Поводом для написания статьи послужило желание поделиться информацией, полученной в ходе изучения положения ski boot center (SBC) на спортивных цеховых лыжах Atomic.
В ходе изучения темы проверил возможность установки креплений в любые отверстия на платформе (Race Interface), определил наиболее оптимальные и неоптимальные способы установки креплений и значение меток на платформе (Race Interface) цеховых лыж Atomic.
Ski boot center (SBC) или центр лыжи, это метка (линия) на лыже, относительно которой происходит установка креплений, и, в частности, позиционируется центр горнолыжного ботинка – bootcenter (BС). Поэтому важно знать расположение этой метки. Существует несколько приблизительных формул для определения положения SBC, например: SBC =L*0,425 (где L длина лыжи) – одна из них, и часто применяемая в горнолыжной юности. Однако, зачастую метки, устанавливаемые фирмами производителями лыж, не совпадают с метками, вычисленными по формулам.
Фирмы-производители горнолыжного снаряжения по разному подходят к обозначению этой важной метки на лыжах. Некоторые фирмы в явном виде обозначают эту метку на лыже, некоторые маскируют под платформой креплений, некоторые вообще не ставят, наверное, возможны и другие варианты.
На спортивных цеховых лыжах Atomic установлена платформа для креплений. Как говорят пытливые умы - метка SBC скрыта под платформой, и если платформу открутить, или на старых моделях лыж отодвинуть ребра платформы в определенном месте, то можно увидеть эту метку.
Вот так, например, для лыж сезона 2014-2015.
Этот метод может быть неприменим для лыж других сезонов.
Вот, например платформа Race Interface лыж Сезона 2016-2017 и более поздних:
Как ее отодвинуть? Только открутить!
Есть мнение, что в случае предустановленной на лыжах платформы отметка SBC не особо нужна, производитель уже позаботился о нас, предварительно просверлив платформу и дав определенную информацию по установке креплений на эту платформу. А при использовании линейки креплений Atomic X VAR (X16 VAR, X12 VAR и т.п.), которые позволяют одним “легким движением руки” смещать ботинок по платформе к носку или пятке лыжи, и настраивать лыжи под свою технику катания и свои ТТХ вообще не заботясь о положении SBC. Так, да не совсем! Во-первых, достаточно сложно и громоздко получать информацию вот такого рода: “я установил крепления в дальние от центра лыжи отверстия на платформе и сдвинул крепления на отметку “3” на передней платформе носка креплений”. Достаточно непривычная форма. Мое КМК – элегантней, проще и привычней будет звучать, например вот так – центр ботинка стоит вперед на 5 мм от центра лыжи! Такой подход прослеживается и в Teach Manual Atomic. Во-вторых, действительно ли можно устанавливать в любые отверстия, а потом ловить SBC?
Для начала разберёмся с меткой SBC. Тем, кому более привычно идентифицировать положение ботинка на лыже относительно SBC, я предлагаю способ определения расположения метки SBC, который ближе к Teach Manual.
В Teach Manual Atomic (Salomon) приведена следующая таблица №1:
которая как раз и отражает положение центра ботинка (BC) относительно центра лыжи (SBC) в зависимости от установки креплений в отверстия на платформе (“S” или “M”) и в зависимости от положении головки креплений на ее рельсах (от 1 до 7). Сразу оговоримся, что в Teach Manual Atomic (Salomon) эта таблица применяется в отношении кондуктора для установки лыж, и отверстия “S” и “M” присутствуют в этом кондукторе. К тому же в мануале отсутствует информация по установке многих комбинаций в разные отверстия, например головки креплений в отверстия “S”. Думаю, не будет ошибкой применить эту таблицу для лыж с предустановленной платформой креплений. Заодно проверим применимость.
На платформе для креплений предусмотрено два типа отверстий:
1. Для установки направляющих (рельс) носка креплений “M” и “S”, с расстоянием между ними 15 мм, что соответствует двум “щелчкам” перемещения передней головки крепления по своим рельсам (7,5 мм * 2).
2. Для установки направляющих (рельс) пятки креплений “L”, “M” и “S”, с расстоянием между ними 18 мм.
Табличную зависимость можно представить формулой:
Delta=184,5–(7,5*(PozN-1)+D/2+15*X), где Delta – расстояние между истинным SBC лыжи и положение центра ботинка; D – длина платформы ботинка в мм; PozN - номер позиции носка креплений; X – 0 или 1 (0 - если крепление установлено в отверстия “M” и 1 - если в отверстия “S”). Данная формула применима и в том случае, когда передняя головка креплений устанавливается в отверстия “S”.
Например, рассчитаем Delta для ботинок с длинной платформы 315 мм и креплениями, установленными в отверстия “М” при позиции передней головки “5” (6-я строка таблицы):
Delta =184,5-(7,5*4+315/2+0)= -3, что соответствует данным таблицы. Несложно проверить, что все остальные строчки таблицы соответствуют предложенной формуле.
Итак, устанавливаем горнолыжный ботинок в крепления, проецируем линию центра ботинка (указана на голенище ботинка ближе к центру подошвы) на платформу и прибавляем Delta, найденную по таблице №1 (или по приведенной формуле). Результат точно совпадет со средней линией на фото №1.
На платформе для креплений нанесены три метки, как указано на фото №1:
Средняя метка из трех, является искомым SBC. Платформы под крепления очевидно стандартизованы производителем лыж, т.е. одинаковые по размеру, а, значит, устанавливаются на лыжи разной длины строго определенным образом. А, именно, так чтобы линия “real” (actual) bootcenter на платформе совпадала с линией SBC на лыже. Для того чтобы подтвердить свои предположения и правильность хода мысли, была откручена платформа и под ней обнаружена совпадающая с меткой на платформе метка SBC на лыже. Для лыж длинной 165 см (Atomic redster SL FIS men сезона 2016-2017) линия отстоит от пятки лыжи на 695 мм если измерять ее со стороны “рубашки” лыжи. В данном случае, имеется разница в положении SBC, установленной производителем, и SBC, вычисленной по формуле - 165*0,425=701,3 мм, на 6,3 мм.
Логично предположить, что для лыж более поздних сезонов с платформой Race Interface (исключение платформа для креплений Icon), данная метка на платформе также точно соответствует положению SBC лыжи.
Ниже на фото №2 изображен фрагмент инструкции Teach Manual Atomic по установке пятки креплений Atomic X16 VAR и подобных. На фото хорошо видно, что подвижный край пятки креплений не должен выступать за пределы металлических направляющих (рельс) креплений.
Существуют ограничения по установке креплений в отверстия платформы: они, прежде всего, связаны с универсальностью платформы и расположением просверленных отверстий и разной длинной подошвы ботинок; геометрией креплений и, в частности, определенными пределами перемещения головки и пятки креплений в своих рельсах. Направляющие головки креплений устанавливаются на платформу Race Interface в отверстия “M” и “S” с шагом 15 мм, головка креплений двигается по направляющим от 1 до 7 с шагом 7,5 мм. Фото направляющей головки креплений приведено выше. Направляющая пятки креплений устанавливается на платформу Race Interface в отверстия “L”, “M” и “S” с шагом 18 мм, пятка креплений плавно перемещается по направляющим с ходом в 35 мм. Вот фото пятки креплений в рельсе:
Длина хода вперед-назад задника креплений равна 35 мм (F+B), ход пятки измерялся от ограничетеля до пластиковой части направляющей. Ход головки креплений плюс ход пятки креплений и просверленные отверстия относительно платформы и SBC накладывают ограничения на движение ботинка, а значит и на установку креплений. Выразим эту зависимость следующей формулой:
F=D+15*X-18*Y+7,5*(PozN-1)-300
B= D+15*X-18*Y+7,5*(PozN-1)-335
где D – длина ботинка в мм; X – 0 или 1 (0 - если направляющая головки крепления установлена в отверстия “M” и 1 - если в отверстия “S”); Y - 0 или 1 (0 - если направляющая пятки крепления установлена в отверстия “S” и 1 - если в отверстия “M”); PozN - номер позиции носка креплений.
Формула правильно отражает ограничения, накладываемые инструкцией и естественными физическими ограничениями, для значений F в пределах от 35 мм до 0 мм, и для значений B от 0 до -35 мм. При значениях F более 35 мм подвижный задник крепления пятки выступает за металлические рельсы, а при значениях F менее 0 пятка креплений физически ограничена от перемещений.
На рисунке ниже приведена упрощенная схема пятки креплений и диапазон ее перемещений.
Следующие две преобразованные формулы вычисляют длину перемещений пятки в единицах количества делений, нанесенных на направляющей головки креплений:
ForwN=Округление((D+15*X-18*Y+7,5*(PozN-1)-300)/7,5)
BackN=Округление((D+15*X-18*Y+7,5*(PozN-1)-335)/7,5)
, где Округление() до меньшего целого.
С использованием приведенных выше пяти формул в MS Excel получаем следующую таблицу, отображающую все возможные варианты установки креплений для разных размеров подошвы ботинка (Вы можете самостоятельно, используя предложенные пять формул, достроить таблицу MS Excel для ботинок с длинной платформы более 335 мм):
Красным шрифтом выделены неприменимые или “очень плохие” положения установки креплений, жирным черным шрифтом выделены лучшие варианты установки креплений для разных ботинок. Так, например, ботинок с подошвой 315 нельзя устанавливать в положение головка “М” и пятка “S”, поскольку пятка крепления при положении SBC свисает за металлический рельс (что не рекомендовано производителем). А ботинок с подошвой 275 при установке в положение головка “М” и пятка “М” не сможет перемещаться ни вперёд, ни назад. Ботинок 335 в положения “S”-“S” вообще установить нельзя физически. Поэтому, ставить крепления в любые отверстия не рекомендую. Идеальное, по моему мнению, положение крепления – когда центр ботинка близко позиционируется к SBC (в соответствии с таблицей Teach Manual Atomic) и есть ход крепления вперед не менее +2 и назад не менее -1 от центральной установки на SBC. Выбор способа установки (значение хода перемещения ботинка вперед назад), очевидно, зависит еще и от горнолыжной дисциплины (SL, GS, SG, DH), смещение ботинка назад и вперед по лыже, как известно, вызывает улучшение/ухудшение скольжения и управляемости. Таблица дает наглядное представление как допустимо и лучше устанавливать крепления.
1. Имеет значение, в какие отверстия и как устанавливать крепления на пластине Race Interface в зависимости от размера ботинка.
2. SBC метка установлена производителем лыж на платине Race Interface.
3. Таблица из Teach Manual Atomic (Salomon) применима для установки креплений на платформу Race Interface.
4. Разработана математическая модель для определения наилучшего положения креплений.
Вот все. Надеюсь, статья немного помогла приподнять туманную завесу над наболевшим вопросом. Хотя, может оказаться, что поле вообще не паханное!
Благодарю за внимание.
P.S.: С интересом выслушаю мнения, предложения и замечания.