21.11.2024 /
После 300-дневного перерыва: надежды на возвращение Марко Шварца
21.11.2024 /
Эстер Ледецка перед трудным решением на Олимпийских играх 2026 года
20.11.2024 /
София Годжиа тренируется с Линдси Вонн: особенный момент в Колорадо
Теория спортивно-технической подготовки
Затрагивая тему технической подготовки спортсменов нельзя не сказать о нашем соотечественнике, известном советском психофизиологе Николае Александровиче Бернштейне и об основных положениях его знаменитой теории.
I. Основные положения теории Н.А. Бернштейна
Фигура этого советского ученого является одной из наиболее значительных среди исследователей мозга XX в. Выдающейся его заслугой является то, что он первый в мировой науке, в качестве способа познания закономерностей работы мозга, использовал изучение движений. По мнению Н.А. Бернштейна, для тех, кто хочет понять, как работает мозг, как функционирует центральная нервная система (ЦНС), в природе едва ли существует более благодатный объект, чем исследование процессов управления движениями. Если до него движения человека изучали для того, чтобы их описать, то Н.А. Бернштейн стал изучать их, чтобы понять, как происходит управление ими.
Следует особо подчеркнуть, что открытие этих явлений имело громадное значение и для развития многих других областей человеческого знания. Особенно наглядно это проявилось по отношению к одной из наиболее ярких наук XX столетия – кибернетике. Как известно, эта область современных знаний возникла в результате симбиоза, т.е. взаимовыгодного сосуществования, таких наук, как математика и физиология (ее раздела «Высшая нервная деятельность»). В основе всех кибернетических систем лежит открытый физиологами и удачно использованный
математиками принцип обратной связи. Это название есть не что иное, как современное и более распространенное название принципа сенсорных коррекций, который был впервые описан Н.А. Бернштейном еще в 1928 г., т.е. за 20 лет до того, как это сделал создатель кибернетики Норберт Винер.
Формирование движений у детей и подростков
Естественные двигательные возможности растущего организма определяются процессом созревания и совершенствования функций двигательных структур центральной нервной системы. Формирование всех отделов мозга, отвечающих за движение и проводящих их нервных путей, заканчивается к 2-летнему возрасту. Дальше уже начинается длительная работа по совершенствованию их функций, по прилаживанию друг к другу всех уровней построения движений, наиболее существенные черты которых, происходят между 2 и 14 годами – возрастом окончательного созревания.
Возраст 3 года – это время, когда ребенок окончательно перестает быть «высшей обезьянкой» и впервые осваивает такие двигательные действия, которые совершенно недоступны обезьяне. В этом же возрасте начинает обнаруживаться и неравноценность между правой и левой сторонами тела.
Возраст от 3 до 7 лет представляет собой период преимущественно количественного
усиления и накопления всех уровней построения движений, которые начинают заполняться свойственным им содержанием. Дети этого возраста уже не увальни – они грациозны и подвижны.
Возраст 7–10 лет. Набор двигательных навыков детей пополняется еще двумя – силой и точностью. Это возраст, в котором жизненная практика очень чутко уловила необходимость приучения к трудовым навыкам. Это период перехода в работоспособное состояние многоуровневой двигательной системы ребенка. В это время формируются мелкие и точные движения, и ребенку уже есть чем занять себя, сидя за столом. У мальчиков совершенствуются метательные и ударные движения.
С 10–11 лет и вплоть до 14–15-летнего возраста наступает сложный период «ломки», охватывающий все стороны жизнедеятельности растущего организма. Поэтому данный период развития очень трудно охарактеризовать. Гармония и согласие, достигнутые к этому времени между отдельными уровнями построения движений, вновь как бы нарушаются. На них отражаются огромные сдвиги в деятельности желез внутренней секреции, всей многосложной химии пубертатного периода (периода полового созревания).
Такая перестройка всего обмена веществ рассматривается как ударное строительство, которому приносится в жертву многое другое. Одним из следствий является неуклюжесть, временное снижение ловкости и относительной силы. Эти нарушения никак не связаны с какими бы то ни было непорядками в самих двигательных системах мозга. Поэтому необходимо спокойно продолжать работу по наполнению уровней свойственным им содержанием, т.е. стараться расширять двигательный опыт путем освоения все новых разнообразных движений. Такая систематическая работа очень скоро окажет благотворное влияние, как на сами двигательные проявления, так и на душевную, эмоциональную и социальную стороны
жизни растущего человека.
Формирование двигательного навыка
Правильное и результативное выполнение любого движения не возникает сразу, само собой. Для его формирования требуется большая работа. Эта работа и есть то, что называется упражнением, в результате которого и происходит формирование двигательных умений и навыков.
Этот процесс, по сути, представляет собой изменяющийся характер управления движениями, внешне выражающийся в неодинаковой степени владения двигательным действием.
Двигательное умение – это такая степень владения техникой действия, когда управление осуществляется при ведущей роли сознания, а само действие отличается нестабильным способом решения двигательной задачи.
Уже из этого определения видно, что самой характерной чертой двигательного умения является то, что управление движениями происходит при ведущей роли сознания. Другими характерными чертами двигательного умения являются:
· отсутствие стабильности, постоянный поиск способов наилучшего решения двигательной задачи;
· невысокая скорость;
· малая прочность, неустойчивость к сбивающим факторам;
· отсутствие возможности для переключения внимания на объекты окружающей
обстановки.
Первоначальное умение выполнять двигательное действие возникает на основе следующих факторов:
· уже имеющегося двигательного опыта, ранее выработанных координаций, ощущений и восприятий;
· состояния общей физической подготовленности;
· знания техники действия и особенностей его выполнения;
· сознательных попыток построить некоторую новую для себя систему движений.
Несмотря на перечисленные недостатки, двигательные умения имеют большое значение в процессе овладения движениями, которое заключается в следующем:
· основой двигательного умения является творческий поиск способов выполнения движений, что несет в себе большие образовательные возможности;
· двигательные умения имеют большую познавательную ценность, поскольку приучают анализировать сущность двигательных задач, условия их решения, управлять собственной умственной и двигательной деятельностью;
· двигательные умения являются тем уровнем владения двигательным действием, который характерен для всех подводящих упражнений;
· двигательное умение представляет собой первый уровень владения двигательным действием, являющийся переходной стадией к формированию двигательного навыка, которую миновать невозможно.
Двигательный навык – это такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматически и выполнение действия отличается высокой надежностью.
Двигательные навыки, как высшая ступень владения двигательным действием, имеют исключительно большое значение в учебной, трудовой, бытовой и спортивной практике. Для них характерны свои отличительные черты, многие из которых являются прямой противоположностью тем, которые характерны для умений. Основными из них являются:
· автоматизированный характер управления действием;
· высокая быстрота действия;
· стабильность результата действия;
· чрезвычайная прочность и надежность.
Двигательные ошибки: их предупреждение и исправление
Выполнить движение сразу правильно, без ошибок в обычных условиях, как правило, оказывается невозможно. Данное обстоятельство очень осложняет процесс освоения движений. Некоторые ошибки обусловлены закономерностями формирования двигательного навыка, другие связаны с отсутствием необходимых представлений, третьи – с несоблюдением определенных условий и т.п.
Успех в освоении движений во многом зависит от того, насколько правильно определены причины происхождения двигательных ошибок и насколько методы их исправления соответствуют истинным причинам их возникновения.
Наиболее типичными являются следующие группы ошибок:
· внесение в двигательный акт дополнительных ненужных движений;
· закрепощенность движений, несоразмерность мышечных усилий, ненужное привлечение дополнительных групп мышц;
· отклонения в направлении и амплитуде движений;
· искаженность общего ритма двигательного действия;
· выполнение движения на недостаточно высокой скорости.
Основными причинами этих ошибок являются:
· неправильное или недостаточно полное представление о структуре и двигательном
составе осваиваемого двигательного действия;
· неправильное или недостаточно полное понимание двигательной задачи;
· недостаточность двигательного опыта занимающегося;
· недостаточная физическая подготовленность занимающегося;
· неуверенность, боязнь, чувство утомления и т.п.;
· неправильная организация процесса освоения двигательного действия.
Для повышения эффективности освоения двигательных действий и профилактики ошибок большое значение имеет правильный порядок их выполнения. Основными параметрами такого порядка являются число повторений и интервалы отдыха между ними. Их конкретные характеристики могут быть самыми различными, так как определяются многими факторами (сложностью движений, этапом освоения, индивидуальными
возможностями занимающегося и т.п.). Вместе с тем во всех случаях следует помнить и соблюдать следующие общие правила:
· число повторений нового действия определяется возможностями занимающегося улучшать движение при каждой новой попытке;
· повторное выполнение с одними и теми же ошибками является сигналом к перерыву для отдыха и обдумыванию своих действий;
· интервалы отдыха должны обеспечивать оптимальную готовность к выполнению очередной попытки – как физическую, так и психическую;
· продолжать освоение движений при сильном утомлении нецелесообразно и даже вредно;
· перерывы между занятиями должны быть как можно короче, чтобы не потерять уже приобретенные умения и навыки.
II. Техника и ее характеристики
Основой любой двигательной деятельности человека является «техника», как способ выполнения каких либо действий. Если говорить применительно к спорту, то говоря простым языком, техника – это то, что имеет прямое влияние на результат и дает спортсмену возможность реализовать его физические, психические и прочие возможности. Образно говоря, технику можно сравнить с гидроэлектростанцией. Потому, что эффективность использования энергии воды будет зависеть от технических характеристик самой гидроэлектростанции. Высокие технические характеристики гидроэлектростанции позволят эффективно использовать энергию воды, как мощной реки, так и реки с небольшим потенциалом мощности.
То же самое происходит и в спорте, где никакая прекрасная физическая подготовленность, ни высочайшие морально-волевые качества не помогут в достижении высокого спортивного результата, если у спортсмена низкая техническая оснащенность, т.е. техника.
Однако, в достижении высокого спортивного результата, процентное соотношение техники к остальным качествам в разных видах спорта разное. В сноуборде, т.е. буквально во всех его видах, техника в достижении высоких спортивных результатов составляет «львиную долю». Вот почему мы видим, когда подчас ничем не приметные, в физическом отношении спортсмены, со средними показателями по общей физической подготовке, показывают достаточно высокие, на общем фоне, спортивные результаты.
Это происходит потому, что их главный козырь – это более эффективная, чем у других, техника, обретенная ими на основе имеющихся у них генетических задатков, более соответствующих данному виду деятельности. Более высокая эффективность их техники позволяет им лучше других минимизировать влияние на результат негативных процессов, сопровождающих выполнение любого спортивного упражнения, и способствует наиболее полному использованию позитивных. Применительно к видам спорта, связанным с преодолением препятствий при скатывании на спортивном снаряде (сноуборде, лыжах) в скольжении с гор, это выглядит так: скатывающая сила, сила инерции, сила веса спортсмена могут быть и союзниками и врагами. А вот от того как спортсмен взаимодействует с этими силами и зависит его результат. Потому, что любой вид человеческой деятельности на земле подчиняется законам биомеханики, требования которых и лежат в основе техники в любом виде спорта.
Как же рассматривает технику современная спортивная наука, что такое технические характеристики и какое влияние имеет техника на результативность спортсмена?
Согласно теории спортивной тренировки подготовка спортсмена делится на несколько видов: теоретическая, физическая, техническая, тактическая и психическая или морально-волевая.
В зависимости от вида спорта в процессе спортивной тренировки упор делается больше на тот или иной вид подготовки. В разных видах спорта к спортсмену предъявляются и разные требования. Где-то упор делается больше на силу, без
которой никакая техника не поможет, где-то на выносливость, где-то на быстроту.
В общем, сколько видов спорта - столько и требований к подготовке спортсменов.
В параллельном сноуборде «львиная доля» в успехе принадлежит технической подготовке, в основе которой лежит очень высокий уровень требований к задаткам спортсмена в части динамического равновесия и вестибулярной выносливости, непосредственно связанных с многократным циклическим перемещением спортсмена по криволинейной траектории с изменением направления его движения и изменением положения его тела при перемещении в пространстве и во времени. К тому же, при движении по трассе, спортсмен должен выстраивать свои действия под требования траектории, в соответствии с установленной постановщиком трассы разметкой.
Так что же представляет собой техническая подготовка спортсмена в целом и каковы ее отдельные составляющие? И что нам говорит о технике наша спортивная наука.
Техника
Вот общее определение техники: Техника (дословный перевод с греческого) – это «искусность»
А согласно теории и методики физической культуры: Техника физических упражнений – это рациональный способ выполнения двигательных действий с относительно большей эффективностью.
Есть и более конкретное, развернутое определение, согласно которому: Техника физических упражнений определяется, как специализированная система движений, направленная на рациональную организацию взаимодействия внутренних, внешних и реактивных сил с целью избирательного и наиболее полного их использования для достижения возможно более высокого результата.
В биомеханике спорта установлены правила эффективного использования сил, способствующих достижению цели действия и уменьшению противодействующих сил (например, тормозящих, отклоняющих, действующих против направления движений). В итоге работы над техникой должна быть сформирована оптимальная динамическая структура движений спортсмена.
Совершенство техники мастеров спорта объясняется тем, что доля активных мышечных напряжений в их действиях меньше, а доля умело используемых других сил – не мышечных (например: силы тяжести тела, силы инерции, силы реакции опоры, реактивных сил) больше, чем у плохо владеющих техникой упражнений.
Чем же характеризуется техника физических упражнений? Какие имеет характеристики?
Характеристики техники физических упражнений
К характеристикам техники физических упражнений относятся (их всего пять):
1 - пространственные характеристики движений, к ним относятся: положение тела и его частей, траектория или форма движения тела и его частей (прямолинейная и криволинейная); направление траектории и амплитуда движения;
2 - временные характеристики движений (длительность и темп);
3 - пространственно-временные характеристики движений (скорость и ускорение);
4 - динамические (силовые) характеристики движений (внешние и внутренние силы);
5 - ритмические характеристики (комплексная характеристика).
Рассмотрим каждую характеристику отдельно.
1. Пространственные характеристики, к ним относятся:
- Положение тела. Какое бы двигательное действие ни совершал человек, он должен придать своему телу определенное положение в пространстве. Различают исходные, промежуточные и конечные положения тела.
- Исходное положение (и.п.) - принимают с целью создания наиболее выгодных условий для начала последующих действий, лучшей ориентировки в окружающей обстановке, сохранения устойчивости, обеспечения свободы движения, соответствующего воздействия на определенные органы и системы организма (низкий старт легкоатлета, стойка боксера, вратаря являются внешним выражением готовности к действию).
- Промежуточное положение. Эффективность многих физических упражнений зависит не только от исходного положения, но и от сохранения наиболее выгодной позы тела или его частей в процессе выполнения самого движения (например, низкая стойка горнолыжника «яйцо» уменьшает сопротивление внешней среды, что влечет за собой повышение скорости передвижения).
- Конечное положение. В отдельных физических упражнениях конечные положения играют большую роль (например, приземление в прыжках на лыжах с трамплина). Но есть двигательные действия, в которых конечное положение тела не влияет на результат. Например, поза баскетболиста, футболиста после передачи мяча.
- Траектория движения – это путь, совершаемый телом или иной его частью в пространстве. Траектория движения характеризуется формой, направлением, амплитудой. Форма траектории может быть прямолинейной и криволинейной.
- Направление - это изменение положения тела и его частей в пространстве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагиттальной, горизонтальной) или какого-либо внешнего ориентира (партнера, спортивного снаряда, разметки).
- Направление движений играет важную роль для обеспечения высокой точности выполняемых действий, экономии сил, выигрыша времени, более или менее благоприятных условий в деятельности органов дыхания и кровообращения. Даже небольшие отклонения в направлении движений, например у боксеров, баскетболистов, футболистов, горнолыжников ведут к тому, что они не достигают конечной цели в своих действиях.
- Амплитуда движения – величина пути перемещения тела и его частей (размах движений). Она измеряется в угловых градусах, в линейных мерах (длина шага), условных обозначениях (присед, полу присед, шпагат) или внешними ориентирами (наклониться, достать носки ног). Амплитуда зависит от строения костей, суставов, эластичности связок и мышц и ее величина оказывает влияние на скорость перемещения тела и его частей, полноту растягивания мышц, точность движения и т.д.
Движения большой амплитуды называют обычно размашистыми, а малой – мелкими. Если амплитуда движений не соответствует решаемой двигательной задаче, то их называют неточными.
Во многих двигательных действиях максимальная, анатомически возможная амплитуда, как правило, не используется. Стремление чрезмерно увеличить амплитуду движений может привести к травмам мышц и суставно-связочного аппарата.
Наблюдая внешнюю форму физического упражнения, нетрудно заметить, что его выполнение занимает определенное время, общая картина выполнения возникает не сразу, а создается постепенно, как бы рисуется телом. Этот рисунок образуется в результате слитного, взаимосвязанного перемещения в пространстве различных частей тела. При более внимательном наблюдении можно заметить, что в процессе выполнения целостного движения некоторые части тела временно или же непрерывно сохраняют относительно неизменное положение, а другие, движущиеся, части перемещаются в строго определенных направлениях, с определенной амплитудой, скоростью и силой. Удается также проследить, что перемещение различных частей тела происходит то одновременно, то последовательно.
2. Временные характеристики
К временным характеристикам движений относятся длительность и темп движений.
Длительность движения – это время, затраченное на выполнение движения. В технике физических упражнений большое значение имеет время выполнения (т.е. длительность) отдельных его частей: старт, поворот, финиширование - в плавании, горных лыжах, сноуборде, замах, удар в волейболе, скользящих шагов в беге на коньках, элементов движений. Продолжительность каждой выше перечисленной составляющей упражнения может изменить и определить его результат.
Темп движений — это временная мера их повторности. Он измеряется количеством движений, повторяющихся в единицу времени (частота движений).
Темп движений – это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений или их циклов. При однократных движениях (прыжке, метании) темп, естественно не наблюдается.
Темп — величина, обратная длительности движений. Чем больше длительность каждого движения, тем меньше темп, и наоборот. В повторяющихся (циклических) движениях темп может служить показателем совершенства техники. Например, частота движений у лыжников, пловцов, гребцов высокой квалификации (при более высокой скорости передвижения) больше, чем у, менее подготовленных. Известно, что с утомлением темп движений изменяется: он может повышаться (например, при укорочении шагов в беге) или понижаться (например, при неспособности поддерживать его в лыжном ходе).
Не следует отождествлять понятие «темп» и «скорость» движений, хотя часто они тесно взаимосвязаны между собой. Например, в беге, с увеличением темпа (при одной и той же длине шагов) неизбежно увеличивается скорость движений в каждом шаге, но если одновременно с увеличением темпа уменьшается длина шагов, то скорость движений может оставаться неизменной или даже понижаться.
Темп движения зависит от массы движущегося тела в целом или его частей. Так, движениями кисти рук можно поддерживать более высокий темп, чем движениями руки в целом (теппинг-тест). С изменением темпа нередко качественно изменяется вся структура движения, его рисунок. Так, например, если темп становится выше определенных пределов, нормальная ходьба переходит в бег.
Временные характеристики раскрывают движение во времени: когда оно началось и закончилось (момент времени), как долго длилось (длительность движения), как часто выполнялось движение (темп), как движения были построены во времени (ритм).
Вместе с пространственно-временными характеристиками они определяют характер движений человека.
3. Пространственно-временные характеристики – скорость и ускорение
Скорость движения – это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела), к затраченному на этот путь времени (м/сек, км/час).
При определении скорости в поступательном движении (линейная скорость) ее обычно измеряют в метрах в секунду, а при вращательном (угловая скорость) - в радианах в секунду (радиан – это угол, соответствующий дуге окружности, длина которой равна её радиусу).
Если скорость движения постоянна, то такое движение называют равномерным, а если она изменяется – неравномерным.
Умение управлять скоростью движений называют «чувством скорости».
Ускорение – это изменение скорости в единицу времени. Оно может быть положительным (скорость возрастает – происходит ускорение) и отрицательным (скорость убывает – происходит торможение)
4. Динамические (силовые) характеристики
В практике для динамической (силовой) характеристики движений пользуются понятием «сила движения».
Сила движения – это мера физического воздействия движущегося тела или его части на какие-либо материальные объекты, например, почву (при беге, прыжках), какие-либо предметы (при поднимании, метании).
Сила движения человека представляет собой результат совокупного взаимодействия внутренних и внешних сил. Знание сил, действующих на человека, облегчает понимание техники физических упражнений и поиска ее эффективных вариантов.
Силы, действующие на человека, подразделяются на: внешние и внутренние.
· Внешними силами являются:
- сила тяжести собственного тела;
- силы инерции (силы противодействующие ускорению или замедлению);
- силы реакции опоры (сила упругости, которая возникает при действии опоры на тело и направлена перпендикулярно поверхности соприкосновения тел);
- силы сопротивления внешней среды (силы трения, силы сопротивления воздуха, воды).
· Внутренними силами являются:
- активные силы опорно-двигательного аппарата - силы тяги мышц;
- пассивные силы опорно-двигательного аппарата – эластичность мышц, вязкость;
- реактивные силы – силы, возникающие при взаимодействии звеньев тела в процессе движения.
Реактивная сила – это специфическое проявление силовых способностей. Реактивная сила обеспечивается очень быстрым переходом от фазы эксцентрического мышечного сокращения, когда активируемая мышца, растягиваясь и увеличивая свою длину, работает в уступающем режиме, к концентрической фазе, когда она работает на сокращение с уменьшением своей длины (например: работа четырехглавой мышцы бедра в процессе приседания, затем сразу же переходящего в распрямление ног в коленном суставе).
Сложное и тонкое взаимодействие реактивных сил - одно из самых интересных и полезных явлений двигательной активности человека. Сознательно ускоряя или замедляя движения отдельных звеньев тела, можно добиться очень высокой эффективности, экономичности, "легкости" движений. И, наоборот, неумение использовать реактивные силы приведет к напряжению, потере необходимой координации движений и лишним тратам энергии.
При овладении техникой двигательных действий нужно стремиться к возможно более полному использованию всех движущих сил при одновременном уменьшении сил тормозящих.
5. Ритмическая характеристика
Ритм (в переводе с греческого) – соразмерность. Термин «ритм» имеет множество значений (например, музыкальный, стихотворный, сердечный ритм).
Применительно к физическим упражнениям ритм означает определенную упорядоченность движений в составе целостного двигательного акта, при которой акцентированные (например, связанные с активным нарастанием мышечных напряжений) фазы действия чередуются с неакцентированными (например, отличающимися меньшим напряжением или частичным или даже полным расслаблением).
И самое важное, что доказано: Ритм движений, то есть их соразмерность и упорядоченность, обуславливается врожденными функциональными особенностями центральной нервной системы.
О чем это говорит? Во-первых, это говорит о том, что тренер должен иметь исчерпывающую информацию об имеющихся у ребенка специфических для сноуборда врожденных задатках. И, во-вторых: тренер в своей работе должен делать акцент именно на ритмической составляющей техники, как самой важной. Потому, что любое отклонение в воспитании правильного ритма выполнения спортивного упражнения чревато впоследствии снижением роста мастерства и соответственно результативности в соревнованиях.
Двигательный ритм спортивного упражнения выражает закономерную упорядоченность элементов в составе целостного двигательного акта.
Если за целостный двигательный акт взять совершение одного поворота, то элементами его будут все те движения, которые спортсмен должен выполнить, чтобы поворот был совершен. И совершать все эти движения спортсмен должен в строго определенном временном и силовом соотношении между ними, одновременно и последовательно. Т.е. в строго определенном ритме.
Для физических упражнений, выполняемых в одном и том же определенном ритме, характерна четкая согласованная последовательность «включения» различных мышечных групп, равномерно повторяющаяся по ходу действия.
Ритм движений присущ как повторяющимся (циклическим) так и однократным (ациклическим) двигательным действиям. Ритм обычно определяют путем измерения времени фаз, характерных для данного физического упражнения.
Для двигательного ритма характерно различное временное соотношение сильных, акцентированных частей движения, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, пассивных фаз движения. Все эти моменты присутствуют в любом целостном двигательном акте.
Например, ритм в беге на коньках выражается ритмовым коэффициентом, который равен отношению времени отталкивания ко времени свободного скольжения, в беге – отношению времени опоры к времени безопорного положения, в сноуборде – отношению времени разгрузки доски (безопорное положение) к времени ее загрузки (опорное положение, фаза ведения).
Многие двигательные процессы особенно успешно и эффективно протекают с того момента, когда найден правильный ритм движения, т.е. усвоено единственно правильное, целесообразное последовательное и одновременное чередование элементов движения во времени.
Временные соотношения элементов движения и порядок их чередования, смена мышечных напряжений и расслаблений образуют ритмический рисунок данного упражнения. По ритмическому рисунку можно судить о структуре движения.
Ритм может быть рациональным, правильным, способствующим высокому результату и нерациональным, неправильным, снижающим результаты.
Таким образом, ритм является комплексной динамико-временной характеристикой движений.
Наиболее благоприятные предпосылки к обучению технике физического упражнения создаются на основе усвоения занимающимися целесообразного ритма движений.
Ритмы спортивных двигательных действий характеризуются закономерным соотношением различных фаз движений и наличием акцентированных моментов по интенсивности прилагаемых усилий. Ритм движений, это, прежде всего «временная мера соотношения длительности частей движений» и для определения ритма движений необходимо измерение именно времени.
Ритм движений, временной показатель, характеризующий технический уровень движений, выражающий соразмерность их элементов во времени и в пространстве.
Двигательный ритм, обеспечивает стабильную согласованность движений, прочность двигательного навыка и позволяет достигнуть высокого результата при минимальной затрате сил. Ритм отражает динамику и характер прилагаемых усилий. По точности воспроизведения ритма движений можно судить о техничности выполняемого двигательного действия.
Таким образом, оценка двигательного ритма является результирующим показателем технического и тактического мастерства спортсменов.
Для ритмично выполняемых физических упражнений характерна четко согласованная последовательность «включения» различных мышечных групп по ходу действия. Направленное формирование и совершенствование ритма физических упражнений составляет стержневую линию всего процесса обучения.
Зная ритмическую структуру целостного движения, можно осознанно формировать двигательный ритм физического упражнения и регулировать его, в соответствии с двигательной задачей. При обучении физическим упражнениям необходимо, прежде всего, построить теоретическую модель ритмовой структуры, отражающую пространственные, динамические, временные соотношения отдельных фаз и элементов двигательного действия, составляющих его содержание.
В современной научно-методической литературе представлены следующие рекомендации, по формированию двигательного ритма, развитию ритмичности:
· предварительное ознакомление занимающихся с ритмовой структурой изучаемого упражнения (на основе анализа видеоматериала, показа);
· многократное мысленное воспроизведение эталонного ритма изучаемого двигательного действия с выделением акцентированных фаз;
· проведение ритмового подсчета вслух или про себя во время выполнения упражнения;
· варьирование условий выполнения упражнений, оказывающих влияние на сохранение ритмической структуры изучаемого движения (постановка учебных трасс, соответствующих правильной ритмовой структуре выполняемого поворота.
Ритм объединяет все элементы техники в единое целое, является важнейшим комплексным признаком техники двигательного действия и становится одним из главных компонентов формирования биомеханической структуры при обучении технике движений.
Автор: Чеботаев Вячеслав Алексеевич, инструктор-методист
9 |