21.11.2024 /
После 300-дневного перерыва: надежды на возвращение Марко Шварца
21.11.2024 /
Эстер Ледецка перед трудным решением на Олимпийских играх 2026 года
20.11.2024 /
София Годжиа тренируется с Линдси Вонн: особенный момент в Колорадо
Музей SkiGu.ru: Mizuno
Теги: Mizuno
05.01.2018
Желание написать статью о лыжах Мицуно возникло еще пару лет назад, когда в мои руки попала пара Mizuno G mode, из самых первых поставок, образца примерно 90-91 года. Но в тот момент было очень легко написать скучную статью, пересказывающую уже неоднократно описанные успехи нашей женской сборной образца 90-х годов, поэтому, я не стал торопиться и отложил тему до того момента, когда накопится достаточно интересного материала. В 90-е большинству россиян было не до горных лыж. Они были заняты, пытаясь совладать со своими жизнями в бурном и мутном потоке рыночной экономики. И, как мне кажется, эта страничка горнолыжной истории нашей страны осталась недостаточно освещена, что совершенно несправедливо, как по отношению к нам, любителям и фанатам горных лыж, так и по отношению к героям, творившим ту историю.
Я надеюсь, что материал о той эпохе: о лыжах, о победах девушек из нашей сборной и об истории тех свершений будет продолжать собираться и дальше, но уже сейчас есть, чем поделиться, поэтому рассчитываю, что он выльется в цикл статей, первую из которых я вам сейчас представляю.
Горные лыжи Мицуно были и остаются загадкой. Во всем мире компанию знают, как производителя высококлассной спортивной одежды, обуви, снаряжения для гольфа и бейсбола. О том, что компания производила горные лыжи (производство по косвенным данным остановлено в 2000-е годы), за пределами Японии почти ничего не известно, поскольку на внешние рынки лыжи Mizuno не поставлялись. Но не будем забегать вперед и пройдемся по горнолыжной истории компании, которая оказалась неотделима от горнолыжной истории Японии.
Волну популярности современных лыж во всем мире всколыхнул норвежец Фритьоф Нансен своим лыжным переходом через ледники Гренландии в 1888-89 годах. В 1895-м году лыжи стали использовать в японской армии.
После русско-японской войны "самураи" стали привлекать советников из союзнической австро-венгерской армии. Один из таких советников, майор Теодор фон Лерх, работавший на островах в 1910-1911 годах, считается родоначальником японских горных лыж. Кстати, катанию на лыжах фон Лерх обучался у самого Матиаса Здарского (Mathias Zdarsky), человека многих заслуг и автора первой книги, посвященной горнолыжной технике «Die Lilienfelder Skilauf-Technik» (1897).
Теодор фон Лерх
Матиас Здарский
История компании Mizuno началась в 1906 году с открытия братьями Рихачи и Ридзо Мицуно спортивного магазинчика в городе Осака, в котором они продавали товары (мячи, одежду, обувь) из США. В 1907-м ассортимент магазина пополнился собственными изделиями, которые были более доступны по цене и нисколько не уступали по качеству, а в чем-то даже и превосходили американские. Дела шли очень хорошо, и в 1910-м магазин переехал в новое, более просторное помещение. В 1914-м была запущена полноценная фабрика по пошиву спортивной одежды и производству оборудования, а в 1920-м в Японии появились первые лыжи Mizuno, которые по агентскому договору производились шведской компанией Sandströms (1910 - 1975: в 1966 году Sandströms Ski Factory AB стала дочерней компанией Jofa AB, которую в 1974 году купила Volvo и через год (1975) закрыла горнолыжную фабрику Sandström).
В 1922 году в центральном общественном зале Осаки, который совершенно неслучайно назывался "Misuzu Mizuno", состоялся первый японский показ документального фильма Арнольда Фанка (Arnold Fanck) «Чудо лыж» (Das Wunder des Schneeschuhs, 1920), в котором снимался основатель знаменитой Арлбергской горнолыжной школы Ханнес Шнайдер (Hannes Schneider). Этот фильм тогда вызвал горнолыжный бум во всем мире и немало способствовал углублению интереса к горным лыжам в Японии. И как следствие этого интереса, в 1930-м году, по приглашению японского правительства Ханнес Шнайдер приедет в Японию и будет обучать премудростям горнолыжной техники на склонах горы Фудзи тысячи людей. И это не преувеличение, ради красного словца. Одновременно на склоне Фудзи тренировались сотни людей, получая от герра Шнайдера команды через специально спроектированную и установленную систему громкоговорителей. Но мы забегаем вперед.
Ханнес Шнайдер в Японии
Примерно через год после показа фильма Арнольда Фанка к Рихачи Мицуно обратился принц Титибуномия (также известный как принц Ясухито, второй сын императора Тайсё и младший брат императора Сёва. В качестве члена Императорского Дома Японии, он был покровителем различных спортивных и медицинских организаций) с вопросом, "Почему нельзя выпускать такие лыжи в Японии?" Рихачи был взволнован и решил, что им необходимо наладить самостоятельный выпуск современных горных лыж. Спустя четыре года, в 1927 году, преодолев немало трудностей, собственные лыжи Mizuno из гикори поступили в магазины.
С начала 30-х годов популярность горных лыж в Японии росла семимильными шагами. В стране во множестве выпускались периодические издания, японские и переводные книги и о горных лыжах, зачастую даже не на все 100 процентов адаптированные для местного населения.
Этот подъем нашел отражение в спорте. Первой олимпийской медалью, которую выиграл представитель страны восходящего солнца, стало серебро Чихару Игайя за второе место в слаломе на играх 1956 года в Кортина-д'Ампеццо. Следующей олимпийской награды Японии пришлось ждать 16 лет, до игр 1972 года, когда японцы заняли весь пьедестал в прыжках с 70-ти метрового трамплина.
Игайя тренируется на крыше своего дома в 1951 году.
Надо сказать, что в Японии до второй мировой войны горные лыжи (даже японские) могли позволить себе только состоятельные люди. Пара Mizuno в 1927 году стоила 30 йен, в то время как суточная зарплата ремесленника составляла около одной йены, и для популяризации горных лыж Рихачи Мицуно открыл любительские горнолыжные клубы Mizuno в Токио, Осаке, Киото и Кобе. Горнолыжный клуб Mizuno в Осаке функционирует по сей день.
Горнолыжные клубы в Японии, особенно в ее крупных городах, находящихся как правило в равнинной местности на побережье, были по сути туристическими организациями, которые организовывали для своих членов "туры выходного дня", отправляя любителей горных лыж на поездах или автобусах в горы. Например, Токийский клуб Mizuno вывозил своих членов за более чем 100 километров от города на горнолыжный курорт Кусацу (Kusatsu Kokusai Ski Resort), который был первым горнолыжным курортом в Японии, где был построен подъемник. Горнолыжный сезон там длится с декабря по март, а катание происходит на высотах 2100-1200 метров над уровнем моря.
В послевоенной Японии компания Mizuno успешно конкурировала на внутреннем рынке с многочисленными японскими производителями лыж, такими, как Ogasaka (первая японская компания, приступившая к производству лыж в 1912 году), Kazama (основана в 1944-м, в 1970-м на лыжах Kazama японскими спортсменами был установлен рекорд скорости - 183,392 км/ч), Nishizawa (начала производство спортинвентаря после второй мировой), Swallow (основана в 1953, а в 1970-м году на их лыжах Юитиро Миура съехал с Эвереста) и Yamaha (производит спортивные товары с 1959 года).
Только три из перечисленных компаний (Nishizawa, Kazama и Yamaha) продавали свои лыжи на зарубежных рынках. Впрочем, делали они это в таких незначительных объемах, что всерьез говорить о каком-то финансовом успехе или о конкуренции со всемирно известными брендами типа Rossignol или Atomic было нельзя.
Реклама лыж Mizuno 1962 год
Реклама 1972 год
Рекламная брошюра 1972 года
В 80-е годы Япония пережила мощный горнолыжный бум. С 81-го по 92-й год количество катающихся на Японских курортах выросло с 30 до 115 млн. человеко-дней. Для сравнения, в 2002 году на курортах Франции катались 57,6 млн. человеко-дней, Австрии - 56 млн., США - 52,2 млн., Италии - 37 млн. По всей видимости Mizuno, откусившая часть этого вкусного горнолыжного японского пирога, почувствовала нереализованный потенциал в этом направлении, который никогда не был для Mizuno доминирующим (какие-то единицы процентов от общего оборота), и решила сделать себе международное имя и в горных лыжах.
Взаимоотношения Mizuno и СССР к концу 80-х - началу 90-х имели длинную и интересную историю. Спортивная одежда Mizuno была, если не предметом культа, то уж точно вызывала неподдельное уважение со стороны советских спортсменов самых разных видов спорта. Кстати, в разных видах спорта даже название компании произносили по-разному: если горнолыжники в своем большинстве говорили "Мицуно", то конькобежцы, очень уважавшие их комбинезоны, за "скользкость", говорили "Мизуно" с ударением на последнюю гласную.
В 1980-м году Mizuno была официальным поставщиком униформы для эстафеты олимпийского огня, и по контракту она же должна была разработать дизайн олимпийского факела.
"Свою модель японцы представили, когда до Олимпиады оставалось чуть более полугода", вспоминал Глава отдела эстафеты олимпийского огня Виктор Лукьянов: "Тростник какой-то по форме, не пойдёт! Совершенствовать разработку японцы отказались. На помощь пришли ленинградцы: художники Мухинского училища разработали дизайн факела, а инженеры авиационного завода под началом Бориса Тучина за две недели его изготовили. Жрица олимпийского огня с 1964 года Мария Москолиу потом призналась: факел Олимпиады-80 в её коллекции — самый удобный и изящный."
Виктор Лукьянов вспоминает и еще один интересный случай: "Начинается церемония Открытия, и мы видим – О ужас! – что наши факелоносцы Виктор Санеев и Сергей Белов выходят в форме… Adidas! Если честно, это ЧП первой степени. Но наши менеджеры все-таки сумели уговорить японцев не раздувать скандал. Как именно, не знаю даже я."
И вот, где-то в конце 80-х или начале 90-х вполне закономерно (даже если это было случайностью) пересеклись дороги компании Mizuno и главного тренера сборной СССР Леонида Васильевича Тягачева, который очень дальновидно сделал ставку на неизвестного в мире, но очень амбициозного производителя горных лыж.
Процитирую слова Владимира Андреева, сказанные им в 1995 году в интервью журналу "SKI/Горные лыжи": "Тактика Mizuno - это чисто японский прием завоевания рынка. Сейчас она создает себе имидж мирового законодателя мод, и мы ей в этом первые помощники. Выбрав две перспективные (с точки зрения ее экспертов) команды (России и Словении, прим. HappyNY), она только вкладывает деньги на совершенствование и доводку лыж и почти ничего не производит на рынок. Мы - ее испытатели и демонстраторы; чем выше наши успехи на соревнованиях, тем лучше для фирмы. Здесь наши интересы полностью совпадают. Сейчас ее инвентарь очень дорог: каждая пара лыж, каждый костюм стоят больше тысячи долларов. Но через 2-3 года, создав себе марку очень дорогой "элитной" фирмы, Mizuno построит завод где-нибудь в Португалии или другой стране с дешевой рабочей силой и начнет массовой производство."
Странички из каталога Mizuno 1991 года:
Словенская сборная, которая также встала на лыжи Mizuno и возможно даже немного раньше советской (на что указывают некоторые фото из каталога Mizuno 1991 года) добилась на них неплохих успехов в технических видах, в том числе как минимум одной победы Кубке мира (Miklavc Andrej, слалом в Парк-Сити в 1995). Кроме Андрея, на лыжах Mizuno выступали Veronica Sarec (7 подиумов в слаломе на Кубке мира в период с 87-го по 91-й годы, в том числе победа в Хаус им Эннсталь в январе 1990 года) и Katjusa Pusnik (серебряный призер слаломного этапа Кубка мира в Альтенмаркт-Заухензее в декабре 1988 года).
Андрей Миклав и Альберто Томба
Женская сборная СССР начала использовать лыжи Mizuno в 90-м или 91-м году.
Но и на чемпионате мира в Заальбахе в 1991 году, и на Олимпиаде 1992 года в Альбервилле первые номера сборной - Светлана Гладышева и Варвара Зеленская все еще выступали на лыжах Volkl, а последняя оставалась верна Volkl вплоть до олимпийского 1994-го.
Об успехах девушек нашей сборной, выступающих на Mizuno, сухие цифры статистики рассказывают, что:
Варвара Зеленская с осени 1994-го по 1998 год более 25 раз попадала в лучшую десятку на Кубке мира, в том числе 10 раз на подиум, из которых 4 раза на верхнюю его ступень;
Светлана Гладышева - 6 раз попадала в десятку на Кубке мира (в том числе одна победа), завоевала незабываемое серебро скоростного спуска Олимпиады в Лиллехаммере 1994 года,
и была пятой в скоростном спуске на Олимпиаде 1998 года в Нагано;
Татьяна Лебедева - взяла серебро на этапе Кубка мира в Лейк Луисе в 1992 году (возможно на Volkl);
Анна Ларионова - взошла на второе место в зачете Кубка Европы 1996/97 по скоростному спуску (три первых места, одно второе и одно третье) и завоевала еще один подиум (третье место) в скоростном спуске в сезоне 97/98;
Светлана Новикова - была лучше всех в двух скоростных спусках на Кубке Европы в Альтенмаркт-Заухензее в декабре 1995 года.
А о том, как это происходило, мы узнаем в следующих статьях (надеюсь, их будет больше одной) от непосредственных участников тех событий.
И напоследок несколько фотографий Mizuno G mode (лыжи для слалома-гиганта) из начала 90-х, которые при ростовке 203 см имеют геометрию 89/63/77 (носок/талия/пятка) и передовой для тех времен радиус, около 40 метров.
Автор: HappyNY
Другие статьи автора:
Музей SkiGu.ru: Völkl P9
Музей SkiGu.ru: Kastle RX National Team SL
Музей SkiGu.ru: Rossignol ST Competition
Музей SkiGu.ru: Elan RC impuls
Музей SkiGu.ru: Rossignol Olympique
Музей SkiGu.ru: Fritzmeier super cup 460
Музей SkiGu.ru: Völkl Racer
42 |
alrok
|
Сергей, с Новым годом! Ждем продолжения. Вы копаете все глубже и глубже. Так держать! |
uils
|
Спасибо, Сергей!!! |
servitol
|
У одного знакомого были такие. Выглядели очень красиво. |
Bitus
|
Спасибо, Сергей! Очень интересно, впрочем, я к этому уже привык и если вдруг станешь писать хуже , я буду крайне удивлен)))))) Я как то купил Мицуно для слалома но на них была надпись SG )))) Это было давно, мне очень понравился их цвет- нежно-голубой и серебристые буквы)))) Они были довольно мягкие , а ростовка 205 вполне подходила для слалома))))) О радиусе тогда и речи не было- год семьдесят- какой-то.. А потом еще брлн напрокат у Сани Панова розовые Мицуно для гиганта. Они были 195 с уже заметным радиусом, настоящие кубковые,я на них ехал первый любительский чемпионат в 2000-м году и даже выиграл первую попытку в гиганте, во второй меня Игорь Чернов обошел... Интересно, что и слалом на них ехать было лучше , чем на моих дубовых магазинных Россиньолах той же длины и совсем прямых по сравнению с Мицуно.... Но тогда я уже начал разбираться в том, что разные лыжи- для разных видов и я не лох какой-нибудь, чтоб на гигантских слалом ездить..)))) |
HappyNY
| ||
Спасибо!!!
Кстати, у тех розовых Мицун, радиус 31 метр, т.е. почти такой же, как и у 27 метровых старых "гигантов" и тем более лыж этого года. Отжигать на них уже можно было вполне по современному. | ||
HappyNY
|
Кстати, одно уточнение. Вот эта фраза: "Только три из перечисленных компаний (Nishizawa, Kazama и Yamaha) продавали свои лыжи на зарубежных рынках", относится к "древним временам", поскольку речь в этом месте статьи шла о послевоенных временах. В последующем они все, ну или почти все, пытались расширить географию продаж. Знаю, что в 80-х почти все штатовские прокаты были укомплектованы лыжами Swallow. |
ledja
|
Специально зарегилась на сайте, чтобы поблагодарить автора за собранный материал. Обширная, содержательная статья. |
HappyNY
|
Спасибо! PS А своей историей отношений с Мицуной не поделитесь? |
Bitus
| ||
Я брал более старые. Помню, Саня показывал и более новые , но сказал, что они хуже- более прямо едут . И точно, я их сравнивал, и у старых заметно шире носы и пятки при одинаковой середине. Так вот тут и вопрос- 31 метр у новых или старых? Удивительно, что более новые выпустили более прямыми, видно поняли, что радиус получился чересчур.. Тогда выходит, 31 м -новые. Потому что 31 м - это точно не чересчур))) Наверное никак это уже не выяснить. | ||
HappyNY
|
Вот такие: Есть основания думать, что эти были последними. |
HappyNY
|
Через мои руки прошли две пары таких G-mode (200 и 190). Двушки имели геометрию 94/62/83, а 190 сантиметровые - 92/62/79, и обе пары имели одинаковый (расчетный) радиус чуть больше 31 метра. При этом, спусковые лыжи того же года имели радиус 40 метров (в ростовке 215). А вот слаломные лыжи, которые видел тоже в двух разных ростовках (194 и 182), имели разную геометрию: более короткие были более прямыми (83,5/62/73), радиус 43 метра, а длинные имели радиус 37 метров (89/63/80). |
Bitus
| ||
Они, правда, не такие нарядные были))) И оттенок розового другой или темнее или светлее- не помню... А вообще я у Панова видел много разных лыж... Видел экспериментальный слаломный Россиньол с радиусом метров 10, с носами как капюшон у кобры))) Но они не ехали, хотя по виду надежды подавали))) | ||
maykl
|
HappyNY, не подскажешь, что за модель? |
HappyNY
|
S-mode, это слаломки. Какого года не подскажу, но понятно, что где-то между 92-м и 96-м. Ну и разумеется, это цех, поскольку в Россию/Европу/весь остальной мир кроме Японии, другие лыжи не попадали. |
maykl
| ||
Как думаешь, они "наш" супер покатят?) Уже пробовал разогнать их на 600 метрах. Ощущения самые положительные) Рельсы с очень плавным и чуть динамичным скольжением) В проскальзывание вообще не идут, почему то | ||
HappyNY
|
При радиусе около 40 метров наверное можно попробовать, но суперные лыжи все-таки совершенно другие. У них другое распределение жёсткости (более мягкий носок, чтобы не "втыкался в препятствия"). Да и вообще суперные лыжа намного мощнее. К тому же они не так дорого стоят, чтобы кроить, используя "классические" слаломки, вместо настоящих суперных лыж. |
maykl
|
Так и есть. Мягкий мысок (до середины), мощная жесткая пятка. Вообщем как надо для супера) Будем экспериментировать. Так интереснее) |
HappyNY
|
Миш, |
maykl
|
Вах Подумаю) Те что сейчас в наличии, там база подготовлена как то хитро. Уж больно канты цеплючии. И структура козырная. Все хранилось в парафине. Если кто раньше не заберет может съезжу. Помну руками) Кста, за такие деньги можно и современные бу взять) PS Серег, а сколько у этих суперов радиус будет? |
HappyNY
|
По тому, что разместили, ничего сказать нельзя. Даже ростовка непонятна. У Ценник КМК в принципе нормальный. Такие лыжи кайтеры себе берут. Они кстати хорошо понимают разницу между слаломной классикой и спусковыми лыжами. Современные SG б/у за такие деньги, как повезет. Хорошего ничего давно не видел. |