21.11.2024 /
После 300-дневного перерыва: надежды на возвращение Марко Шварца
21.11.2024 /
Эстер Ледецка перед трудным решением на Олимпийских играх 2026 года
20.11.2024 /
София Годжиа тренируется с Линдси Вонн: особенный момент в Колорадо
Концепция специальной технической подготовки в параллельных видах сноуборда
Введение
Путь к вершине горы всегда имеет много разных маршрутов. Но всегда есть к ее вершине один из них, наиболее оптимальный, позволяющий решить задачу с наименьшими затратами всех необходимых для этого ресурсов и в наиболее короткие сроки. Для успешного решения этой задачи этот путь должен быть просчитан от начала и до конца с учетом всех мелочей. И только тогда он сможет завершиться успешно.
Спортивная тренировка - это такой же путь покорения вершины, но уже спортивной. И путь этот тем более должен быть просчитан до мелочей. Потому, что и в России, и в мире всегда достаточно претендентов на очень высокие места на подиумах самых престижных мировых первенств. Путеводителем на спортивную вершину для спортсменов является программа многолетней спортивной подготовки, в основу которой должна быть заложена концепция спортивной подготовки, отражающая саму суть вида спорта и согласующаяся со специфическими принципами организации спортивной тренировки, первым их которых стоит принцип нацеленности на высшие достижения.
Так что же такое спортивная тренировка? В общих словах можно сказать, что спортивная тренировка - это срочный процесс приучения человека к спортивному действию, совершение которого предполагается довести до очень высокого уровня результативности.
Процесс спортивной тренировки и сложный, и срочный. Сложный потому, что он подразумевает получение максимально высокого спортивного результата, а срочный потому, что должен быть рассчитан на его получение к определенному сроку, когда этот результат еще будет востребован. И, конечно, чем выше желаемый результат, тем более качественно просчитанным должен быть и путь к его достижению. А так как техническая подготовка является одной из самых важных составляющих спортивной тренировки, то и она, тем более, должна быть просчитана до мелочей.
На какой же срок должен быть рассчитан процесс технической подготовки? Можно уверенно сказать, что процесс технической подготовки в жизни спортсмена не заканчивается никогда. Потому, что техника спортсмена зависит от многих факторов, сопровождающих его жизнь. Здесь и состояние здоровья, потому что у каждого человека имеются различные заболевания. И спортсмены в этом отношении не исключение. И психическое состояние спортсмена, и уровень спортивной формы и т.д., и т.п.
Также, несомненно, и то, что фундамент технической подготовки в жизни ребенка-спортсмена должен быть заложен в строго определенный промежуток времени. Когда он, с одной стороны, находится в наиболее благоприятном для этого периоде его жизни, а с другой – когда он, с помощью своей высокой технической подготовки, уже сможет своими результатами быть выделенным из группы его конкурентов и быть включенным в число кандидатов в состав сборной юношеской команды России.
Так что же это за период и к какому сроку должен быть заложен фундамент
технической подготовки? Расчет здесь такой. Во-первых, для того чтобы быть
включенным в число кандидатов сборной юношеской команды России, юному спортсмену
к 14 годам необходимо стать победителем или, по крайней мере, призером
юношеского первенства России или аналогичных ему российских соревнований
(спартакиада учащихся России, спартакиада спортивных школ России). Потому, что
юный спортсмен, зачисленный в 14 лет в списочный состав кандидатов в сборную
юношескую команду России, уже имеет возможность участия в международных
соревнованиях, на которых начинает набираться очень дорогого соревновательного
опыта в конкурентной борьбе с более сильными соперниками, чем в соревнованиях
российского уровня. Что в дальнейшем становится основополагающим фактором в
повышении его спортивного мастерства и результативности.
Во-вторых, с наступлением периода полового созревания (пубертатный период, условно с 14 лет, у девочек – 13-15 лет, у мальчиков – 15-17 лет) начинается процесс бурной гормональной перестройки организма и активного роста ребенка, увеличение длины тела за счет быстрого роста трубчатых костей. При этом у подростка непривычно вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки, временно нарушаются привычные пропорции тела и координации движений. Подростки в этот период неловки и угловаты. Испытывают трудности в управлении своими движениями, не знают, куда девать такие длинные руки, как ловко управлять ногами, которые неожиданно выросли. В движениях наблюдается обилие лишних действий и значительные затраты энергии на выполнение работы. Часто это делает подростка неуравновешенным, конфликтным, а вместе с этим наступает и временное нарушение силовых возможностей, что отрицательно отражается на координации, ловкости. Т.е. основных физических качеств, лежащих в основе формирования техники спортивного упражнения.
И в-третьих, спортсмен, не освоивший на протяжении 6-7 лет программу фундаментальной технической подготовки, перспективным уже не будет, потому что с недостаточно высокой технической подготовкой окажется не конкурентно способным.
Ни для кого не секрет, что техническая подготовка спортсмена это процесс постепенного усложнения решаемых задач, когда освоение последующего материала базируется на уже надежно закрепленном предыдущем.
На ребенка в подростковый период (10-14 лет), активно занимающегося спортом, приходится очень большая физическая и особенно психическая и эмоциональная нагрузка. И не каждый способный, в двигательном плане, ребенок может ее выдержать. Но здесь также нельзя не согласиться и с тем, что эта ситуация является неотъемлемой составляющей процесса спортивного отбора, продолжающегося для профессионального спортсмена всю его спортивную жизнь, начиная с момента зачисления его в спортивную школу.
Следующим шагом для тренера будет, какими же средствами, для решения этой задачи, нужно заполнить весь объем семилетней тренировочной работы со спортсменами по технической подготовке, начиная с 7-8 лет и заканчивая 14 летним возрастом.
На 2-х летнем этапе начальной подготовки формируются основы техники движений тела и конечностей, закладываются технические азы умений и навыков скольжения, обработки неровностей, торможений и ускорений, совершения поворотов.
По завершению освоения спортсменами двухлетней технической программы начальной подготовки тренером определяется костяк группы для дальнейшей работы уже с прицелом на высшее спортивное мастерство.
Дальнейший пятилетний период технической подготовки должен быть посвящен постепенному повышению специальных скоростных качеств, т.е. постепенному повышению скорости прохождения трассы.
Из всего этого следует вывод, что работа по технической подготовке спортсмена должна быть в основном завершена к началу пубертатного, т.е. перестроечного периода в жизни ребенка. И это время нужно использовать с максимальной отдачей. А для этого, начиная с момента зачисления ребенка в спортивную школу и условно до 14 лет, нужна учитывающая все специфические особенности вида спорта, концепция специальной технической подготовки и на ее основе разработка программы с изложением конкретного материала по годам спортивной подготовки.
Концепция скоростной технической подготовки
Концепция (определенный способ понимания, основная точка зрения, ведущий замысел, руководящая идея) технической подготовки спортсмена диктуется как самим двигательным действием, так и условиями его выполнения.
В параллельных видах сноуборда основным двигательным действием спортсмена является его способность к выполнению поворота, т.е. техника - как средство для преодоления ворот на трассе. А условием для определения победителя является время прохождения трассы. И, чем выше у спортсмена способность к выполнению поворотов на более высокой скорости, тем меньше ему, чем его соперникам, придется затратить времени на прохождение всей трассы.
Поэтому руководящей идеей, пронизывающей весь путь спортсмена от новичка до мастера спорта международного класса и дальше, должна быть идея развития и совершенствования способностей спортсмена в выполнении поворотов на все более высокой, чем ранее, скорости.
В связи с этим нужно отметить, что эффективное управление тренировочным процессом связано с использованием различных моделей. Под моделью принято понимать образец (стандарт, эталон) того или иного объекта, процесса, явления. Таким эталоном, к которому должен стремиться спортсмен в параллельных видах сноуборда, должна стать скорость прохождения трассы лучшими сноубордистами мира.
А это значит, что фундаментом специальной технической подготовки в параллельных видах сноуборда должна быть концепция скоростной технической подготовки, за основу в которой необходимо взять показатели прохождения трассы ведущими сноубордистами мира на крупнейших международных соревнованиях.
В России трассы в параллельных видах сноуборда ставятся в соответствии с правилами соревнований по сноуборду, утвержденными Министерством спорта России. Правилами соревнований установлены стандартные показатели трассы: количество ворот, средняя крутизна трассы в градусах, перепад высот между стартом и финишем, горизонтальное расстояние между внутренними древками ворот, протяженность трассы по длине склона, а также и возрастные ограничения: юноши - 13–14 лет, юниоры – 15-19 лет, взрослые – 20 лет и старше. Особенностью при постановке трассы должен быть учет постановщиком того, что спортсмены имеют разную стойку на доске (гуфи или регуляр), а в соответствии с этим и трасса должна быть поставлена так, чтобы были соблюдены равные условия для ее прохождения обоими участниками.
Используя стандартные показатели трассы (длина трассы, перепад высот, количество ворот) и время прохождения трассы спортсменами, указываемые в официальных протоколах соревнований, размещаемых на сайтах международной лыжной федерации и федерации сноуборда России, можно для каждого участника соревнований вычислить два основных средних показателя: среднее время прохождения одиночных ворот и среднюю скорость прохождения трассы в целом.
Анализ протоколов международных и российских соревнований взрослых спортсменов выявил, что показатели среднего времени прохождения одних ворот трассы и средней скорости прохождения трассы победителями этих стартов являются в определенной степени постоянными и повторяющимися величинами, колеблющимися каждая в своих строго определенных пределах. С ростом тренированности и совершенствования техники спортсменов происходит постепенное увеличение скорости прохождения трассы за счет уменьшения времени, затрачиваемого на прохождение ворот. Поэтому оба этих показателя можно представить в качестве модельных, т.е. таких, к которым нужно стремиться.
И, если на этапе начальной подготовки к модельному показателю среднего времени совершения поворота можно приближаться постановкой спрямленной учебной трассы и постепенным уменьшением расстояния между воротами и сделать это в достаточно короткий промежуток времени, то показатель средней скорости прохождения трассы будет увеличиваться постепенно, соответственно росту мастерства.
Таблица параметров трасс Кубков мира, Европы, Чемпионатов мира и Олимпийских игр и показателей скорости и времени выполнения поворота
И международные и российские соревнования проводятся как на пологих (13-14 град.), так и на крутых (20-21 град.) склонах. Что существенным образом отражается на сложности ставящихся для участников соревнований трасс. На пологих склонах, для поддержания скорости, ставятся трассы с более спрямленной траекторией спуска. На крутых склонах ставятся трассы, имеющие в постановке ворот существенно большую поперечную составляющую. Однако на любой соревновательной трассе имеются как пологие, так и крутые участки, дело только в их протяженности.
Показатели параметров постепенно растущей средней скорости прохождения трассы и уменьшающегося среднего времени прохождения одиночных ворот, приближающегося к модельному значению, фиксируемые тренером на протяжении ряда лет, являются основными показателями, дающими представление об успешности многолетнего тренировочного процесса.
Внесение этих двух показателей в построение тренировочного процесса дает возможность на протяжении всего многолетнего периода подготовки спортсменов от новичка до мастера спорта международного класса иметь твердые ориентиры, опираясь на которые можно объективно, с цифрами на руках, анализировать его эффективность и своевременно вносить в него необходимые поправки.
Закрепление и совершенствование техники прохождения трассы в моделируемом временном диапазоне, осуществляемое на протяжении длительного периода времени, будет способствовать шлифовке единого ритма выполнения двигательных действий, как по их внешней форме, так и по их внутреннему содержанию. Этим объясняется, почему тренер в своей работе над скоростью должен обязательно учитывать время прохождения одиночного поворота с его ориентировкой на модельное значение, т.е. на показатель среднего времени прохождения одиночных ворот лидерами мировых первенств.
Если рассматривать двигательные действия спортсмена, совершаемые им в течение выполнения одиночного поворота, то все они должны совершаться в закономерной двигательной последовательности (упорядоченности), соответствующей строго определенному двигательному ритму, продиктованному отведенным на это промежутком времени. Т.е. при чередовании фаз разгрузки и загрузки внутри этих фаз элементы двигательных действий будут также вынужденно выполняться в соответствии с отведенным на их выполнение отрезком времени совершения поворотов. Эти же, отведенные для совершения поворотов, отрезки времени можно устанавливать только лишь установкой соответствующей им трассы, в которой должно быть учтено все. И крутизна склона, и расстояние между воротами, и уровень сложности трассы (рассчитывается отношением длины трассы к длине склона от старта до финиша) и, конечно же, уровень мастерства спортсменов.
И здесь, чтобы иметь полное представление о происходящем, уместно будет рассмотреть, что же происходит при совершении поворотов?
При совершении поворотов происходит чередование двух фаз двигательных действий: фазы разгрузки доски и фазы загрузки или ведения доски.
В фазе разгрузки происходят следующие двигательные действия, осуществляемые практически одновременно:
- отклонение тела от вертикали внутрь поворота,
- разгибание ног и туловища в поворот,
- расслабление мышц ног и туловища,
- перекантовка доски,
- частичный разворот доски к линии ската.
В фазе загрузки (ведения) происходят следующие двигательные действия, осуществляемые в процессе ведения дуги поворота:
- увеличение угла отклонения тела от вертикали,
- увеличение угла кантования доски,
- сгибание ног и туловища,
- разворот доски в процессе ведения поворота,
- усиление давления на внутренний кант доски в конце поворота до максимально необходимого значения с целью создания «резонансного эффекта» с использованием реактивных сил.
У спортсменов низших разрядов фазы разгрузки и загрузки по времени имеют практически одинаковое значение. И чем выше уровень мастерства, тем меньше времени спортсмен тратит на фазу разгрузки. У высококвалифицированных спортсменов, участников международных соревнований, фаза разгрузки осуществляется практически мгновенно, а все оставшееся для преодоления ворот время занимает фаза загрузки, т.е. ведения поворота.
Если рассматривать процесс формирования навыка совершения поворота как образование сложной системы двигательных действий, соответствующей определенным временным, пространственным, силовым и ритмическим характеристикам, то становится очевидно, что тренировочный процесс освоения, закрепления и совершенствования навыка техники поворота необходимо ориентировать на показатели совершения поворотов ведущими спортсменами мира, которыми являются временной и скоростной показатели.
И здесь самой важной из пяти характеристик техники, которую можно задавать соответствующей постановкой трассы, является среднее время выполнения одиночного поворота. Второй по счету значимой характеристикой является средняя скорость прохождения спортсменом трассы. Первая характеристика, т.е. среднее время выполнения одиночного поворота, в процессе освоения техники поворотов, должна иметь тенденцию постепенного приближения к модельной временной характеристике. А в процессе закрепления техники, и тем более ее совершенствования, должна иметь совершенно определенное модельное значение. Вторая характеристика, средняя скорость прохождения трассы, на протяжении всего процесса многолетней спортивной тренировки должна иметь тенденцию к постепенному и неуклонному увеличению. И если прирост скорости остановился на каком-то одном показателе, а тем более стал снижаться, то это уже сигнал к тому, что в тренировочном процессе «пошло что-то не так» и требуется выявлять ошибки и вносить коррективы.
Таким образом, весь многолетний тренировочный процесс можно разделить на две фазы:
- фаза освоения техники поворотов, характеризующаяся процессом постепенного подведения среднего времени выполнения одиночного поворота к модельному показателю (процесс уменьшения среднего времени выполнения одиночного поворота до модельного показателя) через постепенное повышение средней скорости прохождения трассы, и далее,
- фаза закрепления и совершенствования техники поворотов, характеризующаяся процессом повышения средней скорости прохождения трассы при сохранении достигнутого модельного показателя среднего времени прохождения одиночного поворота.
Обе фазы преследуют одну и ту же цель - постепенное увеличение средней скорости прохождения трассы. Только в первой фазе это происходит на фоне уменьшения среднего времени выполнения одиночного поворота до модельного значения, а во второй – при сохранении уже достигнутого модельного значения среднего времени выполнения одиночного поворота.
Методические рекомендации
На этапе начальной подготовки, после овладения начальной техникой совершения серий поворотов в свободных спусках, нужно переходить на учебные трассы, которые можно ставить «кисточками» на склоне подряд одну за другой. Несколько укороченных (6-8 ворот) учебных трасс (сколько позволит длина склона), чтобы проходить их в повторном режиме с промежуточным отдыхом для восстановления концентрации.
Принцип сохранения концентрации на протяжении всей тренировки должен оставаться незыблемым. Этим принципом тренер должен руководствоваться при определении индивидуального объема тренировочной нагрузки спортсменов, т.е. количества пройденных ими ворот: за одну тренировку, за неделю, за месяц.
Последовательность выбора склонов для учебных трасс на этапе начальной подготовки:
– трасса «змейка», количество ворот – 6-8 «кисточками», склон очень пологий;
– трасса «змейка», количество ворот – 6-8 «кисточками», склон пологий;
– трасса «змейка», количество ворот – 6-8 «кисточками», склон средней крутизны;
По мере освоения навыка выполнения поворотов, сопровождающегося постепенным приростом скорости прохождения трассы и уменьшением среднего времени выполнения одиночного поворота (в направлении к модельному значению), постепенно должно производиться и изменение параметров учебной трассы в сторону ее усложнения. Параметры учебной трассы: расстояние между воротами, закрытость трассы, количество ворот и соответственно ее длина, должны иметь тенденцию к постепенному увеличению.
Одновременно с этим надо понимать, что среднее время прохождения одиночных ворот это усредненная модельная величина, дающая общий ориентир в направленности тренировочного процесса и отражающая сугубо равномерную постановку трассы. Но соревновательная трасса равномерно никогда не ставится. На ней всегда присутствуют участки как соответствующие модельным значениям по среднему времени прохождения одиночных ворот и средней скорости прохождения трассы, так и с достаточно существенными отклонениями от них как в сторону их уменьшения, так и в сторону их увеличения. То есть происходит чередование участков трассы с более спрямленной траекторией, средней – модельной траекторией и с более закрытой траекторией. Эти участки трассы распределяются на склоне в соответствии с изменяющейся крутизной склона, на котором размещается учебная или соревновательная трасса. То есть на более пологих участках склона ставятся и более спрямленные участки трассы, преодолеваемые с несколько меньшим временем, чем модельное значение. На участках средней крутизны – постановка трассы, соответствующая модельной характеристике, а на более крутых участках – постановка трассы, соответствующая несколько большему времени по сравнению с модельным значением.
В соответствии с этим в тренировочном процессе нужно использовать и все три варианта постановки учебных трасс по отдельности.
На подходе к фазе закрепления и совершенствования техники параметры учебной трассы должны все ближе подходить к параметрам взрослой трассы, определенным Правилами соревнований, утвержденными Минспорта, но лишь при условии сохранения модельного показателя среднего времени выполнения поворота.
В фазе совершенствования техники параметры учебной трассы должны соответствовать параметрам трассы, определенным Правилами соревнований, утвержденными Минспорта.
В течение зимнего сезона в группах начальной подготовки, при трех разовом в неделю тренировочном процессе, тренировки лучше всего располагать в течение трех дней подряд с последующим четырехдневным отдыхом. С одной стороны такой трехдневный микроцикл даст хорошую возможность для освоения навыка, а с другой - позволит юным спортсменам хорошо восстановиться от тренировочной нагрузки и «проголодаться» к следующему трехдневному микроциклу тренировочных занятий.
Тренеру надо всегда помнить, что поставленная им трасса - это инструмент в его руках, с помощью которого он сможет мастерски отшлифовать «алмаз» и сделать из него «бриллиант». Или же загубить юное дарование несвоевременными, непомерными и не обоснованными заданиями и нагрузками.
Выводы
Тренировочная работа, построенная таким образом, даст возможность:
1. Сосредоточить усилия своих воспитанников по технической подготовке в выработке у них технического навыка не только по пространственным характеристикам движений тела спортсмена и его конечностей, но и по временным, а значит и по ритмовым характеристикам, которые можно наперед рассчитывать, задавать и контролировать их исполнение.
2. Постепенно, с самого начала работы на трассах, приближать ритм прохождения трассы юными спортсменами к ритму прохождения трассы ведущими спортсменами мира.
3. Контролировать прогресс тренировочного процесса с использованием фактических временных и скоростных данных прохождения трасс. Потому, что объективный контроль скорости прохождения трассы спортсменами возможно вести лишь при условии постановки трасс с сохранением именно только модельного ритма их прохождения (для разных групп спортсменов с разным уровнем мастерства будет и разная постановка трасс по расстоянию между воротами, степенью их закрытости и количеству ворот).
Модельный ритм прохождения трассы – это ритм, соответствующий модельному показателю среднего времени выполнения одиночного поворота ведущими спортсменами мира.
4. Многолетняя тренировка спортсмена, сконцентрированная на главном модельном параметре, которым является среднее время прохождения одиночных ворот, даст возможность вырабатывать очень устойчивый технический навык по отношению к всевозможным сбивающим факторам, возникающим в результате психического стресса, отрицательных возрастных изменений в растущем организме молодого спортсмена (изменяется рост спортсмена, с увеличением роста происходит уменьшение мышечной массы на единицу длины тела, а с ними происходит и частичное нарушение координации движений).
5. Индивидуально подходить к определению объема тренировочной нагрузки для каждого спортсмена на протяжении одного тренировочного занятия (по снижению скорости прохождения трассы и соответственному увеличению среднего времени прохождения ворот).
6. Управлять тренировочным процессом не интуитивно, не на глазок, а с использованием объективных фактических цифровых показателей.
Есть очень хороший наглядный пример из другого вида спорта, легкой атлетики. Дисциплина – спринтерский бег с барьерами. Методика подготовки юных барьеристов-спринтеров основана на том, что спортсмен международного класса пробегает спринтерскую барьерную дистанцию за строго определенное количество шагов, совершая их между барьерами в строго определенном порядке, определяемом их длиной. Под это определенное количество шагов на дистанции и определенную их длину выстраивается методика подготовки юных барьеристов.
Обучение детей начинается с того, что на строго определенном мерном расстоянии от места старта и между собой выставляются всего два барьера. Высота барьеров, расстояние между ними и местом старта должны соответствовать росту детей (есть соответствующие формулы для вычисления). Длина шагов от старта до первого барьера и между барьерами также строго определена и должна быть нанесена отметками (поперечными линиями) на дорожке. Все эти расчеты и разметка служат одному – выполнению шагов в строго определенном и единственно правильном ритме, способствующем в дальнейшем достижению высокого абсолютного спортивного результата. По мере физического роста самого спортсмена и повышения его физических кондиций, меняются и расчетные показатели количества барьеров, расстояния между ними, их высоты и соответственно длины шагов. Но основной принцип остается непреложным, это сохранение одного и того же, правильного ритма шагов при пробегании дистанции. Так продолжается до того момента пока спортсмен по своим физическим кондициям не сможет преодолевать всю стандартную дистанцию.
На соревнованиях для детей спринтерская дистанция начинается с 50 метров при высоте барьеров в 40 см и постепенно увеличивается до взрослого стандарта (к примеру, мужчины, длина дистанции 110м, высота барьера 106см).
Данная методика позволяет с самого начала обучения и на протяжении всего дальнейшего многолетнего тренировочного процесса, на основе одного и того же правильного ритма шагов, формировать и совершенствовать надежный технический навык беговых шагов, а постепенно и скорость преодоления дистанции.
Можно привести еще один показательный пример, но уже из области техники. Для работы двигателя внутреннего сгорания в каждый цилиндр, для воспламенения горючей смеси, искра должна подаваться в строго определенный момент. Мощность двигателя зависит от своевременности подачи искры по цилиндрам мотора. И от этого напрямую зависит, будет ли работать мотор на полную расчетную мощность или нет. И стоит ошибиться с подачей искры лишь в одном цилиндре – это сразу же будет ощутимо через падение мощности мотора. И в этом случае, каким бы прекрасным ни был сам мотор, то есть из каких бы отличных материалов он ни был изготовлен, как бы ни был он отлично собран, основную роль в производительности мотора будет играть своевременный ритм подачи искры во все цилиндры.
И наконец, сердечный ритм. Работа сердца только тогда может быть признана нормальной, а сердце здоровым, если все его сокращения соответствуют строго определенным цифровым показателям.
Рекомендуемые параметры учебных и соревновательных трасс
К – коэффициент закрытости трассы (отношение длины трассы к длине склона по линии ската от старта до финиша, в %). Длина трассы измеряется суммированием прямых расстояний между воротами от старта и до финиша.
РМВ (м) – расстояние между внутренними вешками (чарликами) ворот.
ВВП (сек) – среднее время выполнения поворота (отношение времени прохождения трассы к количеству ворот на трассе).
Скорость (м/сек) – средняя скорость на трассе (отношение длины трассы к времени ее прохождения).
Таблица параметров трасс Кубка мира, среднего времени прохождения одиночных ворот и средней скорости прохождения трасс параллельного слалома-гиганта в сезоне 2017 – 2018 гг.
Автор: Чеботаев Вячеслав Алексеевич, инструктор-методист
11 |
HappyNY
|
Хочу представить работу своего отца, которая выкристаллизовывалась на протяжении несколько лет. Несмотря на то, что предназначена она тренерам, работающим со сноубордистами выступающими в параллельных дисциплинах, думаю интересна она будет всем нам, поскольку пожалуй все сказанное актуально для подготовки горнолыжников в слаломе. Работа состоит из двух частей. Первой частью является статья "Теория спортивно-технической подготовки" ( Несколько слов об авторе. Мой папа с 1971 по начало 90-х работал тренером Таштагольской горнолыжной школы, подготовил мастеров спорта, кандидатов, великое количество перворазрядников, коим являюсь и я. Среди его воспитанников есть обладатель Кубка РСФСР. Потом, долгое время он был директором Таштагольской СДЮШОР. Несмотря на полнейший упадок, в который в 90-е пришли горнолыжные школы повсеместно в России, в Таштаголе это было время активного строительства. Была расширена и продлена вверх детская трасса на горе Холодной (ныне, с переездом школы на Туманную, заброшенная), построен на ней подъемник. Построен второй подъемник на Буланже. В начале нулевых он "открыл" гору Туманную, предложив построить там трассы и перенести туда подъемник с Буланже, что и было сделано. И кстати, само название Туманная, тогда еще безымянной горе, на которой уже рубили трассы, придумал тоже он. На Туманную сначала перенесли второй подъемник с действовавшей тогда еще Буланже, а потом построены еще два подъемника. В начале десятых годов он ушел с работы "на пенсию", но не усидел дома и вернулся к работе, теперь уже в школе сноуборда. В общем, как говорится: "Прошу любить и жаловать". Работа интересная и что самое главное, в ней есть новый подход к тренировкам, который надеюсь будет полезен и всем нам и Российскому спорту. |
Bitus
|
Должен признаться, что с этой работой я ознакомился до публикации на сайте. Сергей прислал мне ее для рецензирования и одобрения публикации на портале. Я с огромным интересом прочел обе части, и, конечно же согласился на публикацию. После этого я перечитал работу еще два раза. Не смотря на то, что работа написана о сноуборде, я нашел для себя массу полезно-прикладных вещей, мыслей глобально-философского порядка и чисто практических рекомендаций. Работа очевидно выстрадана и отшлифована , в ней нет поверхностных суждений, а есть сплав длительных раздумий и огромного практического опыта. Конечно, не все читается легко, работа требует концентрации при прочтении, порой- возвратов на абзац назад, но, поверьте, оно того стоит! Спасибо в первую очередь Вячеславу Алексеевичу и , конечно, Сергею за то, что опубликовал этот труд! |
maxwork
|
благодарю за такой объем полезной информации |