31.07.2017
Сергей Ридзик – призер Чемпионата России в марте 2016 года, победитель этапа Кубка России. В ноябре стал пятым на открытом Чемпионате Австрии, в декабре – десятое место на этапе Кубка мира в Монтафоне, в январе этого года шестое – в Ватлесе. Казалось, подиум Кубка мира совсем рядом, впереди – российский этап, затем Чемпионат мира, но вмешалась травма.
Травма. Как ты ее воспринял психологически - сильно выбила из настроения?
Я до последнего старался не верить в то, что все плохо. И даже когда провели обследование в итальянской клинике, сказали: «ничего сложного – ушиб». Оставалась надежда на то, что все обойдется, соответственно, и настроение было позитивным. Вот с таким настроением и поехали в гостиницу. Но мне не давала покоя боль, сопровождающаяся некоторые движения, кое-где ощущалось напряжение, и это меня немного пугало. Так что я начал менее позитивно смотреть на ситуацию. Потом мы вернулись в Россию, поехали в больницу и уже здесь выяснилось, что у меня есть переломы – обычные и компрессионные… Вот тут настроение сильно упало.
Испугался, да и стало понятно, что на домашнем этапе Кубка мира я «в пролете», на Чемпионате мира – тоже. Узнал, сколько мне придется лежать и ничего не делать, и сник. Такая паника была – аж пот холодный прошиб! В первые минуты даже с доктором ругаться начал, пытался доказать, что к этапу Кубка мира в Миассе необходимо восстановиться любой ценой. Но он мне спокойно объяснил, что в моем случае время – лучший лекарь, и ускорить процесс нельзя.
Потом проконсультировался с нейрохирургом, который предложил для ускорения процесса провести операцию, но тут уже я решил, что такого вмешательства в свой организм не потерплю. Пришлось лежать.
Помнишь, о чем думал сразу же после падения?
Первая мысль: «Ну все, ж…! Не дай Бог, спину сломал!» - так как мгновенно возникла ужасная боль в спине. Потом начал проверять: руки шевелятся, пальцы чувствую, ноги чувствую, пошевелил тазом – больно, но все чувствую. Значит, не так все плохо. И сразу же совершенно другие мысли: «Как же так, в декабре нормально стартовал, январь – отлично, шестой, впереди – домашний этап Кубка мира, Чемпионат мира, нужно квоту на Олимпиаду зарабатывать, только-только азарт появился, поверил в себя, а то даже расстраиваться начал – зря, что ли, все лето отпахал?»
Потом уже, когда все выяснилось, я понял, что совсем не зря я летом работал – будь слабее торс, еще неизвестно, чем бы все это окончилось.
Чем занимался, пока восстанавливался? Ведь травма – штука неожиданная и нарушила все планы?
Сначала лежал. Хотел куда-нибудь в Таиланд улететь, но такие длительные перелеты не рекомендуются. То есть уехать никуда было нельзя. Старался больше не думать о травме, чтобы себя лишний раз не расстраивать. Конечно, были такие «наплывы», когда смотрел соревнования – жаль, что не было видеозаписи того момента, когда я получил травму. Может быть, я допустил какие-то ошибки при приземлении, можно было бы проанализировать ситуацию. Конечно, постоянно вспоминал историю Марии Комиссаровой: "а что если бы так или этак". Вот в таких невеселых размышлениях прошла первая неделя.
Ну, потом занялся учебой, защититься успел. На этом фоне травма подзабылась, перестроился с постельного режима в обычный – человеческий, гражданский.
Понятно, что родные травму восприняли, скажем, без воодушевления. Или наоборот, с облегчением: теперь он какое-то время не будет уезжать?
Да я им не говорил, старался, чтобы они не узнали. Но потом – в начале февраля, наши ребята улетели на Кубок мира в Германию, и мама увидела, что моей фамилии в старт-листе нет. Брат по скайпу звонит: «Что за …, мать волнуется, ты что-то недоговариваешь…» - у меня такая детская паника - знаете, когда откуда-то возвращаешься, а тебе ребята говорят: «Тебя мать искала!»… Ну, тут уже пришлось рассказать, конечно. Постарался спокойно рассказать, все объяснить. Мать, конечно, очень переживала, хотя и сказала: «Ну, не переживай, все наладится, слушайся доктора». Сейчас вот вспоминаю все это – снова волнуюсь.
Своей девушке я рассказал буквально спустя дня четыре – там же, еще на сборе, она меня поддержала. Тренеры и товарищи по команде тоже с самого начала поддерживали. Но, конечно, морально все это время было тяжело.
Сейчас ты уже начал тренироваться в составе команды – морально, наверное, уже стало проще, а физически тяжело?
Физически – просто ужас, я буквально умирал на первых тренировках, никакой кондиции. Я очень сильно злюсь. Не то чтобы на себя – на ситуацию, из-за которой я такой слабый. Я очень самокритичный человек, и даже когда жарю шашлыки – тоже критично подхожу к результату, всегда думаю, что не получилось.
Первый раз начал бегать в «Горной Саланге». Не в таком бешеном темпе, как ребята, но постарался темп держать выше среднего. Сейчас, кстати, меня больше даже беспокоят не последствия травмы, а то, что меня психологически выбило из строя, потому что я очень сильно обленился. Долго не тренировался, организм уже адаптировался к такому состоянию, и сейчас начинать буквально «с нуля» очень трудно. Особенно трудно одному, а вот на сборе – со всеми вместе, немножко проще: есть режим и рядом ребята. Спускался вниз – а мы в горку бегали, нужно было десять раз пробежать – и рядом Сэм – Семен Денщиков, я ему говорю: «Как же я устал, помру сейчас!» - он мне: «Ты отдохни» - а я отвечаю: «Нельзя, надо бежать, иначе потом я ползать буду!» Бегу, и думаю: «Сто метров осталось. Надо добежать. И зачем я этим занимаюсь? Сейчас сдохну. Надо бежать…» И когда уже десятый раз добежал, еле дышу, ногами еле перебираю, бедра горят, икры устали – я старался бежать на носках, чтобы избежать ударной нагрузки на позвоночник, - поднялся, наконец, руки вверх поднял, мол: «Добился своего!» Радость такая была, круто.
Нужно себя заставлять работать. Осталось очень мало времени, на носу Олимпиада. Нужно отобраться на нее и максимально выложиться.
Давай отойдем от темы травмы. Скажи, для тебя лыжи – это только спорт или ты и в свободное время катаешься?
Для себя, в свободное время, я никогда не катаюсь. Скажу откровенно: когда приезжаю со сбора, я полностью выжат, как лимон - особенно после лыжного сбора. В этот момент я ненавижу лыжи! Это не значит, что я никогда не стану кататься для удовольствия – просто не знаю, но сейчас, когда я приезжаю со сбора и мне говорят: «Пошли покатаемся» - я смотрю на человека, как на идиота. Я месяц долбил эти лыжи по пять часов в день, какие лыжи?! Я хочу отдохнуть. Не хочу неделю выходить из дома, двигаться не хочу, просто хочу лежать и отдыхать.
Ну а потом, когда отдохну, начинаю скучать по движению. Сейчас, когда я полгода был без лыж, я первый месяц места себе не находил. Мне же нужно было просто лежать в кровати! Я выходил буквально на десять-пятнадцать минут, посидеть на скамейке, а дольше сидеть было нельзя. И снова лежать – я просто с ума сходил! Но потом привык. Таким лентяем стал – ужас. А когда на первый лыжный сбор приехал – в мае на Эльбрус, так классно было! Было очень тяжело, нагрузка была совершенно непривычная, но я получил большое удовольствие.
И что – ты встал на лыжи и сразу поехал технично?
Кстати, очень интересный момент. Не знаю, с чем это связано и как объяснить, но факт есть факт. Я, например, валился на внутреннюю лыжу: опускал внутреннюю руку и валился плечом внутрь поворота - эта ошибка, была у меня одной из самых проблематичных. А сейчас – на сборе, у меня это было не так сильно выражено, как раньше. И если раньше я катался «на грани», то сейчас чувствую себя более уверенно именно на внешней лыже. И моя задача сейчас - не вспоминать старых ошибок, не закатывать их снова. Я в тот момент, поделился своими впечатлениями с Виктором Викторовичем Хорошиловым, он сказал, что большинство спортсменов – и даже спортсмены высокого уровня, после длительного перерыва начинали кататься и ехали лучше, они не допускали те мелкие ошибки в технике, которые были «закатаны» ранее и от которых никак не могли избавиться в течении долгого времени.
Тело, видимо, забывает нагрузку, рисунок движений, рабочую – боевую, стойку. И ошибки тоже забываются что ли.
Ты начинал заниматься классическими горнолыжными дисциплинами. Как сложилось, что ты перешел в ски-кросс?
Я родился в маленьком городке на Севере, где если не добьешься успехов в спорте, то перспектива одна: сначала идти в армию, а потом работать на горно-металлургическом заводе. Я даже отучился на сварщика и распланировал свою жизнь на тот случай, если мне не удастся чего-то добиться в спорте.
Был сложный период: финансирования не хватало, и были такие времена, что я впервые в сезоне вставал на горные лыжи прямо на этапе Кубка России. В этих условиях показать хорошие результаты было невозможно. Скажу откровенно: я не талант, мне всего приходится добиваться только усердной работой. Владимир Иванович - мой тренер по горным лыжам, всегда повторял: «Сергей, чтобы добиться успеха, тебе необходимо пахать, пахать и пахать!» И я пахал. Я был сильным, хорошо подготовленным физически, но для того, чтобы добиться успехов в таком виде спорта, как горные лыжи, нужен и большой «накат», на который уходят очень большие средства. Я жил в обычной семье, в которой было трое детей, и средств на то, чтобы можно было оплачивать тренировки и поездки в необходимом объеме, просто не было.
А потом, в сезоне 2011-12 на Чемпионат России, который проходил в Полярных Зорях и Кировске, приехали «агитаторы» - то есть те люди, которые предлагали горнолыжникам попробовать себя в ски-кроссе. Они встретились со мной – как я понимаю, после разговора с моим тренером, я подал заявку и меня вызвали на сбор в Сочи в составе «пробников» - кандидатов в сборную команду России по ски-кроссу. Я прошел тестирование по физической подготовке, после этого нас – тех, кто прошел отбор – вызвали на снежный сбор. Мне ради этого сбора даже пришлось поругаться в военкомате, потому что меня как раз собирались призвать в армию. На снежном сборе, я, видимо, показался перспективным, вот меня и пригласили в резервный состав сборной команды России по ски-кроссу. На самом деле это произошло как-то очень быстро: раз – и я уже в сборной команде России. Я оказался в нужное время и в нужном месте.
Сейчас во фристайле параллельно существуют два мира – FIS и X-Games. Можно сказать, что ты “в формате FIS”. А что бы ты выбрал (если бы такая возможность была) - X-Games или Олимпийские игры?
Олимпийские Игры.
Почему?
Скажу так. X-Games - это коммерческие соревнования, там есть деньги, но статус этих соревнований далек от Олимпиад. Олимпийские Игры - совершенно другое дело. Для спортсмена завоевать олимпийскую медаль это – ВСЕ. Я – спортсмен, патриот нашей страны. Сейчас я могу лишь бороться за страну на спортивных соревнованиях международного уровня. И не ради того, чтобы прославить свое имя, я борюсь за свою страну. Только представьте: впервые в истории российский спортсмен выиграл медаль на ЗОИ или ЧМ во фристайле в дисциплине ски - кросс, причем неважно какую: я уже говорил, что для меня все три медали это победа. Это гордость.
Думаю, что если спортсмен хочет вписать свое имя в историю и сделать так, чтобы им гордилась вся страна или доказать всему миру, что в этом виде спорта, в этой дисциплине, есть или были выдающиеся спортсмены из нашей страны, которые завоевали медали на самом высоком уровне, он предпочтет Олимпийские Игры.
Если бы я гнался исключительно за деньгами, то предпочел бы X-Games.
Спасибо за интересный рассказ, желаем тебе успеть завоевать лицензию на право выступать в Корее и конечно же – успехов на трассах соревнований.
Авто-профайл
Родился 25.10.1992 г. в городе Мончегорск Мурманской обл.
На лыжи встал в Мончегорске в возрасте 7-8 лет, моим первым тренером по горным лыжам стал Владимир Иванович Шеин, в тот момент он набирал новую группу и так сложились обстоятельства, что он зашел и в мой класс. Он рассказал нам вкратце про горные лыжи и предложил выбрать один день для пробной тренировки: мол, кому понравится - тот может продолжить занятия. Меня заинтересовало его предложение, и я вызвался.
Хобби? Да нет как такового:-) Фактически, полностью посвятил себя спорту!
Своего домашнего животного у меня нет. Были и есть у родителей, у девушки, а я всегда хотел себе собаку породы вельш-корги и енота.
По музыке особых предпочтений нет, я "меломан" если можно так выразиться, и, к моему сожалению, не умею играть ни на одном музыкальном инструменте.
По поводу еды, я лучше скажу, чего я не пью и не ем. Я не ем: рыбу (жареную, пареную, вареную) и все блюда, связанные с рыбой (за исключением суши, рыбы холодного и горячего копчения, вяленой), геркулесовую кашу, кукурузу, маслины и оливки, кабачки, тушеные и жареные овощи (за исключением болгарского перца и лука), не переношу, когда в основное блюдо добавляют фрукты, печень, большинство сыров, не пью кофе и кисель.
По поводу алкоголя тоже не все так просто: крепкие напитки я не люблю, предпочитаю светлое или нефильтрованное пиво :-)
Наблюдаю всего лишь за двумя видами спорта - за горными лыжами и ски-кроссом (и то - если сам не участвую).
Из машин мне нравятся марки БМВ, Мерседес, Субару, Фольксваген, Тойота, Мазда, Митсубиси, Лексус, Шевроле, но особых предпочтений нет.
По одежде нравится классика (костюмчики, например), но одеваюсь довольно простенько: джинсы, футболка, кеды либо кроссовки.
Любимых трасс нет, да и не любимых тоже нет!
По поводу страха скажу так: страшен каждый первый проезд по трассе, но получаемое удовольствие от этих проездов все равно сильнее страха.
Прозвища вроде бы нет.
В людях многое не нравится, это долго и рассказывать.
Приветствую дисциплинированность, но не строгую (не как в армии).
Люблю экстремальный отдых.
Мечта - выиграть медаль на ЗОИ и ЧМ, причем не имеет значения какую, будь это золото или бронза, для меня первая тройка - это и есть победа!