20.09.2024 /
Алекс Винацер и Люка Де Алипрандини готовы к старту Кубка мира по горнолыжному спорту в Зельдене
20.09.2024 /
Лыжероллеры. Всероссийские соревнования в Тюмени. Шаров победил в кроссе, Кузнецов – 2-й, Спицов – 3-й
19.09.2024 /
Даты открытия горнолыжных курортов в Альпах
19.09.2024 /
Cезон в сноубординге стартовал в Китае с новых площадок
SKIGU.RU:Кирилла (ГБ) с Днем Рождения!
Экспедиция в Пакистан к вершине Kanjut Sar
Теги: Пакистан | Kanjut Sar
26.09.2013
Канжут Шар (Kanjut Sar), высота 7760 м - третья по высоте вершина каракорумского хребта Хиспар Музтаг после вершин Дастогиль Шар (7885) и Кунианг Чиш (7852). Во многих публикациях вершины Гашербрум III и Нупцзе не считают отдельными массивами и позиционируют Канжут Шар, как 26-ю по высоте вершину мира.
Канжут Шар представляет собой стройную пирамиду, к вершине которой сходятся южный, восточный, северный и западный гребни. От юго-западного склона на высоте 6600 м отходит контрфорс, который превращается в отрог, разделяющий ледники Ютмару (Yutmaru) и Кхани Баса (Khani Basa, на советской карте Канибасар) - оба правые притоки ледника Хиспар. Водораздел хребта Хиспар проходит по западному и южному гребням вершины Канжут Шар. Между южным и восточным гребнями расположен верхний цирк (6000) ледника Хурдопин (Khurdopin, бассейн реки Шимшал). Северо-восточная стена обращена к леднику Хурдопин в его среднем течении и возвышается над ним на 3700 м. Северо-западная стена вершины обращена к леднику Юкшин (Yukshin, левый приток ледника Хурдопин) и возвышается над ним на 2300 м. Юго-западная стена обращена к леднику Ютмару (5000), а южные склоны вершины - к леднику Кхани Баса (5200).
Первое восхождение на вершину Канжут Шар состоялось в 1959 г. Итальянская команда под руководством Гуидо Монзино (Guido Monzino), состоящая из 10 восходителей, установила базовый лагерь на леднике Кхани Баса на высоте 4900 м. После установки третьего лагеря на южном гребне на высоте 6000 м началась пурга, которая заставила участников восхождения отступить и вернуться в базовый лагерь. Во время этого отступления сорвался и позже умер один из портеров экспедиции.
После снежного шторма экспедиция продолжила восхождение, пока не установила лагерь штурмовой VI на высоте 7000 м. 19 июля из штурмового лагеря на вершину вышли Жан Биш (Jean Bich) и Камилло Пелиссьер (Camillo Pellissier). Обессиленный Жан Биш с замороженными руками был вынужден прекратить восхождение, и Пелиссьер в одиночку достиг вершины.
Второе восхождение на Канжут Шар состоялось в 1981 г. 6 июня японская команда под руководством Masayosh Fujii достигла устья ледника Ютмару и отпустила 122 портера. 17 июня экспедиция в сопровождении 10 портеров из селения Хиспар достигла базового лагеря на высоте 4900 м на снежной равнине у подножия юго-западного склона вершины Канжут.
Затем были разбиты два промежуточных лагеря на высотах 5950 м и 6850 м и 19 июля - третий (штурмовой лагерь) на высоте 7400 м. Большие промежутки между лагерями были обусловлены отсутствием безопасных мест для их установки. Восхождение проходило в лавиноопасной обстановке, и частые лавины портили обработанный маршрут, который приходилось каждый раз восстанавливать.
Погода позволили совершить восхождение только в начале августа. 4 августа вершины достигли Masashi Teramoto и Hiroshi Sakai, 5 августа - Koichi Fujii и Masanobu Kaneko, 6 августа - Nobuaki Miyano, Koji Shibuya и Masayosh Fujii.
В 1985 г. попытку взойти на вершину с юга с ледника Кхани Баса предприняла швейцарская экспедиция под руководством Toni Spirig, однако лавина смела только что установленный на 5700 первый лагерь и чуть не погубила команду. В результате экспедиция отказалась от восхождения на Канжут Шар и совершила первовосхождение на Канжут Шар II (6831 m).
Сегодня, с помощью гугловых космических снимков, уже можно посмотреть, довольно подробно, на места, где не ступала нога человека. Разглядывая эти картинки, предварительно, наметили восточный гребень.
Красная сплошная - это 4-х дневный трек от деревни Shimshal (по информации из японского отчета).
Портеры, к сожалению, дальше японского ВС (Sekulwal) пройти не смогут. Красным пунктиром отмечен проход, который надо будет нам самим найти через ледник и учредить там АВС.
Отчетов про это ущелье нет.
Есть большая вероятность, что мы будем первыми «белыми» людьми побывавшими в этом ущелье и на горе с Ю-В стороны с ледника Khurdopin.
Состав экспедиции:
- Иоффе Л. (лидер, США),
- Афанасьев В. (Россия),
- Душарин А. (Россия),
- Душарин И. (Россия),
- Имамбеков А. (Казахстан),
- Панченко А. (доктор, Россия),
- Юрий Сойфер (альпклуб МАИ)
1 июля. Старт экспедиции. Вылетели из Шереметьево.
2 июля. В Москве сейчас 6 утра. Мы в аэропорту Урумчи, ждем самолет на Кашгар, разница во времени с Москвой +4 часа. До Китая летели в самолете, где, кажется, кроме нас, никто не говорил по-русски. Поспать в самолете удалось, только вот места были в последнем ряду — спинки не откидывались… Хорошо, что недолго ждать следующего самолета, скоро уже будем регистрироваться.
2 июля. 1 час дня по Москве. Прилетели в Кашгар.
3 июля. Утро. Я уже немного запутался во времени… Вчера заснул, как убитый… Закупили продукты и едем дальше в Ташкурган. До базового лагеря — минимум 5 дней…
Едем по горной пустыне, вдалеке — большие снежные горы. Вокруг — глиняно-песчаные горы, изредка встречаются деревца… Прошел дождь с градом, после чего поднялся сильный ветер, который несет с собой пыль. Его называют «афганец» - из машины лучше совсем не выходить…
3 июля. Вечер. Большие снежные горы уже совсем близко!.. Мы прибыли в Ташкурган в очередную гостиницу.
8 июля. Команда установила базовый лагерь. НО базовый лагерь был установлен гораздо раньше, чем планировалось, а точнее сказать — команда была вынуждена это сделать, т.к. портеры (носильщики экспедиционного груза до базового лагеря) устроили забастовку — отказались идти дальше. И на предложения увеличения им заработной платы они сказали: НЕТ!
В итоге наш нынешний базовый лагерь расположен в 4 часах ходьбы от того места, где мы планировали.
Сложившаяся ситуация усложняет задачи команды и меняет тактический план восхождения.
9 июля. Команда сделала заброску снаряжения на ледник, промаркировав часть пути через ледник, и вернулась в базовый лагерь.
10 июля. День отдыха, подготовка к четырёхдневному выходу на обработку маршрута.
14 июля. К вечеру команда в полном составе вернулась с четырёх дневного выхода в базовый лагерь. Установлен АВС — передовой базовый лагерь, на высоте 4370м.
Найден путь через ледник Хурдопин и через первую ступень ледопада, самую сложную, на снежное плато западной ветви ледника Хурдопин ведущей к нашему маршруту - Восточное ребро Канжут Шар. Установлены палатки лагеря 1 на высоте 5450м.
15 июля. Команда находится в Базовом лагере. Завтра в полном составе команда планирует выходить на дальнейшую обработку маршрута на шесть дней.
21 июля. Началась непогода. Резко вырос уровень воды в ледниковых речках. Почти в полном составе команда вернулась в базовый лагерь. Одна двойка закончила штурм «лагерной речки» лишь на следующее утро.
С 16 по 21 июля совершён второй акклиматизационный выход - проложен путь через фирновое плато (ветвь ледника Западный Хурдопин), ведущий на Восточное Седло, на котором установлен второй лагерь — 6470м. Отсюда и начинается собственно маршрут - Восточное ребро Канжут Шар.
Связка: Афанасьев Виктор и Имамбеков Адилет начали обработку ребра - провешено 300м перильной верёвки.
При движении по фирновому плато протяженностью около 8 км для перетаскивания грузов использовалось тайное оружие - «Красные Тазики», купленные в Кашгарском хозмаге.
Команда будет отдыхать в Базовом лагере несколько дней. Второй день идёт дождь….
24 июля. Завтра команда выходит на дальнейшую обработку маршрута с попыткой выхода на вершину.
Ввиду неблагоприятного прогноза погоды, выход займёт около десяти дней.
31 июля. “Снег над лагерем кружит” уже четвертый день. Отсидка с откапыванием палаток в лагере-1 (плато, 5450м). Скрашивают нетрудовые будни два основных занятия: виртуозное приготовление блюд и прогнозирование погоды.
В конкурсе приготовление омлета победил Душарин мл.
Прогнозами занимается руководитель с помощью спутникового телефона. Он пообещал народу улучшение с сегодняшнего дня, но увы, по прежнему сильные порывы ветра и снегопад, видимость плохая, а точнее - её нет.
Команда в низком старте, ждёт окна для подъема в лагерь-2 (седло, 6470м).
3 августа. После четырех дней плановой отсидки из-за непогоды в лагере 1 (5400м плато) команда в составе пятерых человек поднялась в лагерь 2 (6400м седло ) - заболели Иван Душарин и Алексей Панченко. Несмотря на сильный снегопад, лагерь 2 удалось найти: крыши палаток возвышались над уровнем снега на 10 сантиметров.
На следующий день продолжили обработку маршрута до лагеря 3 на высоте 7050. Еще днем позже поднялись в третий лагерь с палаткой на ночевку.
9 августа. На следующий день, после установки лагеря 3 (7050м, Восточное ребро), связка Афанасьев Виктор, Имамбеков Адилет, Душарин Алексей предприняла попытку восхождения на вершину.
Но гора не переставала преподносить сюрпризы - между лагерями 2 и 3 движение по снегу было почти невозможно из-за трещин и нависающих ледовых глыб, приходилось двигаться по сильно разрушенным скалам гребня и провесить 1100м перильной верёвки.
Выше лагеря 3, вместо предполагаемого фирнового склона, надо было копать траншею в «вертикальном» крутом снегу по пояс, а в некоторых местах по грудь, что сильно замедлило продвижение вверх. Связка была вынуждена повернуть с высоты 7450м и, уже в глубокой темноте, спустилась в палатку третьего лагеря.
В течение следующего дня, в условиях сильной пурги, команда добралась ночью до лагеря 1 (плато 5400), снимая лагеря и перильные верёвки между лагерями 3 и 2, так как на вторую попытку, переждав непогоду, уже не было времени.
Сейчас все участники экспедиции находятся в деревне Шимшаль (Shimshal). Дальнейший путь команды лежит домой, через китайскую границу.
10 августа. Пакистанские приключения продолжаются…
А когда они начинались?! Кроме событий, связанных с восхождением, редко кто рассказывает, как оно бывает…
9 августа команда спустилась в деревню Шимшаль (Shimshal) около 14 часов. Джипы вроде уже ждут, рассчитался с портерами - и вали себе вниз. Оказалось, что пока мы пересиживали непогоду в верхних лагерях, эта непогода развалила в Пакистане половину дорог, разрушено много домов, и в стране очень тяжелая ситуация. Водители джипов сказали, что можно попробовать выехать очень рано, в 3.00ч, пока вода в речках послабее, и брать с собой пятерых портеров, которые будут ворочать камни в воде — строить переправы.
Вот как это выглядело в свете фар…
Помогло это только отчасти, до Каракорум Хайвея доехать не удалось. Переехав через три-четыре речки и расчистив пару каменных завалов, мы уперлись в здоровенный застывший грязевой поток. Джипы пришлось бросить и идти 6-7 километров до поселка Пассу (пересечение с Каракорум Хайвеем) пешком.
Дальнейшая наша дорога в Сост (Sost) на Пакистанскую границу оказалась перерезана в двух местах. В Пассу мы нашли транспорт и добрались до первой блокировки — сель просто смыл часть хайвея в речку. Дальше пешочком 3 км до следующей блокировки — поврежденного моста. Здесь местные уже организовали тросовую переправу и «катают» всех желающих за деньги.
Сошел мощный сель, который снес не только опору моста, но и строительную площадку китайских строителей, оказывающих помощь Пакистану. Транспорт, автомобили-бетономешалки, всякая строительная техника лежала в огромной реке и искорежена до неузнаваемости.
Переправившись, мы нашли ожидающую нас машину «АТР» и добрались до Пакистанской границы. Но, увы — граница на замке. Только завтра мы сможем перейти границу и двигаться дальше, к Китайской границе. Ну, а как там будут обстоять дела, что с дальнейшей дорогой, пока не известно… Продолжения приключений - в следующей серии. Сейчас мы в Состе едим урюк.
…Ну, что, - приключения продолжаются…
С утра 11 августа, пообщавшись с ненавязчивой Пакистанской погранслужбой в Состе, команда выдвинулась на джипе по Каракорум Хайвею в сторону Китая. «Хайвей», как и предполагалось, находился «при смерти». Развороченные остатки дорожного полотна сменялись откровенными завалами. Один из которых удалось проскочить только благодаря недостроенному туннелю и небольшой подачки строительным рабочим…
Наконец-то джип выползает на перевал Канджираб Пас (Khunjirab Pass) – самый высокий в мире погранпереход — 4800м. Проблемы горных дорог и завалов растворились на перевале - за дело взялся Великий Китай. На этой заставе мы провели больше двух часов. Нас досмотрели тщательно, а затем несколько раз собирали и раздавали паспорта, наверное для закрепления пройденного, - мы это так и не узнаем… Повторно, Китайскую границу мы проходили еще раз, через сотню километров, в Ташкургане. Здесь нас просвечивали на предмет наркотиков в желудке. От погранцов мы и узнали, что дорога в Кашгар сильно разрушена, но дней за 3-5 китайские строители все восстановят. Под этим рефреном мы просидели томительный день в Ташкургане. В этом симпатичном приграничном городке скопилось полно народа жаждущего вырваться хоть «как-нибудь». Нам сильно помогли французы. Они со второй попытки пробились в Кашгар и сообщили нам по телефону важные детали прорыва.
На следующий день на трёх мелких такси домчались до поста военных. Знакомый этих военных, местный джигит, за два захода перевёз экспедицию выше поста до «блока» - разбитого участка дороги. Здесь уже местные киргизы перетаскивают грузы через скальный перелаз (у кого нет денег - несёт сам.
Перелаз этот занимает от трёх до пяти часов. Набор высоты (600м) по крутому склону, длинный траверс и спуск по сыпухе в душной пыли с тяжелым рюкзаком. У видя сверху разрушенный мост, с копошащейся вокруг строительной техникой, кажется, что «дело в шляпе». Увы, при ближайшем рассмотрении оказывается, что до дороги, «где ездят машины» еще километров 10, т. е. три часа прогуливания.
К счастью нашлась альтернатива — местные байкеры готовы за недорого на своих «харлеях» прокатить с ветерком по бездорожью. Экспедиция арендовала 7 мотоциклов, и вся стая, с рюкзаками наперевес, неудержимо понеслась вниз.
Проехав до последнего завала, наконец-то, попадаем в нормальный мир - с ровными дорогами и цивилизацией. Придирчиво рассмотрев претендентов, в последний этап до Кашгара отправляемся на Паджере и VW Santana (слонов и верблюдов не предлагать!).
Поздний вечер. Кашгар — городок с населением чуть меньше миллиона человек. Огни ресторанов и отелей «так заманчиво горят». Пьем прощальную бутылку красного вина. Завтра мы разлетаемся по домам. Все должно иметь свой конец.
…Но!…Впрочем, утром в аэропорту, с помощью жестов (здесь так и не принято говорить по-английски), нам объяснили, что такие просроченные билеты нельзя поменять в Кашгаре, это все же не международный порт…
…Ну, так поживем здесь еще, что-ли…?
Автор: Виктор Афанасьев
Впервые опубликовано на сайте автора
4 |