04.08.2024 /
Себастьян Фосс-Солевааг и Адриен Тео: в числе наиболее важных трансферов Salomon
04.08.2024 /
Интенсивная подготовка и большие цели: путь Мирьям Пухнер к домашнему чемпионату мира
04.08.2024 /
Конфликт спортивных болельщиков: Ночная гонка против Лиги чемпионов
03.08.2024 /
Томас Дрессен: возвращение на веломарафон в Эцтале
03.08.2024 /
Виктор Муффа-Жанде: Интенсивная подготовка после сложного сезона
![Разочарование :facepalm:](/upload/main/smiles/5/bx_smile_facepalm.png)
SKIGU.RU:
![](/images/ukaz_sn.gif)
SKIGU.RU:
![](/images/ukaz_sn.gif)
SKIGU.RU:
![](/images/ukaz_sn.gif)
Иногда можно пожить и вне курорта
Теги: Швейцария | Chur | Lenzerheide
14.11.2012
Умудрилась я тут в сезоне 2011-2012 пожить не на курорте, а в обычном швейцарском городке Chur с удобным транспортным сообщением с горнолыжными курортами и нисколько не разочаровалась.
![]() |
Вид на город
Я уже давно к нему присматривалась. Даже читала отзыв о проживании в этом месте и поездке по окрестным курортам, правда, без лыж. Да и в этот раз я нельзя сказать, что полноценно использовала все возможности этого проживания. Так, скорее опробовала, и посмотрела, насколько это пригодно в будущем. Но обо всем по порядку.
В моих планах первоочередной задачей было посещение не виденного ранее Lenzerheide. Но, поскольку я не нашла подходящего мне краткосрочного проживания там, Chur стал хорошей альтернативой.
Chur - столица кантона Граубюнден и одновременно довольно крупный транспортный узел. Помимо расходящихся панорамных маршрутов Glacier Express, Bernina Express и Arosa Express от него сравнительно недалеко расположены горнолыжные курорты Arosa (55 мин), Laax (Flims, 26 мин), Lenzerheide (42 мин, 25 мин – ближняя точка катания), Davos-Klosters (63 мин), а также можно достичь и St. Moritz (2 часа). И все это ненапряжно достигается на общественном транспорте – где-то на автобусе, где-то на поезде. Да и в самом городе расположен подъемник с небольшой зоной катания.
![]() |
Автовокзал Chur
Вообще удобство такого размещения было ориентировано на посещение трех курортов – Arosa, Laax и Lenzerheide. При любви к лыжному сафари и постоянно новым трассам, каждый курорт на неделю – многовато, постоянно перемещаться с багажом по курортам – напряжно, а жить на одном, а перемещаться по всем – тоже менее эффективно. Говорят, правда, что уже на следующий год объединят Arosa, где основное достоинство - большой жилищный фонд и Lenzerheide, где более обширная зона катания. Но, даже при этих условиях и наличии 8 катательных дней, я не уверена, что не выберу следующим местом проживания опять Chur. Распределить заранее дни катания между Lenzerheide/ Arosa и Laax я не берусь. Оптимум – по 4 дня на каждый курорт.
Chur расположен всего в 1 ч. 40 мин. езды от аэропорта Цюриха. Удачно воспользовавшись этим фактом, прилетев в Цюрих рано утром, максимально быстро достигла Chur, бросила в забронированный четко возле вокзала отель ABC Swiss Hotel вещи, и буквально через 18 минут двинулась в сторону Arosa, убивая сразу двух зайцев – посетить панорамный маршрут и покататься на курорте, благо трасс там меньше, чем на день – всего 70 км.
Несмотря на то, что до Arosa расстояние очень небольшое, поезд едет целый час. Поезд, кстати, в этом году поменяли. Вместо трехвагонного веселого синего составчика, раскрашенного в цвета Arosa, ходит современный, но стандартный, более длинный состав с панорамными вагонами, удобными креслами и электронным табло, показывающим остановки.
Добираться машиной до Arosa никто не рекомендует - дорога сильно петляет и удовольствия никакого.
![]() |
Современные вагоны
Ж/д дорога также изобилует поворотами, набором высоты, тоннелями и мостами, а так же противолавинными ограждениями. Паровозик скользит по склонам по узкой дорожке, а вниз часто уходят довольно крутые обрывы. Остановки в пути по требованию. И очень непривычно, когда видишь небольшой домик в стиле шале – и это железнодорожная станция.
![]() |
Ж/д станция
То ли день был пасмурным, то ли избалована я видами Швейцарии, а может быть, смазывалось впечатление усталостью от бессонной ночи, но панорамный маршрут меня не впечатлил. На фотографиях в интернете все выглядело более впечатляюще. Даже одна из основных достопримечательностей маршрута – мост-виадук Лагви, старейшее железобетонное сооружение в Европе, – не изумил.
![]() |
Мост-виадук, который очень красив в солнечный день.
Местный житель, с которым познакомилась в поезде, показывал самые интересные виды для фотографий (но из-за отсутствия достаточного количества света все выглядело довольно мрачным), а также посетовал, что эта зима очень неудачная – сначала снега не было, а потом его стало слишком много, а теперь очень тепло, и он быстро тает. А еще, когда насыпал снег, погибло много животных, которые в поисках пищи выходили прямо на железнодорожное полотно. Животных действительно много. За час пути я видела в разных местах особей двадцать с рогами, а также кучки мелких.
В Arosa поезд прибывает на центральную площадь. И кругом кишит народ и стоят конные повозки – верный признак того, что это место тоже нельзя однозначно назвать горнолыжным курортом для катающихся. Этим здесь увлекается процентов 20 отдыхающих. Остальные просто наслаждаются отдыхом в горах, возможностей для разнообразия коего здесь предостаточно. А еще у Arosa очень удачное месторасположение – она расположена, скажем так, в тупиковом месте, поэтому здесь очень чистый и лечебный воздух. В прошлом году на себе испробовала. Хорошо.
![]() |
Конные повозки
Архитектура поселка разнообразная, но это никак не альпийская деревня. Постройки разноцветные, как в современном стиле, так и под старину, но все малоэтажное. Вообще курорт довольно милый и располагающий к отдыху, когда радуется глаз. В течении дня множество народу просто гуляет по городу или сидит в небольших ресторанчиках и наблюдает за окружающими.
![]() |
Виды курорта
А еще по городу расставлены многочисленные указатели по пешеходным маршрутам с указанием конкретной точки, направления движения и времени, за которое можно ее достичь.
Да, а вот на машине сюда приезжать не рекомендуется – дорога просто изобилует поворотами. По городу все передвигаются на конных повозках или автобусах, раскрашенных, как и основной гондольный подъемник, в синий цвет с веселым рисунком.
И пара слов о катании
Наверное, правы отдыхающие, которые не за этим сюда ездят. Несколько часов ненапряжной разминки, чтобы ноги вспомнили движения и слегка пришли в форму.
![]() |
Подъемник, который находится в одной минуте ходьбы от железнодорожной станции, закидывает вас в основную зону катания. Катание, за исключением нижних спусков, на открытой местности, никаких тебе елочек. С учетом очень теплой погоды, которая была в мой приезд, и невысокой высоты курорта, четырех часов пребывания в Arosa мне вполне хватило покататься, и еще немного времени, чтоб запечатлеть курорт, а потом я направилась по месту своего ночлега в Chur, чтобы посвятить остаток светового дня знакомству с тамошними достопримечательностями.
Lenzerheide-Valbella
Об этом курорте я слышала восхищенные возгласы не раз от самих швейцарцев: «Это так здорово — склоны расположены на две стороны от курорта, что позволяет кататься целый день на солнце». А вот от наших соотечественников я слышала о нем мало. Вернее, там почти никто не был. И я не была до этого года. Пришлось исправлять недочет. Единственным неудобством было то, что удалось собрать очень мало информации по месту.
До Lenzerheide добиралась автобусом (не ски-бус). Дорога довольно примечательная — сначала миниэкскурсия по исторической части Chur, потом автобус взмывает над городом, открывая очень интересную панораму на весь город, еще немного движения по сельской местности, и уже начинается регион катания курорта Lenzerheide.
![]() |
Попутные пейзажи
Собственно, там четыре основных населенных пункта, расположенных друг за другом – не доезжая до дающих имя региону Lenzerheide и Valbella, проезжаем еще скромные Churwalden и Parpan. Что поражает при взгляде на курортный комплекс — преобладание белого цвета в строениях. Я застала регион в солнечную погоду, и курорт смотрелся фантастически. Архитектура составляет сочетание стиля белого шале со светлыми крышами и современных построек, тоже выполненных в светлых тонах. На фоне белого снега все смотрится восхитительно.
![]() |
Направившись на курорт в первый день катания и понадеявшись на русский авось, я не стала подробно разбираться в премудростях расположения подъемников и отдельных зон катания. Просто взяла билет до конечной станции Lenzerheide-Post, где, собственно говоря, и вышла с основной массой народа. Все отлично. Стоим в центре курорта. Подъемников не видно, куда идти или ехать непонятно, и кругом одни бабушки, снаряженные для пеших прогулок.
Лишь минут через десять остановился какой-то ski-bus напротив. Там лыжников полно уже в полном обмундировании. Честно рассудив, что хуже не будет, и вообще уже пора покататься, я на нем и уехала, оставив остальную толпу обозревать окрестности. Везение было на моей стороне. Из четырех маршрутов ski-bus, курсирующих по городу я попала на тот, который позволяет доехать до точки, откуда начинается Ski-safari по всему региону (хотя это я узнала позднее; маршрут назывался типа Rot Boot), рассчитанный на один день и не предполагающий повторных проездов по трассам. В общем, попала я в крайнюю точку региона — к подъемнику Tgantieni.
Немножко отвлекшись от личных перемещений и предпочтений, можно констатировать, что на самом деле ближней точкой к Chur является нижняя станция подъемника в Churwalden. И расположена она удобнее — от остановки автобуса ее видно, и ехать до нее минут на 15 меньше, чем до Lenzerheide. От нее можно подняться в зону катания Churwalden или на неспешном кресельном подъемнике в основную зону. Можно выйти и в Valbella, откуда пройти пешком до подъемников как на западные, так и на восточные склоны. Дальняя точка Lenzerheide-Post удобна тем, что предполагает выезд на оптимальный маршрут ski-safari.
Теперь собственно о катании
Регион располагает 155 км трасс, с соотношением 71 км легких, 65 км средних, 19 км — черных. Подъемники — мне все больше встречались кресельные. Бугели по минимуму, особенно те, которых не избежать. Большая часть бугелей расположена, в отличии от других курортов, внизу, а не наверху. Креселки — разные. Ближе к центру курорта современные с колпаками, на окраинах — древние и более медленные.
![]() |
С учетом того, что обкатывала я регион в исключительно теплую погоду, когда был внизу влажный снег и мокрые бугры, нижние трассы, преимущественно совсем легкие, как раз я пропустила вместе с бугелями, а также встречающимися там елочками. Так что кататься пришлось по преимущественно открытому голому пространству.
Регион можно условно разделить на три части: восточные склоны, западные склоны и Churwalden, который лежит несколько в стороне. Ski-safari на лыжах возможно только в одну сторону — с восточных склонов на западные, так как переход между регионами в районе Parpan работает в одну сторону. Западные склоны — повыше и поинтереснее, восточные — более разминочные.
Система подъемников на восточной стороне очень простая. Они идут параллельно друг другу, вытягивая в две очереди наверх. Они нитками проходят по склону и имеют очень близкую стыковку: с одного сошел – видишь метрах в 30-50 основание второго.
В принципе, если посмотреть карту, дальше все довольно просто — можно кататься и без карты нее на этой стороне, либо поднимаешься наверх и обкатываешь трассы, которые ведут к основанию того же подъемника, либо двигаешься по часовой стрелке к основанию следующего подъемника (в зависимости от погодных условий — либо до низу, либо до промежуточной очереди).
![]() |
А вообще забавно кататься, особенно в верхних частях, со склонов можно наблюдать большую часть региона катания, как противоположные склоны, так и частично склоны этой стороны.
![]() |
Стартую от подъемника Tgantieni. Там наверх вытягивают две старые креселки, и на них обычно самые большие очереди, которые видела в регионе. К основанию подъемника ведет очень милая трасса, но ехать туда не хочется. Несмотря на утро, под палящими лучами солнца трасса уже порастаяла, набились бугры, и вообще снег тяжелый. У меня не стояло целью объехать непременно все — хотелось просто кататься в свое удовольствие. Поэтому я и поехала просто по выработанной для себя схеме: кататься до середины горы, там, где интересно. Три с небольшим часа ушло на обкатывание восточной стороны. Отдельно описывать какие-то участки смысла нет, все там ненапряжно и комфортно, каких-либо сложностей нет.
![]() |
Дальше в планах был Churwalden, но с ним я обломалась. Переход в регион возможен был только через нижние трассы. Но в исключительно теплую погоду мои новые еще необработанные лыжи категорически отказывались ехать по размокшим трассам. На второй день случилось тоже самое, о чем я искренне пожалела.
Регион на самом деле заинтересовал. Когда проезжаешь его на автобусе, то он так и притягивает к себе. Одинокая гора, на которую ведут две нитки подъемников, и спускаются три широкие, по виду с немаленьким уклоном трассы. И практически полное отсутствие народу. А вот снег там кажется еще более белым, чем в Лензерхейде. Хотя все та же восточная сторона, и кататься там лучше утром.
![]() |
Но… Не смогла, так не смогла. Зато обкатала западные склоны. Там уже поинтереснее. Переход действительно между регионами есть. Такая разноплановая исключительно размокшая трасса с лужами, и иногда пересекающая местные тропинки в виде канав. Не могу сказать, что приводило в восторг ныряние в очередной раз в лужу с остатками снега, да еще на полной скорости, но вариантов не было. Уровень дорожек и уровень переезда имели значительные колебания по высоте, и любое замедление скорости обрекало потом на пешеходное движение вверх из переезда и в дальнейшем по траверсу.
Зато выныриваешь к новой креселке, которой заменили еще указанный на наших старых картах бугель. И уже оттуда начинаешь движение в произвольном направлении. Здесь схема катания менее упорядочена. Хотя вариантов то немного. Можно преодолеть несколько вариантов спуска вниз к основанию подъемника, можно двинуться окольными путями на одну из верхних точек. А вообще-то без разницы — все равно все обкатывать. Но в целом, то ли за счет меньшего раскисания трасс, то ли действительно здесь трассы поинтереснее, покруче и кататься оказалось намного приятнее. На самую верхнюю точку региона Rothorn (2865) ведет исключительно медленный старый маятниковый подъемник.
![]() |
Оттуда проезд по дорожке, часть пути причем проходит в так называемом тоннеле-галерее, а потом — довольно мило — 2 черные трассы. Правая больше предназначена для объезда сложного участка среднекатающимися, а левая — для тех, кого не пугает крутизна, вполне даже ничего. Еще из интересных трасс на западных склонах располагается кубковая трасса. Вот она-то уж точно пользуется исключительной популярностью и разбивается очень быстро. В минусовую погоду там, должно быть, очень захватыающе — жестко и круто... Мне же досталось — круто и супермягкобугристо. Чего я туда полезла? Ох уж это стремление к проехать везде, а тут еще и крутизна заинтересовала...
Что еще удобно, на курорте существует несколько разнообразных вариантов спуска вниз, в каждую значимую точку (основание подъемников или автобусная остановка), поэтому возвращение в город, в отличии от многих мест, не представляет никаких сложностей.
Для тех, кому дальше пересаживаться на рейсовый автобус, точкой возврата все ж посоветовала бы избрать конечную остановку – Lenzerheide-Post, потому что автобус на обратном пути заполняется прилично, найти свободное сидячее место на других остановках будет проблематично. Автобус вообще чрезвычайно популярен как среди туристов, приезжающих покататься на горных лыжах из Chur, так и среди любителей пеших прогулок, а также беговых лыж.
И для любителей внетрассового катания. Там до этого желающих мало. Возможности по виду есть – как многочисленные поля между подъемников, так и спуски с западной стороны. Правда, спуски не длинные, так как высота отдельных вершин на этом курорте не высокая. Местами раскатано, местами – просто видны одиночные следы. В мое посещение курорта условия были уже не очень – из-за перепадов температур сверху была ледяная корка, но за две предыдущие недели, после последнего снегопада, даже половины пространства раскатать не успели.
Что еще сказать. Катание у меня было одиночным, с утра до вечера, перерывов делать не хотелось, да и надобности не было. При таком способе передвижения — не надо никого нигде ждать, тебя никто не ждет, single-line на подъемнике (здесь это в отличии от того же St. Moritz работает правильно), карту я вообще почти никогда не смотрю — общую картинку помню, указатели есть, выбором трасс не заморачиваюсь, — интенсивность катания возрастает как минимум на 30%. К концу второго дня я немного испугалась – появилось чувство, что я накаталась... Причем это не в смысле текущего дня, а вообще. Подумав с ужасом о предстоящих 14 днях катания, а также увидев признаки явного предстоящего ухудшения погоды, в 3 часа я решила направить свои лыжи в сторону завершающего спуска вниз. Как оказалось, правильно – зато по пути получила неплохую развлекательную программу. Была суббота, а может, какой-то праздник, в общем, умудрилась посмотреть не то концерт, не то соревнование, не то карнавал. Но, в общем, там играли разряженные музыканты в разнообразных довольно странных одеяния. А кругом веселился народ. Причем самих музыкантов было намного больше, чем зрителей. На самом деле забавное зрелище.
![]() |
В целом о регионе - два дня было в самый раз. Погода была теплая, поэтому нижние трассы оценить в полной мере не удалось. Западные склоны (сторона, где кубковая трасса) – поинтереснее и посложнее. Нашлась пара-тройка очень интересных спусков. Восточные – совсем ненапряжные. Но это в плюсовую температуру. На ветру и в холод, наверное, там очень даже ничего. Порадовало минимальное количество бугелей на пути. Подготовка трасс хуже Давоса и Санкт-Морица. Трассы разбиваются и бугры нарываются. Это, конечно, не как во Франции-Австрии, но по сравнению с другими швейцарскими курортами явственно хуже. Народу немало, много местных, а также немцев. У них это тоже типа домашней горки для корпоративных мероприятий. Не видела больших компаний, катающихся вместе. На горе – в основном публика среднего возраста.
И впечатление о курорте. Очень мило. Приятные домики, красиво. Из того, что видела слегка прогулявшись по городу – все очень аккуратненько и чистенько, никаких обветшалостей. Машины кругом в основном не из дешевых. Ценник в магазинах и ассортимент – вообще не воодушевил (в Давосе даже больше понравилось, не говоря уже о Chur). Много прогуливающихся пенсионеров.
И еще пара слов о месте проживания Chur
Историческая часть города совсем небольшая. Но пару вечерних прогулок вполне можно посвятить гулянию по городу. Набор достопримечательностей стандартный для небольших Швейцарских городов – расписные дома, Кафедральный собор и местная достопримечательная церковь — церковь святого Мартина, старый вход в город. Улочки витиевато вьются, выводя вас то к одной, то к другой исторической постройке. А еще в Chur хороший шоппинг по маркам среднего уровня. С учетом периода распродаж, можно было бы неплохо закупиться при желании.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Погода была замечательная. Тепло и солнечно. И на протяжении светового дня вполне уже можно было ходить уже без верхней одежды и даже не задумываться. Но с заходом солнца все менялось. Вечера были очень холодные, так что я не гнушалась не только курткой, но и свитером. Что поделать – предгорная местность.
Собственно меня это местопроживания вполне устроило. Когда-нибудь, наверное, повторю.
Автор: Jjjulia
Другие статьи автора на сайте:
Crans-Montana – Saas Fee – Verbier
Экскурсионка в рамках горнолыжных поездок
Зимне-весеннее путешествие на Glacier Express: Chur – Brig
И все-таки я доехала в Шамони
Задумайтесь, а надо ли вам в Verbier?
Исключительное спокойствие в Crans-Montana
Выбор курорта. Уже избалованы
Курорты:
![]() |
17 |