10.11.2024 /
Алекс Винатцер и команда готовы к старту слалома в Леви
10.11.2024 /
Возвращение Хиршера в слалом: волнение перед стартом в Леви
10.11.2024 /
Четырехкратный олимпийский чемпион по прыжкам с трамплина Симон Амманн продолжит спортивную карьеру
10.11.2024 /
Петтер Нортуг: «Каждый день просыпаюсь с сообщениями о ЧМ, что там будет и каковы мои планы»
SKIGU.RU:Видео с тренировок
SKIGU.RU:Хиршер
Топозеро на байдарке
Теги: Карелия | байдарка
24.05.2013
Концептуально, хотелось сходить в Карелию на байдарке, не экстремально-приключенчески, но слиться с природой, посмотреть края и отдохнуть в тишине вдали от всего и всех. Одним из основных факторов выбора места (да и такой концепции) был тип имеющейся байдарки, - Ладога-2, скоростная байдарка для гладкой воды, диктовавший большие пространства/переходы и нежелательность порогов и т.п., т.е. большое озеро (большими спокойными реками Карелия не отличается). Думал о маршруте с выходом в море, но в этот раз не получилось уложиться по срокам и пр. В результате было выбрано Топозеро – большое озеро в Северной Карелии, на Полярном круге. Приблизительно 80*30 км, третье-четвертое по величине среди карельских озер, привлекло мое внимание размером и ненаселенностью. Край, действительно, оказался очень безлюдным: люди за все время были встречены 3 раза, тургруппы, причем две из них – при выходе и в конечной точке. Время выбиралось как оптимальное по погоде/дождям, и был выбран июль, плюс смотрелся прогноз. Хотя, основное количество посещений озера приходится, как я понял, на конец июля и август, - ягодный сезон.
Часть II
Поездка
Дорога
Плацкарт Москва Окт. – ст. Лоухи, отправлением в 01.20, прибытием на следующий день в 04.00, стоимость 1600,50 р. Цены таксистов в некоторых подмосковных местах иногда вполне на уровне европейско-американских, - за 2 км. от места хранения байдарки (и точки старта) до платформы электрички 250 руб. ($9). Добираться затем парой электричек до Ленинградского вокзала было тяжеловато – мешал сломанный за пару дней до поездки мизинец на ноге, да и вообще нелегко с таким багажом. Но в принципе, возможно, и потихоньку доковылял. Как-то погрузился в поезд, и в этот раз с некоторой помощью соседей по поезду забросил байдарку на третью полку. Однако, на будущее еще более склонился к мысли, что байдарку лучше отправлять багажом. Мешает, правда, то, что для этого надо приезжать сдавать ее заранее, за день+ до отъезда (или с утра при вечерне-ночном поезде, и куковать тогда день на вокзале). Т.е. на вокзал приходится ехать с ней дополнительно, лишний раз, при отъезде не сдашь. Соседями по плацкартному купе оказалась семья из пары в возрасте и сына средних лет, едущая также на байдарочно-палаточный, свой ежегодный, отдых на о. Кереть. Дороге прошла вполне нормально, хотя в поезде было несколько жарко. В окно смотреть становится интересно только после Онеги и Петрозаводска.
15 июля
Весьма ранним (но светлым северным) утром, в 4 часа, поезд остановился на ст. Лоухи. Вообще, это одна из часто используемых туристами местных точек прибытия. Поэтому поезд встречала местная забросочная публика, на УАЗах-батонах с багажниками на крыше и т.п. вездеходных автосредствах, в количестве не менее 3-4 машин. Однако в моем случае цену они ломили немалую, 3000-3500+, и для меня одного неразумную. В ту же сторону никакая из нескольких тургрупп, прибывших моим поездом, не ехала (мне ехать надо было до п. Кестеньга, что на северном берегу Топозера, час-два). С другой стороны, заранее мной было разведано, что до Кестеньги ходит то ли автобус, то ли маршрутка, на которую я и рассчитывал. Из-за малого пассажиропотока на этом маршруте, однако, автобус/маршрутка ходит буквально раз в день, да и то м.б. и отменена. Однако, в моем случае таковая маршрутка должна была пойти около полудня, и по словам ее водителя, встреченного на станции утром, стоило бы это рублей 250-300. Ну может еще что-то за багаж. Однако, с 4 утра где-то к 10 я, после 6 часов пустого бездейственного торчания на станции, экономность несколько растерял, и был уже готов дать слабину, плюнуть на экономию, и заплатить и больше: хотелось скорей собраться да пойти уж. Плюс к тому, на станции в это время объявился и долго соблазнял меня один из местных на четверке, доставкой за 1700 за оба конца (т.е. туда + обратный трансфер при отъезде через 10 дней). И соблазнил. Как сильный плюс предложения было то, что приезжали мы прямо на удобный и без людей берег озера, а не в центр Кестеньги, откуда пришлось бы еще шлепать, да и собираться тогда на местном пляже/пристани, с возможным общением с местными (хотя, может, оно и не проблема, и вообще там хорошие люди, но я хотел людей избежать). Правда, предполагаю, и с водителем маршрутки можно было бы договориться насчет проехать чуть дальше, но это домысел. Пока ехали, я посмотрел на дорогу, весьма длинную, и местами порядочно разбитую, и по своей инициативе повысил оплату за трансфер с 1700 до 2000. Действительно, дорога дальняя и плохая. А водитель привез в хорошее стапельное место, причем постарался, и довез метров 500 от шоссе по лесной грунтовке, рискуя позадевать тягами, мостами и пр. за торчащие камни, практически до воды. Сотовый водителя сохранился, пишите, если кому надо.
Когда машина уехала, помню, как-то даже нахлынуло ощущение красоты вокруг. Сосны, камни, небольшой, но ровный, ветер, и тишина. Даже показалось чем-то похожим на красивые места в Альпах и вообще горах, – на высоте тоже часто так безмолвно-красиво. Это относительно небольшой залив возле Кестеньги, отделенный от озера длинным полуостровом Нячакка. С полудня до 9 вечера долгая сборка байдарки, установка в первый раз купленного (и доработанного перед поездкой) парусного вооружения, компоновка и укладка. Чехол байдарки, тележка в нос; рюкзак в синем гермомешке (маловата горловина, надо бы больше) и продукты в зеленом – в очко матроса; палатка в красном мешке, редконужное, спальник, одежда в желтом – в корму. Клизма за сиденьем капитана, дождевик за спину, спас за спину/на себя, фотоаппарат повесил на мидель, как в предыдущих поездках (гермоконверт мал). Комплект юбка+заглушка на очках вполне правильно, так и надо (на очке матроса для весел/стоянки заглушка, для паруса - юбка, через которую мачта). Комары иногда покусывают, но не сильно, Gardex их берет. По ходу дела перекусил наскоро тушенкой с макаронами на горелке, с костром возиться было некогда.
Пошел. Сначала немного под парусом через залив напротив стапеля, затем весла вдоль полуострова Нячакка. Первый раз в жизни пил воду прямо из озера, зачерпнув рядом с бортом! Вода Топозера известна своей чистотой, и это правда, и вкусна! Выход в озеро и, опять подняв парус, довольно долгий переход в направлении г. Чуолманиеми (решил обходить озеро по часовой), через Лохгубу. Ветер и волна небольшие, но было очень интересно, под парусом, и одновременно довольно-таки боязно в большом пространстве холодной воды, далеко от берегов. Вообще, это очень опасно: вода сильно холодная, жизни в ней без гидрокостюма до получаса-часа, поэтому отходить далеко от берега, дальше чем на 2-3 км (а то и меньше, - кто сколько проплывет за полчаса), особенно в одиночку, смертельно опасно – большая вероятность не доплыть до берега. Поэтому я тогда, и в дальнейшем, был очень осторожен, и тщательно выбирал маршрут и выжидал погоду. Заедает грота-фал + его надо другой, толще. Плюс, может быть, что-то типа утки для него, возможно, на шпангоуте перед собой. Прибыл в 1-2 ночи. Пролив между коренным берегом г. Чуолманиеми и островком рядом, в отличие от карты, сейчас отсутствует, там песок, узкий перешеек, поросший уже сосенками. Глубокая ночь, но достаточно светло. Перетащил груз и байдарку на штевне метров 10-20 через перешеек, поставился, спать в 5.
16 июля
Целые сутки почти все время спал и практически не вылезал из палатки, с момента прибытия, утра 16 числа, до утра 17 числа. Большую часть этого времени был дождь (относительно небольшое время сильный, а так средний/слабый). Спалось обалденно: в нескольких метрах за порогом палатки тихое шуршание по песку небольшого прибоя (как на море, тихо только), плюс еще и шум дождя. Исключительно успокаивающе, умиротворяющее, и спать самое то. Несмотря на то, что особенно утром прибытия, да и потом, было очень холодно (я так думаю, градусов 8, или менее) – спальника (хороший мегатестовский синтепон) не хватало, и пришлось надеть всю имеющуюся одежду, и спать в ней. Вообще, в эту, северную, Карелию, действительно однозначно надо флис/полар с собой брать, и обязательно брать шерстяные носки и тонкий шерстяной спательный костюм – часто без него в спальнике м.б. холодно. Фонарик здесь в это время года не нужен – ночи светлые. Также, лопатка тоже не нужна – или песок (копается веслом), или мох (м.б. с применением ножа). За сутки ветер изменился на противоположный, но он по-прежнему несильный.
17 июля
С утра было пасмурно, но дождя уже не было. Проснулся около 9-10, пофотографировал место, где стою.
Какое-то время собирался. Под конец сборов в бухту с озера подошли ребята на катамаране, тоже москвичи, - двое парней и девушка. Они завершали поход и торопились выйти на место разборки судна и т.д. Перекинулись парой слов, я уходил, и они встали на этой, бывшей моей, хорошо оборудованной стоянке (стол-скамейки, очаг, остатки походной бани; в целом, по восточному берегу встречаются очень хорошо оборудованные, при этом чистые, такие стоянки). Ну, а я пошел дальше, около 15-16. Проходя пролив у о. Нергас, встретил идущую навстречу, также на выход из озера, большую группу из Украины – байдарки, надувнушки (в т.ч. на моторе), человек 10, в т.ч. дети. Ребята на катамаране говорили, что тоже их встречали, и что те большие затейники – ходят с бензопилами (несколькими, благоустраивают стоянки; молодцы), мясорубкой (рыбные котлеты делать) :) и т.д. Перекинулся на ходу с ними парой слов, и дальше через губу Ламбаш. Губа большая, но аккуратно можно было и поперек. На обед причалил в бухту у г. Ваннегвара с подветренной стороны – белый песок, топляк, камни. Дров тут везде изобилие, а здесь есть и очаг, т.ч. варил на костре.
Около полуночи пошел вокруг мыса, - волна средняя, без барашков, но ветер встречный. Прошел чуть вглубь и далее поперек губы Большая – долго и трудно греб против ветра. С весел льет, да и так иногда брызгает, т.ч. пришлось на ходу надеть дождевик, опробовав его впервые. Оный из-за недостатка денег/времени на покупку нормального снаряжения выполнял в данном походе функцию подобия сухого гидрокостюма: обычный дождевик грибника (неплохого исполнения, впрочем) с капюшоном и самостоятельно изображенными манжетами на рукавах, из наклеенных застежек-липучек. Вообще, дождь и мокро бывало часто, но дождевик в целом показал себя довольно неплохо для защиты сверху (снизу была юбка) – было сухо. Хотя, конечно, надо что-нибудь нормальное. Наконец, дошел до мыса Парпачуниеми, где и встал на стоянку в бухте с подветренной стороны. Пришел туда в 2-3 ночи, костер-чай, и спать в 5-6.
Другие статьи автора:
16 |
Владимир
|
Смелый мужик-по Топозеру в одиночку! Я там был в 1968г. в составе тургруппы. Мы прошли от Кестенги через озеро и по р.Поньгома до железки. Шли по озеру в основном ночью, так как днем была большая волна. |