21.11.2024 /
После 300-дневного перерыва: надежды на возвращение Марко Шварца
21.11.2024 /
Эстер Ледецка перед трудным решением на Олимпийских играх 2026 года
20.11.2024 /
София Годжиа тренируется с Линдси Вонн: особенный момент в Колорадо
Зимне-весеннее путешествие на Glacier Express. Chur - Sankt-Moritz
Теги: Швейцария | Zermatt | Brig | Andermatt | Chur | Davos | Sankt-Moritz
23.11.2012
Часть II
Glacier Express (Ледниковый Экспресс) следует по маршруту Zermatt - Brig -Andermatt - Chur - Davos/ Sankt-Moritz по 291 мосту, через 91 тоннель Путь занимает 7,5-8 часов. Этот поезд называют "самым медленным экспрессом в мире".
Единовременно весь маршрут я не осилила. И время жалко, и тяжело это очень. Намного удобнее ездить отдельными участками. Особенно хорошо, когда эти участки лежат у тебя на пути следования. Так уж получилось, что отрезок Chur-Sankt-Moritz в этом году несколько раз лежал у меня на пути, и наблюдала я его в обоих направлениях и в разное время суток.
Поезд, и все, что с ним связано
Сам поезд и вагончики с огромными панорамными окнами и практически прозрачной крышей новые, никаких обшарпанностей. Места располагаются друг напротив друга по 2, между ними столик с откидывающимися крышками. Можно заказывать еду в местном ресторане. Обслуживание официантами. Обед из 3-х блюд бронируется заранее, но оплачивается на месте. Сама не ела, но исходя из меню и стандартного предложения – на любителя. Все хорошо, простенько, без изысков, но сытно.
Еще выдают книжку на шести языках, описывающую самые интересные места по маршруту, а также наушники, где более подробно рассказывают о проезжаемых достопримечательностях. Но не обольщайтесь, на русском языке ничего нет. В хорошую погоду надо обязательно иметь солнечные очки – чем выше в горы, тем ослепительнее и солнце, и снег.
Для туристов, путешествующих с багажом, как и в обычном поезде, в начале вагона предусмотрены полки для багажа, стойка для лыж и вешалки для одежды. Привычных полок и крючков в районе сидячих мест нет – все- таки это панорамный поезд и кругом окна. Главное – обзор.
И еще из деталей. Такой уж я человек, что не могу не указать на недостатки.
Вагоны вмещают 48 человек и часто бывают заполнены полностью. В вагоне постоянно царит некоторая суета. Половину пути происходит обслуживание официантами, и к суете примешиваются запахи еды (не сильно, потому что вентиляция хорошая), а после еды уставшие от сидения дети начинают перемещаться по проходу. Пассажиры, для которых спокойствие является принципиально важным условием, этот участок могут проехать и на обычных полупустых поездах. Скорость движения будет такая же, но придется сделать больше остановок.
Большую часть маршрута поезд проходит по одноколейной железной дороге. В условленных местах или на станциях существуют раздвоение путей. Там поезд останавливается, ожидая двигающийся в противоположном направлении состав для разъезда.
Сайт: http://www.glacierexpress.ch/
Коротко из истории
Маршрут Zermatt - Davos/ Sankt-Moritz изначально строился отдельными участками, в каждой горной долине своя железная дорога. Потом они были объединены в единую сеть посредством многочисленных мостов и тоннелей, построенных намного позднее.
1889 г. – открытие первой линии маршрута – Landquqrt-Klosters;
1891 год – открытие первой линии маршрута с другой стороны - Visp-Zermatt;
1926 год – открытие железнодорожного сообщения по маршруту Brig-St. Moritz;
1930 год – открытие железнодорожного сообщения между Brig и Visp и прохождение первого поезда по маршруту St. Moritz -Zermatt.
Присвоение поезду названия – Glacier Express.
Начало регулярного курсирования поезда в летние месяцы. В зимние месяцы поезд не осуществлял деятельность вследствие того, что перевалы Furka Pass и Oberalp Pass были заметены снегом;
1981 год – приостановление эксплуатации Glacier Express в связи с закрытием движения через Furka Pass;
1982 год – открытие Furka Base Tunnel, соединяющего Oberwald и Realp. Начало регулярного круглогодичного курсирования поезда по ныне существующему маршруту;
1993 – начало эксплуатации первого панорамного поезда;
2006 г. – обновление парка поездов, новые панорамные вагоны с прозрачной крышей для лучшего обзора, климат-контролем.
Теперь собственно о маршруте
Участок Chur - St. Moritz
Участок пути GLACIER EXPRESS от Chur до St. Moritz, конечно, не такой захватывающий, как Chur-Brig, но от этого не становится менее интересным. Здесь экспресс проходит через Ретийские Альпы – самую высокую часть Восточных Альп - по территории несколько изолированных горных массивов, отделенных друг от друга глубокими речными долинами и перевалами, через которые проходят искусственные транспортные связки.
GLACIER EXPRESS проходит исключительно по территории кантона Граубюнден. До середины 19 века это был самый слаборазвитый и отрезанный от мира кантон. Но благоприятный климат, красивейшая природа обусловили развитие туризма, и, как следствие, транспортной системы. Теперь этот кантон, известный своими курортами на весь мир, стал центром притяжения туристов. Данный панорамный маршрут – тоже одна из составляющих привлечения туристов (разумеется, основа – естественная красота природных ландшафтов).
Ехать интересно именно в направлении Chur - St. Moritz. Когда стартуешь из малоизвестного небольшого городка типа Chur, который, хоть и является одним из старейших городов Швейцарии, но это обычный равнинный населенный пункт, и едешь в горы, вверх, навстречу одному из самых фешенебельных курортов мира, к тому же поднимаешься на высоту, приближаясь к региону красивейших трех-, четырех тысячников, то находишься совсем в другом настроении – ожидании неизвестного, сказки, красоты. А если едешь в обратном направлении – то это ближе к возврату в обыденную жизнь из сказки. И восприятие совсем другое.
Еще одно отличие от Кур – Бриг – более плавный набор высоты, а так же то, что поезд в эту довольно теплую весну преодолевает большую часть пути по прекрасным равнинным чисто весенним пейзажам, и ныряет в снежные просторы только на завершающем отрезке.
Сам маршрут Chur - St. Moritz
Начало такое же, как у маршрута Chur-Brig. По тому же Гранд Каньону Швейцарии поезд не спеша отправляется в свое двухчасовое путешествие.
Эту часть маршрута можно помимо самого Glacier Express наблюдать либо за 5 франков к оплате проезда в панорамном вагоне обычного поезда, либо в обычном вагоне, прицепленном к Glacier Express, либо в обычном вагоне обычного поезда.
Все те же домики и церквушки. Маршрут начинает отличаться от после станции Райхенау. Основным отличием является более высокая скорость поезда, с более медленным и плавным набором высоты.
Фотографировать сложно – то мешают верхушки деревьев, то скорость поезда, то солнце, а так же присутствующая постоянная дымка.
Поезд в сторону St. Moritz продолжает следовать по ущелью. Скалы буквально нависают над ним. Поезд петляет по склонам то одного, то другого холма. Где-то внизу, на дне ущелья, бежит речушка Albula, через которую перекинуты каменные мосты-виадуки.
В середине пути проезжаем через самый знаменитый – шестиарочный виадук Landwasser, построенный в 1902 году.
Порой поезд проходит на уровне вековых деревьев, ютящихся на склонах ущелья. Периодически он заныривает в тоннель, чтобы на выходе открыть новую панораму, или начинает петлять по склону холма, набирая значительную высоту. Например, между двумя недалеко расположенными деревушками Preda и Bergun поезд вынужден набрать 500 м высоты, и очень интересно наблюдать пути, проходящие рядами по холму среди многочисленных елей.
Остановки не часто. В основном постепенно меняющийся пейзаж. Здесь самая дикая, нетронутая природа и маленькие деревушки. На станциях начинают встречаться до сих пор используемые сторожевые башни.
Горы, прорезанные многочисленными лавинными желобами, подступают уже к поезду, постепенно подступает и граница снежного покрова. Местами пробивается ручеек, каменные мосты то и дело пересекают ущелье. Окружающий пейзаж постепенно меняется, даже цвет сосен и то претерпевает трансформацию от ярко зеленого на равнине, до темно-зеленого, слегка сероватого наверху.
Удивительные перемены начинаются недалеко от границ региона Engadin, где и находится конечная станция пути - St. Moritz. Среди прекрасных природных ландшафтов поезд ныряет в один из самых высокогорных в мире тоннелей – Albula (1820м), преодолевает вершины, отделяющие Engadin от центрального Graubunden, а попадает уже совсем в другой мир, выныривая из тоннеля.
Немецкий колорит здесь постепенно отступает, уступая место более веселой итальянской архитектуре с домами с расписными стенами. Это уже курортная атмосфера. Небольшие очаровательные городки являются прелюдией к St. Moritz.
Небольшой Bever, транспортный узел Samedan, альпийская деревушка Celerina, где подъемники и трассы спускаются прямо к железнодорожной станции, а архитектура и уклад напоминает типичный для обычного горнолыжного курорта, все это уже означает возврат в цивилизацию. Окончание пути на одном из самых известных мировых курортов наступает как-то внезапно. Неожиданно поезд выныривает из-за поворота, и, немного проехав, останавливается в непонятном месте. И путешественники даже не сразу осознают, что над ними возвышается город, пора выходить, они в раю, путешествие в сказку законченно. Поезд приехал в ”Top of the world”.
St. Moritz - бальнеологический и горноклиматический курорт, центр зимнего спорта в Швейцарии, расположенный в ее юго-восточной части на берегу живописного озера St. Moritz, конечная точка нашего путешествия и маршрута Glacier Express.
По итогам поездки
Не думаю, что Ледниковый Экспресс – это лучшее средство для просмотра этого участка.
Поскольку это начальная или конечная точка маршрута, поезд здесь проходит или утром, или ближе к вечеру. Это неудобно особенно зимой, когда рано темнеет. Намного лучше осматривать этот маршрут в дневное время, при гарантированном солнечном свете.
Отдельно сравнивать участки маршрута невозможно. Каждый очарователен по своему. Участок Brig-Chur впечатляет своим перемещением весна-зима-весна. А участок Chur – St. Moritz – своей дикой первозданной природой.
Автор: Jjjulia
Курорты:
17 |