21.11.2024 /
После 300-дневного перерыва: надежды на возвращение Марко Шварца
21.11.2024 /
Эстер Ледецка перед трудным решением на Олимпийских играх 2026 года
20.11.2024 /
София Годжиа тренируется с Линдси Вонн: особенный момент в Колорадо
Жизнь как чудо. Или железная дорога как кино. Сербия
Автор: Сергей Мухин
Старый автомобиль, вроде тех, что стоят в ретро-музеях, катит по рельсам, как обычный паровоз. Автомобиль сделал Лука, белградский инженер, который живет в Богом забытом горном селе, пробивает тоннель в горах и строит железную дорогу из Сербии в Боснию. Если перевести на русский то, что делает Лука, - пробивает окно в Европу.
В 1916 году, середине Первой мировой войны, когда Австро-Венгрия вторглась в Сербию и заняла значительную часть Балканского полуострова, завоеватели начали строить узкоколейную железную дорогу Шарганска Осмица.
Узкоколейка должна была стать частью железнодорожного пути, между Белградом и Сараево и пройти от сербского города Ужице, до Боснийского села Доне Вардиште, общины Вышеград. Впрочем, австро-венгры успели построить только 9 километров.
Между станциями Мокра Гора и перевалом Шарган, который дал название Шарганской Осмице, проходит самый сложный горный участок. Достраивался он уже после войны, а вернее, между мировыми войнами, с 1921 по 1925 годы. Вертикальный перепад отметок здесь составляет 300 метров и, чтобы преодолеть этот тяжелый путь, железная дорога, и без того со множеством поворотов, свернулась в восьмерку или осмицу, по-сербски.
Расстояние между рельсами узкоколейки - всего 76 сантиметров. Такое строительство проще возведения стандартной колеи, дешевле, а главное, практичнее, в горах, где радиус поворота имеет значение. По всему, австро-венгры не случайно выбрали такой тип дороги, обычный, кстати, для гор, хотя и имеющий множество «калибров». 76 см - один из самых узких. Паровозы с вагонами, за счет колеи, меньше и легче обычных поездов, значит, меньше нагрузка на конструкции мостов. Уже тоннели, значит, меньше вынимать скальных пород.
Чтобы построить узкоколейку, пробили 22 тоннеля и построили 5 мостов. Длина новой дороги составила 58 километров, и первые поезда шли по ней ровно сутки - 24 часа. Скорость локомотивов на узкоколейке невысока и даже с их усовершенствованием, в 1938 году, время в пути сократилось лишь до 16 с половиной часов.
В 1974 году Шарганску Осмицу закрыли за убыточность, но через двадцать с немногим лет, точнее, в 1998 году нашлись энтузиасты, которые стали восстанавливать уникальную дорогу. К слову, место это очень красивое. Со временем, появились источники финансирования и узкоколейка превратилась в туристический объект.
Новая «старая» дорога открылась в 2003 году, вернее пятнадцать с небольшим реконструированных километров путей, ровно там, где проходит восьмерка, самый интересный участок. Теперь от станции Мокра Гора до станции Шарган Витаси ходят старинные поезда, с историческими вагонами, останавливаясь по дороге еще на двух станциях - Ятаре и Голубичи.
Голубичи, как раз, то самое место, где разворачивается сюжет фильма Эмира Кустурицы «Жизнь как чудо». Название станции несколько раз мелькает на экране, а построили «Голубичи» специально, как декорацию для фильма. Отсюда открывается отличная панорама гор и железной дороги.
Замечательный фильм. Остроумный, красивый и трогательный.
Но и станция Мокра Гора тоже напоминает кинодекорации. Есть в ней что-то игрушечное. Домики с оранжевой черепичной крышей, старинные вагончики, паровоз.
По рельсам ходят… туристы. Большая действующая модель железной дороги и сказочный антураж. И напоминает… Швейцарию. Любовью к железной дороге и педантичной аккуратностью.
Недалеко Эмир Кустурица построил старинную сербскую деревню. Кюнсендорф или Дрвенград. Город-музей. О нем я расскажу в следующей серии.
автор карты Ivan25 (лицензия Wikimedia)
Другие статьи автора:
Авориаз. Порт Всех Солей
В гостях у сказки. Коли, Финляндия, Северная Карелия
Шанхайский альбом
25 |