13.11.2024 /
Лоик Мейяр перед стресс-тестом: в Леви запланировано возвращение в слалом
13.11.2024 /
Несмотря на сопротивление: FIS рассчитывает на проведение параллельных командных соревнований на чемпионате мира по горным лыжам 2025 года
13.11.2024 /
Валерия Меркурьева взяла серебро на Sagalassos SkyRace в Турции
13.11.2024 /
Егор Сорин: «Коростелев и Фалеева были фаворитами спринтерских забегов еще до старта. Они подтвердили статус»
SKIGU.RU:Гардениссима 2024. Самый длинный в мире гигант
SKIGU.RU:Видео с тренировок
SKIGU.RU:Хиршер
Трансарктическая кайт-экспедиция
Теги: кайт | кайтинг | kite | путешествия
25.10.2015
Часть I. Краткий технический отчет первого этапа. Мезень - Воркута
В апреле 2015 года завершился первый этап Первой Трансарктической Кайт-экспедиции.
Участники:
Корабельников Кирилл
Котлярова Евгения
Смуров Дмитрий
Трефилов Дмитрий
Было пройдено около 1000 км по генеральному курсу от поселка Сёмжа, Архангельская обл. до г. Воркута. Общая длительность экспедиции - 22 дня, из них ходовых - 20.
Вот здесь нанесены ночевки на маршруте.
В этой таблице - динамика прохождения, координаты ночевок, погода, пройденные расстояния и прочие данные по каждому дню.
В конце заметки – обзор снаряжения.
Основные выводы
1. Длительные кайт-экспедиции в высоких широтах возможны, организация, тактика и материальная часть понятны и не представляют серьезных проблем.
2. Средняя скорость передвижения экспедиции по тундре - 70 км в день. При этом скорость в дни, когда дует от 2,5 до 10 м/с и нет препятствий для кайтинга, скорость должна быть больше 100 км в день.
3. Матчасть должна быть изготовлена до зимнего кайт-сезона и проверена в тундровых условиях перед стартом экспедиции.
Выбор маршрута
Разные команды успешно прошли многочисленные локальные кайт-походы на западе, по озёрам Карелии и тундрам Кольского, и на востоке, между Воркутой и Лабытнангами и на Ямале. Очень логично было соединить эти районы красивым тундровым маршрутом. Начало и конец определяла транспортная доступность Мезени и Воркуты. Идея витала в воздухе. Не удивительно, что сразу две команды – наша и Димы Ботова – вышли одновременно по одному маршруту.
Идеология движения
Идем, пока возможно. На ночевку останавливаемся при безветрии либо в логичном укрытии от ветра – каньоне, полосе леса, под наддвом и т.д. К хижинам не привязываемся, пещер не роем, стенок не строим, костров не жжём. Для обогрева пользуемся газом внутри палатки. Поскольку палатка одна, теряться было нельзя. Для экономии батарей, рации были выключены. Взаимодействовали двойками. В двойке есть лидер и ведомый. Если напарник пропадал из зоны видимости, оба включали рации и договаривались о встрече. Коммуникацию между двойками осуществляли лидеры. Тут очень важна самодисциплина. К чести команды, все попытки потеряться были сразу пресечены.<.p>
Собственно, путешествий получилось «два в одном» - Мезень - Нарьян-Мара - 486 км по генеральному курсу за 13,5 дней и Нарьян-Мар – Воркута – 455 км за 6 дней.<.p>
В первом мы боролись с безветрием, бесснежием, лесами, каньонами и санями, которые постоянно ломались. Во втором – получили то, за чем приехали – преодоление пространства.>
Сначала – о трудностях.
1. Безветрие
Потеряли всего около 4,5 полных дня, из которых 3 – в перовй части, 1,5 - во второй. Первые 2 дня, у Сёмжи, не дуло вообще, а в это же время в 50 км севернее наши коллеги, команда Димы Ботова, которая забросилась на снегоходах в Несь, прошли около 100 км.
2. Поломки саней
Первыми начали ломаться стойки Диминых саней из раскладушки.
Они ломались постепенно и неотвратимо.
Примерно раз в 3 дня мы укрепляли какую-то часть стоек, подбирая подходящей кривизны березовую ветку, благо в тундре все березы кривые. Древо крепили к стойкам запасными кайтовыми стропами.
К Нарьян-Мару сани держались исключительно на березе и походили уже на ненецкие нарты.
Выяснилось, что нельзя крепить передние стойки саней к лыжам нескврзными саморезами. Лыжа у носка тонкая и не рассчитана на нагрузку в этом месте. При ударе о заструг или падении место переднего крепления расслаивается, а саморезы вырываются. Так расслоилось 3 лыжи. Одну, поврежденную через 3 км после села Вижас, укрепили брусом. За ним пришлось возвращаться в село. Брус сквозными саморезами привинтили к лыже, а на него уже установили стаканы с пятками. Для ремонта двух других лыж пришлось крепить стаканы передних стоек сквозными винтами со стороны скользячки. Потайные головы выпиливали из обычных шестигранных лазермановскими напильниками. Чтобы лыжи дальше не расслаивалась, носки их её были жестко скреплены с верхом передних стоек раскосами из березы.
Ремонт
Мои сани из алюминиевого профиля были рассчитаны в основном на продольные нагрузки. При резком повороте в тяжелом мокром снегу все три стойки с одной стороны погнулись. Разогнув, их тоже пришлось укрепить березовыми ветками.
Сани цеплялись к участникам на полужесткой сцепке из металлопластиковых водопроводных труб, внутри которых проходила веревка. У Димы Трефилова и Жени веревки эти постоянно перетирались, а прочные были только у меня и Смурова. Понятно, что все поломки происходят в движении, когда есть ветер. И на ремонт тратится драгоценное время. По моим подсчетам, на ремонт мы затратили 3 полных ходовых дня.
3. Бесснежие
В первой половине марта на европейском севере везде дули сильные западные ветры и снег сдуло с возвышенностей и восточных берегов рек. На западных же образовались снежные карнизы. А во второй половине стояла оттепель и оставшийся снег растаял. На хребтике, продолжением которого является полуостров Канин, мы попали в настоящий лабиринт снежных дорожек в голой бугристой тундре.
4. Участки леса и каньоны рек
До Нарьян-Мара каждая уважающая себя река либо вырастила лес по своим берегам, либо проточила каньон, а часто сделала и то и другое. Причем безлесные каньоны были бы вполне преодолимы без саней.
Оголенность восточных берегов рек сильно затрудняла выход из каньонов. При преодолении р. Индиги даже пришлось переносить сани на руках и вручную катить по крутым, но снежным склонам.
Невозможность спрыгнуть с карниза и оголенность противоположного берега заставляли каждый раз парковаться, складываться, пешедралить.
Кайты
У меня и Димы Смурова – Elf Joker4 11 и 15, Paraavis Ion 5 и ручечники 3. Последние даже не доставали.
У Димы Трефилова - Elf Joker4 11 и 16, Aeros 7 и 4.
У Жени Котляровой – Aeros 15, 11, 7, 4.
Лыжи
У всех широкие фрирайдовые жесткие твинтипы длиной около 2 м с креплениями либо адаптерами для ски-тура.
Сани
На горных лыжах и трех п-образных стойках с базой и расстоянием между крайними стойками около 900 мм, развалом 3 градуса внутрь и схождением 15 мм/м. Клиренс 300 мм. Продольных элементов – по 2.Реализация была разной. У меня стойки были собраны из алюминиевого профиля 20х40х2. Соединены стальными косынками на болтах. Крепились к лыжам алюминиевыми уголками 50х20х1,5, по 2 на каждое крепление. Продольные – из того же материала, крепились на болтах У остальных стойки были сделаны из гнутой алюминиевой трубы. Крепились к установленным на лыжах стаканам с пятками. Только у Димы Смурова стойки были выполнены из раскладушки, а у Димы Трефидлва и Жени – из трубы 26х3. К лыжам конструкция крепилась несквозными саморезами.
Навигация
У всех – GPS-приемники, закрепленные снаружи на руке. У меня и у Димы Смурова – с выносным питанием, которое лежало в теплом кармане.
Питание
Из расчета 800 гр. на человека в день. Чуть меньше половины - сладкое, включая знергетические батончики. Для питья днем – 1 термос 1,5 л на всех и по 1 л разведенного сухого энергетического напитка у каждого. Практика показала, что достаточно будет и 700 гр. на человека в день. При этом нужно увеличить долю мяса и сала за счет сладкого.
Горелки
Jetboil на 1,5 литра и Primus газовый с котелком на 3 л. Газ из расчета 1 баллон 450 г в день на команду. Еду готовили в палатке.
Связь
Для внутренней связи в группе имелось 4 рации гражданского диапазона, которые включались только в случае необходимости.
Безопасность обеспечивалась наличием двух спутниковых трекеров с SOS-кнопкой.
Палатка Arctic Fox от RedFox.
Автор: Кирилл Корабельников
34 |