16.09.2024 /
Итоги чемпионата мира по скайраннингу 2024
16.09.2024 /
Невероятные и скоростные, в Москве определены победители IX этапа Кубка России по BMX гонкам
16.09.2024 /
Летний биатлон. Чемпионат России. Команда Резцовой выиграла эстафету, команда Казакевич – 2-я, команда Мошковой – 3-я
Музей SkiGu.ru: Dynamic VR-17
Часть первая, историческая.
Первые горные лыжи Dynamic произвел мебельщик Paul Michal в 1931 году в городе Sillans, Франция. Восемь лет спустя Михал сконструировал динамометр Dynamic, прибор для точного измерения прогиба носка и пятки лыжи под давлением. Два полученных числа являются индикатором гибкости носков и пяток лыж. Каждая лыжа Dynamic делалась индивидуально (не в парах), каждая подвергалась измерениям на динамометре для того, чтобы лыжи с одинаковыми "флекс" индексами носков и пяток можно было поставить в пары. Спустя 28 лет каждая пара VR-17 (буква "V" от французского verre - стекло, "R" - resin - смола) имела на носке нанесенную метку - ключ жесткости. Первая цифра обозначала жесткость носка лыжи, вторая - пятки. Выше цифра - лыжа мягче, меньше разница между носком и пяткой - лыжа более уравновешена (ничего не напоминает?). Существовали различные "магические комбинации", в связи с чем спортсмены, выступавшие на черных с желтыми шевронами на носках VR-17 хранили тайну своих цифр в строжайшем секрете.
В 1944-м Dynamic первыми применили пластик для скользящей поверхности: в этом качестве были использованы 24 тонких листа целлулоида (cellolix) склеенных между собой.
В 1950-м Михал внедрил новую инновацию: он утопил канты в недра лыжи, тем самым улучшая скольжение и снижая шансы потери части канта (канты на шурупчиках все время откручивались и терялись, поэтому горнолыжникам приходилось постоянно возить с собой ремкомплект: кусочки кантов для замены утраченных).
В 1960 году в Dynamic, где уже работал Шарль Бозон, бронзовый призер Олимпийских игр 1960-го года в слаломе, пришел работать Мишель Арпин (четвертое место в слаломе на Олимпийских играх 1964 года), ключевая для VR-17 фигура.
В 1962 Михал, как и разработчики Kneissl, приступил к работе со стекловолокном, но он не стал использовать рулонное стекловолокно, как это сделали в Kneissl. Он пропитывал полоски стеклоткани эпоксидной смолой и "бинтовал" сердечник лыжи мокрыми полосами на подобии древнеегипетской мумии. Причем некоторые полосы были уложены под прямым углом, а другие по косой. Мокрое обертывание давало широкие возможности для контроля как торсионной жесткости (на кручение), так и мягкости/жесткости определенных частей лыжи. В перспективности этого технического решения удалось убедиться уже в том же году. В Шамони на чемпионате мира на лыжах VR-7 Шарль Бозон выиграл слалом.
В следующей модели, VR-17, разработчики совместили мягкий носок и жесткую пятку. Так родились первые современные горные лыжи, во многом благодаря которым появилась непобедимая французская команда середины шестидесятых, лидером которой был молодой гонщик из деревеньки Валь-д'Изер по имени Жан-Клод Килли. И это было отнюдь не случайно.
Килли, благодаря Арпину (своему другу, тренеру и сервисмену), тоже принимал активное участие в работе над развитием VR-17: ее уникальным профилем жесткости и геометрией лыжи (талия была перенесена примерно на 15 см ближе к пятке). Инженеры Dynamic разработали для VR-17 разрезные канты "cracked edge" (цельная только внешняя рабочая полоска стали, внутренняя часть канта, с помощью которой он удерживается в теле лыжи, ажурная и разрезана на короткие кусочки), позволившие увеличить мягкость лыж, не снижая их скоростных качеств. На VR-17 стало можно делать дивные вещи: наклоняясь вперед, заставить лыжи бодрее рисовать дуги, а отсаживаясь назад сделать дуги отлогими и более быстрыми. Лыжи стали позволять ехать намного более динамично. В 1967 году на VR-17 Килли выиграл недавно учрежденный Кубок мира (по крайней мере в слаломе и скоростном спуске, гигант он все еще ездил на Rossignol), а на следующий год стал вторым в истории человеком, который выиграл все три золотых олимпийские медали. И все три на Dynamic VR-17.
"Мы всегда выбирали Жану-Клоду лыжи загодя, в зависимости от того, что мы знали о трассе", - говорит Арпин. "Нам не нужно было много разных лыж для слалома, поскольку мы всегда катались на слаломных лыжах для льда. Для скоростного спуска мы привозили несколько пар на разную погоду и я тестировал их накануне гонки, чтобы выбрать самую быструю. Вот почему мы редко допускали ошибки. А еще у нас было несколько пар для слалома-гиганта, но Жан-Клод был настолько силен в этом виде, что выбор пары почти никогда не имел значения."
Успешная гоночная карьера Dynamic продолжилась на Олимпийских играх в Саппоро 1972 года (четыре медали), и даже после того, как французская команда окончательно развалилась перед чемпионатом мира 1974 года, в 1976-м Рози Миттермайер выиграла две золотые олимпийские медали практически на тех же лыжах, которые использовал Килли. С небольшими изменениями, они все еще находились в производстве, как VR-27 Slalom.
Два интересных факта:
В 1969 году, когда Килли подписал контракт с Head, Арпин покинул Dynamic, чтобы присоединиться к нему. Head только-только начинали работать с стеклотканью, и Арпин смог научить американских инженеров, как ее лучше использовать. "Мишель отрицает это, но он тот, кто научил нас делать лыжи", - говорит Майк Брунетто, американский инженер, который работал с Арпиным над стеклопластиковыми лыжами Head. "Когда вы говорите с другими горнолыжными инженерами, они говорят жесткости и цифрах, - говорит Брунетто.- Мишель говорит об ощущениях лыж на снегу. Он артист. Он фокусник. Он Мерлин ски-мейкеров".
В 1973 Килли подписал контракт с К2, и Арпин ушел от жены и семьи, и в течение пяти месяцев строил лыжи К2 на заводе в Сиэтле. Там он работал с Бакки Кашива (Bucky Kashiwa - брат Хэнка Кашивы, звезды World Pro ski tour 70-х. В 1989 году Бакки и Хэнк организовали небезызвестную фирму Volant) над моделями 710 и 810 - лыжами для слалома и слалом-гиганта, на которых впоследствии блистали братья Марэ.
Часть вторая. Реликвия
До сих пор не очень верю в то, что мне удалось заполучить VR-17, как у Килли. Причем лыжи, ставшие предметом этой статьи, являются реликвией в квадрате, поскольку их первый владелец, в конце 60-х привезший их из Парижа, не кто-нибудь, а сам Алексей Алексеевич Тяпкин, физик с мировым именем, главный научный сотрудник Объединенного института ядерных исследований в Дубне, доктор физико-математических наук, профессор. Звезда первой величины советской науки, который очень увлекался горными лыжами (его именем названа возвышенность "пик Тяпкина" в Дубне), был мастером спорта по водным лыжам, организатором секции воднолыжного спорта в Дубне (воспитавшей первых cоветских чемпионов мира по водным лыжам) и в свое время сменивший Юрия Алексеевича Гагарина на посту председателя технической комиссии Всесоюзной федерации воднолыжного спорта. Человек многих увлечений и заслуг.
Часть третья. Реставрация
Через три года лыжам исполнится 50 лет! Они прожили долгую, насыщенную и интересную жизнь, которая оставила на них многочисленные шрамы. Тем интереснее обещала быть предстоящая работа.
Основной проблемой, с которой пришлось столкнуться, была непонятной природы и состава "нашлепка" длиной более 40 см, начинавшаяся в районе пятки креплений на одной из лыж. Благодаря ей лыжа на этом участке почти не гнулась. Вероятность того, что лыжа была в этом месте сломана, а потом заклеена доступными методами, была невелика, поскольку скользящая поверхность и канты в этом месте были ровными и без следов сгибания/разгибания. Кроме того, на границе с "нашлепкой", родной черный топшит был покороблен, как будто лыжа упала этой своей частью в костер и не сразу была оттуда вытащена. Это видно на фото.
Так как я не знал состава и толщины этой "нашлепки", было принято решение потихоньку сошлифовывать слой за слоем, пока не станет понятно, что же с лыжей в этом месте не так, и как это надо лечить. После первого, черного слоя эпоксидки, был обнаружен слой стекловолокна, за ним еще один и еще один. На этом этапе открылись желтые целлюлозные полоски по бокам лыжи, обозначенные цифрой 2 на рисунке:
Между этими полосками лежал еще один слой стекловолокна, абсолютно ровный, как будто был положен на ровный, следовательно, в основном не поврежденный сердечник лыжи. Желтые боковины лыжи в середине "нашлепки" были заменены заплатками из того же стекловолокна. После их удаления, вернее сошлифовывания, так же открылся не поврежденный сердечник. В этом, "обнаженном", виде лыжа прекрасно и упруго сгибалась и я решил прекратить дальнейшее вмешательство во "внутренние дела". Скорее всего гипотеза про падение лыжи в костер или опрокидывание на лыжу мангала с раскаленными углями является верной, и остается только вернуть лыже утраченную "косметику": топшит и сайдвол./
Привычный эпоксидный клей ЭДП для этой задачи не годился, поскольку купить для него пластификатор, и тем более заставить его выполнить свою функцию (это про ДБФ) было слишком трудно. Где угодно он не продается, за ним надо было ехать на другой конец Москвы в рабочее время, и к тому же ДБФ достаточно плохо вступает в реакцию со смолой: для достижения результата смолу с ДБФ необходимо "варить", т.е. медленно нагревая до 50-60°С, интенсивно перемешивать в течение 2-3 часов (по некоторым данным 10-12 часов!), а пластический эффект, который дает ДБФ крайне небольшой, его обычно бывает достаточно только для предотвращения растрескивания в процессе затвердевания или на морозе. К тому же существует мнение, что со временем ДБФ испаряется из уже готового изделия, и пластичность пропадает. Нужен был другой вариант, и он был найден у фанатов авто и мото моддинга, в конторе, торгующую немецкими эпоксидными смолами, стекло- и карбоновыми тканями и всякими прочими нужными для изготовления изделий из стеклопластика вещами. Ребята подобрали из реально огромного ассортимента нужную смолу, нужный отвердитель, пластификатор, дали черный и желтый колеры и стеклоткань. Единственное, что они не смогли точно сказать, это какой процент пластификатора нужно добавлять, для получения правильного для горных лыж эффекта.
Для этого я смешал три тестовых состава, добавив соответственно 0, 5 и 10 процентов пластификатора, и залил ими три листочка стеклоткани величиной с кредитную карточку. Работать со смолой оказалось очень приятно: по консистенции она немногим более вязкая чем вода, и набирается в шприц (для точного замера объема) даже через иголку (трудно, не нужно, но возможно). Через 12 часов клей на всех образцах все еще находился в текучем состоянии и затвердел только через 24 часа. Причем настоящую твердость он набрал только через двое суток. Первый образец, без пластификатора, по своим свойствам стал подобен пластиковой карте - достаточно жесткий но упругий. Второй образец был очень гибким - после сгибания на 180 градусов медленно (меньше 20 секунд), но верно восстанавливал свою первоначальную форму. Ногтем поверхность не продавливалась. Третий образец был больше похож на отрезок резины: тоже восстанавливал форму, но еще медленнее, а поверхность, после надавливания ногтем, хоть и продавливалась, но затем восстанавливала свою гладкую поверхность.
Для сайдвола я выбрал вариант 2 с желтым колером, а для топшита - вариант 1 с черным. Сначала были залиты боковины лыжи, после отвердевания лишнее сошлифовано, сверху уложена полоска стеклоткани, отрезанная точно по размерам утраченной верхней поверхности и залита смолой. При дальнейшей шлифовке стеклоткань не очень симпатично вскрылась в некоторых местах, так что пришлось залить повторно. После шлифовки и полировки место ремонта стало выглядеть куда как лучше, чем вся остальная лыжа,
хотя и в этот раз не обошлось без косяка:
На втором этапе были заделаны все дыры от предыдущих установок креплений, которых оказалось почти по два десятка на каждой лыже. Примененная технология была такой же, как во время работы с ELAN RC Impuls: дыры рассверливались до 6 мм, в них на профессиональный столярный водоустойчивый клей titebond внатяг забивались сосновые чопики (от березовых по соображениям их большой любви к влаге и набуханию пришлось отказаться) такой длины, чтобы до верхней поверхности оставалось около 4 мм, а оставшиеся лунки заливались смолой с черным колером.
На третьем этапе я решил применить радикальный метод омоложения топшита - полную шлифовку шкуркой. Лыжи с завода выходили сверкая полировкой, как хороший рояль.
Шлифовка принесла свои результаты, но второй раз я этого бы не стал делать, по крайней мере отказался бы от самых крупных абразивов. Порядок их применения выглядел так: 120, 280, 400, 600, 1200, 2000, полировка поролоновым матом с абразивной пастой 3М, полировка фетровым матом автомобильной полиролью. Со 120 я над одной лыжей переусердствовал, пострадала буква R в названии модели:
Но лыжа, конечно, стала намного более гладкой. Вот то же место на другой лыже:
На четвертом этапе необходимо было вернуть на носки лыж фирменные полоски - эмблему Dynamic. В первых экземплярах VR-17 (к которым относится омолаживаемый пациент) эмблема наносилась приклеиванием пленки. Это хорошо видно на некоторых фото. Черные треугольнички на носах по другому отражают свет и выглядят, как более черные:
В 70-х технология производства была усовершенствована и желтые полоски стали частью топшита (как и металлические накладки на носы, но о них позже):
Кстати, пока не забыл, скажу пару слов про эти полоски. В 60-х в спорте активно боролись с профессионализмом. Производителям инвентаря нельзя было писать названия фирм шрифтом более разрешенного. Обратите внимание на размер шрифта названия фирмы и размер шрифта, которым написано название модели.
Буквы, которыми написано "VR-17," в несколько раз крупнее. Но достаточно один раз увидеть эти лыжи, и вы уже никогда их не перепутаете с другими. Все дело в том, что они целиком являются совершеннейшим продуктом брэндинга в спорте. Черный глянцевый топ, желтые боковины и такой же желтый скользяк. На носах со стороны скользячки большие черные косые полоски, а со стороны топа - желтые поменьше. Ни одни другие лыжи той эпохи не были столь узнаваемыми.
С пленками связываться не хотелось по двум причинам: во-первых я прекрасно себе представлял, что вырезать и ровно наклеить полоски я не смогу, и во-вторых пленки рано или поздно отвалятся и придется городить огород заново. Я решил отлить полоски из смолы.
В интернете с рекламных публикаций Dynamic тех времен был взят логотип, отрисован в векторе для дальнейшей работы, масштабирован, распечатан на бумаге и примерен на носы лыж, причем не только на Динамики, носы которых были в удручающем состоянии, чтобы понять, как оно вообще.
После множественных корректив были распечатаны два шаблона. Шаблоны уложены на два отшлифованных деревянных бруска и заклеены десятком слоев скотча. Затем по шаблону в скотче были вырезаны Динамиковские полоски, а нижний слой скотча вместе с бумажным шаблоном удалены. Получилась форма для отливки. К сожалению, не очень совершенная, поскольку в процессе работы выяснилось, что я таки ничего не вижу ближе 70 см от носа.
Затем формы для заливки были переклеены на предварительно выровненные носы VR-17 и залиты смолой с желтым колером.
После остывания лишнее было сошлифовано, а формы удалены.
Осталось только залить носы черной смолой и отсечь лишнее, что было и сделано.
На этом пока работы остановлены, поскольку я пока не знаю, как восстановить утраченную железную бижутерию в виде одной защиты носа и интересной конструкции бамперов на пятки, которые пришли в негодность.
Может быть кто-нибудь из читателей посоветует мастера или компанию, которая изготовит эти детали на замену.
Канты уже освобождены от ржавчины, скользящая поверхность немного отциклена. В сентябре, когда в ближнем Спортмастере вытащат станки для шлифовки и штайншлифта, скользячка станет еще более гладкой.
А черные полосы на носах будут подновлены автомобильной краской из баллончика.
Кроме бамперов на носы и пятки, предстоит найти достойные VR-17 крепления, которыми, конечно, же должны стать Look Nevada Grand Prix (головка Nevada 2 и пятка Grand Prix). Надеюсь, зимой это будет не настолько безнадежной затеей, как сейчас, когда даже на ebay ничего подходящего найти не удается.
Самые старые из Look, которые у меня в наличие - Look 99HP, 1982 года выпуска, для этой роли явно не годятся.
Нынешнее состояние лыж:
Для тех, кто осилил этот текст до конца, пусть будет наградой короткая фотозарисовка с финиша второй попытки слалома на Олимпийских играх 1968 года:
Спасибо!
Историческая часть текста была составлена по материалам журналов SKI и Skiing разных лет.
Использованы фотографии из журналов SKI и Skiing разных лет, а так же агентства Getty Images и авторские.
Автор: HappyNY
Другие статьи автора:
Музей SkiGu.ru: Rossignol Olympique
Музей SkiGu.ru: Kastle RX National Team SL
Музей SkiGu.ru: Rossignol 9S Dualtec
Музей SkiGu.ru: Kneissl racing team AF
37 |
ГБ+
|
Вот откуда фишер утащил "новый" дизайн) Да, легендарные лыжи! И люди! Вот Арпин - совершенно сумасшедший чел. Помню, угорал, когда еще читал "На лыжах вместе с Килли" - катехизис горнолыжника Благодаря вояжу Хэппи мне перепали польспорты 70х годов, тоже принадлежавшие Алексею Алексеевичу Тяпкину. Хотел на стену приколотить, в музей на балконе, но почему-то дрогнула рука. Поставил крепы, увидимся в Канте! |
Maxon_09
|
Спасибо автору за ряд статьей: Музей SkiGu.ru , интересно читать историю того или иного брэнда, модели, знакомиться с технологическими решениями, ноу-хау и громкими именами того времени… |
Ezhovsky
|
Судя по всему, на каждую тренировку тогда не принято было точить. Иначе у лыж после стольких лет эксплуатации не могло бы быть так много кантов. Мне еще другое интересно ... как вообще у старых лыж с такой жесткой эксплуатацией такие целые канты? С современными лыжами как - на хороший камень хорошо наехал - минус лыжа .... кант вылетает и привет. А эти лыжи и в Кировске, и в Чегетах-Домбаях, наверное, катались много лет. И это не Эланы с ремонтопригодным мультикантом. Их изначально крепче делали, или просто выжили не все? |
HappyNY
| ||||
2 Ezhovsky Сереж, необходимость точить лыжи часто возникла только с приходом искусственного снега. После примерно 10 дней катания этой зимой по мягкому естественному снегу в Таштаголе, канты остались совершенно такими же, какими были до. "Сам офигел" Если бы нам в 80-х надо было так же часто точить канты, как сейчас в Москве (даже не по ледянке и в свободных спусках), то лыжи никогда бы не жили больше сезона, а мы их катали чуть не по десятку лет. И это была жесткая спортивная эксплуатация, и нескольких пар на вид никогда не было. Скользяк всегда заканчивался раньше кантов. А обычные катальщики часто вообще не парились с заточкой. Вообще годами не точили лыжи! В прежние времена лыжи вряд ли были крепче сделаны. Если при попадании на камень рвался кант, то все, лыжи под списание. Кстати, ни разу не слышал про ремонтопригодность мультиканта... Хотя если честно вообще про вырванные канты никогда не слышал, только читал у Тальянова, что когда Жиров начинал на кубке Мира в последних номерах, по ямам и камням, регулярно загнутые канты пассатижами вырывал. А не слышал не потому что лыжи были крепче, а потому, что снега у нас было много. Кажется я уже писал где-то: проводили в Шерегеше сборы в октябре, вкатка на первом снегу. На спусковой трассе в одном месте приходилось проезжать между двух здоровенных каменюк высотой сильно выше роста... метра по четыре. Потом как-то в середине сезона приезжаем, еду по спусковой, жду камни... а их нет. Засыпало! | ||||
Mr.XX
| ||||
| ||||
Ezhovsky
| ||||
| ||||
igor X.O.
| ||
Особенно подход с восстановлению топшита и эмблемы. Эдак ты докатишься до поездок на лыжные заводы и восстановления лыж по аутентичным технологиям ))) | ||
HappyNY
|
2 Ezhovsky Спасибо! Сам мультикант только снаружи на кусочки разделен, внутри он цельный... не совсем цельный конечно, но не кусочками. В принципе так можно любой кант залечить, с мультикантом проще только, потому что его по рабочей части пилить не надо. 2 igor X.O. Это был особый случай. Вряд ли еще какие лыжи захочется так "глубоко копать" Разве что всплывут Кнайсл белые звезды середины 60-х или еще более старые Кэстле. |
batos
|
Сергей, спасибо за кропотливую работу и интереснейший рассказ. Всегда с интересом читаю твои труды. Во время прочтения частенько всплывают в памяти эпизоды юнности связанные с разными лыжами и с моментами их ремонта тоже. Первые свои "настоящие пластиковые" лыжи я, по незнанию, купил клепанными, в комиссионке на сайкина (до этого были только, деревянные львов и карпаты). Лыжи разьехались по швам, в первый же день, при первом проезде по"волне". Отлетающие клепки тогда издали мелодичный звук похожий на тихую очередь...Обидно было до соплей, ведь что бы их купить я в 14 лет, летом, пошел работать на стройку. У моего друга, отец работал прорабом и нас троих мальчишек взяли "по блату" разнорабочими. Но как говорится нет худа без добра - научился клепать и клеить и лучше стал разбираться в тонкостях конструкций лыж того времени . |
vasya_1
| ||
Жуть как хочется на них прокатиться. Останавливает необходимость ковыряния сверлом антикварной вещи. Да и крепления найти целая история. Это ж кандахары нужны. | ||
HappyNY
| ||
Вот только кататься на них, даже при наличии креплений сейчас будет крайне некомфортно. Они были созданы для естественного снега. На жестком будут как две шпалы привязанные к ногам. В прошлые выходные сделал скользяку VR-17 горячую чистку. На новые динамики тогда клеили такие наклеечки: поэтому нанесение парафина было осуществлено по старинке - кистью, а парафин расплавлялся в жестянке на газовой плите. Типа как у них: Расход парафина бешеный: на пару оплавок ушло грамм двести медицинского парафина. Зато скользяк почти очистился от грязных полосочек внутри многочисленных царапин и засиял первозданной желтизной Забыл в статью прикрепить табличку с параметрами лыж: | ||
igor X.O.
| ||
Именно кисточкой надо мазать? Валиком не удобнее? Типа как в этом станке | ||
HappyNY
|
На забугорных форумах пишут, что вроде лыжи очень боятся перегрева, их от него коробит. Насчет валика я думал, но его под рукой не оказалось, поэтому мазал кисточкой. А до станка сильно далеко бежать Вот пошлифую в сервисе, тогда можно будет сверху и парафинчика на нем нанести. |