13.11.2024 /
Лоик Мейяр перед стресс-тестом: в Леви запланировано возвращение в слалом
13.11.2024 /
Несмотря на сопротивление: FIS рассчитывает на проведение параллельных командных соревнований на чемпионате мира по горным лыжам 2025 года
13.11.2024 /
Валерия Меркурьева взяла серебро на Sagalassos SkyRace в Турции
13.11.2024 /
Егор Сорин: «Коростелев и Фалеева были фаворитами спринтерских забегов еще до старта. Они подтвердили статус»
SKIGU.RU:Гардениссима 2024. Самый длинный в мире гигант
SKIGU.RU:Видео с тренировок
SKIGU.RU:Хиршер
Отчет о лыжном походе 5 к.с. по Северо-Восточному Алтаю
Теги: лыжный поход | Алтай
25.11.2015
Часть III
05 марта 2014 года
Верховья р. Бостал – траверс в. Альбаган (2626 м., 1Б) – пер. Альбаганский (2166 м., н\к) – р.Ложа
Карта 11
Сегодня погода дает нам шанс совершить траверс массива горы Альбаган. Условия практически идеальные: прекрасная видимость, безветрие.
От места ночевки при слиянии истоков ручья Бостал поднимаемся на лыжах в северном направлении по долине основного истока. Правый борт долины образован юго-восточным отрогом Альбагана. Снимаем лыжи, пешком в кошках поднимаемся по гребню отрога. Склон снежно-осыпной, с отдельными выходами разрушенных скал. Крутизна подъема до 35°, перепад от дна долины до горизонтального участка гребня составляет 400 метров.
Далее следует пологий подъем к узловой предвершине Альбагана. Здесь отрог стыкуется с основным хребтом Иолго.
Между узловой и главной вершинами обширное седло, на нем остановились на обед. От седла подъем к главной вершине по гребню крутизной 25-30° с плотным снегом и крупной осыпью.
На вершине Альбагана тур, в который воткнут длинный шест с обрывком государственного флага.
Записку не обнаружили, оставили свою. Видимость прекрасная, в том числе видна Белуха, остроконечные вершины Северо-Чуйского хребта; в направлении пройденного нами маршрута – угадываются вершины Ямбаш и 2756 м, хорошо различим более близкий Уйменьский горный узел. На север вершина обрывается высокой скальной стеной большого ледникового цирка, одного из самых мощных на Северо-Восточном Алтае.
Спуск с вершины по западному гребню, к верховьям реки Южеме.
Гребень вначале снежный,
затем следует два скально-осыпных уступа, преодолимых в кошках с самостраховкой лыжными палками.
Направо по ходу над обрывами скального цирка нависают опасные снежные карнизы. После поворота на север гребень расширяется, крутым снежно-осыпным склоном спадаю к дну долины Южеме.
Дальнейшее движение на лыжах к Альбаганскому перевалу, пересекая пологие морены в истоках Южеме.
Перевал имеет правильную форму классического седла, подъем и спуск не превышают 20°. На седле перевала тур, в котором обнаружилось целых две записки. В тот самый момент, когда группа собралась на перевале, нам навстречу из долины Ложи выехали три снегохода. Первые люди, встреченные нами на маршруте, и очень кстати! Теперь у нас есть накатанная колея до самого финиша маршрута.
Спуск с перевала на лыжах по снегоходному следу, получается быстро и весело.
Спускаемся в лес в долине Ложи, к логичному месту ночлега перед завтрашним преодолением Кубинского плато (так называют обширное плоское пространство на водоразделе рек Куба, Ложа и Карагу).
Весь мир лежал у наших ног,
Когда с вершины Альбагана
Мы наблюдали панораму; -
И вам послали пару строк.
06 марта 2014 года
р.Ложа - пер. Кубинское Плато (н\к) – верховья р. Аярык – пер. Айрыкский (2055 м., 1А) – верховья р. Аккая
Карта 12
Солнечно. Оказалось, что след снегохода, по которому мы так стремительно бежали вечером, рядом с нашим лагерем разворачивается на 180° и возвращается на добрый километр назад. Ничего не поделаешь, все равно это лучше, чем работать тропить свою лыжню. Следуя колее, полого поднялись на безлесное Кубинское плато. За несколько переходов пересекли плато.
Обогнув истоки реки Аярык, пологим траверсом подошли к взлету Айрыкского перевала.
Перевальный взлет представляет собой травянисто-снежный склон крутизной 20°.
С пологого перевального седла открылся вид на вершину Аккая, куда мы собираемся подняться завтра.
Спуск с перевала достаточно короткий, приводит к перелеску в долине ручья Аккая. Чувствуется, что мы попали в местность, которая гораздо чаще посещается людьми, - с дровами напряженно, но мы все же нашли небольшую сухую лиственницу.
Зимой Кубинское плато
Напоминает морозильник.
Проложен через царство льдов
Отнюдь не на Гавану зимник.
07 марта 2014 года
Верховья р. Аккая – в. Аккая (2402 м., 1А, рад.) – пер. Аккаинский + пер. Бугаташ (~2030 м., н\к) – Каракольские озера (турбаза)
Карта 13
Сегодня группа разделилась на две части: Павел и Юра пошли вперед на Каракольские озера, договариваться о ночлеге на турбазе, а остальные отправились налегке на восхождение на вершину Аккая.
Оставили рюкзаки недалеко от места ночлега, немного в стороне от снегоходной трассы. Вершина из долины одноименного ручья выглядит снежно-осыпным куполом.
Подъем на лыжах по пологим снежным склонам, на последнем участке сняли лыжи и пошли пешком по оголенным каменным россыпям.
На вершине свежий ветер, хорошая видимость позволяет вновь обозреть практически весь Горный Алтай.
Спуск обратно к рюкзакам по пути подъема, приятное катание на лыжах по легкой целине. С рюкзаками продолжаем путь по снегоходному следу, пересекаем платообразную местность над Аккаинским озером и пологий одноименный перевал.
След снегоходов уходит вниз влево к истокам реки Муирта, а мы продолжаем двигаться траверсом склона напрямик к перевалу Багаташ. Траверсируем на лыжах снежно-осыпной склон с плотным настом и застругами. Слева по ходу видны скальные останцы, клиенты турбазы на Каракольских озерах называют их «Замки Духов». Летом к ним проводится пешая экскурсия.
Седло перевала Багаташ широкое, травянисто-осыпное. Продолжение пути прямо на север выводит к обрывам Каракольского цирка Озерного белка, поэтому необходимо от седловины двигаться левее. Хорошим ориентиром служит целое поле высоких каменных туров, построенных летом коммерческими группами.
Западнее этих туров вновь находим снегоходную трассу. Придерживаясь колеи (следовать прямо по ней не всегда возможно из-за высокой скорости на спуске), спустились в лес и вышли к нижнему из Каракольских озер, а от него по лыжне поднялись к строения базы на большом озере.
Ушедшие вперед Павел и Юра успешно договорились со сторожем о ночлеге. Фактически, автономная часть маршрута закончена, но зимой автомашина может подняться только немного выше поселка Элекмонар, так что до реального финиша топать еще 25 км.
08 марта 2014 года
Каракольские озера (турбаза) – р.Каракол
Карта 14
Не спеша покидаем домик Каракольской турбазы.
Погода пасмурная, начался снегопад. Снегоходная трасса и конная тропа не спускаются от Каракольских озер вниз по долине ручья Тура, как того можно было бы ожидать, а делают достаточно большую петлю к северу, спускаясь в итоге к долине ручья Огой. Спуск – знаменитый Желоб (именно так, с большой буквы) – представляет собой этакую канаву на узкой просеке, в которой лыжник перемещается вниз с большой скоростью не всегда на лыжах. Благополучному исходу препятствуют камни, неожиданные участки наледей и просто повороты Желоба.
В конце концов, без потерь в живой силе и технике собрались на стрелке Огоя и Туры; дальше река меняет название на Каракол. Отсюда начинается автомобильная колея (мы прошли мимо припаркованной Нивы), в долине реки попадаются загоны для скота, отдельные строения, заборы и прочие элементы цивилизации.
По дороге на лыжах и пешком дошли до одной из турбаз в долине Каракола и договорились со сторожами о недорогом ночлеге. Как называется приютившее нас место, мы так и не выяснили, но на противоположном берегу реки – база Аркадия. Мы узнали это вечером в ходе рейда по поиску пропитания и напитков, приуроченных к 8 марта.
09 марта 2014 года
р.Каракол - р. Элекмонар
Карта 15
Погода снова солнечная. Финальные 10 км маршрута идем по дороге то пешком, то на лыжах. Неожиданным препятствием являются мокрые наледи, из-за которых зимой автотранспорт (за редким исключением) не поднимается в долину Каракола.
Река, сменившая название на Элекмонар, течет в красивой лесной долине с выходами скал.
В условленном месте встречаем «свой» микроавтобус.
Поход окончен.
Приложение
Геоданные
Маршрутные точки и трек пройденного маршрута можно скачать по ссылке.
Картографический материал с привязкой под OziExplorer
Карта ГГЦ 1:50000 (144 Мб) в формате .ozf4
Файл привязки .map
Автор: Константин Бекетов
47 |