычно такие условия могут быть воспроизведены механиком в магазине при помощи тестовой машины. Если эффект подтвердился, то обычно достаточно почистить и смазать механизм прижатия и увеличить усилие прижатия. Однако, если пружина, обеспечивающая прижатие, сломалась или ослабла, то придётся заменить пяточные части, или, что вероятнее, крепления целиком.
ДЖЕТ Эффект (JET Effect). Недостаточное давление прижатия может также приводить к ложным срабатываниям при катании по буграм. В этом случае лыжи «покидают» ваши ботинки и выстреливают вперед и вверх, как только вы переваливаете через бугор. К этому склонны крепления, которые имеют дополнительную возможность открытия носка вверх, особенно те модели, где усилие открытия носка вверх контролируется тем же механизмом прижатия ботинка. Впрочем, модели, не имеющие раскрытия носка вверх, тоже могут быть этому подвержены. При наезде на бугор лыжи значительно сгибаются и резко разгибаются при съезде с него. Проблемы, связанные с этим уже обсуждались выше, в разделе про эффект гибкости.
Проблемы лыжной техники
Эффект ЛУКА (BOW Effect). Однако, если лыжи после срабатывания креплений остаются на месте или отбрасываются назад, это может быть совершенно другая проблема. Плохая или неподходящая техника может вызвать ложное срабатывание креплений практически при любых установках срабатывания. Эффект назван так по аналогии с луком, который стремится выскользнуть из рук лучника, когда тот натягивает на него тетиву. Лыжник, при наезде на бугор или канаву также сгибает передние части лыж, что и вызывает отбрасывание лыж назад при их освобождении.
Плохая техника вызывает открытие пятки. Ложное срабатывание креплений может быть спровоцировано самим лыжником, если он позволит голеням сгибаться вперед, в то время как передние части лыж резко сгибаются вверх. Наиболее вероятно ложное срабатывание у частично загруженной лыжи. Плохая координация движений при наезде на бугор или канаву, вызывает у лыжника, который до того находился в ровной и сбалансированной стойке, мгновенное напряжение голеней, которые тянут пятку вверх и открывают её без сколько-нибудь заметных усилий. Это классический пример плохой техники, которая может быть исправлена только посредством обучения. Увеличение усилия срабатывания пятки – это плохое решение. Как показывают наши тестеры, этот сценарий может быть воспроизведен даже при усилиях срабатывания, существенно больших, чем те, что предлагаются производителями креплений широкой публике.
Широкий носок, узкая талия и мягкая лыжа. В теории «эффект лука» наиболее присущ мягким лыжам с широким носком и узкой талией, особенно, когда они используются в условиях, которые позволяют лыже продавливать снег под ботинком. Но реально у каждой лыжи есть потенциал для воспроизведения этого эффекта, если она неправильно используется.
Вы не можете компенсировать «эффект лука». Для лыжников, которые не в состоянии распознать, что то, что с ними происходит, и есть «эффект лука», «эффект храповика» составляет реальную опасность. В лаборатории мы проводили симуляцию «эффекта лука» и сравнивали результаты с симуляцией классического падения вперед. В этих тестах нагрузка, испытываемая тестовой ногой (искусственной, конечно), при падении вперед более чем в четыре раза превышала нагрузку при симуляции «эффекта лука». Урок должен быть ясен – если вы пытаетесь компенсировать «эффект лука» путем увеличения усилия срабатывания пятки, вы подвергаете свои ноги риску при любом падении вперед, и при этом не решаете свои проблемы с держанием.
Эффект СУПЕРМЕНА - другая проблема техники, создаваемая и управляемая непосредственно лыжником, которую многим нравится называть «эффектом супермена». Проблема наиболее часто возникает на относительно невысоких скоростях и обычно усугубляется состоянием снега. Установки срабатывания креплений базируются на нагрузках, возникающих при катании на лыжах в условиях ото льда до пухлого целинного снега. Используя аналогию с самолётом, движения, которые вы выполняете при различных маневрах, это, преимущественно, тангаж (pitch) (движение ваших колен вперед и назад) и рыскание (roll) (движение ваших колен из стороны в сторону). Но никак не рыскание (yaw) (вращение стоп вправо и влево в плоскости склона). Последнее подключается только во время фазы перехода из одного поворота в другой.
Значительный вращающий момент не требуется для управления лыжами. Это более погрешности техники, свойственные лыжникам, решающим проблемы техники за счёт силы. Приложение больших крутящих нагрузок приводит к нескоординированному повороту, потере скорости и лишней затрате усилий. Или же к срабатыванию головки креплений в результате приложения значительных вращающих усилий. Возможно, следует поработать над своей техникой, прежде чем браться за отвертку.
Перенастройка креплений
Когда следует изменять настройки креплений. Если лыжа отстёгивается, уходит в сторону и переворачивается, и пятка находится в закрытом состоянии, вероятно, что случилось реальное (а, возможно, и необходимое) срабатывание носка креплений. Аналогично, если вы падаете вперед, а лыжа падает позади вас, и вы находите пятку открытой, у вас, вероятно, реально сработала пятка (возможно, по необходимости). Если вы чувствуете, что срабатывание креплений не было необходимым, проблема существует, и если вы с вашим механиком исключили всё, описанное выше, это, может быть, как раз момент, чтобы заново оценить настройки ваших креплений.
Как переквалифицировать себя. Вы можете наиболее легко изменить свои настройки через магазинную практику, изменив свой тип лыжника. Чарты классификации предусматривают три типа лыжников: I, II и III. Но нет никакого смысла затягивать головку креплений, если имеются проблемы с пяткой. Вы можете переклассифицировать себя в соглашении о предоставлении услуг магазина, используя слэш [ / ], чтобы отделить установки носка от установок пятки. Так, если Вы относили себя к типу II, и Вы решили, что нуждаетесь в большей затяжке пятки, Вы можете классифицировать себя сами как II/III. Повышение своего типа на одну категорию ведет к повышению моментов срабатывания креплений примерно на 15%. Но помните, что при этом повышается и риск получить травму нижних конечностей при падении.
Перекалибровка ваших креплений к новым параметрам настройки. После указания вами новой классификации ваш механик обратится к чарту производителя креплений, чтобы определить новые начальные значения индикаторов настройки креплений. В дополнение к обозначенному вами типу, лыжника, механик принимает во внимание ваш вес, рост и возраст. После установки начальных значений механик помещает лыжу в тестовую машину и начинает определять реальные моменты срабатывания креплений и сравнивать их с указанными в том же чарте. При необходимости он производит точную настройку креплений, так чтобы каждое из частей креплений срабатывало при значениях моментов, соответствующих указанному диапазону. Конечные значения показаний всех индикаторов механик фиксирует в соглашении.
Промаркируйте ваши лыжи, чтобы не забыть установки. Если у вас нет проблем с ложными срабатываниями, то вы могли бы поэкспериментировать с более низкими значениями усилий срабатывания. Но в любом случае, чтобы не забыть сделанные механиком установки, мы рекомендуем записать их непосредственно на лыже несмываемым маркером, например, между носком и пяткой креплений.
Рекомендуемый формат записи для приведённого выше примера:
II = [x]
III = [x], где х – значение соответствующего индикатора.
Таким образом, вы сохраните и выбранный вами тип лыжника и показания индикаторов, установленные в магазине. Теперь вы можете сами делать временные изменения установок для эксперимента, и при необходимости вернуть их к оригинальным значениям.
Предостережение. Тип лыжника – термин, призванный помочь вам лучше общаться с вашим механиком. Каждое определение имеет две части. Первая часть содержит общие описания, которые относятся к каждой классификации. Вторая часть это предупреждение о компромиссе, возникающем при всяком выборе типа лыжника. Хотя эта часть является прямым следствием вашего выбора, первую следует рассматривать как полезный совет, который, может быть, подходит и не для всех. Поэтому не следует рассматривать ее как нечто жесткое, а как работу над совершенствованием, которая может быть пересмотрена при необходимости. Новое определение, которое было развито в последние годы для тех, которые не могут быть удовлетворены типами лыжника от I до III, является тип I (-) для параметров настройки ниже, чем было бы обеспечено типом I лыжника и III (+) для параметров настройки выше, чем было бы обеспечено типом III лыжника. Такие параметры настройки назвали «по требованию» и их можно требовать, когда все другие варианты уже исчерпаны.
Перевод: Игорь Изыльметьев
Другие статьи автора:
11 |