16.09.2024 /
Итоги чемпионата мира по скайраннингу 2024
16.09.2024 /
Невероятные и скоростные, в Москве определены победители IX этапа Кубка России по BMX гонкам
16.09.2024 /
Летний биатлон. Чемпионат России. Команда Резцовой выиграла эстафету, команда Казакевич – 2-я, команда Мошковой – 3-я
Музей SkiGu.ru: Elan RC impuls
Elan RC impuls, модель 1977 года, так называемый "зеленый импульс". Модель легендарная, неразрывно связанная с именем "молчаливого шведа", Ингемара Стенмарка, непобедимого в те годы в специальном слаломе и слаломе-гиганте. Немногие лыжи могут похвастаться такой историей и репутацией, и не только на постсоветском пространстве, где эланы были почти безальтернативно лучшими на фоне младости и польспорта. И даже среди эланов, если верить моим о них воспоминаниям, зеленые импульсы были самыми интересными из всех катанных в 80-е (02, 04, 05 черные и 05 красные).
Описание лыж в ноябрьском журнале "SKI" 1977 года:
Повторяющиеся из раза в раз победы Ингемара Стенмарка на Кубке мира в 1976 и 1977 годах доказывают нам кое что о лыжах. Например, что Югославская фабрика Элан может сделать гоночные лыжи мирового класса. Они также доказывают, что гоночные лыжи мирового класса не должны быть экзотичной высокотехнологичной машиной; простая, традиционная конструкция по-прежнему работает, если она сочетается с высоким мастерством производителя и тонкой настройкой. RC impuls ($200, 150 - 210 см), слаломные горные лыжи, которые Стенмарк использовал в прошлом сезоне, выглядит очень похоже на великие фиберглассовые гоночные лыжи разработанные в конце 1960-х годов: они имеют вертикально ламинированный деревянный сердечник, два слоя фибергласса (стекловолокна) сверху, два снизу, наборные канты и алюминиевые верхние кромки. Звучит прозаично по сравнению с некоторыми экзотическими моделями из акрила с сотовой структурой, доступными сегодня. Лаконичный Стенмарк, когда его спросили, почему он до сих пор на таких лыжах, ответил: “Почему нет?" После двух завоеванных Кубков мира, кто может с этим поспорить?
Именно поэтому я не смог равнодушно пройти мимо объявления о продаже пары ростовкой 205 в довольно плохом состоянии.
Время идет, возможность найти такие же, но в хорошем состоянии, может уже никогда не представится. Впрочем, состояние было обнадеживающим: скользяк хоть и был основательно побит, зато канты ни разу не точены и в меру ржавые (квартирное хранение предотвратило проникновение ржавчины внутрь лыжи), на передней части привинчены ржавые основания "Параблэков" (конструкция, препятствующая перекрещиванию лыж) и крепления "Беркут" скопированные с креплений Salomon S111 начала 70-х, прикрывающие самое плохое - дыры от многочисленных перестановок креплений, но все же с этим можно было работать.
Надо сказать, что эланы, особенно сделанные в 70-80-х, - очень крепкие лыжи и нанести им непоправимый ущерб просверлив какие-то 20-30 дырок в каждой лыже почти невозможно. И все же это было серьезным препятствием на пути к осуществлению давнего желания, снова "катнуть" на зеленом импульсе. Надо сказать, что лыжи мне нужны исключительно для применения по прямому назначению. Как предмет для украшения интерьера, они не интересны. Но, до того момента, как на них можно будет выйти на склон, надо было кое что предпринять. Начал с того, что отдал лыжи на шлифовку скользящей поверхности и нанесение структуры. Иногда процесс шлифовки приводит к удивительным результатам. В этот раз чуда не произошло. Впрочем, все не так уж и плохо: канты в порядке, и везде, кроме как под ботинком, скользяк в приличном состоянии.
Вторым этапом отмыл верхнюю рубашку и боковины лыж от грязи. Причем вайт спирита оказалось недостаточно, пришлось применять растворитель, но ржавые пятна из-под параблэков не отмылись. Белые полоски пожелтели от воздействия ультрафиолета, но в пределах приличия. Что интересно, буквы racing uniline на пятках нанесены не краской, а белой пленкой по зеленым полоскам.
На третьем этапе сверлом на 6 мм засверлил на глубину примерно 10 мм все старые дыры, которых оказалось 25 на одной лыже и 26 на другой. В свежие дыры на профессиональный столярный водоустойчивый клей titebond внатяг забил березовые чопики высотой 6-7 мм. Оставшиеся после этой операции лунки залил эпоксидкой с добавлением белого колера - диоксида титана.
Четвертой операцией стала заточка кантов на 1 градус с базы и 88 градусов по грани. По ощущениям сталь элановского мультиканта существенно тверже, чем современные образцы, но гораздо мягче стали на лыжах Rossignol Olympiqe 1972-74 года выпуска, чтобы заточить которые с базы пришлось убить свиксовский мелкий напильник. В процессе работы ощутил себя 15 летним пацаном, возюкающим напильником по кантам эланов в подвале гостиницы Спорт в Кировске: точишь-точишь, уже ночь на дворе, а результат все еще нулевой. Кроме кантов, подшлифовал напильником алюминиевые торцы носов и пяток лыж, чтобы они выглядели прилично, почти как с завода.
Пятый этап - шлифовка и полировка верхней рубашки лыж. Сначала абразивной пастой 3М, потом полировальной пастой. Глубокие царапины эта процедура не убирает, но сглаживает резкие края всех повреждений рубашки, формируя глянцевую поверхность. Лыжи после нее реально молодеют. После шлифовки протираю рубашку и сайдвол (боковины лыжи) силиконовым маслом, которое работает как омолаживающий крем и возвращает глубокий черный цвет сайдволу.
Шестой этап - горячая чистка скользящей поверхности и оплавка базовым парафином. Надеялся, что горячая чистка уберет со скользячки красный оттенок, скорее всего приобретенный вследствии оплавки свечкой из хоз. магазина, но усилия были тщетны.
Все. Лыжи готовы для установки креплений.Возвращая жизнь старым лыжам, всегда хочется добиться аутентичности. Какие нужно ставить крепления на Elan impuls? Конечно Marker M4-15. Красные и желательно без стопоров, потому что в 77-м стопора еще не вошли в постоянный обиход даже на Кубке мира, чего уж говорить про основную массу катающихся. Но найти спортивный M4-15 в нормальном состоянии оказалось довольно трудно. Был куплен черный туристический Marker M4-12 со стопорами в состоянии близком к идеальному. Даже в родной коробке. Помимо маркера на ржавые пятна от параблэков были найдены живые параблэки в тон к креплениям.
От монтажа креплений пока удерживает мысль, что если установить аутентичные крепления, то покататься на них смогу только я и те, у кого размер ботинка близок к моему (диапазон регулировок очень невелик). Но кататься одному совсем не так интересно. Гораздо интереснее иметь возможность поделиться и узнать чужое мнение об этих легендарных лыжах. Дать возможность и другим вспомнить свои ощущения 30 летней давности... Но для этого придется ставить современные рентальные или атомиковские крепления. В общем время еще есть. Принятие решение отложено до нового зимнего сезона.
Кстати, чуть не забыл! Возможно, Стенмарк совсем не случайно так здорово ехал на элане. Измерения показали, что импульсы имеют собственный радиус на 7 метров меньше, чем их современники слаломные лыжи Rossignol FP ростовкой 203:
Автор: HappyNY
Другие статьи автора:
41 |
kvn
|
Приятные воспоминания об этих лыжах . Они появились в 1977 г , а в 1976 ещё был ELAN 05 . На 05 я выиграл первенство СССР среди мл.юношей в Бакуриани . На "Импульсе" перед юношеским Союзом в 1977 г получил травму , но участвовал и был только 10 в гиганте , хотя выиграл все другие юношеские соревнования в 1977г, в которых участвовал : зимнее и летнее первенства ЦС " Труд" и др. Помню , Саша Жиров , в тот год , летом в Терсколе , встретившись со мной на канатке -фуникулёре на "Азау" , спросил : участвую ли я в юношеских соревнованиях в те дни наверху .( Александра знал с 1975 г , команды ЦС " Труд" и ЦСКА жили на первом снегу каждый год в "Хибинах" в Кировске , а значит были все знакомы , помню времена , когда Александр там стартовал во 2-й группе ) .Я сказал ему что стартую и он сказал , что пошлёт стартовать Седого ( Своего младшего брата Анрея ) , чтобы выступили мы вместе . Не помню , как Андрей выступил , я тогда выиграл .Тогда В.И. Тальянов , ст.тренер ЦСКА уже возил группу молодых ребят в своей команде . |
HappyNY
|
Ноль пятыми называли красные импульсы? |
HappyNY
|
Или коленвал? |
kvn
|
Да , первая картинка . А на третьей , такие же с чёрным рисунком были , эти эланы были только больших ростовок . |
kvn
|
Продолжение моей истории про ELAN ( пришлось отьехать по делам). Последний год активного моего катания на ELAN был 1978 . Приходили ЕЛАНЫ в СССР вагонами , лыжи были упакованы в пачки , пар по 10 .. В каждой пачке плакаты И.Стенмарка с кубками Мира и полной грудью медалей . Мой последний год на ЕЛАН ,1978, был удачнее , чем предыдущий . На первенстве СССР среди ст.юношей 1962-1963 гг я в ск.спуске получил травму голеностопа ( во время соревнований по спуску, врезался в зрителя , который вышел на трассу, вообще-то их вышло на трассу трое ) . Соревнования проходили в Кировске . Финиш ск.спуска там был пологий и метров за 400 до финиша они выскочили на меня . Удачно , что повредил только правый голеностоп , да ударился сильно о снег . Следующий вид был сл.гигант , который я пропустил ,т.к. болела нога и всё тело . Но на слалом пришлось выйти . Стартовал с незастёгнутым правым ботинком . Был вторым , немного проиграл Игорю Кардияке . По итогам года меня включили в сборную олимпийского резерва (юниорскую , так понятнее). И в этом же году мы были поставлены на экипировку . Росиньоль , Династар , Кнайсел - лыжи . Сан Марко и Динафит - ботинки . У меня получилсь - Династар и Динафит . |
HappyNY
|
Инсбрук 1976 |
HappyNY
| ||
Династары для технических видов были просто замечательные. А спусковые были так же хороши? ЗЫ Большое спасибо, за воспоминания!!! Очень интересно! | ||