21.11.2024 /
После 300-дневного перерыва: надежды на возвращение Марко Шварца
21.11.2024 /
Эстер Ледецка перед трудным решением на Олимпийских играх 2026 года
20.11.2024 /
София Годжиа тренируется с Линдси Вонн: особенный момент в Колорадо
Курс активного пилотирования в Киргизии / КАП-2015 (фоторепорт)
Автор: Алекс Кузмицкий
Мы чертовски любим зиму, живем ей, но сезон следует за сезоном и вместо зимы рано или поздно наступает лето. И нам ничего не остается, как летать. Это дело мы тоже любим всем сердцем. Ниже — небольшой репорт с курса активного пилотирования, который мы недавно прошли в Киргизии, на озере Токтогул.
Первое, что вспоминается, это даже не сами полеты, а та красота, которую наблюдаешь со старта и с воздуха.
Места необычайно красивые, особенно рано с утра и на закате.
Вот Гугль-карта, с основными точками интереса, относящимися к КАП, чтобы лучше было понятно, где это находится и какова вообще география процесса.
Автор курса — неотразимый Евгений Орешкин, довольно известный на постсоветском пространстве пилот, который летает уже черт знает сколько лет (а именно 29-ть!). У него летная школа и клуб в Алма-Ате, свои наработанные авторские методики обучения.
Летный сайт Жени Орешкина — paraplan.kz
Про Орешкина слышал много и часто, в том числе и рекомендации от пилотов, к мнению которых прислушиваюсь. Почти все говорили «съезди обязательно». На базовые учебные курсы мне уже не актуально, так что решил пройти курс аналогичный SIV-у, который в интерпретации Орешкина называется «Курс активного пилотирования» (КАП).
Курс длится 10 дней. Первый и последний — день трансфера из Алма-Аты / Бишкека до озера Токтогул и, соответственно, обратно (350 км, 7-8 часов езды). Остальные 8 дней — летные, насколько позволит погода. Погода обычно хорошая и позволяет многое. Но даже если отлетать 4-5 дней, этого хватит сполна.
Опыта, знаний и кирпичей будет отложено в достаточной мере, нужна будет пауза на переваривание)).
На фото: утренний сбор в 8:00 у гостиницы и загрузка в машины перед стартом наверх.
В день удается сделать 3-4 заезда на старт, с последующим полетом в рабочую зону над озером. Машины подбора постоянно спускаются на пляж и по мере заполнения снова едут на старт, так что, по идее, можно успеть и больше, но, как известно, дело не в количестве, а в качестве.
Старт — почти идеальное место. Ровное, без кустов, с хорошей видимостью и с возможностью готовиться сразу 7-8 пилотам.
Обычно на старте с утра штилит, потом начинает работать бриз с озера и планомерно усиливается к обеду. Плюс часов с 11-и начинается термичка, так что те, у кого опыта не хватает, к обеду испытывают некоторые трудности (и мудрое руководство, или РП* закрывает для них полеты).
* руководитель полетов (обычно находится на летном старте)
На старте — легкий предполетный брифинг, но именно что в формате «лайт». Лично мне (хотя опыта хватает, в том числе и прохождения подобных же курсов), не хватало более подробного разбора «что-куда-как». Но сколько людей, столько подходов. Видимо у Орешкина такой — дает сразу максимум самостоятельности. Хотя, имхо, в летном деле консерватизм не повредит.
До точки над водой 9-11 минут полета (около 5 км). Есть время прокрутить еще раз в голове те упражнения, которые будешь делать. И полюбоваться красотами.
На фото: внизу, на берегу, гостиница находится прямо у берега, там же штатная посадка, что очень удобно. Если вдруг чего нужно, можно перед очередной заброской на старт забежать «домой».
Ну а дальше, как вылетел над водой, «понеслась».
Набор упражнений несколько иной, нежели на классическом СИВ-курсе, более адаптированный под реальные ситуации, с которыми может столкнуться пилот. И это важное отличие между курсами. На КАПе почти не отрабатываются заднесваловые режимы (полный и частичный срыв потока, парашютирование), основной упор — на асимметричные и фронтальные подвороты во всех видах.
До курса я за 15 лет полетов не узнал столько об асимметриях, сколько за один КАП, это факт. Тема обширнейшая и пока ее не попробуешь под руководством опытного наставника, вообще не поймешь о чем речь, чес слово. Книжек и просмотра фильмов ни разу не достаточно. Удерживаемая асимметрия со входом в авторотацию и многократный вход-выход из нее, добавлением или убиранием компенсации, нащупывание границ режима, это круто.
Ну а внизу, на озере, на фоне всего этого летного мракобесия, дежурит надежный и спокойный дядя Ваня, пилот из Джалалабада. Офигенный мужик, совершенно. Он все время подруливает в сторону пилота, готов вылавливать мокреца, если вдруг чего. А мокрецы ежедневно и не по-одному…
Основной теоретический блок — вечером, в «стекляшке». Каждый раз — одна конкретная тема, которую Орешкин раскрывает подробнейшим образом.
Помимо этого несколько вечеров посвящены практической отработке. Во-первых, правильному положению в подвесной системе, выработке устойчивого навыка на случай ..ОПЫ. Во-вторых, парашютная подготовка. И то и другое — архиполезная штука. Нигде, ни на каких курсах до этого мне не довелось отрабатывать подобные вещи. Ради одной этой практики многократного метания запаски (в том числе и своего контейнера!), стоило приезжать, однозначно. Тем более что реальное метание, в полете — обязательная часть КАПа.
В дни, когда летной погоды нет (например, сильный боковой ветер), грустно.
Пилоты вялые и апатичные, блеск в глазах пропадает…
Они начинают много есть (некоторые — пить)).
Но, у Орешкина под хвостом живет явно какой-то писец, так что спокойствия не жди. И это, имхо, огромное его достоинство. Энтузиазм к исследованию, путешествиям, всему новому, в нем природой-матерью заложен огромный. Недаром что школьный учитель физики, в прошлом.
Так что, у всех желающих появляется чудесная возможность поездить по окрестностям озера, в поисках мест, где можно при этом ветре полетать. Мы зимой эти мероприятия называем «фрирайд-разведка», Орешкин же по-простому — «ну что, поедем-глянем?».
Иногда и вправду удается полетать, правда, далеко не всем. Но, тем не менее. Один разок после дневной учебной программы мы с Женей пролетели небольшой красивый маршрут вдоль южного берега озера, было классно.
Как у всех великих, у Орешкина, помимо выдающихся качеств есть еще и их продолжения, назовем их изюминки. Одно из них — фантастическая тяга к дарам природы. И в этом он целен. Ни одна арбузная бахча, кукурузное поле, или куст с поспевшим урюком не уйдет от зоркого глаза предводителя алмаатинских парапланеристов. Все будет изучено, запротоколировано и, скорее всего, употреблено, либо запасено.
Но, вот снова летный день, пилоты на старте. Готовимся!
В один день пилот выполняет обычно одно, максимум два упражнения, постепенно изучая его от самого простого варианта и до самого сложного, до которого он сейчас готов. Это еще одно отличие от SIV-а, где за день у тебя проходит целый калейдоскоп режимов и в голове после этого часто настоящий винегрет (особенно в первые дни).
Вся электроника остается дома, а что берешь с собой — в гермиках)). Ну и на конверт запасного парашюта важно не забыть примотать какой-нибудь пакет из-под сока или любую другую емкость, чтобы он не утонул. Ведь почти любое задание может закончится в воде.
Одна из парадигм курса — «Больше запасок богу запасок!»
На фото: моя первая.
Отработка полета на запаске, почувствовать, что такое «колокол» и как с ним бороться — тоже часть курса. Полезно.
Некоторые мокнут и без запасок)). Порой не долетев до берега жалких, ничтожных 10 метров. Это судьба.
В отличие от турецкого Олудениза, где вода ни разу не пресная, мочить купола в почти дистиляте Токтогула — совсем другой коленкор. Да, куполам не очень полезно, но ради дела можно.
Именно поэтому здесь на курсе можно отработать кидание запасного парашюта и много раз, потому что вода пресная. Это одна из причин, почему Орешкин не хочет проводить свой курс в Турции. Вылет над водой здесь хоть и в два раза ниже, нежели в Олуденизе, зато падать в воду можно сколько душе угодно. С соленой водой это не пройдет.
Но это не значит что КАП лучше СИВ или наоборот, вовсе нет. Это два разных курса, очень хорошо дополняющих друг друга.
В общем, чем больше летаю, тем больше прихожу к мысли что подобные курсы не просто полезны, а по-настоящему необходимы для каждого пилота, любого уровня. И не единожды, а регулярно, раз в 1.5-3 года стоит проходить снова, освежать знания-умения-навыки. Вложенные деньги увеличивают твою летную безопасность, а это может потенциально сэкономить намного больше, включая здоровье, и, возможно, жизнь.
А страхи о том, что подобные курсы делают пилота более самоуверенным и он с бОльшей вероятностью убьется — совершенно расходятся с действительностью. Значительная часть пилотов после СИВ- и КАП-курсов летают более осторожно и вдумчиво, поскольку знают, а не предполагают, чем чреваты многие вещи, особенно у рельефа, а также лучше знают свой летный аппарат.
Фото: Алекс Кузмицкий, Алена Симонова и Леонид Милюков
39 |