21.11.2024 /
После 300-дневного перерыва: надежды на возвращение Марко Шварца
21.11.2024 /
Эстер Ледецка перед трудным решением на Олимпийских играх 2026 года
20.11.2024 /
София Годжиа тренируется с Линдси Вонн: особенный момент в Колорадо
Лыжные травмы коленей и безопасность
Теги: травмы | ПКС | колени | безопасность | KneeBinding | крепления
23.10.2012
Про половые различия, которые имеют место быть, несмотря на все успехи феминизма. Применительно к лыжам, разумеется. Ну и немного про как с ними бороться.
Всякий знает, что в сети, где одно цепляется за другое, попасть куда-то не туда, куда собирался, не составляет большой проблемы. Так и я случайно «вырулил» на заголовок в Ski Mag годичной давности:
ЭПИДЕМИЯ ТРАВМ ПКС В ЖЕНСКОМ КАТАНИИ
Вот тебе и раз! Я всегда трепетно относился к женским коленям, а тут какая-то напасть! Но, прочитав, понял: увы, я этого не знал. Как, полагаю, и многие, включая прекрасный пол! А вещи небесполезные, да и напомнить о безопасности перед наступающим сезоном всем не помешает, не только дамам. Поэтому я быстренько статейку эту перевел, сверил с отечественными источниками, прицепил страшненьких картинок, и вот вам эта леденящая кровь физиология.
Как происходят травмы ПКС на лыжах?
Лыжник часто оказывается в "сидячем" положении - при езде по буграм, при приземлении после прыжка на пятки, восстановления после соскальзывания или просто при потере равновесия. Сгибание лодыжек, коленей и бедер - простой и естественный путь восстановления и преодоления возникающих сил. Однако, если в этом положении возникают какие-то дополнительные силы, толкающие ступню наружу, то до травмы недалеко.
Силы, тянущие или толкающие лыжу, возникают в контакте со снегом. Если эти силы действуют на пятку или на носок лыжи, то она начнет просто вращаться вокруг пятки ботинка, и носок ботинка, скорее всего, просто отстегнётся от креплений, поскольку они для этого и предназначены. Однако, если эти силы действуют и на носок и на пятку лыжи таким образом, что их равнодействующая проходит вблизи пятки ботинка, то скручивающих усилий может быть недостаточно, чтобы сработали головки креплений. Все лыжники знают, что такое "схватить внутренний кант". Если колени и бедра согнуты и нижняя нога отставлена в сторону, риск травмы колена велик.
Почему женщины более подвержены риску травм ПКС нежели мужчины
Считается, что женщины на лыжах вдвое больше подвержены риску травм ПКС, нежели мужчины. Это много. Правда, это чисто спортивная статистика. В обычной жизни процент травматизма мужчин и женщин примерно одинаков. Для катающихся женщин небесполезно об этом знать, и многие уже знают и делают соответствующие выводы при катании. Нет единого ответа на вопрос "почему?". Скорее, повышенный риск для женщин определяется сочетанием ряда факторов. К факторам повышенного риска для женщин относятся следующие.
Сила мышц бедра. Помимо связок важную роль в стабильности коленного сустава играют мышцы бедра, которые своими сухожилиями крепятся к большеберцовой кости голени. У женщин мышцы бедра слабее, чем у мужчин, и поэтому в обеспечении стабильности коленного сустава бо’льшая нагрузка приходится на переднюю крестообразную связку.
Согласованность мышц бедра. Передние мышцы бедра (четырехглавая мышца бедра или квадрицепс) и задние мышцы бедра у женщин работают по-другому, чем у мужчин. При согнутом колене женский квадрицепс сокращается сильнее, что выдвигает голень вперед, натягивая переднюю крестообразную связку. В тоже время задние мышцы бедра, которые препятствуют сдвиганию голени вперед, реагируют медленнее, чем у мужчин. Тем самым создаются предпосылки для разрыва передней крестообразной связки.
Материал связок. Реально материал связок у женщин генетически не идентичен материалу мужских связок. Никто толком не знает, почему это так.
Размер связок. Женские связки не такие толстые, как мужские, в пропорции к мускульной массе. Спортсменки способны набирать большую мускульную массу, что ещё увеличивает диспропорцию.
Гормональный профиль. Возможно, что разрыву передней крестообразной связки способствуют некоторые гормоны (эстроген и прогестерон). Некоторые ученые считают, что они уменьшают и прочность всех связок, не только передней крестообразной, и их эластичность. Эта эластичность (связки способны растягиваться на 4-5% от своей длины, не разрываясь при этом) вообще защищает от многих травм, позволяя поглотить больше энергии, прежде чем порвутся связки. На гормональный фон влияют менструальные циклы и гормональные воздействия, вроде противозачаточных таблеток. Одно из исследований, предпринятое около 15 лет назад, показало, что женщины имеют большую вероятность травм непосредственно перед циклом и сразу после него. Бо’льшую, чем таковая во время цикла. Вопрос этот дискутируется, но есть мнение, что менструальные циклы вызывают и физические изменения, которые повышают риск травмирования, но сами женщины бессознательно меняют своё поведение на пике цикла на более уравновешенное, снижая тем самым риски.
Перечисленные выше факторы, варьируясь в разных комбинациях, и проводят к повышенному риску травм ПКС для женщин. Каким образом женщины могут снизить степень риска?
Тут ничего нового - быть в форме. Хоть и нет прямых доказательств, что физическая подготовка снижает риски травм при катании, она только позволяет чувствовать себя в форме, насколько это возможно. Предсезонная подготовка поможет избежать многих травм. 4-6 недель тренировок ног на силу и гибкость укрепляет мышечную ткань и будет помогать защищать колени. Походить к сезону в хорошей физической форме - это всегда отличная идея.
Катайтесь с умом! Ряд организаций (это не у нас) проводят специальные занятия прямо на снегу, обучающие как избегать ситуаций, создающих предпосылки травмы. Непосредственных рекомендаций немного:
Учитесь распознавать потенциально опасные ситуации:
- верхняя рука сзади
- потеря равновесия назад
- бёдра ниже коленей
- верхняя лыжа разгружена
- вес на внутреннем канте пятки нижней лыжи
- туловище развернуто в сторону нижней лыжи.
Избегайте рискованных действий:
- не выпрямляйте ваши ноги полностью, когда вы падаете. Держите ваши колени согнутыми.
- не пытайтесь вставать до тех пор, пока вы не прекратили скользить по снегу после падения; если вы скользите лёжа - продолжайте лежать, пока не остановитесь.
- никогда не приземляйтесь на руки; держите их вверху и впереди.
- не совершайте прыжков, если не знаете, куда и как приземлиться;
- приземляйтесь всегда на обе лыжи и держите колени согнутыми.
В общем, всегда держите руки впереди, ноги вместе и кисти рук над лыжами. Такие рекомендации мало знать, нужно отрабатывать их на снегу, а для этого нужны методики, обученный персонал, ну, и желание самих лыжников. Но такие тренировки, по данным статистики, снижают травматизм более чем вдвое.
Наиболее эффективный метод понизить ваши шансы на травму - это использование креплений, разработанных специально для снижения травматизма коленей. Большинство креплений разработаны таким образом, что не открываются в ситуациях, которые приводят к травмам коленей. Однако в настоящее время в Северной Америке доступен новый тип креплений, раскрывающихся в пятке, прежде чем боковые усилия на лыже достигнут опасных для колена значений. Ожидается, что такие крепления снизят травматизм коленей более чем на 75%.
Таковы, вроде бы как, факты. Но не совсем понятная ситуация. С одной стороны спецкомитет FIS рапортует, что на мировом уровне преобладают мужские травмы коленей. С другой стороны, если взглянуть на свежую статью «Кто не едет в Зельден» и посчитать, сколько раз там упоминаются колени среди «текущих» травмированных спортсменов, то получается серьёзная «женская» цифра 12 против «мужской» 4. Это уже похоже на эпидемию. Но, прочитав последний абзац, я понял – эта "эпидемия" неспроста! Что же такого появилось в Северной Америке, что спасёт наших дам от надвигающейся опасности в виде грядущего лыжного сезона. Искать долго не пришлось, реклама была где-то рядом.
Вот они, эти крепления. Довольно симпатичные. Поскольку я был немного "в теме", они меня заинтересовали. Прежде мне о них слышать не доводилось, хотя разрабатываются и продвигаются они где-то с 2008 года. Но аккуратно. Конечно, они не предназначены исключительно для женщин, а унисекс, так сказать.
Называются они незамысловато - KneeBinding - Коленные крепления, что сразу указывает на их целенаправленность. Также называется и фирма, их разрабатывающая и выпускающая. А если к этому названию прибавить через точку "com", то это будет их сайт, к которому я вас и отсылаю. Там в инфоцентре есть много полезных видео, где хорошо объяснят механизм травмообразования и как с ним бороться, разберут эти крепления по косточкам и соберут снова. Продемонстрируют, как работают все внедренные технологии, а любители торсионной жесткости найдут наглядный пример определения торсионной жесткости при передаче усилий от непосредственно ботинка на непосредственно лыжу. Т.е. жесткости самих креплений со всеми причиндалами, про которую обычно забывают, увлекаясь жесткостью только ботинка. Словом - полезно посмотреть. А я тут остановлюсь только на вещах, которые могут ускользнуть при беглом просмотре.
Прежде всего, меня удивила формула, свойственная, впрочем, всякой рекламе: "Единственные в мире крепления с боковым раскрытием пятки"! Как же так, а где же "Line Reactor", о которых мне приходилось писать лет 7 назад. Они тоже ставили в главу угла боковое раскрытие пятки, базируясь при этом на серьёзных научных исследованиях. Позже я нашел в одном из интервью с основателем компании KneeBinding Джоном Спрингером-Милером (John Springer-Miller) его высказывание на этот счёт. Он сказал, что, да, идея бокового раскрытия пятки давно известна, и было несколько попыток её реализовать, но все они закончились ничем по тем или иным причинам, в основном из-за сложности конструкции и желания объединить всё в одном механизме. В заслугу своей компании он ставит только то, что они нашли удачное конструктивное решение, запатентовали его и сейчас реализуют и постоянно совершенствуют.
Я ему не поверил и тотчас же полез на сайт Line, с которого когда-то получил много полезной информации на этот счёт. Увы, от креплений Line Reactor там не осталось и следа. Перешерстив, что писали в отзывах об этих креплениях, понял, что Джон С-М не обманывает: жалобы на поломки и плохое конструктивное исполнение, частые произвольные раскрытия - таких отзывов большинство на рубеже 2006-8 годов. Одному лишь повезло - он на этих креплениях ещё катался, по крайней мере, в 10-м году.
Отвечая на вопрос, предохраняют ли крепления KneeBinding от всех механизмов травмирования связок, Джон С-М сказал, что нет, они ориентированы только на механизм "фантомной стопы", составляющий три четверти всех повреждений связок по имеющейся статистике.
В другом интервью дотошный репортер допрашивал его же (Джона), чем плохи конструкции креплений, именуемые "диагональ", с поворотной пяткой или с открывающейся ещё и вверх передней головкой. Диагональ Джон забраковал на том основании, что пятка там может освободиться вбок только после того, как сама откроется вверх, что невозможно в условиях "фантомной стопы", когда загружены именно пятки. Поворотные пятки, по его словам, помогают только выстегиванию носка и не более. А открывающаяся вверх головка не реагирует на силы, тянущие ногу вбок. Это конечно так, но, по моему скромному разумению, такая головка может помочь при других механизмах травмообразования (например, BIAD (Boot Induced Anterior Drawer) - когда вам врежутся лыжами по ботинкам сзади, это то самое и будет). С другой стороны, чем больше всяких механизмов, тем больше вероятность ложных срабатываний. Позже я нашел подтверждение этой мысли у Главного Конструктора креплений KneeBinding Ричарда Хоуэлла (Richard Howell). Он имел личный опыт работы с такой головкой, и от механизма открытия вверх пришлось отказаться как раз из-за ложных срабатываний.
Итак, что нам предлагают новые безопасные крепления по сравнению с "обычными".
1. Фирма позиционирует свои крепления, как крепления для "плоских" лыж, т.е. лыж, не украшенных сверху никакими рейлами, платформами или интегрированными системами, которые невозможно при желании демонтировать. Такими, на которые можно просто поставить крепления и привернуть шурупами. Список поддерживаемых моделей лыж есть на их сайте и весьма внушительный. Набор скистопов поддерживает ширину лыж от 58 до 150.
2. Механизм бокового раскрытия пятки. Это отдельный механизм со своими регулировками прижатия и открытия. Отметим, что пятка открывается только в одну сторону, т.е. пятки не взаимозаменяемы и просто перекинуть лыжики с одной ноги на другую не удастся, без потери свойств безопасности, конечно. Это, с нашей точки зрения, не есть хорошо, но, по словам Главного конструктора, именно это позволяет получить устойчивую в смысле ложных срабатываний конструкцию.
3. Продуманная система монтажных плат, позволяющая обеспечить высокие жесткостные характеристики передачи давления с ботинка на лыжу. Платы поэтому широкие - 68 мм, разнос шурупов по ширине - 52 мм. Плюс набор лифтеров, позволяющих настраивать наклон подошвы ботинка (угол рампы).
Эта же система обеспечивает некоторую подвижность передней головки и пятки относительно лыжи при её изгибе. Производитель считает, что его конструкция менее чувствительна к изгибу лыжи и позволяет понизить уровень ложных срабатываний при изгибе лыжи. И кататься при меньших значениях DIN в силу этого.
4. Плюс такая милая деталь: передняя кромка рычага скистопов выполнена широкой и ровной, чтобы об неё было удобно счищать снег с подошвы ботинка. Это бывает актуально, по себе знаю. Кстати, и сами скистопы подняты повыше, чтоб не цеплялись.
Все прочие технические детали предлагаемых моделей есть в спецификации на сайте. Меня же интересовали отзывы об этих креплениях. Не те, которые помещены на сайте производителя – там ничего плохого не выложат – а реальные отзывы на различных форумах. Нужно сказать, что тамошние форумы не сильно от наших отличаются – Джона там сильно повозили фэйсом по столу. Ему много чего припомнили, главным образом судебную тяжбу с Главным Конструктором, которого он уволил по неизвестным причинам. Те, кто, собственно, эти крепления не пробовал, требовали от него доказательств в виде количества спасенных коленей. Те, кто их уже катал, писали реальные отзывы и, на удивление, хорошие. Все предусмотренные механизмы срабатывали вовремя и по делу. Ложных срабатываний не отмечалось. Единственный негатив – у одного из пользователей сломалась пятка, но ему её быстро заменили.
Надо отдать должное фирме - она провела полный цикл тестирования креплений на соответствие международным стандартам в независимой лаборатории TÜV в Мюнхене. Это потребовало ряда конструктивных доработок, но в результате крепления полностью «approved».
Хотя крепления и не спортивные (судя чисто по DIN-ам, хотя я не уверен, что это единственно правильный показатель) их обкатывали и на слаломных Штоклях Лазер, и опять без каких-либо претензий. «Дороговаты, конечно ($450), - отмечают многие – но, по сравнению со стоимостью восстановления связок и последующей реабилитации, это задаром». «Большинство народа – говорит Джон С-М, – никогда не видело подушки безопасности и вовсе не жаждет её видеть! Тем не менее, оно предпочитает иметь её в автомобиле! Ради безопасности. С нашими креплениями то же самое – лучше их иметь, даже если они никогда и не сработают. Ради той же безопасности!».
Что ж, логика в этом есть! Это я не к тому, что следует бежать их заказывать, а к тому, что такие крепления есть и стоит к ним присмотреться.
Игорь Изыльметьев
10 |
Olga
|
Новая статья Игоря Изыльметьева. Прочитайте! |
Bitus
|
Очень интересно, как всегда у Игоря и познавательно. Для меня очень много новой информации , все не усвоил, буду перечитывать еще пару раз и пытаться сделать полезные выводы для себя. Ну один полезный вывод уже есть- мне повезло, что я не женщина! |
HappyNY
|
Игорь, а Тиролия со своей диагональю разве не позволяла открываться пяткам вбок? |
iz1
|
Сергей, сам не пробовал, просто перевел, что написано. Вряд ли будут писать не то, что легко проверить. Битус эту информацию подтверждает. |
DrDent
|
|
Thingvellir
| ||
| ||
HappyNY
|
То есть по-первости диагональные Тирольки обеспечивали сходный функционал с КNЕЕ... но они потом отказались от этого функционала. Наталкивает на определенные мысли |
iz1
| ||
| ||
iz1
| ||
| ||
Mr.XX
| ||||
| ||||
DrDent
|
iz1, спасибо , понял . |