03.11.2024 /
Илка Штухец входит в сезон Кубка мира по горным лыжам с новой командой
03.11.2024 /
Сборная Италии начинает интенсивную подготовку к слалому Кубка мира в Леви
03.11.2024 /
Биатлонист Латыпов занял второе место на соревнованиях по лыжным гонкам в Алдане
03.11.2024 /
Даниил Серохвостов: «Самый большой плюс в подготовке – не попал в больницу летом. Повезло»
SKIGU.RU:Видео с тренировок
SKIGU.RU:Гардениссима 2024. Самый длинный в мире гигант
SKIGU.RU:Хиршер
SKIGU.RU:Набор в школу инструкторов в Архызе
SKIGU.RU:Про Кубок Мира
SKIGU.RU:Интервью с Pepper customs
Особенности скитура и бэккантри в Местии (Верхняя Сванетия)
Теги: Cванетия | Местия | Грузия | фрирайд | ски-тур | ски-альпинизм
28.03.2015
Автор: Алекс Кузмицкий
Хочется рассказать про известный, но при этом малопосещаемый район, про Верхнюю Сванетию (Грузия). В этом сезоне нам довелось провести там две с лишним недели и поскитурить. Ниже некоторые обобщенные мысли по поводу особенностей катания в районе. Количество пунктов — произвольное, их могло бы быть как в полтора раза меньше, так и больше. Как вы понимаете, суть — не в их количестве.
1. Это Большие Горы (масштабы подходов)
Подходы здесь трех видов: большие, очень большие и «охренеть какие большие». До многих мест интереса от ближайшей населенки - день пути в одну сторону. В принципе, это не новость, особенно для тех, кто давно занимается альпинизмом и горным туризмом. Про Местию всегда было известно, что «подходы велики» (уже в 1926-1927 гг. легендарный В.С.Семеновский, один из основателей советского альпинизма, сетовал на это).
Да, конечно, зимой перемещение по рельефу на снегоступах или скитуре, упрощается (граница снега начинается существенно ниже, более сглаженный рельеф, нет бродов и т.п.), но масштабы гор все равно никуда не деваются. К тому же, Местия располагается на 1300-1400 метрах над уровнем моря. Это низковато. До линии снега часто нужно набирать 200-500 метров по высоте пешком, перенося снаряды на себе.
Безусловно, к ряду мест — в Ушгули, в Мазери и в районе Сванского хребта можно нынче подобраться до самой границы снега на полноприводном транспорте. Но, общая картина неизменна. Особенно если говорить про Главный Кавказский Хребет, про его высокогорную часть. И это хорошо. Должны же оставаться места, куда не так просто добраться!
2. Сложность маршрутов
С точки зрения линий подъема и спуска (для скитура это важный момент) есть районы разного уровня. Где-то преобладает спокойный рельеф и есть множество отличных линий захода на основные хребты по пологим отрогам (юго-восточное Прииссыкулье, Каракол). В других районах равномерно много маршрутов различной сложности (Приэльбрусье, район Казбека). А где-то преобладают сложные линии подъема. К таким местам, как раз, можно отнести Верхнюю Сванетию и, например, Домбай.
Фото Сванского хребта, расположенное ниже, хорошо иллюстрирует это. Видны прекрасные, бескрайние снежные поля альпийской зоны.., но добраться до них непросто. Есть считанные варианты более-менее разумных заходов (например, на фото это крайний вариант слева), все остальные неадекватны по затратам сил и времени (крутые залесенные отроги) или слишком лавиноопасны.
То есть, в Верхней Сванетии огромный потенциал фрирайда и бесчисленное количество скитур-маршрутов, но простых заходов — мало. И нужен наметанный глаз, чтобы их увидеть за всем этим богатством и многообразием рельефа.
3. Большое количество летних троп, дорог и жилья
Горы Сванетии, несмотря на их масштаб и суровость, обжиты и летом здесь повсеместно выпасают скот, заготавливают лес, ведут хозяйственную деятельность. Это, не говоря про недавнюю программу развития трекинга в регионе. Множество старых исконных троп промаркировано, обновлено, подчищено и в летний период по ним ходят многочисленные туристы («сезон» в Местии вовсе не зимой, а летом).
Соответственно, вся эта инфраструктура, с одной стороны, в летний период облегчает передвижение, с другой стороны, зимой сбивает с толку и приводит к нетривиальному ориентированию на местности. Так что полезны внимательность, умение ориентироваться и, конечно же, наличие подробных карт. Надо понимать, что не все летние тропы оптимальны для подъема на скитуре.
Так же, рекомендуется предварительная подготовка маршрута по Google Earth, OSM, SAS.Planet и др.
Что касается бумажной картографии. По всему Закавказью есть отличные современные 500-метровки GeoLand (geoland.ge). Их можно приобрести в Тбилиси у них в офисе (Тбилиси, Telegraph cul-de-sac, дом 3). Верхняя Сванетия это листы 9 и 10 их «желтой» серии Trekking Maps. Из того что можно приобрести в России, это схемы Ляпина, тоже 500-метровки, правда намного менее подробные (это не топокарты!), зато со всеми названиями гор и перевалов. По Местии это листы К-38-25-г, К-38-26-в, К-38-26-г и К-38-38-а, К-38-38-б.
4. Кондиция снега
Местия (Верхняя Сванетия) располагается на южном склоне Главного Кавказского Хребта, что определяет высокие дневные температуры и значительный прогрев снежной толщи практически на всех высотах. В сочетании с регулярным приходом влагонесущих масс с Черного моря это определяет снежные условия района. Многоснежно и тепло, почти как в Красной Поляне, но снег сохраняется лучше и дольше, поскольку высоты больше.
С точки зрения катания можно сказать о местном снеге следующее:
- обильные снегопады (если уж циклон пришел, то валит по-настоящему);
- снег свою кондицию сохраняет НЕдолго (день-два после снегопада и все быстро оседает и начинает протаивать);
- обилие инсоляционных корок на освещенных экспозициях (с утра — жесть, днем — отпускает, вечером — опять жесть, то есть, классические «альпийские качели»);
- довольно жаркие условия днем (крем с фактором 50+, панамки и т.п. — необходимость).
Погодно-снежные условия в Местии часто повторяют те, которые были 6-12 часов назад в Красной Поляне. Так что полезно смотреть не только прогноз по Местии, но и по КП, а также карты погоды, чтобы отслеживать движение циклонов и понимать что придет, когда и сколько.
5. Снаряжение
Рекомендован стандартный скитурный комплект. Снегоступы сильно ограничивают возможности, ввиду большого количество длинных маршрутов, на которых снегоступщики-мамалыки существенно проигрывают скитуристам в ходовых качествах.
Из специальных опций. Крайне желательно иметь фирновые кошки к своим скитурным креплениям. Особенно если планировать поездку в Сванетию во второй половине зимы (февраль-март), или, тем более, весной (апрель-май). Про кошки для сплитбординга есть в статье "Сплитборд и с чем его едят".
Если же говорить про полный боекомплект, то для реализации полноценных планов в районе нужны веревки-ледорубы и прочее железо, необходимое для ледникового катания. Но, это level UP. Подробнее смотри статью "Альпснаряжение для фрирайда и беккантри".
6. Уникальность и этнографичность места
Верхняя Сванетия — это горный район со своим духом и совершенно уникальной историей местного народа — сванов. Ничего подобного больше нигде в бывшем СССР нет, да и в общемировой практике мало подобных мест. Даже того, кто совершенно не интересовался историей и этнографией до поездки, страна «тысячи башен» вряд ли оставит равнодушной. Уже только «те самые» сванские башни в окружении амфитиатра гор чего стоят!
Перед поездкой настоятельно рекомендуется прочесть ключевую книгу по Сванетии для многих поколений альпинистов, туристов и просто поклонников региона. Книгу Александра Александровича Кузнецова «Внизу Сванетия». Она не так давно была переиздана Балабановым. Замечательная книга. Для альпинистов также обязательна к прочтению книга Юрия Бурлакова «Восходитель», про уникального альпиниста, Михаила Хергиани. Он родился и вырос здесь, в Местии.
7. Ушба
Символ Сванетии. Одна из самых известных и сложных гор бывшего СССР. Красавица, двурогая Ушба. История ее покорения неразрывно связана с историей альпинизма в нашей стране. Видна со множества точек района (из Местии, к сожалению, не видна, так как поселок находится непосредственно под отрогом идущим на юг от Ушбы). Приезжая в Сванетию, ты постоянно ловишь себя на мысли, что ты всюду ее высматриваешь. И огорчаешься, когда ее не видно из-за непогоды или рельефа.
Сходить к Ушбе и съехать из-под нее — «идея фикс» всякого нормального, больного на голову фрирайдера. И то, что нужно пройти минимум 2-х километровый маршрут (по перепаду), не отпугивает желающих. Конечно, это нужно сделать каждому.
Маршруты «будущего» — спуск с ушбинской «Подушки» и по «Галстуку»… Кто знает, может это будет реализовано.
8. Очень мало скитуристов
Скитуристов и фрирайдеров в районе крайне мало. За 2.5 недели пребывания мы встретили на скитуре только троих поляков))). Но такое положение дел, естественно, ненадолго. В ближайшие годы количество фрирайдеров и беккантристов будет расти в Х-прогрессии. Особенно после открытия нового горнолыжного кластера на Тетнульди (горнолыжка Хацвали пока слишком камерная, чтобы быть самоцелью для поездки).
Пока что, стоит это признать, сложность района и отсутствие информации, служит неплохим входным порогом. Приезжают в основном зарубежные фрирайд-команды хорошего уровня.
Резюме
Очень интересный и разнообразный, но, требовательный к уровню райдеров, район. Оптимально ехать минимум на 2-2.5 недели, бодрой компанией в 6-8 человек. С полным скитурным комплектом, включающим и снаряжение для хождения по ледникам. Лучшее время — февраль-март.
P.S. Фоторепортаж о нашей поездке и скитуре в Местии еще впереди.
Курорты:
27 |