19.09.2024 /
Cезон в сноубординге стартовал в Китае с новых площадок
19.09.2024 /
В Италии завершился ЧМ 2024 по фристайлу
19.09.2024 /
Александр Катышев - абсолютный победитель девятого этапа Кубка России по ВМХ
19.09.2024 /
Евгений Устюгов стал серебряным призером многодневной гонки For Rangers Ultra в Кении
19.09.2024 /
Спортивный фестиваль на курорте «Ведучи»
SKIGU.RU:Кирилла (ГБ) с Днем Рождения!
Марокко - скалолазание в каньоне Тодры. Зеленый чай с мятой
Теги: Марокко | скалолазание | каньон Тодра
08.06.2013
Этот очень объемный рассказ рассчитан на людей, которые планируют поехать в Марокко полазить по скалам в каньоне Тодра. Если вас интересует только полезная информация - предлагаю вам обратить ваше внимание на абзацы курсивом. Всё остальное - бесполезная информация для тех, кто любит путешествовать и любит про путешествия читать. Это все... приятного времяпрепровождения.
Часть I
Пыльная дорога и выцветший серый "Пежо" удивительно гармонировали друг с другом. Ошметки мусора на обочине все еще мозолили глаз, но по опыту уже знал, самое позднее на третий день сознание перестанет воспринимать эти недостатки окружающей меня действительности и погрузится в безумную палитру красок и запахов Магриба.
После прошлогодней поездки в Марокко осталось чувство недоделанного, не были посещены цветущие миндальные сады, не была съедена вареная баранья голова, а самое главное - не был сорван и съеден апельсин с дико растущего апельсинового дерева. Детские мечты следует реализовывать, вот и пришлось мне вновь поехать в северную Африку...
Попасть в Марокко просто. Из Европы есть регулярное авиа сообщение с тремя основными аэропортами страны. Вы можете прилететь в Марракеш круглый год, в сезон морских отпусков из Европы летают многочисленные чартеры в Касабланку и Агадир. Чартер существенно дешевле линейного рейса. Имеет смысл сравнивать цены.
Современные "арабские барды" на вечерней площади Джема-эль-Фна. Это место, расположенное в сердце Медины, современный коммуникационный и развлекательный центр города. А между тем прошлое у площади невеселое: в 10 в. здесь обезглавливали и преступников. Бывало, что за день казнили по 40-45 человек и их отрубленные головы развешивали на городских воротах!
В поездку мы отправились впятером. Два альпиниста, одна альпинистка "временно не активная" и два альпинистских ребёнка, одна трех и один полугода возрастом. В связи с этим и была построена вся наша последующая логистика. У нас был автомобиль французского производства формата "пирожковоз", только комфортабельный и остекленный. Я прилетал в Марракеш, а все остальные в Касабланку. Встретились в центре Марракеша где то по середине между лавками ключных дел мастеров и рядами торговцев волшебными снадобьями.
В первое посещение мы не устояли перед соблазном поесть эти, гигиенически не очень убедительные продукты местной кулинарии. Но если оказаться вблизи марокканских кибиток, то пройти мимо просто невозможно!
На площади Джема-эль-Фна жизнь бьет ключом. Зазывалы пытаются убедить нас, что апельсиновый сок у Хасана гораздо апельсиновей чем у Махмуда, и в результате они начинают перебрехиваться с Аббасом, у которого мы и заказали свежий грейпфрутовый сок. Все захватывающе любопытно. И только Гафур тихо шипит на нас за то, что бесплатно сфотографировали его беззубую кобру...
Следующее утро наступило довольно скоро. Оно началось с умывания Кати в фонтане нашего риада. Если кто-то не верит, может потребовать у меня фотографические доказательства. После быстрых сборов и медленного выбирания из пробок мы направились на юг, на встречу с Атласкими горами. Проехав предместья Марракеша, мы довольно быстро оказались на магистральной трассе, соединяющей север и юг страны.
Дорога петляет через бесконечные поселки и ущелья, медленно поднимаясь к перевалу Тизи-н-Тишка (2260 м.). Каждый серпантин приближает нас к цели, но пагубно влияет на детское пищеварение. Кате всего три, поэтому она не может аргументированно рассказать нам, как её тошнит уже от всего этого "альпинизма", поэтому с присущей детям прямолинейностью она аргументирует буквально - на спинку переднего кресла машины.
Для отдыха ушли на берег реки и с пригорка швыряли камни в кусты. У Кати получалось добрасывать до кустов, у Андрея до речки. Между кустами и речкой, как потом выяснилось, проходила тропа из школы в кишлак, но к счастью берберские дети с пониманием отнеслись к нашей забаве и терпеливо дождались окончания камнеметания, после чего без доли осуждения продолжили свой путь домой.
В прошлый раз мы заказывали трансфер из Марракеша в Имлиль, поэтому были весьма ограничены в свободе передвижения между точкой отправки и местом прибытия. На этот раз благодаря арендованному кару мы сами могли решать где, на сколько и зачем нам останавливаться. И мы весьма интенсивно этой возможностью пользовались. Посетили палеонтологические развалы с "вери демократик прайс", придорожные базарчики с шкворчащими в жаровнях пончиками, ну и просто останавливались на живописных участках дороги.
Передвигаться по Марокко можно разнообразным образом. Самый дешевый способ - автобусное сообщение. Автостанции есть во всех более менее крупных населенных пунктах. Переезд на расстояние 200-300 километров обойдется вам в полтора десятка евро, день времени и неисчислимое количество нервов. Автобусы довольно древние, они чадят и медленно вскарабкиваются на перевал. Они останавливаются у каждого курятника и остаются там стоять, пока все не утолили свой голод общения. А поскольку марокканцы народ общительный, понять, сколько будет длиться переезд, нет никакой возможности.
Для всех, кто готов обречь себя на подобные приключения, могу сказать следующее; запасайтесь временем и нервами. Запасайтесь продуктами и питьем на время переездов. Более подробный алгоритм путешествия предложить не смогу, добавлю только, что автовокзалы видел своими глазами. Впрочем, как и поломанные автобусы на обочине трассы, а так же пару ржавых каркасов автобусов в кювете. Так что если собрались ездить так, то сами найдете, как это реализовать.
Кроме обычных автобусов локальных компаний, которые, действительно ходят медленно, ломаются и останавливаются у каждого столба, иногда набиваются под завязку, есть еще CTM. Это общегосударственная контора. Автобусы у них - экспрессы. Вполне новые обычно. При нас не ломались ни разу. Билеты с местами, стоячих не берут, на дороге не подсаживают. И даже автовокзалы у них отдельные часто. Правда, немного дороже. Но мы пользовались только ими. Очень удобно для дальних переездов. Еще вроде крупной и приличной считают Supratour. Но этими я не пользовался. Уточнение: Мой опыт 4-летней давности. Возможно, "арабская весна" что-то изменила не в лучшую сторону.".
Касба - типичное строение в средневековом Магрибе. Глинобитная мини-крепость предоставляющая убежище для нескольких семей живущих в своих домах в непосредственной близости.
Более приемлемый способ передвижения - заказывание трансфера через официальные турфирмы или через местных агентов. Найти контакты местных агентов можно как в отеле, где вы ночуете после прилета, так и в аэропорте до этого.
Мы пошли по пути наименьшего сопротивления и взяли в прокат машину. Мне казалось, что в стране со столь хаотичным дорожным движением, изобилием скота на дороге (и когда я говорю скота - я имею именно крупнорогатое и парнокопытное), брать в прокат автомобиль черевато разборками в случае непредвиденного столкновения с другими участниками движения. Но поводив в Марокко 9 дней, я понял, что все страхи были напрасны. Если не делать резких движений, то все эти мопеды, мотоциклы, гужевой транспорт и прочие начинают обтекать тебя как камень в потоке. В общем никаких проблем не разу не возникло. Стоимость проката начинается от 25€ в сутки. Наверх границы, как понимаете, нет. Можно взять и HUMMER, только вот зачем он вам там?
В аэропорту можно взять в прокат любую машину. Из всего предложенного оптимальным выбором нам показался Рено "KANGOO".
Неброский автомобильчик, такой вот трудолюбивый ослик, способный с непринужденной легкостью послужить трём взрослым скалолазам с их обширным скарбом. В скарб входило еще два ребенка, но они скалолазными амбициями, как сначало казалось, не располагали, но требовали другого дополнительного оборудования, как то колясок, детских сидений и айПэдов для отвлекающего маневра.
К югу от Атласских гор раскинулся провинциальный центр Уарзазат. Город не столь интересный своей архитектурой, сколько своими киностудиями и перечислением всех "блокбастеров", снятых в его окрестностях. Непосредственно рядом с городом расположилась киноплощадка "Atlas Studio". Здесь были сняты такие фильмы: "Роман с камнем", "Астерикс и Обеликс: миссия Клеопатра", "Мумия", "Гладиатор" и "Звездные Войны". Недалеко от города есть старинная касба (глинобитная крепость) "Айт Бен Хадду". Эта крепость, когда-то охранявшая караваны, направлявшиеся в Марракеш, была восстановлена благодаря Юнеско и внесена в Список всемирного наследия. Она так-же послужила декорацией для многочисленных фильмов: "Лоуренс Аравийский", "Иисус из Назарета", "Мумия", "Гладиатор", "Александр" и опять таки "Звездные Войны"
Переночевав, мы на следующий день попытались посетить "Atlas Studio", но то обстоятельство, что она находилась в неудобном для нас направлении, предрешило судьбу наших попыток. Отдав предпочтение скалолазанию, мы отправились дальше на восток, поднимая пыль по раскаленной дороге в Тингир. Этот городок вообще не остался в воспоминаниях. В центре Тингира отворот в каньон Тодра - наконец мы добрались до нашей цели.
Ущелье Тодра расположено на юго-восточной стороне гор Высокого Атласа. Река с одноименным названием явилась его создательницей, оставив в самом узком месте всего 30 метров между 300-метровыми вертикальными стенами. Каньон хорошо известен европейским скалолазам, приезжающим сюда ежегодно весной и осенью. В последнее время цивилизация докатилась и сюда: прямо на реке у подножия скал построены две гостиницы и ресторан. У входа в каньон есть еще две гостиницы и ресторан.
Самые интересные маршруты каньона сосредоточены на дистанции в 1 километр. Они пробиты на стенах с обоих сторон от дороги, что делает возможным выбор оптимальных экспозиций в соответствии с временем года, а так же в соответствии с временем дня. Если не считать летние месяцы, когда в каньоне всегда очень жарко, то вы всегда можете выбрать линию, как в тени так и на солнце, полностью в соответствии с вашими пристрастиями касательно температурных режимов.
Если вы едете в Тодру на неделю или дней на 10, то вам совершенно не обязательно распыляться на сектора, не находящиеся в непосредственной близости от каньона. Большинство маршрутов вне каньона короче и менее интересны для "перворазников". Если вас занесет в Тодру еще раз, то тогда вы сможете посвятить себя лазанью на отдаленных секторах, эстетствуя вне досягаемости шума от дороги, криков зазывал и восторженных возгласов туристов, приехавших на автобусе насладиться видами на эту достопримечательность.
Мы не резервировали жилье на месте. Столкнувшись в Марокко в прошшлый приезд с тем, что наши представления об "отапливаемости помещения" и "наличии горячей воды в номере" сильно разнятся с марокканскими, мы решили не испытывать судьбу и решили выбрать место проживания на месте. Это вылилось в заезд в ущелье, разворот и последовательное посещение всех понравившихся домиков. История была очень захватывающая.
Процедура выглядела следующим образом. Мы парковались около отельчика, предпочтительней так, чтобы из ресепшена было видно утомленную дорогой Олю с детьми на коленях, и с Андреем заходили внутрь. Хозяева всем своим видом высказывали несказанную радость по поводу нашего прибытия. На вопросы о теплой воде, отоплении и прочем нам отвечали очень теплыми улыбками и утвердительными кивками головой.
Мы заходили в номер, проверяли батареи, которых в большинстве номеров не было. Видимо, сказывалась близость Сахары. В номерах с батареей проверяли ее функциональность и шли в ванную проверять горячую воду. В одной гостиничке я так долго стоял с рукой под струей "горячей" воды, пока хозяин не сломался и мы не ушли. Уходя, я разминал посиневшую от ледяной воды ладонь.
Когда у нас возникало несогласие по поводу оценки "теплости" воды мы вытаскивали свой коронный козырь - "Вай-Фай" (Wi-Fi). Правда, поначалу у нас возникли коммуникационные проблемы, берберы такого слова не знают и мы долго дискутировали с одним из них, пока не выяснили, что они называют его на французский манер - ВиФи. С этого моменты мы пользовались этим козырем, как последним аргументом - действовало безукоризненно. От нас отставали и мы ехали к следующему отелю.
Кстати, о отелях. Если вы хотите лазить в Тодре, то у вас довольно большой выбор мест проживания. Все зависит от того, моторизированы вы или нет. Если моторизированы, то вся долина до самого Тингира в вашем распоряжении. Там можно найти проживание на любой вкус от самого дорогого с лондонскими ценами до берберских ночлежек "за евро в ночь". Если же вы не снимаете в прокат машину, то ваш выбор сокращается до четырех наименований. Прямо в каньоне есть два отеля, "Ясмина" и "Касба Ле Роше". Они довольно дорогие и посещаются, в основном, проезжающими мимо экскурсионными туристами. Понятно, что там и соответствующая атмосфера. Для скалолазов/альпинистов он менее предпочтителен, хотя и находится в непосредственной близости от маршрутов. Весной и осенью в каньон почти не попадает солнце, и в обоих этих отелях нет возможности "потупить" на террасе после хорошего дня на стенах.
Для тех, кто не обречен на горячую воду и хочет разместиться подешевле и уютней, могу порекомендовать в первую очередь отель "La Vallee", а во вторую очередь отель "Etoile des Gorges". Последовательность рекомендаций связана с тем обстоятельством, что местный гид, автор гайдбука и просто хороший парень Хассан, большую часть времени, когда он не лазит, проводит именно в этом отеле. А это очень удобно при необходимости получения консультации. Второй отель не хуже. Оба варианта весьма непритязательные, но учитывая то, что основная публика это либо скалолазы с альпинистами, либо молодые трекеры - весьма симпатичны. Еще два важных аргумента "за". Эти отели почти весь день на солнце, что делает вечерние посиделки на диванах незабываемой составляющей каждого лазательного дня. Ну и еще очень приятно то обстоятельство, что оба эти отеля предоставляют своим гостям возможность размещения на крыше в собственной палатке за какие-то смешные деньги.
В конце концов, в трёх километрах от каньона, мы нашли наш прекрасный отель со всеми удобствами, включающими "ВиФи" и террасой, с которой, попивая чай, можно было наблюдать как местные женщины устраивают прачечный день прямо на берегу холодной горной реки. От отеля до каньона было пятнадцать минут езды. Мы с удовольствием останавливались каждое утро в кафе отеля "La Vallee" в котором тут же появлялся Хассан и рассказывал нам, почему "6b+" на одном маршруте сильно проще "6а" на другом. Объяснял, как нам найти тот или иной маршрут, даже ходил с нами к началу. Вот такой вот приятный дядька!
Автор: Игорь И.
Сайт автора: vyshe.net
25 |