21.11.2024 /
После 300-дневного перерыва: надежды на возвращение Марко Шварца
21.11.2024 /
Эстер Ледецка перед трудным решением на Олимпийских играх 2026 года
20.11.2024 /
София Годжиа тренируется с Линдси Вонн: особенный момент в Колорадо
Самоход в Ишгль
Теги: Ишгль | Ischgl | Самнаун | Австрия | горнолыжный курорт
30.10.2012
Предисловие
Про Ишгль написано много. Я тоже не удержусь и добавлю пару ложек соды в эту бочку с чаем... Для удобства сортировки читателем полезной и бесполезной информации, попытаюсь разбить свой рассказ на части…
Часть 1. Лирическая
Австрию я люблю…
Часть 2. Дорожная - туда
«Придержите двери!! Пожалуйста!!!» - орал я с перрона кондукторше аэроэкспреса, отправляющегося с Павелецкого вокзала в Домодедово. Бежал я уже больше 10 минут. Ох, блин, эти лестницы Павелецкого вокзала, завершающие мой супер-забег от работы к аэроэкспресу! Я, наверное, был похож на Паниковского из «Золотого теленка». Прихрамывая, взмокший и жалкий… вместо украденного гуся я волочил чехол с лыжами и прочим барахлом, прикрученный к хозяйственной тележке и рюкзачок с болтающимся сбоку шлемом… весь скарб на 35 кг... «Вот это спорт!!» - выдохнул я в тамбуре последнего вагона на размазавшуюся по стене работницу компостера. Пораженная моим бегом по перрону и прорывом в закрывающиеся двери поезда женщина вернулась в свои рубенсо-пуссеновские формы... «Так может и не ехать никуда?» спросила она, пробивая мой успевший промокнуть билетик... Но я уже не мог ничего говорить, мой организм перешел в стадию активного потоотделения… Кажется, я, наконец-то, дозрел до истины, что в день отъезда нельзя идти на работу, даже если она расположена в 15 минутах ходьбы от Павелецкого вокзала.
Летел «АирБерлином» до Мюнхена.
В «Сиксте» получил ключи от «Фиат-Панда». На стоянке, на мгновение показалось, что моей машины нет в указанном месте… ах, нет, просто не сразу заметишь авто, которое на треть меньше других по длине и на четверть по ширине… Зверь-машина!
240км до Ишгля дались не просто – проливной дождь сменился снегопадом еще в самом начале Альп. Вереница любителей ночной езды по горным дорогам плелась на пониженных передачах, старательно объезжая снегоуборочную технику и фуры, спешно обуваемые в цепи… Многие легковушки были в цепях… «Хэви метал!»… За каждым поворотом я представлял полицаев, которые должны были выдернуть меня из этого строя цепистов-металлистов и отправить до Ишгля дорогами, залитыми солнечным зноем. Но мне повезло, полицаи решили пустить все на самотек сознательности граждан и ограничились расстановкой вдоль дорог знаков с изображением колеса скованного цепями. Ехал я очень корректно и обгоны совершал лишь для улучшения кровотока в моем тельце, измученным многочасовым сидячим положением.
Часть 3. Жилищно-коммунальная
В Ишгль я приехал после 10 вечера. С приятным удивлением обнаружил на двери отеля записку, адресованную мне, в которой говорилось, что хозяева очень рады моему приезду и указанием, в каком номере мне поселиться. На утро, выйдя к завтраку, я встретил хозяйку – женщина в национальном тирольском платье весьма крепко пожала мне руку, представилась и выяснила мои кулинарные пожелания. Перепелов, фаршированных ананасами не предлагалось, но на гору я выходил всегда до упора наевшись мюслей, йогуртов и бутербродов. «Яйки-млеко-брот» - основной набор на завтрак в подобных домах. Hotel garni Försterheim расположен на Stöckwaldweg 15. Дорога до подъемника «Фимба» занимала 7-8 минут - около 300м по дороге пешком и 100м по траволатору в «дорфтунеле».
До «Сильвреттаваан» дорога займет столько же времени при условии, если съехать 150м вниз до Дорфштрассе на лыжах, а потом пройдете пешком до станции те же 300м. Но надевать-снимать лыжи, нестись по дикому неподготовленному крутячку, и толкаться потом в очереди… старайтесь селиться ближе к «Фимбе» или «дорфтонелю» и будет вам счастье. Вторую половину отпуска я и приехавшие ко мне жена с сыном жили в апартаментах в Hotel Pra-posta, Oberer Kirchenweg 1. Этот отель находится в 150м от «дорфтунеля», что было явно лучше по расположению, но сам отель мне понравился меньше. Особенно подбешивало, что уборка номера происходила только 2 раза в неделю – при почти ежедневных завтраках и ужинах в номере мусорное ведро должно быть в 3 раза больше. А работа отопительного оборудования и лифта сопровождалась неприятным гулом ночью.
Обувь активно катающихся хорошо просушить за ночь с скируме было невозможно ни в первом, ни во втором отеле. Приходилось пользоваться привезенным с собой скибутфеном. По этой причине состоялся весьма содержательный диалог с ночным хозяином первого отеля, застукавшего меня, несущего ботинки в номер: «Почему Вы несете ботинки в номер?» - «я хотеть сушить мой обувь» - «сушить обувь надо в лыжной комнате» - «ваш сушить обувь плохой» - «пойдем со мной» - хозяин ведет меня в лыжную комнату, берется рукой за еле теплый штырь, на который нанизывают сапоги – «он будет греть Вашу обувь всю ночь» - «теплый плохо! Нужно воздух! Мой сушилка обувь лучше. Идти. Смотреть.» - идем в номер, показываю скибутфен, хозяин разглядывает его как низвергнувшийся из космоса НЛО. «В номере нельзя» - «хорошо, идти в скирум» - опять идем в подвал, сую в нос хозяину вилку своего чудо-прибора: «я хотеть электричество!» - хозяин опять тупо разглядывает прибор. «50 ватт!» - тычу пальцем в прибор. Дальше следует долгий монолог хозяина, смысл которого до меня не доходит. «Я понимать плохо немецкий» - «а я не говорю по-английски» - «и я не говорить по-английски! Я из России!». Мы оба разводим руками и расходимся по комнатам. «У нас всех будут проблемы, если завтра утром хозяйка Тэрезия увидит Ваши ботинки»,- умоляющим голосом говорит мне на прощание хозяин. «Все хорошо! Я аккуратный! Утром я ходить так», - засовываю боты под майку. Хозяин успокаивается, желаем друг другу спокойной ночи.
На утро никаких проблем не было, пронес боты в руках, ничего не задел, Тэрезия, мило улыбаясь, пожелала мне приятного катания. И вообще, хозяйка, вызывала у меня только положительные эмоции – всегда вежлива и улыбчива, без лишних вопросов разрешила парафинить лыжи в подвале. Там даже были специальные струбцины для лыж. Я только стелил пленку на пол, чтобы не сорить. А хозяйка была улыбчива, даже когда я уехал из этого отеля, забыв отдать ключи от номера, вернул их только на следующий день. «Это Вы из Москвы приехали, чтобы вернуть ключ?» - «Нет, все хорошо! Каникулы продолжаются. Я теперь живу в другом отеле»…
В обоих отелях была сауна, в первом совсем крохотная – комната отдыха с 3 лежаками, но никакой толчеи голых людей с шайками и лейками не наблюдалось. С 7 до 8 вечера я парился в гордом одиночестве… Да, это вам не общественная баня «Велком» в Сан-Антоне с массовым променадом в нуде-зоне.
Часть 4. Собственно катальная
Тут делю тему на подразделы «подъемники» и «трассы».
Подъемники
Из Ишгля попасть на гору можно тремя подъемниками.
А1 – «Силвреттаваан» - кабинки на 16-20 чел летят вверх на двойном тросе на Идальп быстрее всех. Самая современная и самая загруженная. В час пик отдавят ноги даже через боты с жесткостью 150.
А2 – «Пардачгратваан» - кабинки на 4 мелких человек привезут вас к чудо-ресторану «Пардорама». Это высоко, оттуда можно сразу кататься. Самая старая – 1990г.
А3 – «Фимбаваан» - кабинки на 8 чел доставят на Идальп, в то же здание, что и А1. Самая свободная, ни разу не видел очереди. На средней станции можно без проблем подсесть в любое время.
Остальные подъемники описывать смысла нет, там вы уже в лыжах и сами разберете, куда бежать… броня крепка и кресла наши быстры… хотя, бывает, зависают…
Да, есть еще один подъемник, заслуживающий описания. Это маятниковый лифт, поднимающий из Самнауна в зону катания. Двухэтажная (!) скотовозка заглатывает разом 180 голов и с невероятной скоростью возносит их на 722м вверх по вертикали (длина 2300м). Когда кабина пролетает первую опору, то ржаще-галдящая биомасса, пахнущая смесью дьютифришного вискаря, парфюма и пота, разом выдыхает: «Ах!»… это шоу…
Трассы
Много тягунов. Где бы вы не катались, вас обязательно выведет кривая-нелегкая на участок, где вы пожалеете, что вы не на беговых лыжах, где воздух пронизан стонами бордеров, плачем детей, отставших от своих быстроногих родителей и свистом от ушей проносящихся в низкой стойке бывалых.
Бугры. Они и в Африке бугры. Правда, в Ишгле есть бугры особые. Их оставляют, в основном на красных трассах, ратраки. Не специально, это не про могул. Провалы от гусениц, валы между проходами, ямы на разворотах… не каждый день… но худшей подготовки трасс в Австрии я не видел. У меня, наверно, завышенные требования, я люблю с первым подъемником подняться наверх и оставить на жестком склоне дуги разных радиусов… И если ничего не видно, кроме вешек по краям трассы, отшибать ноги об ледяной комок величиной с голову или срываться на ледяном картофеле, где ратрак просто проехал, забыв примять свой след ластой, как-то не доставляет мне особого удовольствия… в один их таких дней катался, вспоминая ролик Грега Гуршмана с катанием Фритца Штробля по жесткому разбитому склону… это была единственная зацепка получить удовольствие от катания… и день этот, мне показалось, пошел мне на пользу.
Часть 5. Кулинарно-пищеварительная
Я не любитель ресторанов и не гурман, я просто люблю вкусно и сытно поесть. На горе посетил все точки общепита, предлагающие самообслуживание. Кормежка в них мало чем отличается друг от друга. Разница в цене несущественная. Тем не менее, улавливаются некоторые отличия.
Например, в «Хёллбодене» на Пацнауер Тайя есть прекрасная пиццепекарня и во второй половине дня там крутят зажигательную танцевальную музыку, любителям танцев в горнолыжных ботинках туда. Есть еще одно танцевальное место на горе. На террасе «Альп Трида» вы можете даже в вальсе закружиться или отчебучить танго со своей или чужой боевой подругой. Но там Вам придется, подобно Золушке, зорко следить за часами – уносить лыжи нужно до 16 часов, а то путь в Ишгль придется проделать не на тыкве, конечно, но на такси за кругленькую сумму. К ски-альпинистам данное предостережение не относится. Так же в «Альп Триде» имеется редкостный пример швейцарского скупердяйства – чай в столовке наливает специально обученная тетя, ставит чашечку на блюдечко и на этом блюдечке только один(!) пакетик сахара.
Заведение при въезде в Самнаун по трассе 80 пронизано альпийским колоритом. Туда просто зайдите на пиво. Одетые в замшевые шортики официанты и официантки летают по залу и террасе словно метеоры. Дозирование потребления пива можно проверять в зале забиванием кирочкой гвоздей 120х4 в специальный пенек с одного удара. Гвозди лежат в медном котелке, и это развлекалово входит в счет. Удачные попытки вызывают уважительные взгляды. Перевязочный материал и зеленка не требуются.
Над Идальпом красуется архитектурный шедевр из стекла, стали и дерева. Это «Пардорама». Перед фасадом знаменитая скульптура «Лыжи» - к столбу прибиты лыжи, указывающие направление и расстояния до разных городов мира. В самом заведении не пытайтесь усмотреть на раздаче что-то интересное. Поднимите голову вверх и громко по слогам прочитайте какое-нибудь название основного блюда, например «зандерфиле…дер… хер… что-то там…». Тут же шеф-повар, смотрящий на Вас как на Спасителя, подхватит Ваш голос. Эти слова пронесутся эхом по кухне, ленивые на вид поварята оживятся, забегают, загремят сковородками и, через несколько минут, у вас на подносе будет красоваться большое блюдо с обжаренным рыбным филе с овощами и соусами. Вы почувствуете завидующие взгляды поедателей картофеля-фри и сосисок. «Альпенхаус» в Идальпе славится тем, что жарят там на настоящих углях, но повар мне не понравился, я бы ему и шашлыков на даче не доверил. Я ж ему три раза повторил: «без крови!», а он, обтерев свои руки о замусоленный фартук, выдал мне сырые подметки. А вот какая там витрина с поленьями!
В самом Ишгле посетил два заведения. Первое не помню как называется, находится перед пятизвездным отелем. Попал я туда случайно, так как это было одно из немногих мест, куда можно было пройти без предварительной записи. Дорого, но ягнятина была хороша. И повеселил вестибюль с фотографиями, на которых хозяин этого отеля обнимался с разными знаменитостями: стариком Элтоном Джоном, тантристом Стингом, очаровашкой Тиной Тёрнер и т.д… сам хозяин сидел рядом, потягивал коктейль и был рад любому входящему. Другое заведение называлось «Сальнер…Хаус кажется», дом 98 по Дорфштрассе. Заведение посоветовал хозяин моего отеля. Кормят вкусно и на убой. Только когда все съешь, не постесняются предложить пересесть в бар, так как на Ваше место уже рассчитывают посадить новых голодных посетителей.
Часть 6. Экзотическая
Нет, это не про тайский мыльный массаж и не про употребление рыбы Фугу. Извиняйте, не довелось. Отпуск мой был разделен таким важным событием, как встреча моих родных горнопляжников в аэропорту города Мюнхена. Горнопляжники – это не обзывательство, это совершенно нормальные люди. Просто, их не подбрасывает утром с койки неведомая сила к открытию подъемника, и они способны чувствовать мозоли на ногах во время катания, и могут великодушно отпустить последний подъемник… они способны просто наслаждаться отдыхом. Так вот, чтобы быть в полной уверенности моего успевания к трапу железной птицы, чрево которой принесет мне мою семью, день этот я решил провести поближе к Мюнхену.
Перед отпуском я нашарил в интернете несколько мест, удовлетворяющих мои скромные запросы, такие как наличие снега, подъемника, бесплатной стоянки и дневного ски-пасса не дороже 25э. Список этот куда-то делся, и в сером веществе под шлемом осталось только одно название – Ленггриис. Сверился с картой и нафигатором, и двинулся в путь. На подъезде к Ленггриису попадались указатели с нарисованным подъемником, которым я доверился больше, чем навигатору, и вскоре кривая красивая дорога вывела меня к склону с названием Бломберг. Несколько раз прочитав название я понял, что это не Ленггриис, но за вывеской виднелся склон и маячил работающий кресельный подъемник.
Подойдя к кассе, я понял, что это то, что мне нужно – ски-паcс на день 15э. Склон казался довольно ровным, верх трассы терялся в густом еловом лесу. Скипас представлял собой клочок картона, который был показан работнику подъемника только один раз, так как народа почти не было. Вернее, люди были, но все они были без лыж, и количество их не превышало 1 чел в 5 минут. Основное предназначение данного лифта – доставка на вершину желающих прокатиться по санной трассе. В этом обществе я был единственным лыжником. Правда, на склоне были еще 5 лыжников и сноубордист, но они поднимались на швабрах, обслуживающих нижнюю часть склона и сноупарк.
Подъемник напоминал кировскую «Латвию», такой же неторопливый, с облезлыми сиделками, но и имел ряд существенных отличий от своего социалистического родственника. Во-первых, кресла спаренные и с убирающейся подставкой для ног. Подставка эта была частью конструкции, запирающей пассажира в кресле. Притом, на эту хреновину приделан кусочек дерматина, который при закрывании согревал колени. Но самое основное отличие – это то, что при посадке тебе под задницу подсовывают коврик, защищающий твой копчик от промерзания!
Подъем на 500м по вертикали занимает минут 25. И все это время можно вдыхать фитонциды густого елового леса, махать рукой редким встречным и наслаждаться тишиной, периодически нарушаемой истошными воплями любителей быстрых санных спусков и их боевых подруг. У работников верхних и средних станций подъемников обычно имеются крутые лыжи, на которых они в конце дня летят вниз к родным очагам. У работников данного лифта (людей, мягко говоря, пенсионного возраста) рядом с их будками красовались крутые прокаченные санки.
За время катания с верхним, принимающим коврики, работником креселки удалось переброситься несколькими фразами о погоде и красоте вокруг. На вопрос, сколько лет подъемнику, тот долго морщил загорелый лоб, произнося вслух вычисления. 30 лет, и за это время только плановое обслуживание: трос, покраска, смазка. Из нового только датчики положения троса на роликах. Узнав, что я из России, немец выпалил все, что знает по-русски: «Руки вверх! Давай-давай! Водка!». Сказал, что подобные познания у него есть во многих языках – итальянском, французском, японском…
Сюда приезжает много парапланеристов, часть верха горы специально освобождена от деревьев, обеспечивая легкий старт мягкокрылым последователям Икара. Во время моего катания в небе постоянно кто-то парил. Сама трасса не очень ухожена, некоторые фрагменты ратраком явно не обрабатывались по причине крутизны и узости. Но нижняя половина трассы позволяет насладиться скоростью и резанными дугами. Только на изгибах трассы старайтесь оставлять места по краям, что бы не снести в лес воздушной волной идущих вверх скитуровцев. Пока катался, выяснилось, что самолет из Москвы вылетает с 2,5-часовым опозданием.
Появившееся свободное время потратил на неспешную езду по деревенским дорогам вплоть до самого Мюнхена. Очень живописная дорога петляет по лесам и полям, городкам и деревушкам. Забавные устройства расставлены перед въездами в населенные пункты – табло с показом скорости, с которой ты едешь. Едешь 40 – рожица на табло с улыбкой, едешь быстрее – рожица печальна.
Часть 7. Шопинго-глазо-продажная
Самнаун, который является зоной беспошлинной торговли, является Меккой не только барыг и алкоголиков. Это отдушина любого горнопляжника. Место неспешных забегов людей в горнолыжных ботах по асфальту и керамограниту бутиков. Место встреч закованных в пластиковую броню употевших лыжебордеров и мопсов в ошейниках от «сваровски», употевших в меховых воротниках своих элегантных хозяек. Если Вы без денег, просто поглазейте на это доминирование предложения над спросом. Просто почитайте длинные ценники на шедевры часовых мастеров, поройтесь в сувенирах, подушитесь парфюмом, типа «на пробу», и Вы вернетесь сюда еще раз, с деньгами, пластиковой платежной картой и рюкзаком. В некоторых магазинах есть свои микроавтобусы, бесплатно доставляющие покупателей к маятниковому подъемнику. Так же к подъемнику можно подъехать и на постбусе (со скипасом бесплатно). А со стороны трассы 80 можно докатить и на лыжах. Только перед этим смажьте скользящую поверхность фтористой мазью, это избавит Вас от необходимости отталкиваться ногами или палками. Ну очень там полого.
Часть 8. Погодно-мерзопакостная
«Смооог он зе гоооры, та-ра-ра-ра-ра!» - почти цитата из популярной песни ВИА «ДиипПурпле» явилась отражением сложившейся ситуации. За 18 дней солнце я видел раз 5, из них 2 сквозь тучи. Соответственно, рельеф в таком освещении не читался совсем. Одна из попыток поиметь информацию о профиле трассы по вешкам закончилась ударом об обледенелый боковой отвал. В слепые дни катался по трассам 30-31, единственное место, где есть деревья, оттеняющие склон. Свирепствует что-то последнее время природа-мать! 15 градусов мороза при ветре, сдувающем с трассы, полностью отбивают охоту постоять-позагорать на склоне.
По телеку показывали, как появились крокусы в Мюнхене. Ребята, да в это время эти крокусы уже вдоль трасс должны куститься, а тут 2 флиски под куртку напялить хочется. Снег валил почти каждый день как пепел Везувия на Помпеи. Думаю, что именно из-за снегопадов трактористы пали духом и перестали тщательно ратрачить трассы, оправдываясь, что утром все равно все засыплет.
Часть 9. Животно-таксидермическая
Видел два раза на горе под подъемником А3 козлов. В смысле тех, что с рогами и копытами, с ценным мехом и легко усвояемым мясом. Хотел даже бросить в одного бутербродом, забытым кем-то в кабинке. Но быстра кабина… В любом заведении, будь то ресторан или холл отеля, вы будете окружены молчаливыми черепами и чучелами этого несчастного животного. Птички тоже есть. На рыбалку не ходил…
Часть 10. Финансово-растратная
Авиабилеты, купленные еще в августе, Москва-Мюнхен-Москва «Аирберлином» обошлись в 154э на взрослого. Еще 25э в каждый конец слупили милые дамы в аэропортах за перевозку чехла с лыжами. В Домодедово берут рублями, курс бандитский.
Аэроэкспрес Павелецкий-Домодедово откроет перед Вами свои двери за 200 рублей.
Прокат авто на 19 дней в «сиксте», заказанный через «экономикарренталс.ком» 487э.
Проживание с завтраком 9 ночей 531э и 10 ночей в апартаментах без питания на троих 1500э. Проживание заказано и оплачено в августе, позже остаются более дорогие варианты. Ски-паcсы – на 18 дней – 401э, на 9дней – взрослый – 261э и детский – 156,5э. Это «Вип-скипас», покупаемый по предъявлению гостевой карты. Прокат лыж топ-класса «к2-фёст» со страховкой на 9 дней около 140э. Ски-сервис – канты плюс вакса – 27э (пристрелить спекулянтов!). Поесть на горе можно от 6,5э на рыло, пожрать от 12э, поэстетствовать-погурманить не пытался. В городе основные блюда от 13э. И не забывайте про необходимость предварительного заказа, в противном случае будете есть бифштекс от 20э.
Санный вечер для ребенка обходился в 4э.
Бутылка «Джека дэниелза» 1литр в Самнауне 24 шв.фр. 1шв.франк = 0,66э. так что это дешевле, чем в аэропорте.
Такси из Домодедово в Тушино от 1100руб. (заказ по телефону). Страховка горнолыжника около 1,5э в день на человека. Визы по 35э (по какому-то грабительскому курсу).
Складывать все эти цифры боюсь, жаба задушит.
Часть 11. Заключительная
Вот уже почти полгода прошло с момента моего приезда. Написал все сразу по горячим следам, а с концовкой заковыка получилась. Хочется как-то и красиво написать, и оптимистично, и с юмором, и правдиво... Не получается... уже начал забывать и где сам файл сохранен. Пока он окончательно не сгинул в густой кроне дерева каталогов моего компьютера и не попал под случайную чистку диска, дописываю как есть, по порядку…
Красиво.
Ценителей красоты слова вынужден отослать к творениям А.С.Пушкина. Про Ишгль ни слова, но красиво. Не даром он «Ай-да-Пушкин-ай-да-цукин-сын».
Оптимистично.
Откройте рекламный проспект Ишгля! Пусть душа Ваша загорится от красивой картинки с изображением дамы на красном надувном диване и пролетающего мимо лыжника в позе «сейчас поедем к травматологу». Обязательно побывайте в Ишгле. Это место, где должен отметиться каждый.
С юмором.
Так… Значит, с юмором… С юмором у меня все в порядке.
Правдиво.
Нет, по собственной инициативе в Ишгль я второй раз не поеду. Не мое это... Не мое...
Автор: ИгорьБ
Курорты:
22 |