18.10.2024 /
Первенство России в Перми: итоги второго дня
17.10.2024 /
Мануэль Феллер о Марселе Хиршере: «Он все еще способен побеждать»
17.10.2024 /
Зеленый свет старту Кубка мира на трассе ледника Реттенбах в Зельдене.
17.10.2024 /
Назван состав сборной Австрии на Открытии Кубка мира по горнолыжному спорту в Зельдене
17.10.2024 /
Календарь Кубка мира по биатлону сезона-2024/25
SKIGU.RU:Равновесие и неравновесие в г/л повороте
SKIGU.RU:Шорты-самосбросы Schoeffel размер L
SKIGU.RU:Спусковой комбинезон Schoeffel RACE SUIT р.L
Тонкие струны Байкала, или 400 км на коньках
Теги: Байкал
03.12.2012
Часть I. Бугульдейка-Ольтрек
Всё началось с мечты. Мечты увидеть чистейший лёд Байкала, прикоснуться к святыне Сибири, почувствовать мощь Озера и впитать его красоту. Хотя, кроме таких высокоморальных мыслей, не покидала идея просто погонять на коньках по здоровенному катку и поснимать Байкальские ледяные красоты. Путь длиною в 400 км на коньках был пройден нами меньше, чем за 2 недели и поместился в эти строчки. Сегодня я расскажу про большое зимнее путешествие: про чистейший лёд Байкала, про старых друзей и новых добрых знакомых, про закаты-рассветы и хмурое небо, добрых и злых духов Ольхона.
Мечты мечтами, но намного приятнее, когда они осуществляются. Два года назад ещё родилась эта идея – покорить Байкал. Первые мысли были, конечно, слегка сумасшедшими: пройти вокруг Байкала или хотя бы от Юга до Севера. Потом выяснилось, что лёд редко бывает чистым на Юге и Севере и там можно просто закопаться в снегу – и сойти с маршрута. Поэтому стал вырисовываться более реалистичный вариант: Ольхон, Бугульдейка, Листвянка… Стал искать себе команду. Выяснилось, что люди слегка меня не понимают в коньковом вопросе. Иногда даже чувствуешь себя слегка сдвинутым, когда на тебя таращатся с круглыми глазами с фразами типа: «На коньках?! Да ты там сдохнешь в первый же час – это ж тяжело…», «Вас там ветер так сдует, что долетите до Баргузинского хребта…», «Лететь в Иркутск как в Европу стоит». Мои успокоительные фразы в ответ для этих почемучек были простыми: «Да есть специальные коньки! И билеты дешевые найдём», «Там же зимовья есть везде и турбазы – спрячемся, как Сарма подует». Успокоительные фразы не подействовали – и ребята пошли кто куда: кто в Хибины, кто в Саяны, традиционно на лыжах. Думаю, тогда мне просто не хватило энергии заразить энтузиазмом своих друзей: сдавал диплом физтеха в тот год, была какая-то тревога за будущее и неопределенность.
Один я, конечно, не пошёл – мечта варилась в голове ещё лишний год. Но зато она там так истомилась, что в этот год точно решил: иду! Начал писать знакомым и незнакомым людям с Иркутска, которые могли бы помочь в составлении адекватного маршрута и помочь в организации перевозок. Сначала всю голову себе сломал, как оптимально составить маршрут, чтобы нигде не застрять, и много успеть посмотреть. Мнения людей были самые разные. Кто-то предлагал брать за основу 25 км в день, кто-то 50. Лёд Байкала всегда меняется: выпадет снег, образуется трещина или на поле торосов найдём – и пиши-пропало даже 10 км в день пройти. Полноценных отчётов о коньковых экспедициях я не нашёл, да и бессмысленны они при таком раскладе. Выбрал за основу 25-35 км и Бугульдейку за отправную точку. Думал: хотя бы до Малого Моря дотащимся – а там и уехать можно если что. Ну и срок выбрал соответствующий: 2 недели, ходовых из них 12 дней. Почему-то тогда даже цифра 120 км на коньках казалась мне оптимистичной. И слегка усмехался над своим маршрутом. Зато в конце путешествия всё удивлялся, что мой накаляканный дома маршрут так хорошо совпал с тем, что мы потом одолели. А вот и то, что мы покорили:
При подготовке к экспедиции очень помог форум сайта angara.net. Люди туда заходят спортивные и отзывчивые, можно найти и попутчиков, и машину на заброску. Большой ошибкой было позвонить в автобусную диспетчерскую Иркутска. Унылый раздраженный голос тётки-редиски из справочной повествовал мне о том что «ничего не ходит туда, и даже больше не спрашивай». Впрочем, выяснилось, что автобусы ходят, и даже есть выбор куда сесть, просто они друг с другом «не дружат». Поэтому если хотите сэкономить – езжайте на маршрутке: зимой это всего 400 рублей до МРС, звонить можно по этому поводу Татьяне из Хужира (она там гостиницу сдаёт). Телефоны если кому надо - дам по почте. Другие полезные источники можете посмотреть в конце этого рассказика.
А мы заказали машину до Бугульдейки: нас 5 человек, с большими рюкзаками – что мы будем людям мешать в маршрутке ездить. Сторговались до 4 тысяч с водителем, это считается нормальной ценой – выше только для москвичей. А когда нам удалось купить билеты на самолёт за 11 тысяч – радости просто не было предела. Снаряжение искали тоже, что называется «всем миром»: коньки частично взяли у знакомых, которые уже ходили на Байкал. http://www.marshruty.ru/Travels/Travel.aspx?TravelID=8bb862e7-4328-45d5-bd98-fcf5ba1032f4
Кстати, именно их отчёт и фотографии когда-то натолкнули меня на мысль о путешествии на коньках по Байкалу. Их коньки пришлось переделывать: ставить крепления от сноуборда (лямочки и застёжки). А 2 пары коньков у нас были совершенно необыкновенные: Саша привёз из Норвегии специальные походные коньки! Лёгкие, с удобными лямками – загляденье! Но и стоили они соответствующе… Защиту и крепления от сноуборда дал Никита, а ещё было много людей, которые помогали спальниками (мы брали 2 штуки на человека либо очень тёплые), креплениями и прочими тряпками-железяками-пластмассками. А ещё для конькового похода взяли лыжные советские палки, предварительно их заточив.
Информацию по Байкальским местам красот можно найти, например, тут: www.nature.baikal.ru
А карту для жпс тут: www.baikalnavi.org
Ледовую обстановку мы мониторили чуть ли не каждый день: www.geol.irk.ru/dzz/bpt/ice/ice201203.htm
Сейчас, например, видно, что снегом всё напрочь занесло. Байкал готовится к весне.
Перед походом провели пару тренировок. Не сказать, что мы фигуристы или какие-то матёрые конькобежцы. Некоторые из нас на коньках-то стояли всего пару раз. Так что мы держались на этих тренировках на одном лишь энтузиазме поехать на Байкал. Впрочем, энтузиазм тогда не обеспечил нам защиту от удачных падений и синяков. Одна из тренировок была в Шатуре – там я наивно хотел испытать коньки на реальном озере, но снега в этом году намело у нас будь здоров. Получилось потренироваться только на катке. Там же было решено взять с собой санки для волочения рюкзаков. Такие специальные походные саночки, пластиковые. К слову, на одном из московских катков меня позорно выгнали с норвежскими коньками. Видимо, за превышение. А разогнаться на них можно до 25 км/ч парой ударов копыт. Сами по gps потом проверяли на Байкале. Впрочем, результат тренировок нас не испугал, разве что добавил в список нашего снаряжения кошки (что оказалось потом полным абсурдом). А ещё мне пришла в голову прекрасная и крайне разумная идея взять ледоруб и буры для крепления палатки на льду. Впрочем, буры и ледоруб были очень рады побывать на Байкале, но из рюкзака вылазить так и не захотели.
Итак, день отъезда. Стандартная картина, чего там таить: ядерный взрыв разметал наши жалкие тряпки по всей комнате, остаётся пара часов, чтобы собрать всё в одну кучу в рюкзаке. Утрамбовка в самом жестоком виде так и не помогла: рюкзак был гигантским. Сказалась наша запасливость: 2 спальника, кошки, тёплая одежда, фотобарахло в большом количестве: Nikon d80, nikkor 50 1.8, nikkor 70-300 4.5/5.6 vr, tamron 17-50 f 2.8, штатив, gopro. Впрочем, одеть его как-то удалось. Весы показывали 40 кг. Хорошо хоть мне из дома в Королёве недалеко до электрички тащить (про Байкал я как-то даже старался и не вспоминать). Впрочем, скиснуть не давало наличие санок для этих бегемотов. Всё, садимся. Электричка-метро-электричка-самолёт. Добрые пассажиры напарываются на наше барахло, провожая нас возгласами типа «романтики, блин». На досмотре у всех находят длинные сабли в рюкзаках и гранаты. Не привыкли, видимо, к походникам на коньках.
Ну вот и наконец-то вырвался из лап Москвы. Это счастье, когда мечта начинает сбываться, когда впереди – целое приключение, полное жизни, света и движения. А так и стухнуть можно дома: силы вытягивает этот город только так, словно питается большим количеством суетящихся людей.
В самолёте осенило: забыли термосы. Ну что ж, придётся ждать с 5 утра, когда самолёт прилетит, до 10 – ждать открытия магазина. Ещё надо было встретить Лёшку, он только-только ночью вернулся из похода по Восточным Саянам. Лёшу встретили сразу же: к нам вышел такой матёрый загорелый турист. Его вид явно напоминал нам, что мы скоро будем такими же красивыми. Перепаковываемся – закупаем оставшуюся хавку – и в путь!
Водитель Серега – неразговорчивый бурят. Но очень спокойный и рассудительный, топит на своём крокодиле через холмы и предгорья у Танжеран. Ясное синее небо, солнце слепит. Деревья пролетают мимо, посёлки, дома, степи – вырубаюсь от двух бессонных ночей – снова в полудрёме смотрю на выжженные солнцем цвета. То ли глаза устали, то ли не привык к такому солнцу: всё кажется блёклым, почти чёрно-белым. И тишина, только мотор машины работает, везёт нас на полных парах в Бугульдейку.
8 марта
Ну что ж, мы приехали! Вот он уже виден – кусочек мечты, за поворотом. Пытаюсь купить воду для обеда в магазине – нету, есть только газированная. Тётя в магазине явно позабавилась моему вопросу о воде. Ну что ж, обед-то готовить как-то надо. Хотели по-быстрому, чтобы лёд не топить. Вышли на берег Байкала. Лепота! Но пока как-то страшно выходить, это как в открытый космос первый раз выйти. Но когда-то это должно было случиться – вышли, походили немного по льду. Впечатления самые необыкновенные, восторг. На берегу – большие глыбы белых камней. Видимо, мрамор.
Бугульдейка раньше была рабочим посёлком для перевозки плотов из леса по Байкалу, и был тут мраморный карьер. И аэродром тут раньше был. А сейчас как-то всё загибается, много брошенных домов. Продолжаю поиски воды. Подошёл к участку, где мужик напористо пытался снести сарай-туалет ловкими движениями. Попросил воды принести. На довольную усатую улыбку и фразу «А там чё – нету?» (с указанием в сторону самого большого запаса пресноводной воды в мире) я ничего кроме тупой улыбки в ответ сказать не смог. Мужик, впрочем, не сопротивлялся – и воду принёс.
Пообедали. Жизнь прекрасна. Довольные сытые шарики выкатились на лёд. Такая красота – хоть никуда не иди. Ползаем по льду, лапаем сосульки и льдинки как дети. Развалились на льду и смотрим на пузырьки, трещинки, бирюзу прибрежного льда. Картина: 5 человек ползают по льду, размахивая лапами, бегая туда сюда и шлёпаясь с непривычки на лёд, крича друг другу восторженные фразы. Ну что тут могли подумать местные рыбаки?
Ну ничего, привыкли. Встали на коньки, попробовали – катится замечательно, можно хоть педали почти не крутить – само несёт. Тут же придумали конструкцию, как закрепить саночки верёвкой на пояс. В добрый путь!
Первый час был крайне неудачным в плане километража. Я заваливался у каждой ледышки и пытался найти подходящий ракурс, сфотографировать лёд, торосы. А торосы около Бугульдейки были одними из самых больших и красивых на всём нашем пути: бирюзовый лёд огромными осколками был навален у берега. Первые ощущения от катания – самые свежие и яркие: потом всё же приедается катиться по льду.
Как и показывали космоснимки, лёд – чистейший. Просто огромный каток. Просматриваются хорошо белые сопки Баргузинского хребта на другом берегу.
Рюкзак как-то болтается себе спокойно сзади по льду, совсем не напрягает и не тянет назад. День получается коротким: надо успеть до зимовья, а уже вечереет. Слишком долго возились с ледышками.
К вечеру наползли медленно тучи, серая хмарь легла на солнце. Красивого заката не видать. Зато забрались уже на берег, ищем зимовье. Не тут-то было. Никакого зимовья и в помине нет, хотя на карте отмечено. Вот тебе и мыс «Голый»: надо было вчитаться в название… Но это нас не расстроило: забрались на пригорок, поглазели на уходящее солнце, поставили палатки, развели костёр – готовим вкусную еду.
Вот и ночь наступила. Удивился, как вышла полная луна. Кажется, что перед тобой – целое море, в котором плещется вода, отражаясь мелкой лунной рябью.
Пошёл погулять на ночной лёд, оставив своих друзей готовить еду у костра. Байкал скрипит, ухает, разговаривает во сне. От резких звуков, тресков и бульканий сначала вздрагиваешь, а потом привыкаешь. Чувствуется сила, мощь озера. Оно живёт, сопротивляется оковам льда. Наверху в небесной тишине – звёзды, впереди – луна, под ногами – чёрнота прозрачного льда, там уже толща воды. Натуральный космос!
Чтобы попасть с берега на озеро, приходится перебираться через груду торосов на берегу. Льдинки мелкие легко и звонко раскалываются. Копаться среди торосов ночью – весёлое занятие. Такое ощущение, что непрошеный посетитель забрёл случайно на кладбище битых бутылок и устроил там дебош. Как-то стыдно будить так Байкал… Пойду-ка я поем и спать.
9 марта
Что-то не жарко просыпаться. Внутренний термометр подсказывает температуру -30. Иней падает с верха палатки за шиворот, пока достаёшь своё тело из спальника и засовываешь в закоченевшие ботинки. Чешский термометр, прикрученный кем-то к палатке, вроде не возражает против моего внутреннего термометра: на чешском есть шарик на отметке -30 и красная жидкость зябко жмётся внутри этого самого шарика, не желая подниматься наверх.
Хмарь никуда не делась с вечера. Движение – это жизнь, согреваемся на коньках.
Это с утра я расстроился такой погоде, а к обеду (а тем более - потом) уже понял, что тучи над Байкалом – настоящий подарок фотографу.
Лёд тихо замирает, тучи пролетают на низкой высоте, перекрывая солнце – и мы, одинокие человечки, катим по диким местам Байкала.
Ни души вокруг: никаких машин, птиц, людей. Только ветер шумит, да и лёд трещит по швам.
Лёд идеальный: гладкий, ровный. Скользить по такому – одно удовольствие. Иногда на пути встречаем трещины. По их поводу я очень переживал дома. Думал – как проходить будем, даже верёвку для страховки хотел брать. Но тут нам повезло: трещины все были закрыты громадными торосами, и везде можно было пролезть на следующий чистый участок.
Подъезжаем к мысу Крестовский. На горе действительно стоит крест, а рядом – поселение фермеров. Погода становится всё хуже. Тучи снижаются, видимо, скоро пойдёт снег или поднимется сильный ветер. Тревожное чувство.
От опасений за свою шкуру спасает мысль про корову на льду: рядом с фермерским хозяйством, прямо на берегу у торосов пасутся коровы. Не знаю, что они там жрут, бедолаги, но им явно жизнь малиной здесь не кажется. А у нас уже новая мечта – увидеть корову на льду. Следы их бурной жизнедеятельности тут повсюду…
Даже остановились специально подождать, когда корова соизволит выйти к нам на лёд. Но не тут-то было – не захотели они нам шоу-балет устраивать. Зато насмотрелись мы вдоволь торосов на берегу. Лёд у берега необыкновенно красивого бирюзового оттенка. Лежат себе такие глыбы и думаешь, с какой же силой должен был Байкал бушевать, чтобы забросить такие куски на берег!
Перекусили, пообедали на льду – едем дальше. Тут к нам подъезжает машина. Мужики предлагают нам залезть к ним – и ехать в баню в домик в распадке. На их внешнем виде 8 марта явно сказалось не лучшим образом: красные выпученные глаза мужиков, хриплые сонные голоса и ленивые ухмылки очень настойчиво стали требовать нас в свой дом и баню. Суровый сибирский маркетинг… Но коньки – штука хорошая, они нас донесли до трещины, а её мужики уже не собирались переезжать. И уехали дальше в свою баню. Туда им и дорога, в баню эту.
Торосы – как крылья или паруса кораблей – возвышаются над чернотой Озера и льда. Смотришь в чарующую глубину воды под собой – она затягивает, гипнотизирует.
А погода тем временем меняется каждую секунду: тучи сгущаются, чаша великого Озера напрягается под свинцовыми тучами, готовая разнести в клочья очередную льдину в трещине под шум спецэффектов разлетающегося вдребезги льда.
Закрываешь глаза на отдыхе между перегонами – и видишь сеть трещин. Они и сейчас отпечатались где-то в мозге и иногда проносятся яркими линиями в голове. Интересно, это Байкал сейчас живёт во мне, оставив так свой след? Тишина и гладь. Тревожная тишина. Что ждать от этой дикой природы? Жмёмся ближе к берегу, пока катится хорошо. Иногда воздух прорывают резкие выстрелы звука ломающегося льда.
У берегов Байкала лёд совсем другого оттенка, чем за километр. Словно кто-то бочку с краской утопил: яркий и словно светящийся изнутри. Внутри – вмороженные тонкими нитями пузырьки и иные объекты явно инопланетного происхождения. Вот же постаралась художница-природа!
Тут иногда стало появляться солнце сквозь тучи, освещая лёд как будто изнутри. Вспоминаются всякие физические штуки, дабы заглушить природный страх перед надвигающейся стихией. Например, вспомнилось, что на юге Байкала расположена удивительная станция по ловле нейтрино. Байкальский нейтринный телескоп – красивая штука: состоит он из пары сотен светочувствительных фотоумножителей (ФЭУ, “Квазаров”), закрепленных на нескольких тросах и спущенных в Байкал на глубину больше километра. Внешне конструкция представляет собой кучу шариков, нанизанных на нитки. Проходя через воду, нейтрино реагирует с веществом, образуя мюон. А мюон уже генерирует черенковское излучение. Вот его-то и ловят ФЭУ. Наука наукой, а нам топать дальше надо.
Всё-таки катиться весь день вдоль берега утомительно. Иногда хочется подойти поближе к берегу, поглазеть на торосы, льдинки. Но зато и лёд тут похуже, приходится много участков объезжать, искусно орудуя рюкзаком на веревочке, вводя его в полицейские развороты, чтобы он на льдины не напоролся и не перевернулся.
А вот и снова поле ледышек начинается. Учёные подсчитали, что для протяжения в 30 километров и изменения температуры в 20° расширение льда составит целых 42 метра. То есть лёд как раз в торосах и освобождается, разбрасывая по глади такие прозрачные осколки. А осколки эти настолько прозрачные, что через них можно хоть книгу читать! Конечно, интересно было бы увидеть, как сковывается льдом Байкал. Говорят, сначала образуется плавучий лёд. Он выносится в озеро реками, образуется из расколотых сокуй – ледышек, намерзших на скалах и берегах. Ветер играет с огромными льдинами, перебрасывая их, как игрушки друг к другу. Затем льдин становится всё больше – и они смерзаются вместе. Так сковывается Байкал. Этот лёд – самый противный для конькобежца: он непрозрачный и неровный из-за наплесков волн. Катиться по нему – как по шпалам на велосипеде… Зато этот лёд (его называют «осенец») считается самым надёжным. Есть ещё один противный лёд – колобовник. По нему ехать – сущий ад: в разные стороны торчат плиты льда, наплески и неровности.
За размышлениями о Байкале пошёл снег. Тучи мягко опустились на лёд, всё вокруг затихло – и снег мелкими хлопьями начал покрывать медленно всю гладь Озера. Снежинки собираются в островки, танцуют причудливым танцем на тихом ветерке, собираются вместе и убегают от нас, конькобежцев. Честно – я ожидал увидеть ветер, готовился, что надо будет сматываться от него к берегу, если рванет с большой силой. Но тут было просто очень красиво: снежинки тихо скользят небольшими струями. Время замирает, затихает. Смотришь на это и диву даёшься, как же всё в природе гармонично и музыкально.
Поверхность льда теперь вся укрыта снегом. Недолго же мы видели чистейший лёд, наслаждались полётом над этим космосом. Но всё равно красиво: облака, кусочки солнечных зайчиков вдали, мягкий свежий снег.
Катиться становится чуть тяжелее. Снег тормозит саночки с рюкзаками, но коньки скользят хорошо. Ехать жарко, много энергии выделяется при таких упражнениях на льду.
16 |
HappyNY
|
Наткнулся сегодня на фотку, вспомнил статью, еще раз с удовольствием перечитал. Спасибо автору! |