18.10.2024 /
Марко Шварц – возвращение все еще под вопросом
18.10.2024 /
Возвращение Линдси Вонн? Мейсницер настроена критически
18.10.2024 /
Первенство России в Перми: итоги второго дня
17.10.2024 /
Мануэль Феллер о Марселе Хиршере: «Он все еще способен побеждать»
17.10.2024 /
Зеленый свет старту Кубка мира на трассе ледника Реттенбах в Зельдене.
SKIGU.RU:Равновесие и неравновесие в г/л повороте
SKIGU.RU:Шорты-самосбросы Schoeffel размер L
SKIGU.RU:Спусковой комбинезон Schoeffel RACE SUIT р.L
Настоящее и будущее скоростного спуска Кубка мира
Теги: Кубок мира по горнолыжному спорту
25.04.2022
Часть II
Технический эксперт FIS Атле Скардаль (Atle Skårdal) рассказывает изданию Ski Racing Media о последних научных исследованиях в прыжках в скоростном спуске Кубка мира.
Научный подход
С целью снижения серьезных травм в скоростном спуске разрабатывается компьютерная программа, которая оценивает траекторию лыжников при прыжках в скоростном спуске, что, в свою очередь, поможет организаторам спроектировать хорошие прыжки с безопасными профилями. Эта работа проводится международной проектной группой, состоящей из ученых Института спортивных наук университета Инсбрука и Норвежской школы спортивных наук, рейс-директоров FIS Ханнеса Тринкля и Жана-Филиппа Вулье (Кубок мира по скоростным дисциплинам у женщин), а также местных организационных комитетов, участвующие в проекте. Проект финансируется в рамках Программы FIS по предотвращению травматизма.
Атле Скардаль, технический эксперт FIS рассказывает о проекте изданию Ski Racing:
«Суть проекта в том, чтобы разработать программу, в которой можно довольно точно, с использованием GPS-координат и точной скорости в прыжке, оценить траекторию полета гонщика. Тогда вы сможете увидеть, с какой высоты приземляется горнолыжник — это критическая проблема. Если высота в воздухе слишком велика, давление и сила приземления будут иметь огромное влияние на горнолыжника. И если, кроме того, местность не совсем ровная или есть небольшой уклон в одну сторону, это будет фактором повышенного риска и травм».
Китцбюэль, Австрия, 23.01.22 – Кубок мира FIS, гонка Ханенкамм. Бродерик Томпсон (Канада). Фото: GEPA pictures
В дополнение к оценке траектории гонщиков, программа также будет предоставлять ценную ежегодную информацию о том, как формируются и готовятся к соревнованиям трассы для скоростного спуска. Ратраки с современным оборудованием могут - с помощью считывателей GPS, координат и этой программы - воссоздать точно такие же прыжки, которые хорошо зарекомендовали себя на той же трассе в прошлом году, что избавляет от необходимости начинать каждый год с нуля.
В сезоне 2022 проектная группа работала на трассах Кубка мира у мужчин и женщин в Валь-Гардене-Грёдене, Цаухензее, Гармиш-Партенкирхене, Китцбюэле, Кран-Монтане и Квитфьеле. В планах - продолжить работу с другими аренами соревнований в следующем году и, возможно, продолжить с некоторыми из уже посещенных в этом сезоне мест, поскольку группа не смогла охватить сразу все прыжки. «Это довольно обширная работа с анализом видео и измерениями с GPS-координатами и так далее, чтобы получить достаточно данных для ввода в систему, чтобы можно было точно рассчитать траекторию полета», — объясняет Скардаль.
Однако скорость, состояние снега и другие аспекты могут меняться каждый год. Скардаль говорит, что пока они используют то же расположение ворот, что и в прошлом году, вполне вероятно, что скорость останется в основном такой же. Кроме того, если условия были относительно медленными и плохими в течение одного года, они должны добавить буфер безопасности на случай самых экстремальных условий, чтобы быть в безопасности. «Этот проект направлен на повышение безопасности, поэтому важно, чтобы рекомендации проектной группы были безопасными и чтобы никто не пытался вклиниться в абсолютную максимальную длину прыжков».
Скардаль, рейс-директор FIS женского Кубка мира, знает, с какой экстремальной нагрузкой, большими обязанностями, а иногда и давлением приходится работать рейс-директору. Он описывает, как рейс-директор постоянно оценивает скорость, длину прыжков и другие факторы, и указывает, что рейс-директора делают все возможное в любых ситуациях, чтобы принимать правильные решения и обеспечивать безопасность гонок. Но, по его словам, рейс-директора тоже иногда могут ошибаться, «поскольку они всего лишь люди».
Скардаль говорит, что работа над повышением безопасности на международных соревнованиях в скоростных дисциплинах — это непрерывная битва:
«Есть многое, что можно было бы сделать, например, с горнолыжным снаряжением, чтобы повысить безопасность, но никто особенно не стремится двигаться в этом направлении, потому что знают, что пройдут поворот немного по-другому и получат другие ощущения, и не многие заинтересованы в этом, к сожалению. Так что всегда идет борьба, много разных интересов, и это всегда сложно. Но мы не можем сдаться».
По тем же причинам Программа предотвращения травматизма испытывает трудности с поиском достаточного финансирования для таких проектов, как этот. «Для многих работа с проектами по безопасности не выглядит увлекательной, потому что это обычно означает, что работа немного контрпродуктивна, когда речь идет о производительности. А это не так популярно в этой среде», — говорит Скардаль.
Нравится или нет
С таким большим количеством работы, необходимой, чтобы сделать прыжок безопасным, некоторые могут задаться вопросом, почему такой прыжок, как финишный прыжок в Китцбюэле, нельзя вообще исключить. Однако прыжок играет важную роль в замедлении гонщиков перед тем, как они попадут в зону финиша:
«Если им нужно выйти из позиции спуска, они немедленно замедляются. Мы не хотим идти от последней веревки в спуске до финиша. Тогда мы еще быстрее там. Так что, конечно же, нам нужно что-то попробовать, чтобы вывести их из позиции спуска. И мы найдем решение, которое работает», — объясняет Тринкль.
Китцбюэль, Австрия, 23.01.22 – Кубок мира FIS, гонка Ханенкамм. Доминик Парис (Италия). Фото: GEPA pictures
Как горнолыжники относятся к изменениям, внесенным в такой классический скоростной спуск, как «Штрайф»?
«Настоящие любители скоростного спуска не так счастливы», — смеется Тринкль. - «Знаете, они хотят, чтобы это было жестко». Однако он отмечает, что FIS и организаторам необходимо принимать во внимание стартовое поле в целом, включая спортсменов, которые находятся там впервые, и сильных спортсменов, которые все же не самые сильные в этой области.
«В Китцбюэле достаточно тяжело. В Китцбюэле всегда будет тяжело, так что новичкам там точно не выиграть. Но мы не можем забывать, что даунхиллеры — настоящие даунхиллеры. Они хотят идти по действительно жесткой трассе. Мы должны пройти эту тонкую грань и найти хороший путь, который устроит всех. Но самое главное – это безопасность и избежание падений. Мы не хотим аварий», — прямо заявляет Тринкль.
А как считает Скардаль, двукратный чемпион мира в супергиганте (1996 и 1997) и серебряный призер чемпионата мира 1993 года в скоростном спуске? Считает ли он, что спортсмены в целом ценят ту работу, что проводится?
«Я почти уверен, что это так, хотя они могут и не говорить об этом. В этой системе много тестостерона, и есть несколько крутых парней, и не так уж часто гонщик говорит, что это слишком быстро или слишком далеко, или что-то в этом роде. Но я думаю, что на самом деле они довольно счастливы, что кто-то пытается держать ситуацию под контролем, потому что они тоже не любят получать травмы».
Тринкль, чемпион мира 2001 года и бронзовый призер Олимпийских игр 1998 года в скоростном спуске, считает, что спортсмены и спорт значительно изменились со времен его гонок около 20 лет назад:
«Ребята находятся в потрясающей физической форме. Значит, они совершенствовались. Они действительно хорошие горнолыжники. Они становятся все лучше и лучше. Они действительно сильны морально, а также, все движется вперед. Тогда мы точно получим больше скорости, особенно в поворотах. Это не просто скорость на прямой. Перегрузки намного выше, чем в прошлом».
Таким образом, с улучшением горнолыжных способностей и снаряжения, ведущим к увеличению скорости и перегрузок, возникает необходимость корректировки профилей склонов, постановки трасс и мер безопасности.
Пересекая границы
Еще одним изменением для гонщиков скоростного спуска Кубка мира в сезоне 2022–2023 является запланированное добавление соревнований в скоростном спуске в начале сезона на новой трассе Маттерхорн у подножия горы, известной в Швейцарии как Маттерхорн, а в Италии — как Червиния. Церматт (Швейцария) и Червиния (Италия) станут организаторами первых в истории горнолыжных соревнований Кубка мира, которые пересекут национальные границы.
Кран-Монтана, Швейцария, 26.02.17 – Кубок мира FIS, альпийская комбинация, супергигант, женщины. Маттерхорн. Фото: GEPA pictures
Трасса начнется в Швейцарии. В ожидании завершения строительства новой канатной дороги к верхней секции Кляйн Маттерхорна старт мужчин осенью 2022 года придется опустить с ранее запланированного старта на высоте 3900 метров до 3700 метров. Гоночный склон, спроектированный швейцарским олимпийским чемпионом 2010 года в скоростном спуске Дидье Дефаго, заканчивается в Чиме Бьянке в Червинии (Италия), на высоте 2835 метров. Две мужские и две женские гонки в скоростном спуске планируется провести в течение двух выходных, вероятно, в конце октября и начале ноября, после традиционного открытия сезона в Зельдене (Австрия), согласно заявлению FIS в январе 2022 года. По словам Скардаля, фактическое расписание соревнований Кубка мира на следующий сезон будет утверждено на Конгрессе FIS в конце мая.
У участников тура Кубка мира были смешанные чувства относительно того, хорошая ли это идея с такой высокогорной, требовательной трассой спуска, частично на леднике в начале сезона. Некоторые горнолыжники утверждают, что будет сложно найти места для полноценных и качественных тренировок в скоростном спуске до столь ранних дат соревнований. Другие, в том числе FIS, считают, что было бы здорово добавить гонки в скоростном спуске в расписание Кубка мира в это время года.
Участие FIS в разработке нового склона для соревнований имеет жизненно важное значение, и рейс-директора FIS Тринкль и Вуллиет (Vulliet) приезжали на место для осмотра предполагаемого места проведения гонки в августе 2021 года.
Каковы первые впечатления Тринкля от нового гоночного склона Маттерхорн?
"Это очень интересно. Мы увидим, что происходит со всеми новыми проектами. Кое-где придется расчищать скалы, а на леднике, как известно, много трещин, так что будет интересно. Я был там только на первой инспекции.
«У меня есть первая линия на примете, но посмотрим, что будет дальше. В нижней части ледника снега не было. Я хочу посмотреть, какой там снег, и тогда смогу дать некоторые ответы», — говорит Тринкль. Этой весной состоится еще одна инспекция, в ходе которой будут оценены как дизайн гоночной трассы, так и необходимые меры безопасности.
Поскольку сезон Кубка мира закончился, пришло время для рейс-директоров, FIS, всех организаторов, команд, вспомогательного персонала и, что не менее важно, гонщиков сосредоточиться на работе, необходимой, чтобы сделать предстоящий сезон еще лучше. Поиск лучших решений продолжается. Для рейс-директоров FIS они должны быть самыми безопасными.
Автор: Bente Bjørnsen Sherlock
Источник: Skiracing.com
6 |