21.11.2024 /
После 300-дневного перерыва: надежды на возвращение Марко Шварца
21.11.2024 /
Эстер Ледецка перед трудным решением на Олимпийских играх 2026 года
20.11.2024 /
София Годжиа тренируется с Линдси Вонн: особенный момент в Колорадо
Горные лыжи в Доломитах
Теги: Италия | Валь ди Фасса | Валь Гардена | Арабба | Мармолада | Альта Бадия
29.11.2012
Часть I
В начале
Страна
Как обычно, еще в начале лета или даже в конце весны, задумался, куда ехать кататься зимой. Катания хотелось спокойного, плавного, карвинга на широких гладких трассах, без экстрима, и в чем-то даже неспешного. Еще очень хотелось в этот раз много солнца. Необкатанной оставалась Швейцария, и я долго о ней думал. Однако, почему-то мне представлялось, что туда хорошо ехать кататься с элементами «великосветского» отдыха – на лошадке покататься, на санках, в термальной воде поплескаться и т.д. Отдав этому значительную часть поездки. С другой стороны, катание в Швейцарии по отчетам часто оценивалось как так себе, а Швейцария стоила бы дороже. Во Франции и Австрии был как раз в предидущие годы. Альтернативой Швейцарии была Италия. В принципе, я как-то катался пару дней в Курмайоре (и у меня остались очень приятные воспоминания от итальянцев, - подготовки трасс и т.п.), но целую поездку Италии я еще не посвящал. На две недели (собирался, как обычно, в высокий сезон и на 2 недели) Италия стоила бы на 20-30% дешевле Швейцарии, при, как представлялось, том же или выше качестве собственно катания, а всякие лошадки не мешали бы... Опять же, Италия посолнечнее... В общем, после некоторых размышлений я отодвинул Санкт-Моритц «на потом», и было решено: Италия.
Время поездки
Здесь никаких размышлений не было, высокий сезон, и я запланировал самое центральное время этого сезона – вторая половина февраля. Рамки высокого сезона легко вычисляются по ценам жилья, таблицы с ценами в зависимости от даты всегда можно найти на сайтах по жилью.
Место
После изучения горнолыжных справочников и т.п. были выбраны Доломиты. Во-первых, это специально итальянские горы, как писалось, таких Альп (а по некоторым оценкам, и таких красивых), нигде больше нет. И я их еще не видел. Во-вторых, вдохновлял размером объединенный регион катания в Доломитах. В-третьих, приграничные с Францией-Швейцарией итальянские Альпы я себе более-менее представлял, а регионы катания там могли быть маловаты для двух недель.
В Доломитах регион катания включает в себя 12 курортов. Однако, метаться не хотелось, и было решено выбрать самые главные из них: 4 долины, - Валь ди Фасса, Валь Гардена, Арабба/Мармолада, Альта Бадия, - находящиеся кольцом вокруг, и берущие начало от горного массива Группо Селла. Эти долины объединены подъемниками/спусками, кольцевым маршрутом Селла Ронда, т.е. из любой до любой можно добраться, не снимая лыж. Остальные же курорты в Доломитах были каждый на отшибе, и из них прочие были не так легко доступны, надо ехать. А главное, по интересности большая часть лучших трасс и склонов тоже приходилась на 4 долины, остальные курорты были, в основном, явно меньше и/или синее/зеленее. Однако, не мог не сделать исключение для Кортины Д’Ампеццо, и запланировал и ее тоже, хотя она и была в стороне. Все-таки, Кортина...
Из четырех долин как место пребывания была выбрана Валь ди Фасса. Она представилась, как самая популярная и большая, имеющая много своих, долинных, интересных подрегионов катания. Удобно находится как раз между двух остальных интересных регионов кольца – Гардены и Араббы, (Альта Бадия позиционировалась как синяя/зеленая). Высокая населенность долины Фасса гарантировала большой жилой фонд и, соответственно, возможность недорого найти хорошее жилье.
Кроме того, если уж поездка в Италию, то встал вопрос о прикосновении и к негорнолыжному прекрасному. Обычно я езжу только кататься, и не трачу время на культурные ценности, но тут, в виде исключения, готов был дать слабину. Относительно, как представлялось, недалеко были Венеция и Верона, где я не бывал, и в план они были включены. Прочие города (Милан и др.) все же были отринуты из-за удаленности.
Итак, наконец сформировалась
Концепция
Спокойно и отдыхательно во второй половине февраля покататься и позагорать в Италии, в Валь ди Фассе и вокруг, по Селла Ронда и в ее регионах, съездить покататься в Кортину Д’Ампеццо. А также съездить в Верону/Венецию.
Практически все получилось, подробнее см. Резюме в конце.
Подготовка
Авиабилеты
Как водится, началось все с них. Чартерами не летаем, регулярные рейсы Аэрофлота/Сибири летают в самые близкие к месту Милан и Мюнхен (были еще рейсы иностранными а/к, в Иннсбрук у Сибири, и др., но все это было относительно дорого). Летом/в сентябре скидочных авиабилетов на сезон наши а/к не предложили: Сибирь, формально распродажу объявив, фактически билетов в распродажу не выпустила, у Аэрофлота нормальных билетов по распродаже и не бывает, только с косыми срединедельными вылетами, непригодными для аренды жилья. Для дешевых авиабилетов пришлось смотреть инокомпании-дискаунтеры. Параллельно обсудилось, куда лететь и как потом ехать, - Мюнхен против Милана и ж/д против авто, - здесь и здесь. В результате, за дешевизну был выбран AirBerlin, немецкий дискаунтер на неудобные рейсы, и в октябре были взяты билеты на Мюнхен по 166 Евро. Кстати, в ноябре-декабре билеты на этот рейс подорожали до 210 Е, в январе – до 280 Е. Рейс, конечно, дешевый, но неудобный - прилет в Мюнхен в 19.40, хорошо еще вылет оттуда был ничего, в 12.45.
Авто
Такой перелет подразумевал авто в рент. На самом деле, от Мюнхена до Фассы было два варианта: авто в рент или ж/д до Больцано/Тренто, далее автобус/такси (от Больцано до Канацеи, главного поселка Валь Ди Фасса, около 60 км в горы по серпантину). В принципе, даже с таким поздним прилетом в Мюнхен можно было поехать и по ж/д (я всегда был и остаюсь склонен к ж/д), но на сей раз это было особенно неудобно: ехать в ночь, с 2-3 пересадками, 10-11 часов (вообще, есть прямой поезд Мюнхен-Больцано/Тренто, идет 4,5 часа, но первый такой был в 7 утра, последний – около 17; летом я вроде видел его и по ночам, но зимой он только дневной). Поэтому, предпочтительнее представилось все же авто. Кроме того, авто давало возможность съездить в Кортину, удобнее съездить в Верону/Венецию.
Но, если бы не Кортина/Венеция/Верона, то не факт, что схема «дешевый неудобный авиабилет + авто» была бы нам лучше, чем «нормальный авиарейс + ж/д». Постфактум, после всей суеты с машиной и затрат, по деньгам приблизительно одинаково вышло:
- наш дешевый авиабилет 166 Е + затраты на авто (денежные около 200 Е, а ведь есть еще и нервные - ночные перегоны, в т.ч. по перевалам, та еще радость, да и приезжать и уезжать в 3 ночи не сахар)
- или нормальный авиабилет на утренний туда, вечерний обратно рейс (300-320 Е) + ж/д (если из Милана, то с пересадкой в Вероне, если из Мюнхена, то прямой; ж/д билет можно было взять за 30-50 Е туда-обратно, плюс автобус из Больцано/Тренто 20-30 Е max). Здесь важны именно утренний рейс туда (тогда успеваешь на последний автобус Больцано/Тренто-Фасса, около 18.00-19.00) и вечерний обратно. Аэрофлот и в Мюнхен, и в Милан летает дважды в день, утром и вечером. В общем, если ехать одному (и еще во многих других вариантах), то ж/д вариант трансфера представляется реальным и м.б. лучше.
Кроме того, по результатам пришел к такому для себя выводу: отвлекаться на культурные ценности непосредственно в ходе катания неудобно (почти всегда ближайший культурный центр сильно не рядом с местом катания), лучше день отдыха проводить на месте. Но этих самых ценностей весьма хочется, особенно под конец. Что делать? А планировать на последний день, по дороге через какой-нибудь крупный еврогород, возможно, с ночевкой в оном. Поэтому перелет нормальным регуляром через крупный европейский город и ж/д потом может быть лучше. В нашем случае это мог бы быть Милан, где хотелось побывать, но при сложившейся нашей схеме не получилось.
Однако же мы, таким образом, однозначно вышли на аренду авто. Занимался этим я первый раз, и вообще не есть великий автомобилист, но заодно и систему немного изучил. Естественно, предполагалось, что чем больше авто, тем оно дешевле обойдется на нос. Здесь стало вырисовываться количество участников предполагаемой компании. Ориентировался на 5 чел., что представлялось удобно как для стандартного распространенного и поэтому недорогого авто, так и для самых, наверное, распространенных апартаментов из 2-х спален и гостиной (минивены на 6-8 мест, которые еще дешевле на нос, предполагали соответствующую компанию, но апартаменты на такое количество мест найти сложно, а двое апартаментов уже совсем другая история). Выбор категории авто (тип был очевиден как универсал) занял по неопытности много времени. Стало понятно, что нам нужна самая «большая» категория, и то будет хорошо, если влезем впятером.
Поначалу, не рассчитывая, что у «китов» проката будут лучшие цены, ориентировался на прокатчиков-дисконтеров типа Nova Car Hire, Economy Car Rentals, Easy Car и т.п., дающих на 20-30% ниже цены, но за счет фиксированности условий аренды (категории машины, сроков), аннуляции, условий страхования и т.п. Однако, затем обнаружилось, что у одного из «китов», Sixt Holiday Cars, в этом году замечательная акция «Ski Special», по которой бесплатно дается зимняя резина (вообще же она около 20% от стоимости аренды, обязательна для Австрии, через которую нам ехать). Вывод: и у «китов» бывают акции, впредь проверять. В результате забронировал в Sixt'е, самый большой универсал категории Station Wagen VW Passat/Ford Mondeo, ручная КПП, 631 Евро + 10 Евро возможность аннуляции, доп. водители включены. Заказал как доп. опцию цепи, решив по отчетам, что это необходимость для возможных снегопадов на перевалах, особенно в Кортину (что потом, при знакомстве с перевалами, подтвердилось: нужно, чтобы цепи были). Заказал и лыжный багажник, т.к. лыжи в нашем раскладе (универсал на пятерых) планировалось везти на крыше, но потом багажник купил в Москве, магнитный Gev Vento 5 на 5 пар, чтобы взять с собой (выяснилось, что в прокате бывают только магнитные багажники на 1-2 пары лыж, и то прокатчиками не гарантируется, что они будут в наличии, заранее гарантировать их нельзя; к тому же, как мне потом сказали в Sixt’е, разрешается ставить max 2 таких багажника на машину). Прихватил и полироль/тряпку – кто-то в форумах жаловался, что за потертости крыши магнитным багажником, элементарно устраняемые полиролью, с него потом прокат снял несколько сотен евро.
Забегая вперед: ехали мы в результате вчетвером, с лыжами в салоне. Но, после первого опыта, кое-что в моих взглядах изменилось. Теперь я думаю, что оптимальное число участников поездки с арендой авто все же 4 чел., а не 5. В любую пятиместную машину, в т.ч. самую большую, нормально (именно нормально) размещаются с лыжами и багажом не более 4 чел. Также, мой взятый лыжный багажник так и не применялся, но и здесь я тоже, особенно после урагана на обратном пути из Фассы в Мюнхен, несколько изменил свое мнение, и теперь, пожалуй, считаю, что все же на дальние расстояния по автобанам лыжи на багажнике возить неудобно, лучше в салоне (а это тоже – нормально 4 чел в пятиместном авто). Хотя в крайнем случае годится и на багажник, а в горах багажник вообще удобнее.
Жилье
Во-первых, было решено для поиска жилья ограничиться двумя главными поселками Валь ди Фасса, - Канацеи и Кампителло. Только из них есть подъемники на Селла Ронда, а она планировалась к использованию постоянно, каждый день, как транспорт в нужный регион. Другие поселки долины, как показали поиски, в среднем дешевле на 30-50%, но недаром – тогда или кататься ездить на авто, или еще весьма плотно забитые, хотя бесплатные, ски-басы по утрам-вечерам и соответственно стоять хоть и быструю, но очередь на подъемник. Но потом я и от Кампителло отказался: я большой любитель wellness-центров по вечерам, а таковой (Eghes) был во всей долине только в Канацеи. При этом вечернего публичного транспорта, в т.ч. платного, вдоль долины нет, только такси. Жилье выбиралось, когда еще не на 100% было решено, что будет авто в аренду, а на такси в wellness из других поселков дороговато выходило, да и даже из Кампителло прогуляться - с полчаса. Кроме того, по отчетам и т.п., сформировалось мнение, что Кампителло – глухая спальная деревня, а в Канацеи вечернее апре-ски где-то как-то бывает. Мнение потом оказалось неверным: и Канацеи деревня спальная еще та, и в Кампителло, видимо, развлечься можно, и иногда м.б. даже лучше – например, спуск в Кампителло с горы только на подъемнике, и перед верхней станцией оного было превеселое заведение для начала прямо на горе.
В ноябре было послано около 200 email’ов и запросов в частные апартаменты, отели *** и ниже, предлагающие, кроме комнат, и апартаменты, агентства. Как источник адресов, главную роль сыграли .pdf-каталоги жилья, которые можно найти на fassa.com. Полезен сайт fassappartamenti.it (именно такое написание), и запрос на нем (лучше по-итальянски). Можно еще посмотреть fassaweb.net, dolomitinetwork.com. Есть еще dolomitisuperski.com, canazei.org, dolomiti.org, infodolomiti.it, immobiliarecanazei.it, но эти были нерезультативными или вообще ничего там не было. В ответ на рассылку пришло 30-40 ответов «все занято» и приблизительно столько же вариантов. Стоимость апартаментов на 4-5 чел. была 900-1900 Евро за 2 недели, конечно, за 900 и т.п. предлагалось в других поселках долины, в Канацеи-Кампителло – 1400-1900. В результате выбрали апартаменты Виллетта Пордои в Канацеи, в 300 м от подъемника на Бельведере и в 500 м от wellness-центра. Две спальни, все кровати раздельные, гостиная-кухня, балкон с хорошим видом. 1480 Е. Или 21 Е/ч./день. Описание - http://www.dolomitinetwork.com/appartamenti/pordoi. Предоплата 33%, остальное по прибытии наличными. Белье включено, финальная уборка, по необходимости, 70 Е.
Компания
Тем временем, потихоньку набралась компания, 5 чел. среднего/старшего возраста.
Виза
Здесь все как обычно, список документов на сайте. Из особенностей отмечу пару мелочей: что бланк шенгенской анкеты с сайта МИД Италии (на англ.) почему-то не подошел, сказали только на бланках, что висят на их собственном, консульском сайте, http://www.ambmosca.esteri.it/, раздел Формуляры, заполнять можно на английском; кроме того, т.к. мы прилетали в Шенген через Мюнхен, а в Италию ехали потом на авто, то для нашего случая п. 32 анкеты мы должны были писать Munich, п. 33 Airplane (хотя, конечно, п. 21 как Canazei (TN) Italy), и надо было некий дополнительный документ: "описание маршрута следования в странах Шенгенского соглашения, в свободной форме, можно на русском языке". В нашем случае подошли четыре следующие строки на листе А4:
Маршрут путешествия
16.02 Munich Airport Germany
16.02-01.03 Canazei (TN) Italy Villetta Pordoi Tel. XXXX XXX XXX
01.03 Munich Airport Germany
Получение виз прошло без проблем, итальянцы мне показались хорошими и деловыми, без заморочек, если что-то еще из документов потребуется – скажут, и можно будет без проблем донести. Есть только важнейший нюанс: очередь на подачу на виз (запись через колл-центр при посольстве) у них одна из самых длинных, на полмесяца-месяц вперед, а потом, если не успели записаться, ее никак не обойдешь, ни за какие деньги (опыт).
Страховка
Как и раньше, РОСНО-Райдер.
Лыжно-лингвистическая подготовка
Как обычно, за месяц-другой - прыгалки, пару раз на раскатку в Сорочаны. Посетил и Шуколово, но Сорочаны, на мой взгляд, по-прежнему лучшее место раскататься немного перед поездкой. Аудиокурс итальянского «За рулем».
Неожиданность
Незадолго до поездки, однако, приключилась неожиданность: не смогла поехать одна из участниц компании. Sixt повел себя очень хорошо и за 2 дня до вылета изменил по телефоному звонку категорию машины на компактный универсал типа Пежо 307/Фокус, через 2 дня после чего зачислил обратно на карту разницу в 130 Е (стоимость аренды 641 Е Sixt списал недели за три до начала аренды, в середине января; блокировка NWR была в момент взятия авто). AirBerlin: за 25 Е всегда можно поменять пассажира по билету, но только с доплатой до текущего тарифа (а он был 280 Е на тот момент). Однако, найти взамен никого с открытой визой мы уже не смогли, а получить визу желающие поехать уже не успевали (из-за очереди на подачу документов, которая в те дни была уже на конец февраля; очередь эту, несмотря на все усилия, мы обойти не смогли), так что поехали вчетвером.
Вперед
Суббота
Сборы. Вылет из Домодедово в 18.40. В сумку с ботинками запихал и всю г/л одежду и пр., вопросов не вызвало, мог бы и другое туда положить. Рюкзак, однако, посчитали нестандартным багажом, лямок, дескать много, и сказали сдавать вместе с лыжами. Задержка рейса на полчаса-час. На борту бесплатно дают один бутерброд, убогий и холодный, с куриной колбасой или с сыром, оба так себе, хотя с сыром съедобнее, и пару раз попить немного сока/воды, остальное за деньги. Прилетели в Мюнхен. Чего виза итальянская, а к нам? - А мы кататься в Италию! – А-а, ладно, все в порядке. Берем авто в Sixt’е. Универсалов компакт-класса типа Пежо 307/Фокуса, что был заказан, в наличии нет, и дают Ford C-Max за те же деньги (503 Е на 2 недели). Отлично! Однако, ища от добра добра, интересуюсь, а нет ли дизеля. Посмотрев, девушка находит C-Max дизель! Потом оказывается, что он даже с GPS! Отметил, что рекламных плакатов в аэропорту Мюнхена больше всего у Sixt и AirBerlin’а, видимо, это выбор времени. Берем цепи 46 Евро, и доп. страховку, снижающую NWR до 100 Е, за 139 Е. В принципе, у Sixt HC была полная страховка, и доп. не требовалась, но без нее в случае происшествия надо было бы, во первых, долго ждать возврата от Sixt, во-вторых, возиться с полицейскими и др. бумагами, в третьих, всегда спокойнее, а когда все в первый раз, то намного. Лыжный багажник был бы тоже 46 Е на 2 недели, но, конечно, не берем. Четыре человека с лыжами и багажом, однако, впритирку влезли в C-Max (у двоих были чемоданы, хорошо еще, что у двоих других сумки-рюкзаки). Поехали в 22.30-23.00. Сделав пару кругов по парковке (пока не сообразили, что выезд вниз), быстро выбираемся на А92. Вначале ехали по Michelin и Google, потом второй был отставлен – никаких поворотов вправо-влево, как он пишет, нет, есть только смена полос, и гораздо удобнее Michelin, дающий, на мой взгляд, намного лучшее и более удобное руководство. К тому же, очень удобно ориентироваться на дорожные указатели, которые Michelin дает, а Google – нет.
Автобаны – сказка, машин практически нет. Пересекли границу Германия-Австрия, купили на заправке виньетки 2*10 дней = 15,40 Е. Потом, кстати, обнаружили, что на стекле была старая, но еще несколько дней действующая, и мы могли бы купить только одну на 10 дней. Однако, поздний вылет дает о себе знать, - клонит в сон. Где-то в Австрии, попив двойного чайку на заправке, меняем водителя. Автобан не освещен, но катафотов по бокам вполне хватает, а вокруг Инсбрука появились еще и бегущие огни над катафотами на поворотах – очень удобно. Въехали в Италию. Свернув с автобана в сторону Гардены, с помощью указателей и Мишлена добираемся до серпантина. Серпантин на перевале нешуточный. Десятками идут короткие крутые, 150-180 град. повороты, с короткими (30-50 м) прямыми участками между ними. Все это с уклоном до 10-15 град. Редко, но было, что в конце поворота машина на второй передаче не тянула. Дорога две полосы, узкая и без разметки посередине, по бокам только. Однако, машин нет, что облегчает дело. Местами пропадают знаки номеров дорог, и идем по указателям населенных пунктов. Ориентировочно, серпантин занимает в этот раз около часа. Прибываем в Канацеи около 3 ночи. Долго ищем в квадрате 100*100 м наш домик – на домах нет номеров и названий улиц, ночной спящий поселок, - надо было точнее отметить для себя на карте. Однако нашли, постучали, вылез хозяйский парень Крис, взяли ключи, въехали. Отбой в 4.
Воскресенье
Утром, конечно, поздновато, около 11.00, проснулись. Апартаменты нормальные, даже одно лишнее спальное место. Правда, не очень оборудована кухня – маленький холодильник, ни СВЧ, ни тостера, ни посудомойки. Но необходимый минимум есть. Оказывается, полотенца в белье здесь не входят, а с собой не взяли, потом пришлось брать их за дополнительные 8Е/чел/неделя. Также, по ТВ нет горнолыжных каналов.
Около 13.00 начали кататься на Бельведере, взяв полудневный местный скипасс. Снега средне, снегопада не было, видимо, не менее 1-2 недель. Но на широких трассах все нормально, и вообще все вокруг покрыто, только на скалах снега, естественно, нет. Подготовка склонов отличная, хотя к концу дня кое-где на крутых участках нарывают бугры и раскатывают до льда, но в среднем и во второй половине дня кататься нормально. При выходе за пределы трассы попадаешь на старый наст, так что оффпист, практически, невзможен. Около -2 град., ночью -8-10. Солнце и безоблачное небо, красивые скалы вокруг ... Наверху три неплохие, достаточно крутые трассы, хотя недлинные, спуск в деревню обычный узкий, местами с интересными перепадами, но в конце дня, естественно, на нем много народу и подраскатано, так что вечером насладиться трудно. Вверху в течение дня народ есть, но не сказать, что мешает, и очередей на подъемники нет.
Сасс Бече, вид с Бельведере, Фасса
Сассолунго и Кол Роделла, вид с Бельведере, Фасса
Верхняя станция креселки Лецуо, Бельведере, Фасса
Долина Араббы, вид с Бельведере, Фасса
Сассолунго, кабина Прадел-Роделла, вид с Бельведере, Фасса
Вечером, спустившись на лыжах в поселок, приобретен 12-ти дневный скипасс Dolomiti Super Ski за 343 Е. Единственный вариант со свободными днями 10 из 14, других не было, поэтому даже с учетом дня на планируемую в середине Венецию вариант 12-дневного скипасса представился оптимальнее. Скипасс беззалоговый, остался на память.
Понедельник
С утра по оранжевому кругу Селла Ронда, обозреть регионы. Предположения подтверждаются: по самой Селле кататься вряд ли стоит – по ней идет много людей, и разбивают, к тому же большую часть маршрута занимают подъемники и малоинтересные трассы. Селлу хорошо использовать для того, чтобы добраться в нужный подрегион и там уже кататься, подобно кольцевой линии метро для пересадки на радиальную. По ходу покатался в этот день немного и вокруг Селлы, отклонившись в сторону Чиампиноя от Ронды, с Чиампиной до Сочерс.
Гардена: Saslong run - Dolomiti Number One!
Начало спуска по Саслонгу А, Гардена
Уже тогда отметив черную Чиампиноя в Сельву Волькенштейн, - отличнейшая трасса, народу нет (а потому что в Селлу не входит, но по ней можно продолжать кольцо, и это лучше, чем по стандартному пути Ронды). На верхней станции кабины Danterceppies – хорошие скамейки позагорать и т.д., с красивым видом, при выходе из станции направо и направо. В конце дня, звершив кольцо, пошел по нему по второму кругу и опять приехал в Роделлу, где хорошо и вечером – трассы не разбиты, немного только мешало, что там рано падает тень.
Вторник
На след. день сначала поехали по оранжевому кругу. С большим удовольствием скатились с Бельведере, еще вельвету, но уже солнечному. Вообще, это было всегда очень радостно, - с утра, перед тем как куда-то ехать дальше, скатиться несколько раз с верха Бельведере: катались всегда с открытия поъемников (и до закрытия), т.е. в числе первых, и нетронутый склон под утренним солнцем – сказка. Потом пролетели узкой, но с утра нераскатанной и безлюдной трубой до Лупо Бьянко. Уже успели чуть-чуть обгореть, и после длинного спуска на скорости щипет щеки. Помада и крем строго необходимы! Забрались на Чиампиной и в сторону от Селлы по Саслонгу. Очень хорош в меру перепадистый Саслонг! С длинными черными кусками (особенно в верхней части), широкий (а утром еще и народу немного)... Поднялись на Кол Рэйзер-Сечеду, с удовольствием покатались с Сечеды в сторону С-Кристины. Спуски похожи на Бельведере-Роделлу, но немного попросторнее. В принципе, здесь удобно кататься непрерывно вверх-вниз на четырехкресле Фермеда, но на него, видимо,частенько небольшая очередь. Наверху широченные, в меру крутые спуски, пониже поуже, но интересно из-за бугров. Видели взлетающих с Сечеды парапланеристов, это, видимо, популярное развлечение там. Потом длиннющей, обозначенной как красная, но на деле только немного вверху красноватой, а потом – синей узкой лесной трассой спустились в Ортизеи. По дороге перекусили в отлично расположенном и вообще отличном кафе Валь Д Анна сбоку от этой трассы. Вообще, в эту поездку как-то отклонился от сэндвич-термос питания в сторону еды в кафе, и, страшно сказать, вроде нравиться начинает ... Только ничего брать с собой тогда вообще не надо, а то аппетит перебивается, и есть хочется только часам к 2-3 дня, а потом пока кататься снова начнешь, уже и подъемники останавливаются. Как здесь водится, большинство меню на немецком и итальянском, английское поискать надо. Тут нам пришло в голову пересечь Ортизеи и махнуть в Альп ди Сюси. Поехали, обкатали регион. Не интересно, фактически, пологое плато, трассы сине-зеленые, хорошо кататься детям/начинающим или на лошадке. Цвет трасс по схеме можно смело снижать на градацию.
Альпе ди Сюси
Но, и здесь можно найти приключений: в одном из мест, где, сгруппировавшись и идя по прямой или длинными резаными дугами удалось развить мало-мальски приличную скорость, вылетел на бугор, прямо за которым, вне зоны видимости, раскинулся на снегу бордер. Слава богу, пролетел и приземлился я все же мимо него, но если бы попал, то думаю, были бы большие проблемы. Видимо, о лыжегражданке стоит призадуматься. Тем временем, однако, забрались мы весьма далеко от Ронды, и в результате влипли: не успели подъемниками/на лыжах вернуться в Канацеи (к 16.00 добрались только до С.-Кристины, а там уже «поезд ушел». Последний подземный через Кристину. Правильно в Кристине внизу подъемника Саслонг висело предупреждение: если вам в другую долину, то отсюда стартовать не позднее 15.30. Может быть, и успели бы (хотя не факт), если бы поехали из Альп Сюси не подъемниками, а автобусом до Монте Паны, но что-то не сообразили вовремя. Пришлось брать такси. Междудолинное (например, Санта-Кристина-Канацеи) такси стандартно стоит 60 Евро, в любом отеле его бесплатно для вас вызовут. После этого, забираясь в сторону от Селлы куда-либо, очень внимательно контролировали чтобы успеть по ней вернуться домой, и часто приходилось торопиться. Закрытие подъемников в 16.00-17.00, так что надо успевать добраться до последнего не позднее этого времени, а это может быть час-два, плюс в конце дня (как, кстати, и в самом начале) на некоторых подъемниках Селлы возможны небольшие очереди. Так что если забрались далеко, то начинать возвращаться приходится часто не позднее 14.00-15.00. Это, конечно, не очень удобно, и может быть, имея авто, стоит подъезжать к выбранному региону на авто, а не по Селле, но это тоже не пять минут, - такси ехало минут 30-40.
Вечером закупались продуктами в Famiglia Cooperativa недалеко от турофиса, это, по нашим наблюдениям, единственный большой продуктовый магазин в Канацеях (работает 8.00-19.15, Вск. выходной), остальные, в т.ч. DeSpar, маленькие и/или специалитетные. Выбор обычный, цены тоже. На сувениры много местных поделок по дереву. Вообще, регион позиционирует себя как традиционный альпийско-крестьянский. Нередки коровники. Один раз в Гардене пронаблюдали вообще удивительную картину. Внизу в деревне прямо перед отелем (а вокруг отели тоже) – куча навоза метра 3 высотой, в 10 м от окон номеров. Дух ядреный, конечно, вокруг, но, видать, для измученных урбанистической рафинированностью постояльцев он как бальзам на душу... Экотуризм...
Среда
Покатались над ColFosco, туда и обратно по Селла Ронде через Гардену (туда - без Чиампиноя, так довольно скучно).
Долго катались по черной, хотя короткой трассе и потом тоже долго по красной от кафе Forcelles. Региончик малюсенький, но приятный, народу немного, поэтому по черной и до конца дня можно нормально кататься. И в кафе упомянутом выше, приятно перекусить/позагорать. На обратном пути пару раз прокатились по длинной красной под кабиной Dantercepies: вначале нормальная, потом выполаживается, но скорость все равно можно набрать и приятно долго лететь по широкой трассе. Eghes. Комплекс состоит из бассейна 5*25 м, по человеку+ на дорожке почти всегда (в бассейн нужна шапочка, продается за 1,20), и ряда бань: сауна мест на 10-12, хаммам мест на 20 сидячих (лежать весьма неудобно), некая римская мест на 12. Народ был, но всегда было более-менее свободно. Дело вкуса, но мне больше всего понравилась римская, где я потом и проводил большую часть времени. 60-80 град., пар не влажный и не сухой, а какой-то средний, интересный интерьер. Только сидеть/лежать надо не менее часа. Есть еще пара маленьких на 2-3 места с ароматизированным ментолом/ромашкой влажным паром, джакузи 4*4 м. Абонемент на 3 посещения бань стоит 55 Евро, на большее число абонементов нет, работает половину дней недели до 20.00, другую половину – до 22.00.
Четверг
Поехали на Араббу, где с удовольствием покатались на неселларондовских трассах, потом на Мармоладу.
Альта Бадия и Кортина, вид от Порта Весково
Арабба Верхняя станция вагона на Порта Весково и солярий
Арабба Массив Мармолады, вид от Порта Весково, Арабба
По дороге циклично покатались на/под хорошей и пустой двукреселкой Федайя. Она покрывает большую часть первой, интересной половины спуска с Мармолады (вторая – синяя и неинтересная). Немного недобивает до верха (после нее вверх еще бугель, но до верхушки Мармолады и он не дотянут, и вообще не работал).
Середина спуска с Мармолады и озеро Федайя
Скалы слева от спуска с Мармолады
Спуск с Мармолады; бугель наверху Мармолады
Горы позади Пассо Федайя, вид со спуска с Мармолады
Двукресло Федайя и вид на Пассо Падон, со спуска с Мармолады
Потом все же поехали дальше довольно занудной второй половиной трассы и забрались на самый верх. Попрохладнее, дует немного, капюшон был нелишним. Смотровая площадка с описаниями окрестных гор. Трасса с Мармолады, в принципе, в первой половине неплохая, широкая и в меру крутая, но одна, и забираться на нее долго, поэтому больше одного раза забираться на самый верх не тянет. Хотя разок было интересно. Сверху видны австрийские Альпы...
Начало спуска с Мармолады
Область Кортины, вид с Мармолады
Область Араббы-Корвары-Брунико, вид с Мармолады
Группо Селла, вид с Мармолады
Сассолунго, вид с Мармолады
По дороге обратно еще раз с удовольствием покатались по неселларондовской Араббе. Под лучшим для этого и полюбившимся с тех пор креслом Portados (впрочем, еще хорошо использовать кабину Europa 1) - возможности оффписта и следы каких-то немаленьких зверей. Кстати, лесное зверье иногда можно наблюдать в регионе – раз видел в Канацеях прямо с балкона (наш домик был на краю леса) пробегающего то ли барсука, то ли кого-то подобного. Eghes.
Пятница
С утра долго катались на Бельведере. Потом решили, что в Араббе вчера было очень хорошо, и снова поехали туда, и катались там большую часть дня. Классическое приложение схемы «по Селла Ронда и вбок». Селларондовская Арабба непригодна для катания, но вот черные и красные трассы между вагоном и гондолами очень хороши, круты и относительно мало населены. Конечно, понимали это все же не мы одни, и в конце дня кое-где было подраскатано, но в целом все же было замечательно там кататься. Главным подъемником при этом удобно использовать двукресло Portados. Одним словом, мы решили что оптимальное катание в Араббе – забраться на это двукресло и разными путями вокруг него, иногда забираясь и на первой гондоле Европа 1. Под двукреслом – хорошее и популярное место оффписта по елочкам, нам, из-за отсутствия снегопада, к сожалению, недоступного. Спуск же с Порта Весково настолько раскатан просто всегда, практически с самого утра, из-за того, что через это бутылочное горлышко идет вся масса людей по Селла Ронде, и соответственно забит людьми, что, по нашему мнению, забираться на самый верх в Порта Весково и кататься в Араббе оттуда, к сожалению, неэффективно. Но иногда забирались, т.к. с Portados, например, не уйти на хорошую, хотя коротковатую черную чуть правее оранжевой Селлы (если сверху). В середине дня появилась облачность, но исчезла к концу дня. Потом поехали на КолФоско, перекусили. И, даже толком не покатавшись там, обратно, прыгая как зайцы по забитым людьми портовесковским буграм (еще и темновато тут в конце дня при облачности), потому что торопились успеть на подъемник.
Арабба, по дороге на Бельведере
Группо Селла, вид с трассы Селла Ронда (по часовой) из Порта Весково
Арабба Скалы слева от трассы Селла Ронда (по часовой) из Порта Весково, Арабба
Однако, приехали нормально и еще докатывали день в Бельведере, который хорош и в целом нераскатан и в конце дня (в Бельведере четырехкресло Sass Bece заканчивает в 17.00-17.15, одним из последних), а тут еще и облачность ушла. Вообще, Бельведере, пожалуй, единственный большой подрегион, где солнце есть весь день, с самого утра до самого вечера, и этим очень хорош. В Гардене и Араббе или с утра и/или вечером часты на трассах тень вообще или тени деревьев/скал, и это иногда немного мешает – не видно или при переходе света в тень, а в Бельведере и утром и вечером - отлично.
Сасс Бече и Бельведере, Фасса
Сасс Бече и Группо Селла, Бельведере, Фасса
Группо Селла, вид с Бельведере, Фасса
Сассолунго и Кол Роделла, вид с Бельведере, Фасса
Кол Роделла и кабина Пиан Фратачиес-Гардечия, вид с Бельведере, Фасса
Автор: Дмитрий Крылов
Курорты:
Валь Гардена (Val Gardena)
Арабба / Мармолада (Arabba / Marmolada)
Кортина д‘Ампеццо (Cortina d‘Ampezzo)
Валь-ди-Фьемме (Val di Fiemme)
Валь-ди-Фасса (Val di Fassa)
Кронплатц (Kronplatz)
Сан-Мартино-ди-Кастроцца (San Martino di Castrozza)
Чиветта (Civetta)
Карецца (Carezza / Karersee)
Альта Пустерия (Alta Pusteria)
21 |