21.11.2024 /
После 300-дневного перерыва: надежды на возвращение Марко Шварца
21.11.2024 /
Эстер Ледецка перед трудным решением на Олимпийских играх 2026 года
20.11.2024 /
София Годжиа тренируется с Линдси Вонн: особенный момент в Колорадо
Полеты в гималайском Бире
Автор: Алекс Кузмицкий / ЖЖ автора
Полеты в гималайском Бире, да и сам Бир стоят того, чтобы сделать отдельный материал. Фоторепорт с комментариями, как заведено.
Алекс Кузмицкий & Женя Грязнов. Похожи, не правда ли? Вот что с людьми парапланеризм делает... прямо параллельный перенос генов какой-то)).
Сезон для полетов в Бире, по большому счету, это октябрь-ноябрь и март-апрель. Зимой слишком холодно, день короткий, термичка слабая... Летом, напротив, слишком жарко, влажно, условия жестяные. Так что, как и во многих местах мира, самый сок - в межсезонье. Хотя здесь, это самый "сезон" и есть.
Но на излете сезона или только в его самом начале, условия пограничные, не шибко сильные, не шибко слабые. Для начинающих самое то. Именно поэтому, инструкторы, которые хорошо знают этот район, не боятся вести сюда начинающих именно в эти периоды. Хотя, если почитать парапланерные форумы, то этого ну никак делать нельзя... Мол Бир это жесть жестянская, не для новичков. Это не так, конечно же. Туда ехать можно и нужно. Весь вопрос, когда и с каким инструктором.
Поселок Бир, высота 1300-1500 м, довольно компактен, лежит в основании хребта, вдоль которого в основном и летают на +_ 50 км в обе стороны, с возвращением, прыгая по большей части по отрогам на высотах 2000-3000 м.
Красавец Big Face, 10-13 км перед ним - т.н. "бирская песочница", если же долетаешь до него и далее, то начальный этап новичка в маршрутных полетах типа пройден. Тут же наступает следующий..
Вот что значит Индия, елки... на календаре уже зима (декабрь месяц), а снег на земле только на высотах 3000 м и более, да и то, еще пока очень неуверенно лежит, зараза. Ниже снеговой линии - третья вегетация на полях за год, мандарины-бананы и прочая экзотика.
Бирские стартовые площадки (Bir Billing) обозначены на всех более-менее крупномасштабных картах региона. И хотя это всего-то 2 проплешины на отроге, на высоте 2400 м, да пара строений, тем не менее, значимость места для штата велика. Сюда едут со всего света.
Разница высот между стартом и посадкой почти километр (950 метров), не шибко много, прямо скажем. Если лететь просто сверху вниз, то это минут 15 полета. Дольше подниматься на машине. Заброска - 40-45 минут. Но, не ради таких слетов сюда приезжают, а ради возможности полетать маршруты.
Длинные маршруты. По 30-50 км и более, для начинающих, 60-80 для продолжающих. А компетиторам здесь и 100-120 км не предел. У меня пока максимальный результат - 34 км (треугольник FAI), для первого опыта маршрутов, неплохо, прямо скажем. Как раз слегка за пределы "бирской песочницы")).
Результаты многих ребят этого и прошлых сезонов говорят за район... Таких удобных мест действительно мало. По разным спискам, Бир входит в топ-10 лучших летных мест мира.
В Бире на сезон собирается такая тусовка пилотов, что пробу на каждом втором можно ставить. Опытнейшие и колоритные пиплы... есть о чем поговорить, у кого посоветоваться. И даже под конец сезона все равно народа тут много. Уже почти не летает, просто время проводят)). Ведь многие сюда на 3+ месяца приезжают, чтобы уж "от и до".
Постоянство аэрологии - еще один из немаловажных здешних плюсов. Почти каждый день одно и то же. Днем - умеренный горный ветер, ночью - долинный. Влияние метеоветра (надлокального) не существенно. Голубое небо, Солнце, хорошая погода, опять-таки... прямо курорт, да и только. Недаром, что английские колонизаторы в здешних краях делали свои резорты)). Знали, где отдыхать и работать.
После маршрута часто прилетаешь домой на большой высоте... отличная возможность красиво ее сбросить)). Кто-то даже акро крутит, хотя все-таки над сушей сие не рекомендуется. Водичка в качестве поверхности под задом всяко безопасней.
Фоном - многочисленные монахи из местных монастырей. Приходят на посадку, смотрят, как садятся пилоты, смеются, обсуждают... иногда даже просят прокатить. И их катают)), почему нет. Тоже ведь люди.
Помимо пермита на пребывание в Бире, который получается в Дхарамсале (писал об этом), для полетов нужен летный пермит. В сезон без него сложно, проверяют постоянно, так что сделать придется (350 рупий / неделя).
Но в декабре уже все местные, включая и пермитчиков, расслаблены... мы даже все доки сделали и приезжали делать, но все пофиг... сезон прошел.
Места красивые... так что часовой подъем в гору не смущает ни местных, ни зарубежных тревеллеров. Сюда едут посмотреть на парапланерную братию и виды с высоты, со всего штата.
В основном, конечно же, местные. Их сюда прямо-таки автобусами возят))
Порой это проблема.. готовишься стартовать, а тут такое.
Приходится фотографироваться и только после этого в небо.
В скольких индийских фейсбуках и соцсетях фигурируют лица отечественного парапланеризма... даже страшно представить. Хорошо, что мы не знаем хинди, урду и все прочие 14-18 главных языков страны.
Бирские старты почти идеальны, как, впрочем, и посадки. Да, нужно довольно уверенное начальное владение крылом, но не более того. К тому же, всегда есть кому помочь по рации, или голосом, так что подкорретируют. Откуда эти байки про злой и ужасный Бир? Ума не приложу. Неадекватные люди есть всегда и везде, если кто-то тут сплоховал, то это вопрос не места, а конкретного человека, в 99.99%, всегда.
И вопрос снаряжения. Надо летать на своего уровня технике, много летать и верить в нее)). И все будет пучком.
На фото: В заключительный летный день погода была "бомба", потоки стояли везде и расколбас был нешуточный. Как говорят знатоки "хорошая ноябрьская погода" (и это в середине декабря!). Так меня не плющило никогда в жизни, забросы купола, ассиметрии по 40-50% одна за другой, просто болтанка... Тем не менее, отрабатываешь на своем EN-B и оно, даже если схлопнулось, в 1-2 секунды выходит обратно в штатный режим, никаких проблем.
Только посмотрел вверх, мол все ок...
И летишь себе дальше)).
У меня появилась настоящая вера в купол, ибо выходит из любой задницы, легко и непринужденно, главное ему не мешать)).
Видна штатная посадка (вытаптанный ровный желтый участок в дороги). 40*50 метров, плюс запас в 200-300 метров во все стороны в виде рисовых чек. Один-два раза пристрелочных посадки, с ошибками, но зато потом строишь глиссаду точно куда нужно, с учетом сходящих пузырей и др.
Еще один из плюсов поездки в Бир к Жене Грязнову, - научился складывать купол парой новых способов)). В сети среди специалистов ходят прямо-таки легенды про "метод Грязнова", но четкого описания нет, все, кто в теме, молчат. Теперь и я один из носителей тайного знания)).
Посадка (лендинг) с одной стороны поселка, основные же отельчики и гест-хаусы, с другой. Берешь рюкзак с парапланом и идешь через поселок. Идти около 15-20 минут, зато разминаешь чуть затекшие ноги и заодно делаешь остановки на кофе с маффинами, в любимой кофейне)). Можно, конечно, за рублей 20 на такси доехать, но это не наш метод.
А тем временем, на поле, с утра и до вечера занимаются наземной подготовкой подрастающие поколения "летунов")). В Индии не так много мест, где учат полетам, Бир - одно из ключевых. Так что поток учебных групп идет нон-стоп.
Индусы ученики упорные, это надо признать. И летают, кстати, неплохо. По-своему, по-индийски, но все-таки...
Отчасти благодаря хорошим инструкторам, тому же Гурприту и Ко. Отличный дядька, кстати.
Но пора заканчивать захваливать место. Думаю, вы и так поняли, Бир, не простая тибетская деревушка и стоит того, чтобы посетить, если вы находитесь в одном из соседних индийских штатов, и уж тем более обязательна к посещению, если конкретно в штате Химачал-Прадешь.
Полетать в тандеме разок, может, даже начальный курс обучения пройти... ну или хотя бы просто побродить, проникнуться атмосферой Гималаев, полетов и космпополитичной и при этом очень тибетской тусовки))
А это Женя Грязнов и Танюшка, наши Учителя. К ним, собственно, и стоит ехать. Курсы у них есть от самых базовых и до продвинутых. Они самые компетентные инструкторы Бира, это признают не только наши, но и европейцы.
10 |