04.08.2024 /
Себастьян Фосс-Солевааг и Адриен Тео: в числе наиболее важных трансферов Salomon
04.08.2024 /
Интенсивная подготовка и большие цели: путь Мирьям Пухнер к домашнему чемпионату мира
04.08.2024 /
Конфликт спортивных болельщиков: Ночная гонка против Лиги чемпионов
03.08.2024 /
Томас Дрессен: возвращение на веломарафон в Эцтале
03.08.2024 /
Виктор Муффа-Жанде: Интенсивная подготовка после сложного сезона
SKIGU.RU:Олег Кузякин - долгих горнолыжных лет! :-)
SKIGU.RU:Равновесие и неравновесие в г/л повороте
SKIGU.RU:Воробьёвы горы
Morzine - 2013
Теги: Portes du Soleil | Morzine | Морзин | Авориаз | Avoriaz | Франция
31.01.2014
12 - 26 января 2013 года
Маршрут: Москва – Гренобль – Морзин – Женева – Морзин – Шамбери – Москва
Состав – 5 человек, возраст - слегка за 50.
Цель поездки – катание на горных лыжах, экскурсия в г. Женеву
Впечатления от поездки
Покататься в Portes du Soleil хотелось давно, это была последняя неосвоенная французская “большая” зона катания. По моему разумению, к “большим” зонам относятся, кроме Portes du Soleil, также Еspace-Кilly, Paradiski и, конечно, 3 Vallées. Большие курорты – это когда и двух недель катания мало…
И все плюсы, и все минусы катания в “большой” зоне в Portes du Soleil присутствуют.
Но есть и отличие - не все склоны доступны без хождения пешком и/или поездки на ски-бассе. Сначала казалось – это плохо. Действительно, ну что хорошего таскать лыжи на плече в ботинках или ездить на автобусе, теряя драгоценное для катания время…
А вот прошёл год… и появилась мысль – а есть в этом и маленький, но плюсик! А именно - склоны, куда непросто добраться, - более малолюдны, в лучшем состоянии.
Так что… вот, а далее подробности.
Часть I
Проживание
Не о всех станциях – только, что видел.
Авориаз (Avoriaz). Если планируется постараться освоить по-возможности всю зону катания, то однозначно, надо жить в центре, т.е., фактически выбор между Морзином и Авориазом. Информации по проживанию в Авориазе много. И везде описано, что проживание в Авориазе позволяет кататься “от дверей” для любого отеля. Это не совсем так. Конечно, мы видели не все отели в Авориазе, но для некоторых, расположенных в районе CROZATS, например Antares, вернуться к дверям придётся скорее всего пешком, причём в гору. Наверно, выбор в пользу Авориаза стоит делать при поездке в марте-апреле – не должно быть проблем со снегом. По расположению приглянулись аппартаменты Sepia.
Как вариант, рассматривалось проживание в Les Prodains. Вроде как и не высоко, а до катания в сторону Авориаза ближе.
Прямо за автостоянкой – апартаменты с демократичными ценами, на дальнем плане ангар – это нижняя станция новой канатной дороги в Авориаз - многоместные “яйца”. Торжественный пуск вроде как состоялся , но верхняя станция на момент нашего пребывания была еще не полностью готова и яйца не работали. Чуть правее ангара – нижняя станция старой креселки Varane.
Ски-бассы до Морзина в часы пик ходят часто, вечером реже, последний около 19-00.
Мне сейчас кажется – правильно, что НЕ выбрали для проживания Les Prodains. Выигрыш во времени, чтобы добраться до Авориаза, по сравнению с Морзином, небольшой. А вот что делать по вечерам… На любителя.
Проживание во всех остальных станциях курорта приведёт к большим трудностям при желании посетить противоположный конец "Portes du Soleil". Однозначно. Мы планировали за две недели обкатать всё. Не получилось.
В St-Jean d’Aulps добраться можно только на автобусе. Ходит редко (из Морзина). Более того, он не подъезжает непосредственно к нижней станции подъемника – надо идти пешком или подъехать на “местном” ски-бассе. Так и не собрались.
В одни из погожих дней попытались добраться до дальних от Морзина станций – Abodance и La Chapelle d’ Abodance. Путь туда лежит комбинированный – лыжи+автобус. Не успели, застряли в Torgon’е и бегом домой.
Morgins, Швейцария. Симпатичный городок. Более-менее в центре курорта. Связан ски-бассами с другими станциями. До подъёмников отовсюду недалеко, есть отели прямо у подъемника.
Champoussin, Швейцария. Вытянутая вдоль долины и дороги деревня. В основном шале. Но склоны хорошие.
Torgon, Швейцария. Ну совсем на краю курорта. Но если хочется ездить на экскурсии по городкам Женевского озера – очень удобно. Несколько многоэтажных апартаментов около нижней станции подъемника.
Les Closets, Швейцария. Несколько многоэтажных апартаментов около нижней станции подъемника. Как-то неуютно. Кассы и туалет (название станции обязывает посетить) под землёй, рядом с нижней станцией восьмиместной креселки Closets. Но катание… лучшее в швейцарской части (это, конечно, субъективно).
Шатель (Chatel), Франция. Довольно большой городок, похож на Морзин. Несколько подъёмников, нижние станции связаны ски-бассами. Сам городок симпатичен, является центром, из которого легко доехать на ски-басе до других станций - Morgins, Linga, Pre La Joux, Abodance и La
Chapelle d’ Abodance. Если там жить, то на катание “от дверей” рассчитывать не стоит. Мы туда попали, спустившись в Linga и сев там на ски-басс. Вышли на остановке у церкви и у нижней станции подъемника Super Chatel, хотя , если целью (как у нас) является попасть в зону катания Torgon, стоит проехать дальше, до нижней станции подъемника Petit Chatel.
Ле Же (Les Gets), Франция. Мне понравилось, особенно, если не ставить целью катание по всему курорту "Portes du Soleil". И сам городок, и собственная зона катания немноголюдны. Можно найти жильё на любой вкус и по качеству, и по расположению.
Морзин (Morzine), Франция, высота над уровнем моря 1000м - можно считать центральным на курорте "Portes du Soleil".
Собственно, именно по расположению в центре курорта и по небольшой высоте (здоровье рекомендует не жить высоко) он и был выбран из многочисленных вариантов проживания на курорте. Так что о Морзине получится поподробнее.
Как вариант, рассматривалось проживание в Les Prodains. Вроде как и не высоко, а до катания в сторону Авориаза ближе.
В центре курорта расположен Офис по туризму, где раз в несколько дней работает русскоговорящий менеджер. Там же можно взять проспекты по курорту и книжечку с расписанием автобусов. Если нужен доступ WiFi – можно обратиться к менеджеру, дадут пароль.
На площадь с Офисом по туризму (она так и называется), выходят, в том числе, и две центральные улицы – De La Plagne и Du Bourg. Если от площади пройти по Du Bourg, то по левой стороне, после небольшого обрывчика, будет большой спортивный магазин. Спустившись вниз по лестнице (внутри магазина есть лифт), окажетесь рядом с супермаркетом Carrefour. Тут самый большой выбор и самые демократичные цены. Если пойти по De La Plagne, то недалеко от центра будет продуктовый Spar, подороже, а ещё дальше, за бензозаправкой, по левой стороне будет продуктовый супермаркет “défaut”, цены как в Carrefour, но выбор меньше.
Если перейти через реку по мостику около нижней станции подъемника Super Morzine (спустившись вниз на лифте), то попадёте к спорткомплексу – справа от мостика крытый каток , слева “водный” комплекс – бассейн и сауна. Работает до 20-00, сеанс 12 евро.
На входе, около ресепшена, есть автомат, торгующий купальными принадлежностями, и даже недорого. Народу немного. Бассейнов два – стандартный 50-метровый с дорожками и “лягушатник”. Банный сектор небольшой, три одинаковых сауны – мужская, женская и микст (судя по надписям). Посетители половую принадлежность саун почему-то не соблюдают. Но так как народу мало, никто к нам не “подселялся”. Еще есть контрастный душ и помещения типа турецких бань с паром, приправленным эвкалиптом, что было очень хорошо. Рекомендовано страдающим кашлем.
Автобусных маршрутов (ски-басов) довольно много. Ски-басс “Petit Train” (стилизован под паровозик) ходит по кругу, соединяя нижние станции подъемников Super Morzine и Pleney. Круг занимает около 20 минут. В дневное время есть перерыв на обед. В часы “пик” может всем не хватить мест. Маршрут А ходит в Les Prodains к подъемникам в Авориаз. Маршрут N ходит в зону NYON. И т.д. Есть маршрут ски-басса в Ardent мимо озера Lac De Montriond, откуда есть подъемник в Les Lindares. Рассматривался как вариант”ускоренной” заброски в сторону Швейцарии , минуя Авориаз. Но он ходит в Морзине по другому берегу речки, около спорткомплекса. Для нас ближайшая остановка была у мэрии, что довольно далеко пешком, только на других ски-басах с пересадкой. И к тому же он ходит не часто, надо подгадывать с расписанием. В сторону St-Jean d’Aulps, Montriond и Les Gets ходят автобусы, где можно только сидеть, по расписанию, остановки есть у подъемника Pleney и на площади на улице De La Plagne недалеко от нижней станции подъемника Super Morzine.
Мы жили в апарт-шале “La Potiniere”, на улице Joux Plane , по описанию на сайте курорта 50 метров до подъемника Pleney. Подобрали из вариантов на сайте курорта, там же заказали ски-пассы со скидкой. По факту пройти до подъемника надо было метров 100, а с горы Pleney (с Piste В) на лыжах доезжали по проулкам до противоположной стороны улицы Joux, оставалось только перейти.
Хозяева, пожилая пара, живут на втором этаже, третий этаж - иногда заходит их внучка, а в аренду сдают первый этаж. В жизнь квартирантов не вмешиваются. Апартаменты понравились. Туалет один. Ванная комната с ванной. Еще один обособленный душ. В кухне стиральная машина, посудомойка, электроплита, микроволновка, холодильник. Есть электрический чайник (во Франции не всегда в апартаментах), кофеварка, роклетница. Гостиная большая, хороший набор посуды, телевизор, раскладной диван. Три отдельных спальни – одна на двоих, другие на троих. Бесплатного WiFi нет. Я думаю просто у хозяев нет его физически, можно поймать несколько точек, но все запаролены. Хозяева знают только французский язык, общение знаками, через внучку (она знает английский) и при помощи гугл-переводчика - очень помогал. До “дальнего” подъемника Super Morzine ходили пешком, минут десять , обратно обычно дожидались “паровозика”.
Наши знакомые жили в апартаментах “Монтана”, расположенных на пересечении улиц Joux Plane и Grand Hotel. От “Монтаны” до обоих подъемников примерно метров 200, что удобно, и к тому же, с горы Pleney они на лыжах подъезжали прямо к крыльцу. И беcплатный WiFi.
В один из дней мы ездили на экскурсию в Женеву. Туда и обратно на автобусе SAT. Агентство SAT находится на улице Du Bourg, если идти от центра, то на левой стороне, дальше чем Carrefour, не доходя мэрии. Автобусы ходят три раза в день, время в пути около 2-х часов, стоимость туда-обратно около 60 евро. Уехали на первом, примерно в 9 утра, вернулись на последнем около 20-00. Билеты брали заранее, но автобус был пустой, можно было бы купить и перед отправлением. Дефицит мест возможен, пожалуй, в дни массовых заездов. В Женеве автобус сначала заезжает в аэропорт, а затем на конечную , в центре города. Женева – город в основном деловой, много офисов и дорогих магазинов. Тем не менее, заметив на улице многочисленных прохожих с одинаковыми пакетами и проследив источник, нашли супермаркет, где был день распродаж. Желающие прибарахлились. И шоколад был реально дёшев – потом жалели, что мало взяли. Тем не менее, времени хватило посмотреть “старый” город. Находится на противоположном от конечной автобуса и делового центра берегу Роны. На стенах домов многочисленные мемориальные таблички – кто из знаменитостей проживал - Руссо, Державин…. Дедушку Ленина не нашли. Старый район виден издалека по зелёному шпилю собора St. Pierre. Вход в собор бесплатный, а вот в музей под ним и на колокольню – за деньги. Подняться на смотровую площадку стоит 2 евро, но не жалко – вид на всю Женеву….
Самое интересное из всей экскурсии. Сверху разглядели луковки православной церкви, дошли до нее – вход платный. Погуляли по улицам и многочисленным скверам, по набережной Роны и озера. По дороге набрал шишек местных хвойных деревьев, в Москве натряс семян – что-то взошло, пока растёт, посмотрим. Из практической информации – пользовали два бесплатных туалета – на площади у собора и на набережной. Общее мнение – поездка стоит того, особенно если подгадать денёк с “некатабельной” погодой.
Теперь о главном – катание.
Общее впечатление – из-за необходимости при переезде от станции к станции постоянно снимать лыжи и ходить пешком или пользоваться ски-бассом, курорт "Portes du Soleil" мало подходит для полноценного освоения всех трасс за одно посещение. Даже за две недели. Ну разве что всё время будет идеальная погода.
На нижних станциях крупных подъемников в кассах обязательно берите карту-схему данной зоны. Карты отличаются – с одной стороны общая схема трасс всего курорта, с другой стороны – более крупномасштабная схема ближайших станций, трасс и подъемников.
Морзин (Morzine), Франция
К Морзину можно отнести “домашнюю” гору Pleney и зону горы Nyon.
На Pleney из Морзина идёт три ветки подъемников – “яйца” и фуникулёр с общим названием Pleney и две очереди медленных четырёхместных креселок Crusaz и Mouilles.
Фуникулёр ходит допоздна. Креселку Crusaz включают по вечерам, когда есть вечернее катание, на ней есть промежуточная высадка для катания по освещённой трассе Stade.
Многочисленные синие трассы с Pleney в Морзин неплохи, но очень перегружены, к вечеру местами разбиты. Мы обычно заканчивали день на Pleney, катаясь по красной Piste H и поднимаясь на подъёмнике Mouilles. К концу дня народу никого, трасса в приличном состоянии, ну и последний спуск до низа по Stade. Так-то можно было бы все спуски делать до низа, но уж больно лениво снимать–одевать лыжи, чтобы подниматься на “яйцах”. А вот если попадали на Pleney с утра, то первый разминочный спуск делали по Piste G – вельвет по лесу… сказка.
Хотелось покатать по ней несколько раз подряд, пока нет народу, да жаль терять время на медленной трёхместной креселке Fys. Поэтому, спустившись один-два раза, через туннель переезжали в зону Nyon.
Четырёхместная креселка Favre не только медленная, но и без подножек. Но вот лесная красная трасса под ней Chamois утром, по вельвету…Рекомендовано. Если проехать по Chamois до конца, то попадёте к автобусной остановке и нижней станции фуникулёра Nyon, но смысла это делать нет, если только не планируете на ски-бассе вернуться в Морзин. На горку Nyon идёт тоже медленная трёхместная креселка Pointe, но подняться стоит – и ради вида с верха, и красной трассы вниз. И есть спуски для любителей внетрассового катания. По трассе Coutalays (почему-то нарисована красной) спускаешься на площадь “трёх подъёмников” и нескольких точек общепита. Здесь тихо даже в плохую ветреную погоду.
Шестиместные креселки Charniaz Express и Troncs более-менее новые и быстрые. На Charniaz Express можно перебраться в Les Gets, красная трасса Chevrelles под ней в верхней части достаточно интересна, но внизу сильно выполаживается, а являясь “транзитной”, прилично загружена. Медленная четырёхместная креселка Tetes приводит к самой интересной части зоны Nyon. Вот только кататься здесь, под быстрым шестиместным подъемником Chamoissiere, для полного удовольствия, желательно в хорошую погоду. Красная трасса Arbis и малолюдная, и широкая, и действительно красная. А для любителей попрыгать по буграм – чёрная Creux, как разминка перед “Швейцарской стеной”.
Ле Же (Les Gets), Франция
Катание с двух сторон от посёлка. Французы , как мне кажется, могли бы построить нижние станции подъёмников из поселка на разные стороны долины в одном месте, но разнесли метров на триста – минут пятнадцать пешком или на “Petit Train”.
У паровозика днём часа полтора перерыв на обед. Если целенаправленно ехать из Морзина кататься на противоположную сторону долины Ле Же, т.е. на гору Mont Chery, то быстрее всего с Pleney спуститься по синей Crocus (“школьная” трасса!), чуть выше нижней станции подъёмника Folliets du Golf надо уйти влево в туннель под дорогой, а потом, доехав до линии “яиц”, не пропустить отворот направо, и тогда, спустившись вниз вдоль самого правого бугеля, можно будет проехать до самой дороги и останется пройти метров 100 до подъёмника на Mont Chery, перейдя две дороги и забирая чуть правее. Чтобы вернуться из Ле Же в Морзин на лыжах, оптимальнее всего сначала подняться на шестиместной быстрой креселке Chavannes Express, а затем спуститься до нижней станции подъёмника Folliets du Golf сначала по синей (скорее зелёной) Gentiane, не пропустив поворот на Bruyere, пересекая бугель Mouille au Roi, главное не тормозить, а то придётся толкаться.
Mont Chery – вот горка, которая пришлась по душе всем в нашей компании. Да и вообще, мне кажется, она не может не понравиться. Трассы любые, все широкие и малолюдные. Место-то “тупиковое” – дальше ехать некуда, добраться не совсем просто. Склоны – на три стороны света, можно подобрать по погоде. На всём курорте эта гора чуть не единственное место, где оборудованы места для пикников – есть столики на трассах, а в цокольном этаже верхней станции “яиц” Mont Chery оборудовано общедоступное тёплое помещение со столами, лавками, стульями и туалетами. Как сейчас говорят – ЗАЧЁТ!
На другую сторону долины из центра Ле Же идут параллельно две нитки подъемников – шестиместная креселка Chavannes Express на самый верх и “яйца” Chavannes до середины склона, где расположены детские городки и общепит. Трассы под ними очень многолюдны, много учебных групп. Красная трасса Mauve в лесу неплоха, и если подобрать время (когда все обедают), можно неплохо прокатиться, а в другое время – просто демонстрация из начинающих.
Поднявшись на Chavannes Express, можно перевалить в сторону Nyon или спуститься в своеобразный цирк над Ле Же, из центра которого расходятся веером пять кресельных подъемников (в наш год один не работал).
Если подняться на быстрой четырёхместной креселке Ranfoilly Express, то в хорошую погоду видно Mont Blanс и трассы курорта Grand-Massif, спускающие к посёлкам Samoens и Morillon. Хороша красная трасса Tulipe, но на ней в наши сроки тренировались юношеские команды в скоростном спуске. На перегибах трассы лыжники совершали небольшие полёты, девочки забавно повизгивали и как-то сразу было виден уровень “безбашенности” – кто сбрасывался перед прыжком, а кто получал кайф и старался улететь подальше. После тренировки трассу открывали и можно было покататься всем. Вот только был неприятный случай - к счастью, кончилось хорошо - на приличном ходу перед перегибом внутренний голос подсказал поосторожничать… и точно – на крутяке, точно по центру, “завис” малыш с родителями, еле-еле я отрулил от них. Успел остановить остальных. Накричал на родителей, потом самому было неприятно. На противоположную сторону “цирка” идут две креселки. Налево от верхней станции медленной (к сожалению) креселки Rosta все трассы хороши, только не очень понятно , почему Yeti чёрная.
А вот чёрная Myrtilles под быстрой креселкой Grand d'ÓrExpress понятно почему – просто не ратрачат, бугры. От верхней станции Grand d'ÓrExpress стоит проехать направо на красную трассу Melezes. Замечательно. В лесу широкая, народу мало (опять же “тупиковое место), рельеф , быстрый шестиместный кресельный подъемник Perrieres. Параллельная синяя Vorosses загружена учебными группами, но в обеденное время свобода. Можно кататься до “упора” , автобусная остановка внизу, только ски-басс до Морзина ходит по расписанию.
Автор: Александр Соколов
Другие статьи автора:
Курорты:
9 |