21.11.2024 /
После 300-дневного перерыва: надежды на возвращение Марко Шварца
21.11.2024 /
Эстер Ледецка перед трудным решением на Олимпийских играх 2026 года
20.11.2024 /
София Годжиа тренируется с Линдси Вонн: особенный момент в Колорадо
К долине Морьен. Попытка номер два - Валь-Сени
Теги: Валь Сени | Val Cenis | Франция
25.01.2018
Не тянет нас что-то в последнее время в большие зоны катания.
Может, из-за того, что самое привлекательное в них — это «ски-сафари», а при наличии в семье маленького ребенка катание в таком формате невозможно.
Может, не хочется лишней «движухи» и суеты.
А может, все гораздо проще и причина чисто экономическая?
Не знаю.
Но в нынешнем сезоне мы опять решили, что «Маленькая Франция» — наше все, и вернулись в долину Морьен, знакомство с которой мы начали в прошлом году. В этот раз мы решили плотнее изучить ее верхнюю часть, Haute-Maurienne, и обосновались в поселке Ланслебург-Мон-Сени,
Ланслебург
входящем в зону катания Валь-Сени-Вануаз.
(да, на первую неделю у нас был запланирован маленький поселок в не совсем маленькой зоне Серр-Шевалье, но это исключительно благодаря полученному летом очень «вкусному» предложению от «Пьер Ваканса». Однако в силу некоторых приключений туда мы попали всего на три дня…)
Валь-Сени — место с давней историей. Еще в 218 г. до н. э. именно через массив Мон-Сени переходил Ганнибал со своими боевыми слонами. Кстати, в Терминьоне, прямо возле дороги, стоит посвященный этому событию забавный памятник, сфотографировать который мы, к сожалению, так и не удосужились. С XII века перевал Мон-Сени стал основным путем перехода в Италию. А в 1805 г. Наполеон построил дорогу, соединяющую Сузу (Италия) и Валь Сени. Теперь это национальная автотрасса № 1006.
Именно на эту дорогу, которая в зимнее время превращается в длинную и пологую «зеленую» трассу Escargot (Улитка) и выходили окна нашего апарта в резиденции Les Valmonts De Val Cenis сети Lagrange.
Как известно, основная статья расходов в горнолыжных поездках — это катание, то есть ски-пассы. Основная и единственная, которую нельзя исключить, и сэкономить на ней тоже почти никак! (ну, если речь именно о горнолыжной поездке). Огромный плюс всех этих небольших курортов как раз и заключается в том, что цены на скипассы здесь гораздо более гуманные. Хотя, насчет «небольших»… это смотря с чем сравнивать. Ведь наша «домашняя» зона Val Cenis Vanoise (Lanslebourg + Lansevillard + Termignon) — это уже 125 км «не снимая лыж», а еще здесь существует такое явление, как скипасс «ESki-Mo», который позволяет кататься также в Aussois, La Norma, Valfréjus и Bonneval Sur Arc (а это уже 300 км в сумме), да еще и пользоваться бесплатным скибусом между ними.
(Забегая вперед скажу, что даже при наличии машины из «домашней» зоны мы так ни разу и не выбрались. Оссуа, Норма, Валь-Фрежюс как-то не привлекли схемами трасс, а в Бонваль побоялись ехать по лавинной обстановке — об этом немного дальше.)
Всякий раз после посещения очередного района катания пытаюсь подумать на тему: а кому бы здесь было интересно? Вспоминая разнообразное катание, которое подарил этот курорт, думаю, что всем! Разнообразная публика, встреченная на склонах — от огромного количества детских групп и вояк «Иностранного легиона», делающих первые лыжные шаги, до совершенно безбашенных любителей сходить «за веревочку» (спасибо, что признали «родственную душу», подождали и показали) — послужила лишним тому доказательством…
Бесплатные медленные бугеля во всех поселках и длинная, пологая трасса «Улитка», разогнаться на которой (без приложения усилий) невозможно в принципе — для начинающих. Ну и школа ESF, естественно, куда же без нее…
Цыпленок Piou-Piou - "символ" самой младшей группы школы ESF
Дружелюбные «синие» и на удивление роскошно подготовленные интересные «красные» — для продолжающих всех уровней. Для некатающихся — большое количество прогулочных маршрутов (из нашего поселка группы на снегоступах отправлялись в «бродилки» каждый день), в том числе в окрестностях красивейшего озера Мон-Сени. Там же — «Area de Ski Nordique», то есть трассы для беголыжников, и еще одна «фишка» района — питомник ездовых собак, где можно покататься и даже поучиться управлять собачьей упряжкой. Кстати, в середине января Валь-Сени принимает этап «La Grande Odyssee» — гонок на собачьих упряжках — из чего, естественно, делается Праздник и Развлекуха. К сожалению, это событие случилось как раз в день нашего отъезда — так что поприсутствовать не смогли — но вся подготовка прошла на наших глазах…
…В Ланслебург мы въехали под проливным дождем. Позитивным было только то, что, по сравнению с прошлым годом, склоны все-таки были хоть немного покрыты снегом. Да и температура позволяла предположить, что наверху все-таки не льет, а сыплет. Пока оформлялись, пока селились — дождь сменился снегом… уже интереснее. Ага, интереснее некуда. В итоге, погожих дней нам досталось ровно полтора. И то с сильным ветром. Всю неделю над канатной дорогой гордо трепыхался клетчатый флажок (лавинная опасность 3–4, из них видимая невооруженным глазом твердая «четверка» два дня как минимум) и четыре дня из шести все верхние канатки были закрыты. Впрочем, нам и без них хватило…
График катания составляли, исходя из режима дня Младшего Лыжника — утром катается папа, а мама, хорошенько покопавшись в памяти и выудив из дальних ее углов остатки теоретических основ когда-то полученного высшего образования, проводит тренировки и прочие активности на склоне. Потом обед, потом мама идет кататься, а папа обеспечивает спящему в коляске ребенку тихий час на свежем воздухе. Естественно, в одиночку катались по трассам или совсем рядом с ними, хотя, благодаря упомянутым выше любителям, досталось и кое-что «повкуснее» — в этом случае пользовались усовершенствованным (в смысле, по рации) вариантом «сванской страховки»: «Я там-то и там-то, пошел туда-то в таком-то направлении» — «Иди, я тебя слышу!» — «Спуск закончил, все ОК» — «Отбой!».
Первый день порадовал восходом.
Пожалуй, это было единственное, чем он порадовал, так как уже часам к одиннадцати поднялся ветер и все затянуло туманом. Тем не менее, удалось-таки подняться на высшую точку курорта — 2800 м. Кстати, уже по приезду домой узнала, что с той точки, оказывается, открывается замечательный вид на озеро, но в тот день про красивые виды как-то совсем не думалось — думалось исключительно о том, как бы случайно куда-нибудь без видимости не уехать. Тем не менее, были обкатаны совершенно замечательная «черная» M.Jacot Met и все (открытые) «красные» в окрестностях, кое-что — и по нескольку раз. Но знакомство с тем «углом» закончилось, не успев толком начаться — уже на следующий день канатку закрыли «до лучших времен»…
По той же самой причине не удалось побывать в «дальнем правом» и «дальнем левом» «углах» курорта — в первом случае была закрыта канатка, во втором — «возвратный» траверс.
В последующие дни погода была стабильно… не очень хорошей (записи в моем ФБ того периода: «Сыплет. Дует. Стреляют. Грохочет.». Или вот еще, коротко и лаконично: «День Летающих Собак»). На третий день случилось очень интересное катание: шесть спусков по одной и той же трассе в течение полутора часов, из них пять — по совершенно разному состоянию снега — от относительно мягкого «вельвета», к раскисшей каше, до гремящего льда — и обратно к каше. Исходя из полученных когда-то начальных знаний по основам лавинной безопасности поняли, что после таких перепадов соваться во всякие более-менее серьезные внетрассовые дела — себе дороже встанет, и вопрос поездки в Бонваль отпал сам собой…
Поэтому искали что-то не сильно серьезное в ближайших окрестностях. И даже находили.
Но не может же погода не порадовать, хотя бы под конец? Нет, запросто может, конечно, но над нами она все-таки сжалилась. Вторая половина предпоследнего дня и весь завершающий порадовали солнцем и отменной видимостью, в связи с чем удалось посмотреть на окрестности.
Вид на долину с канатной дороги
Ланслебург, сверху
и раскатать кое-что очень мягкое, пушистое и почти нетронутое.
Как же без селфи, в такой-то денек?
Селфи!
А в завершающий день у нас случилось Событие: наш Младший Лыжник покорил первую в своей жизни трассу!
Ну и что, что «зеленую» (вот ту самую «Улитку») и со страховкой — ехал-то он сам!
Честно проехав около трех километров, Максим устал и завершил спуск в «кенгурушке» на папе. Еще одно захватывающее (для ребенка, конечно) приключение — подъем на канатке!
Проблем не возникло, и так замедляющуюся «креселку» замедлили еще больше, весь наличный персонал вышел из своей «будочки», чтобы оказать всяческую помощь и содействие… Да, папе, правда, пришлось сбегать в кассу за карточкой ски-пасса. Дети, естественно, поднимаются бесплатно, но, как нам объяснила сотрудница канатки, «раз он на лыжах — карточка должна быть», это как-то связано с вопросами страховки.
…Уложив уставшего Лыжника спать, я взяла фотоаппарат и отправилась напоследок поснимать хоть что-нибудь. И тут фортуна сделала мне роскошный подарок в виде работающего бугеля «Mont Cenis» (всю неделю он был закрыт), ведущего на холмик, с которого можно уехать к озеру! «Уехать», правда, в силу нескольких причин не получилось, но, воткнув лыжи в снег у верхней станции, совершила часовую пешеходную прогулку (скитурные ботинки — великая вещь! Еще бы креплениями обзавестись, ох, как же я завидовала скитурщикам, пока топала «вон на тот бугорок»), и была сполна вознаграждена за все преодоленные трудности.
Озеро Мон-Сени
Еще раз озеро
Вот только селфи на фоне озера не получилось — фотоаппарат сдувало и с рюкзака, и с камня, да и на склоне он стоял не очень охотно.
Это ветер такой!
А доставать телефон (расстегиваться) при такой температуре не хотелось совершенно…
Этим нереально ярким, солнечным днем и закончилась наша неделя в Валь-Сени. Вполне возможно, что в следующем году мы опять сюда вернемся…
Автор: Карина Ремезова
Курорты:
31 |