21.11.2024 /
После 300-дневного перерыва: надежды на возвращение Марко Шварца
21.11.2024 /
Эстер Ледецка перед трудным решением на Олимпийских играх 2026 года
20.11.2024 /
София Годжиа тренируется с Линдси Вонн: особенный момент в Колорадо
Горные лыжи в Санкт-Антоне
Теги: Санкт-Антон | Лех | Цюрс | Австрия
12.03.2013
В августе задумались о том, куда поедем. Было решено: на сей раз в Австрию. Был выбран Санкт-Антон и Арльберг, из соображений: по многим оценкам, одно из лучших, если не лучшее, австрийское место; большой регион катания; количество/качество подъемников/склонов; тянуло на целину. Известно, что в этом году было со снегом. Тогда, в августе, такой засады мы, конечно, не предполагали, но в результате и здесь угадали - С.-Антон место снежное и снега нам было вполне достаточно. Разве что для офф-писта, и то кое-где, его не мешало бы побольше. Сначала казалось, что место дороговатое, но по мере изучения выяснилось, что не дороже других, или дороже незначительно. Итак, было решено: Санкт-Антон-Лех-Цюрс, 2 недели, февраль-март (мы ездим в высокий сезон и на 2 недели, хотя на всем остальном стараемся экономить).
Рекогносцировка велась при помощи arlberg.com и stantonamarlberg.com, отчетов/форумов, занимательного anton.vibrotek.ru и др.
Отправной точкой стали авиабилеты, определившие даты. Авиабилеты на Мюнхен мы купили у Сибири, в первый день осенней распродажи 31 августа. Причем и то еле успели: к 18.00 самые поздние билеты были на 3-17/02, дальше на февраль и март моментально расхватали. Вывод такой: даже к концу первого дня распродажи уже мало что остается на высокий сезон.
Вообще, я долго рассматривал и вариант поездом с пересадкой в Вене, и мне он до сих пор мил тем, что можно по дороге посмотреть Вену, всю Австрию, Чехию, Польшу. Но, пришлось отказаться, т.к. выходило в 1,5 раза дороже нашего дешевого распродажного самолета. Но, все равно, как-нибудь в другой раз обязательно поеду поездом через Вену.
В августе я разместил объяву на сбор компании, но за 1-2 недели никто как-то не отозвался, а потом уже были билеты, на глазах таяло свободное жилье, и мы с отцом решили, что поедем вдвоем.
Жилье искали неделю. Наши даты, 3-17 февраля, это последняя неделя низкого сезона и первая - высокого. Искали, как проверенно наиболее экономичный вариант, апартаменты со своей готовкой. Но, параллельно интересовались и пансионами, т.к. апартаменты на двоих вообще редкость, тем более с раздельными кроватями, и к тому же были наслышаны об относительной дороговизне австрийских апартаментов. Последнее, кстати, подтвердилось по ходу дела: минимальные цены на пансионы с завтраком были ниже, чем в апартаментах. Но это с лихвой компенсировалось расходами на остальное питание, так что в результате выбрали все же апартаменты. Для поиска были взяты все email адреса апартаментов с arlberg.com и stantonamarlberg.com, штук 300. По ним (ну и в турофисы С.-Антона/Петтноя) разослали текст типа «ищем на 3-17 февр. в С.-Антоне, Петтное или вокруг, подешевле, апартаменты с одной спальней или студию на 2-3 чел., или комнату на двоих строго с half-board'ом». Студий там тоже хватает. Петтной - поселок в нескольких км от С.-Антона ниже по долине, в С.-Антон оттуда ходит бесплатный автобус. В Лех-Цюрс не писали, т.к. понимали, что это места, в основном, отельные, и соответственно дорогие. Ответили нам 100-120 хозяев. Половина ответов - «на эти даты все забронировано» (напомню, уже в первых числах сентября на февраль). Остальные недорогие ответы: апартаменты в С.-Антоне - много предложений, редко-редко попадалось на отшибе (С.-Якоб, Штадле). Комнат в пансионах предлагали много, но только с завтраком, c half-board'ом вообще никто не предложил (между прочим, для себя на будущее отметил, что, в принципе, существуют предложения и одноместных комнат в пансионах, хотя их очень мало, и они быстро расходятся). В Петтное много предлагалось апартаментов. Все это из расчета на 2-3 чел., апартаменты на 4-6 человек и в С.-Антоне, и в Петтное были на трешку-пятерку дешевле.
После длительных раздумий мы решили, что разница в 5 Е не стоит того, чтобы мотаться каждый день из Петтноя в С.-Антон и обратно (тем паче, в Цюрс/Лех), хоть и бесплатно, и 20 мин. всего, и забронировали все же в самом С.-Антоне, в Штадле, двухкомнатные трехместные апартаменты. . Интересно, что, если бы у нас был третий, то цена на нос существенно не изменилась бы. Семейный апартментхаус, первый и третий этажи сдаются, второй хозяйский.
Переводили деньги через Сбербанк. Удивительно, но это оказалось дешевле, чем переводить в австрийский Райффайзенбанк из российского Райфффайзенбанка, и меньше мороки. В Сбербанке затем дали факс свифтовки, он вполне сошел в посольстве как подтверждение перевода.
Подтверждение по жилью без проблем получили от хозяйки. Отправили ей уже готовое письмо, чтобы оставалось только подписать/пропечатать и отправить обратно.
Ж/д билеты Мюнхен-С.-Антон-Мюнхен решили заранее не покупать. В принципе, это можно сделать на bahn.de (там же и расписание), и для некоторых поездов при оплате картой заранее (за 3+ дня) бывает 25-50% скидка. Но, для наших авиарейсов поезда со скидками были вроде как слишком рано/поздно, кроме того, мы опасались задержки рейса (при «скидочных» ж/д билетах, если опоздал на этот конкретный поезд, то билет пропадает полностью). Поэтому решили не рисковать, хотя и заплатить за дорогу туда немного дороже. А на обратную дорогу и так скидка 25% выходит, если брать туда-обратно сразу по прилету.
За месяц - прыгалки, пару раз на раскатку в Сорочаны. Аудиокурс немецкого «За рулем» (весьма и весьма рекомендую, хотя бы первую пару CD, - не в турсфере с английским там проблемно). Сборы - горнолыжка, шмотки, кое-что из продуктов, подарки туземцам.
Час Х. Электричка до Домодедово. Сибирь не входит в число авиакомпаний, на рейсы которых можно регистрироваться заранее уже на Павелецком. Перевес 2 кг (5 Е/кг), - однозначно к следующему разу надо купить сумку для ботинок (которые, как и лыжи, у Сибири в багаж не входят, но лежали в чемодане). На все лыжное снаряжение, вплоть до очков, - 20 кг. Улыбающаяся пограничница, задержка посадки в самолет на 30-40 мин. Взлет. Дали туполева, - самолет, дескать, сломался, это запасной. Потому и горячего чая/кофе нету. Ну и ладно, тоже хороший. Прилетели. Тихое, для такого числа рейсов и субботы даже пустынное здание аэропорта. Покупка ж/д билетов в С.-Антон и обратно прямо в аэропорту, в центре оного офис DB. Клерк сам по себе не вспомнил, что, если мы покупаем билеты обратно с фиксированным поездом, то нам скидка - пришлось напомнить. Время 15-30. S-bahn’ом (тут же вниз по эскалатору, S8) до Восточного ж/д вокзала Мюнхена (30 мин.), далее EuroCity до Иннсбрука (1 ч. 40 мин.) За окном нигде никакого намека на снег и зиму. В Иннсбруке обнаружился большой круглосуточный супермаркет прямо в здании вокзала. Также, в Австрии поначалу видимо несколько менее порядку, чем в Германии, - в туалете околачивается по виду бомж, при входе в вокзал другой бродяга попросил денег, шатается ширнутая молодежь. Но, все же, в целом все цивильно и приятно. Дождавшись, садимся в австрийский EuroCity до С.-Антона (1 ч. 10 мин.) Такси от вокзала. Приехали, время 10 вечера. Снег есть, много!
Вот и наш домик. Freut mich/Angenehm. Хозяйка - милая бабушка лет 70-80, содержание домика на ней, её перно за встречу, хохлома от нас. Контактами, организацией и т.п. занимается ее дочь, которая работает в госпитале в Брегенце и наезжает по субботам (ее мы видели только раз, хотя именно с ней я списывался по email, ей отправлял деньги и пр.) Бабушка по-английски говорит весьма плохо, но выручал мой (хотя и такой же весьма ограниченный) немецкий. В общем, нормальное жилье, оборудованная кухня с посудомоечной машиной и т.д. Хотелось бы, правда, какую-нибудь стиральную машину, которой не было. Впрочем, где-то через недельку хозяйка предлагала постирать, если надо. По телевизору среди прочих два канала местных горнолыжных, с live-камерами, прогнозами и т.п., но Леха/Цюрса там нет - это уже другая земля Форальберг, С.-Антон - Тироль. Добротно все до тяжеловесности, от стульев до кастрюль, толстенные одеяла-перины - Австрия. Сейф в шкафу. Белье хозяйка меняла раз в три дня, мусор выбрасывала сама. Комната-сушилка для ботинок и одежды. Расположен домик выше по долине от центра и подъемника на Гальциг, от них в 10 мин. пешком или 1 ост. автобуса (первый 8-30, последний 18-30). Из окон вид на С.-Антон сверху. Поленница дров - альпийский колорит. Чувствуется, тут и летом неплохо.
Воскресенье, первый день в С.-Антоне. Гальциг и Фаллуга.
Солнечно и безветренно. Хорошо! Снега все же не так уж много, внизу даже есть проталины, но на ухоженных трассах вполне достаточно. Офф-пист, однако, весьма ограничен. Трассы подготовлены с ночи, но ко второй половине дня раскатываются в лед/бугры, особенно на Гальциге под Цаммермоосбаном и Остхангбаном, где многовато людей - европейцы приехали на выходные. На Фаллуге/Шиндлерграте и во второй половине дня приличное катание, и народу поменьше. Спустился по синей в С.-Кристоф: трасса не очень интересна, а других нет. Видимо, увлекательно вокруг нее, но для этого надо больше снега. Сам С.-Кристоф - это 5-6 отелей в 4-5 этажей. И все. Одно из них как раз и есть бывший горный хоспис, ныне отель, где в гостевой книге в 1901 г. была написана известная декларация о создании арльбергского лыжного клуба. Также, в одном из зданий резиденция австрийской горнолыжной академии. Но, в целом, перспективы катания над С.-Кристофом лично мне почему-то не показалось очень интересными, может, снегу поболее надо. Зато возле Ульмер Хютте (горное кафе приблизительно между Гальцигом и Фаллугой) встретилась преинтереснейшая компания любителей лыжной старины. 5-6 чел., в штанах и камзолах, на старинных лыжах и каждый с двухметровым шестом вместо палок довольно быстро и лихо спускались по буграм. Один даже курил при этом трубку. Самое удивительное, что лыжи были прямоугольной формы (при виде сверху), где-то 80*15 см, и не имели заострений спереди! Передняя и задняя часть лыжи были немного приподняты, и это (и умение катающегося) не позволяет им зацепиться за снег. Крепления - кожаные ремешки, вместо ботинок - высокие кожаные сапоги. Занимательно.
Понедельник. Посвящен Фаллуге и вокруг, а также отысканию оптимального маршрута до Альпе Рауц, откуда бесплатный автобус в Лех/Цюрс.
На Фаллуге хорошо. Только маловато трасс там как-то. Офф-пист не расматриваю, никто там с трасс не уходит, разве что немного влево-вправо. Единственная не очень длинная, хотя интересная и немноголюдная трасса 19 ведет на бугель, причем только на него, ответвлений нет, а с бугеля попадаешь практически на верх Шиндлерграта (с бугеля еще можно уйти в кулуар Маттун). При этом, на кабину на Фаллугу обычно надо долго стоять в очереди. По мне, не стоит. С этого дня моим излюбленным подъемником стал Шиндлерграт. В Альпе Рауц же можно попасть с Гальцига двояко: или Фаллугабан, трасса 19, бугель и далее мимо Ульмер Хютте по 14 и 17 трассам, или с Гальцига вниз по синей трассе 5, на Остхангбане вверх, наверху немного коньком - мимо и слева от верхних станций Кристофбана и Цаммермоосбана, попадаешь на короткую, но черную трассу 10, в конце ее налево и по 11 трассе на подъемник Шиндлерграт, поднявшись на котором опять же спуск по 14 и 17 трассам. Второй путь интереснее и даже быстрее из-за очереди на Фаллугабан. Впрочем, потом этим путем я так и не пользовался - ездил в Лех/Цюрс на автобусе. Потому что времени мало было - нам, если по горам в Альпе Рауц и т.д., то дорога до Леха часа на два больше выходила.
Вечером немного погулял по С.-Антону. Wellness-центр работает до 22-00. Стоит: бассейн 11,50 Е, если после 19-00, то 8,50; сауны (в них входит бассейн) - 16,50, после 19-00 - 13,50. Есть заманчивое предложение - абонемент на неделю в сауны 66,00 Е. Еще есть тренажерный зал, массажи, каток и пр., но этим не интересовался. Два супермаркета: Nah&Frisch (7-30 - 19-30 в будни) в пешеходной зоне и Spar (7-00 - 20-00 в будни, Вск. 10-17/18) на границе этой зоны со стороны С.-Якоба. Вообще, пешеходная зона и есть центр С.-Антона, это улица магазинов и ресторанов около 200 м длиной.
Нелирическое отступление по поводу еды - утром закупались продуктами в Spar’е. Наша система такова. Утром варим кашку, + яйца, колбаска с/к, чай с лимончиком. Иногда или в день отдыха - омлет, бутерброды с нарезкой, паштетом, сыром, джемом. В день отдыха обед в кафе/ресторане. А так на гору берется литр кипятку, который дает три перекуса: а) кофе/какао/капучино из пакетика + шоколад б) супчик из пакетика + сэндвич (поджареный в тостере хлеб, хороший кусок ч.-л. мясного типа ветчины, зеленый салат/травы) + водичка или чай (в оставшийся в термосе после кофе/супа кипяток бросается пакетик чая) с казинаками и т.п. в) оставшийся чай с печеньем и т.п. Берется еше пара фруктов, которые поедаются по ходу дела. Лично мне это очень нравится автономностью, т.е. возможностью перекусить когда хочешь и где хочешь, экономией времени и, к чему отрицать, экономией денег, хотя последнее только один из факторов. Я катаюсь много, но мне вполне хватает. Спиртное, в т.ч. слабое, на горе исключено. На ужин, в основном, идет салат, жареная курица/рыба (филе) с отварным овощным гарниром (картошка, цв. капуста, зеленая фасоль/горошек, кукуруза), кондитерка, йогурты, чай. В зависимости от страны, ужин иногда дополняется пивом/вином/сырами и т.д. Времени уходит макс. 20-30 мин. на каждую готовку. Эта система выдерживалась и в данной поездке. Кашки («Увелка» разные, «Геркулес»), супчики, чай, кофе, шоколад, казинаки, приправы закупили в Москве, чтобы не терять времени и не думать об этом на месте. На два первых дня курицу на ужин и мясо на сэндвичи тоже привезли с собой, т.к. прибывали в субботу поздно, все закрыто, а в воскресенье в супермаркетах короткий день, и неохота терять воскресное катание из-за закупки продуктов. Но, в понедельник пришлось идти. Закупились. Ну что, цены московские, охлажденная курятина/мясо есть, рыба только мороженая, пиво «Skol». Ветчина, колбасы в ассортименте. Есть ржаной хлеб типа «Столичного». За все время пребывания закупались 3 раза, по утрам, - Spar работает с 7-00, до него идти 10 мин., а автобусы/подъемники все равно не раньше 8-9.
Вторник. Гампен и Капалль
Небольшой снежок, облачность. Разнообразно, хотя не так многочисленно по трассам. Все быстро раскатали в лед/бугры. Особенно трассы с Гампена. Вообще, однозначно (хоть и не ново): кататься надо прямо с утра, с открытия подъемника. С ночи трассы готовят исключительно хорошо, слов нет, но днем довольно быстро раскатывают. Внизу под Нассерейном - традиционное детское место, школы и т.д. Но, на Гампене/Капалле есть интересных красных, черные крутяки. На Капалле повыше, народу поменьше и раскатано меньше. Около 13-00 сунулся в кафе на Гампене: такой знакомый запах столовских щей, но мест нет, все глухо забито, пришлось перекусывать на террасе на свежем воздухе. Перекусив - на Капалль и налево, - в кулуар Маттун. Время и снег не идеальны для этого, и, может быть, поэтому я был в кулуаре вообще один, насколько я видел. Хотя в одиночку, конечно, неправильно ходить. Но, что-то в этом было. Сначала идет длинный траверс, снега кое-где маловато. Потом долгий спуск по заледеневшим буграм, от которого очень быстро становится очень жарко. В середине и внизу, когда уже-еще далеко от подъемников и людей, возникает ощущение оторванности, нахождения в диком месте. Этакий мини ски-тур получился. Интересно присесть и посидеть, одному среди гор, возле ручья, который течет по кулуару и близок к маршруту в нижней его части слева. Занимательно там в тот раз оказалось. В конце дня заснежило, видимости, особенно наверху, совсем не стало.
Вечером - начало инспекции баров/пабов. Первым стал бар Alibi (оный и остальные посещенные далее, все, естественно, в пешеходной зоне). Лично мне этот бар и в результате показался лучшим местом в С.-Антоне. Конечно, есть ряд популярных баров прямо на трассах внизу, в т.ч. вездесущий Кенгуру, есть шалман Square при выходе в городок, мимо которого никак не пройдешь, но скорей ворвать стакан не снимая ботинок не мое. Лично я люблю переодеться, поесть, в идеале, в сауне-бассейне поплескаться, а уж потом спокойно выпить пивка. Бар Alibi с небольшим англосаксонским оттенком, соответственно и публика. Пиво было выпито с компанией из Техаса и дедком из Норвегии. Болтовня о лыжах и жизни. Спокойно, ни подростков, ни эстетствующих ценителей свиной рульки. Нормальной громкости музыка - рок- и поп-шлягеры.
Среда. Рендл
Облачно, но в целом приличная погода с утра и практически до закрытия. При подъеме открывается прекрасная панорама на С.-Антон, Гальциг/Фаллугу и Гампен/Капалль. Трассы, в основном, средне-легкие. Хорошее место раскатываться. Хотя есть ничего так черненькая 2А. По состоянию трассы на ней как-то приятнее, чем на черных на Гальциге/Гампене. В первой половине дня было лучше, во второй раскатали все в лед/бугры. Интересен 14 маршрут, стандартное место небольшого местного офф-писта - вскоре после начала длинный траверс влево от маршрута. Даже в середине дня там оставались нетронутые куски целины, хотя и небольшие. Может быть занимательно и в елочках ниже основной зоны катания, но для елочек было мало снега. Наблюдение в целом по С.-Антону: не так много бордеров, преобладают лыжники. Хотя бордеры, конечно, есть. Те, что есть, как правило, катаются хорошо или очень хорошо. Другое наблюдение: курорт взрослый. Молодежи сравнительно мало, с другой стороны, «пенсионерским» место тоже не назовешь. Взрослый. С едой опять приземлился на открытую террасу кафушки и замечательно отобедал своим. Уборщик-гунн мимо ходил, но ничего не выразил. В целом, весьма хорошо покатался. Даже спуск в город понравился, как-то он приятнее, чем к нижним станциям Гальцигбана/Нассерейнбана.
Вечером ходил на снежно-лыжное шоу, что имеет место быть в С.-Антоне по средам (место, ориентировочно, за Wellness-центром). Ничего особенного. Видеонарезка (хорошая, впрочем) на уличном экране, с десяток проездов групп инструкторов и индивидуально, с не очень сложными номерами (максимум - спуск на одной лыже), проезд детишек, с десяток трюковых прыжков, тоже не сильно сложных, фейерверк небольшой в конце. Да, два ратрака еще вниз-вверх по склону проехали. Все минут на 30-40. Хозяйка потом говорила, что в том году была капелла, но нам не было.
Четверг. Цюрс-Лех. Weiss Ring
Из С.-Антона по утрам/вечерам каждые полчаса (днем - раз в час) ходит автобус PostBus в Цюрс-Лех и обратно. Идет с полчаса. Лех дальше, и некоторые автобусы идут только до Цюрса (между Цюрсом и Лехом каждые 10 мин. ходит уже свой региональный бесплатный автобус). Одна из промежуточных остановок этого PostBus’а (конечная в С.-Антоне - западный автотерминал) пришлась как раз недалеко от нашего дома, и было очень удобно ездить. Первый автобус от нас туда проходил в 8-07, последний из Леха/Цюрса около 18-00. Совет: не запихивайте лыжи в стойку сзади автобуса, намного удобнее класть в багажное пространство под автобусом. В тот день я приехал в Цюрс и махнул вверх по левой стороне долины, а затем, в течение дня, проделал маршрут Weiss Ring, катаясь и вокруг по ходу дела. Это кольцевой обзорный маршрут по всему региону Цюрса-Леха, вокруг них по горам, с пересечением долин в Цуге и Лехе. Маршрут на 2-3 часа (если не отклоняться, что трудно). Состоит на треть из подъемников, остальное - трассы разной сложности, преимущественно легкие, но есть и ничего так куски красных маршрутов. «Белое Кольцо» дает возможность оценить панорамы региона (по ходу есть две смотровые площадки), пофотографировать красивые виды. В тот раз, впрочем, пофотографировать мне не пришлось - только с утра недолго проглядывало солнце, потом было облачно. Перед маршрутом я основательно раскатался под Цюрсерзеекопфом/Зеекопфом. Даже там, прямо под подъемниками, было много целины, хотя это и относительно низко. Немноголюдные, но вылизанные трассы благоприятствовали карвингу. Выше был приличный ветер. Конечно, наверху очень много целины, - на Муггенграте (это отклонение в сторону от Weiss Ring’а, потратил там часик на пару спусков по 10 трассе и вокруг, очень хорошо), Мадлох-Йохе, по дороге Рюфикопф-Гексенбоден-Тритткопф. Последняя, кстати, мне наиболее понравилась и по части пейзажей. Катающихся меньше, чем в С.-Антоне и вокруг, может быть поэтому состояние трасс и во второй половине дня отличное. Над Лехом много легких/очень легких трасс. В т.ч. просто заповедник - многокилометровая 62 по-над Оберлехом и подъемник Шлосскопф, идеальные для обучения и начинающих, и народу там обычно нет почти. Над Лехом полно детей, видимо, многие едут в Лех именно с целью поставить ребенка на лыжи. Хотя и взрослому там может быть нескучно, но, на мой взгляд, для этого нужна хорошая погода и подъемники выше Петерсбодена/Шлегелькопфа, т.е. Кригерхорн и Штайнмехдер. Под Петерсбоденом/Шлегелькопфом, на мой вкус, как-то слишком легко и одновременно тесно. Личное наблюдение: почему-то обычно интересные подъемники оказываются, к сожалению, обычной двойкой-тройкой, без подогрева сиденья и колпака...
Пятница. Цюрс-Лех. Weiss Ring.
С утра на первом автобусе 8-07 в Цюрс. С целью покататься опять по «Белому Кольцу», но, т.к. было прекрасно с погодой (ночью выпал снежок, солнце сияло весь день), то на сей раз и пофотографировать. Рановато приехал - Цюрсерзеекопф с 9-00. На Мадлох-Йохе, однако ж, опять дуло, аж сносило. Навалом целины, отличное катание и по трассам. Очень красивым и длинным маршрутом 33 (это на кривой стандартной схеме региона Арльберг он короткий) до Цуга. Вверх на подъемнике над Цугом на ту сторону. Занимательны елочки под подъемником, но кататься тут нельзя, - висят запрещающие знаки, - «Это и ваш лес!». Вообще, забегая немного вперед: для лесного катания в эту поездку было все же маловато снега, хотя и можно было бы при сильном желании. Иногда, как например, после 40 трассы над Лехом, ну очень хотелось, но нельзя - знаки. Много легального лесного оффписта в Штубене, можно найти на Рендле, на Гальциге даже, а на немаркированных маршрутах типа Альбона-Ланген или Альбона-Moroi-С.-Антон вообще все и везде разрешено. Выпил кофе на пустой террасе кафе на Палменграте, долго катался над Лехом. Вообще, по всему маршруту «Белого Кольца» большая часть народа катается именно над Лехом, остальная часть региона очень свободна и даже пустынна, хотя, на мой взгляд, не менее, а более интересна. На верхней станции Кригерхорна обнаружилась замечательная, но несколько скрытая скамейка позагорать и т.п., на южную сторону с красивым видом (при сходе с подъемника налево и еще раз налево за угол). Спустился вниз в Лех, на другую сторону, вверх на Рюфикопфе, долго фотографировал со смотровой площадки, а потом так и поехал по 38 трассе с включенным фотоаппаратом в руке, чтобы не доставать его каждый раз, - красиво через каждые 3 метра. Нетронутой целины вокруг немеряно. В конце дня покатался по приятным, хотя и коротким крутячкам 1, 2 с Триттальпа. Автобус обратно был битком, и с большим трудом продрался через народ, чтобы вовремя выйти на своей остановке «Отель «Альпенхоф».
Суббота. Фаллуга-2 и целина под Шиндлергратом
Поднялся на смотровую площадку на самую верхушку Фаллуги. Туда от верхней станции основной канатки Фаллуга-1 (или просто Фаллуга) ходит маленькая 4-6 местная кабина Фаллуга-2. Разрешенных трасс и маршрутов оттуда нет, и с лыжами на этот подъемник не пускают. Пейзажи ничего так, Германию видно. На площадке телескоп, как и везде, платный. Оказывается, именно там проходит граница между Тиролем и Форальбергом, о чем свидетельствует знак. Пока был наверху, две небольшие группы все же поднялись с лыжами и ушли прямо со смотровой площадки в сторону Цюрса. Т.е., существует все же такой путь. Но, только с проводником. Также, судя даже по началу маршрута, он весьма сложен, и туда стоит лезть только очень и очень подготовленным и опытным, в том числе по целине, лыжникам. Альпснаряжения (кошки, ледорубы) народ не нес. Потом узнал про этот маршрут - см. ниже. Подумалось, что надо, наверное, вообще в практике переходить от трасс и офф-писта вокруг них именно к такому катанию - подключаться к группам и в горы. Хотя лично мне для этого еще очень не помешает потренировать целинное катание, что и доказали последующие спуски кулуарами под Шиндлергратом, куда полез после Фаллуги-2 и где катался оставшуюся часть дня. От верхней станции подъемника можно или уйти сразу налево за сетку, но там стремновато, или спуститься немного ниже, траверсом выйти к опоре подъемника Фаллуга-1 и продолжать траверс. Попадаешь как раз в те замечательные кулуары, которые видишь под собой, поднимаясь на Шиндлерграте, почти в самый верх. Можно траверсировать и ниже опоры, но, соответственно, тогда выходишь уже в середины-низы кулуаров. Снег под солнышком уже слежался, и целина была тяжелой. Трассы к концу дня раскатали в лед/бугры. В конце дня долго сидел за столом Ульмер Хютте, смотрел на закат. Ощутил, что за неделю устал, как собака, и нужен день отдыха. Тем более, что завтра воскресенье, и опять будет много ближних европейцев. Вечером пофотографировал центр С.-Антона.
Воскресенье. День отдыха
Поздний подъем, легкий завтрак. Сфотографировал жилье для памяти, пошел в центр. Было известно, что существует некий местный музей. Есть, недалеко от центра в гору на Руди Матт Вег, но работает Вт.-Птн. с 15-00 до 18-00, так что не попал. Бесплатный, фото разрешено. Музей маленький, на втором этаже дома, на первом - ресторан. При входе в музей - памятник основателю горнолыжного дела и школы в С.-Антоне/Арльберге Шнайдеру. Шатался по центру С.-Антона. Зашел в турофис, - никаких событий типа концертов, выставок, шоу и т.д. нет и не предвидится, - у них это все летом. Укупил немного сувениров - дорого, 10-15 Е минимум. Слить фото из аппарата на диск - 4 Евро и полчаса, интернет-кафе MailBox в пешеходной зоне, работает до 20-30.
Выяснил в лыжной школе (офис напротив кресла на Гампен) насчет спуска с Фаллуги-2 в Цюрс. Это часть самого сложного из 2-3 предлагаемых групповых туров с гидами. Называется он “Big Arlberg Tour”, около 6 часов: St. Anton - Valluga - (Pazultal) - Zurs - Zug - Madloch - Oberlech - Lech - Stuben - Albona - (Maroi) - St. Anton. Only for very good skiers! Группы собираются по заявкам, надо накануне заявиться в офисе или в день выхода с утра, т.к. все, естественно, зависит от погоды, природы, не настроен ли гид в этот день пива попить и т.д. Сбор/набор группы обычно в 9-20 между подъемниками на Гампен и Гальциг, воткнутый черный флаг, гиды Эмиль или Ришар. По согласованию возможны вариации маршрута. Однако, на ближайшие дни выход не планировался, т.к. погода ожидалась снежной. Забегая вперед, скажу, что мне так и не удалось по этому маршруту пройти, погода и в дальнейшем не благоприятствовала, а в последний день уже было не до того. Но, однозначно, такой маршрут станет одной из главных целей, если еще раз занесет в С.-Антон. Снаряжения никакого, говорят, не надо, только бипер. Посмотрел другие программы лыжной школы. Некий Powder Club предлагает программы обучения катанию по целине, для трех уровней три однодневных курса - Powder Light/55/Extreme, тоже включающих в себя целинное катание по заповедным уголкам. Есть еще бесплатный семинар по безопасности в горах - в Пнд. 9-00 - 9-30. Стемнело, обедать. Хозяйка накануне как аутентично местный и относительно недорогой рекомендовала Fuhrman Stube (недалеко от церкви немного ближе к центру). Взял их фирменный салат, тирольский суп с кнедлями, шницель, нефильтрованное. Сильно понравился салат, остальное тоже ничего. Порции отнюдь не огромные, хотя шницель немаленький. Опять все почему-то напомнило столовую советских времен, только все хорошо, добротно и по полной мере. Пиво не отличается от аналогичного в Москве.
Понедельник. Гальциг, Штубен
С утра валит снег. В первой половине дня Фаллуга была закрыта, покатался немного на Гальциге под подъемником Арленмехдер, немного там же вне трасс - снежку насыпало для офф-писта. Не было видимости. Нашел хорошее место посидеть с термосом кофе попить: с обратной, южной стороны домика Ульмер Хютте четыре скамейки под навесом (столики кафе не выставляло из-за снега). Идеальны в солнечную погоду позагорать, глядя на едущий внизу народ (что я и делал неоднократно позднее), но хороши и в непогоду. Довольно поздно поехал в Альпе Рауц, потом дальше в Штубен, где и покатался, но не на самом верху, а под Альбоной-1,2. Трассы узкие, всего-то их там 2-3, но пооффпистить между скал очень даже можно. Правда, надо много снега. Только успел опять подняться на Альбоне-2 (ну очень длинный подъемник), смотрю - время без двадцати четыре, в четыре закрывается подъемник из Альпе Рауц обратно в С.-Антон. Быстро слетел вниз, но второпях прозевал поворот направо в Альпе Рауц и приехал опять в Штубен (а он в 3 км. ниже по долине от Альпе Рауц). Автобусы в С.-Антон оттуда не ходят никакие, только такси, шибко дорогое. В принципе, можно было бы дождаться автобуса в Лех, а оттуда PostBus’ом в С.-Антон. Но это я потом сообразил, а тогда, по совету народа на остановке, поехал автобусом в Ланген (2 остановки, 10 мин., бесплатно), и оттуда поездом вернулся в С.-Антон. Поезд (InterCity на Иннсбрук) был по расписанию только через час, да он еще и опоздал на полчаса. Поезд идет 10 мин., 2,30 Евро. Вообще, ребята на остановке говорили, что при наличии арльбергского ски-пасса мне не только автобус на Ланген, но и поезд должен был быть бесплатным. Дескать, в пределах региона ски-пасса и ж/д бесплатна. Но мужик в кассе меня отразил, и вынудил отдать. Может, потому, что поезд был дальнего следования, а бесплатны какие-нибудь местные, что ли...
Вечером ходил в Wellness-центр. Не супер. Но терпимо. Три бассейна: под крышей поплескаться, открытый метров 25, с гидромассажем - ключи по кругу и др. Три сауны (финская 95 град., «кело»-сауна 85 град., финская 55-65 град.), одна влажная баня (Dampfbad). Шкафчик для одежды требует монету 2 Евро, чтобы закрыться, но потом ее отдает. Во всем остальном проступает звериный лик капитализма. Прошел все бани-бассейны, напарился до обалдения. Но пиво пить после этого почему-то не стал, ушел домой.
Вторник. Цюрс
Валит снег. Фаллуга, Гальциг были с утра закрыты, работали Рендл, Гампен, Капалль. Поехал в Цюрс. Первый автобус на нашей остановке не остановился, хотя, кроме меня, на остановке была еще целая компания, - был уже переполненный. Для гарантии надо стремиться садиться на терминале. В Цюрсе тоже весь верх (Мадлох-Йох, Муггенграт, Тритткопф) были закрыты. Пришлось кататься ниже. На сей раз поначалу ушел направо, на Гексенбоден, но потом катался и с той, и с другой стороны долины, на нижних подъемниках они в чем-то аналогичны, хотя правая показалась покруче. Сначала вообще наощупь - видимость никакая. На верхних станциях Цюрсерзее и Зеекопфа дует и метет вовсю. Ко второй половине дня стало проясняться. Народу очень мало, состояние трасс отличное, много целины. Вечером - Wellness-центр, бани, пиво в Alibi (в Fuhrman Stube не было мест), фотографировал. Лагер все же так себе, надо брать Weissbier. Общее наблюдение: русских в С.-Антоне есть. Не то чтобы много, но не редкость. За все время я даже на подъемнике два раза случайно оказывался едущим с соотечественниками. В среднем, наша публика приличная, хотя и мат-перемат слышал. Мне показалось, где-то так 80% народу из немецкоязычных стран, в первую очередь, Германии, Австрии. Практически нет французов, итальянцев. Опять же оценочно, оставшиеся 20% в основном приходятся на скандинавов/датчан, англичан и американцев, восточноевропейцев, русских. Нельзя сказать, что при слове «русский» все сразу радостно улыбаются. Холодноватое, хотя, конечно, вежливое и часто заинтересованное отношение.
Среда. Гальциг, Штубен, Шиндлер
С утра было более-менее ясно, но Фаллуга была закрыта. Поехал кататься на Гальциг, с прицелом спуститься потом в Альпе Рауц - Штубен и махнуть оттуда в Зонненкопф. Туда, по идее, идет тот же автобус, на котором я ехал из Штубена в Ланген, только это надо ехать много дальше Лангена, час, наверное, хотя так же бесплатно. На Гальциге кататься было обалденно - после двух дней снегопада и ратраков поутру все ровное, гладкое, несмотря на множество народа. Даже вечно бугристая из-за обилия людей широкая синяя пятерка была как стекло, так что накарвинговался на ней в свое удовольствие. Поднялся на Остхангбане, Шиндлерграте и ушел на Альпе Рауц. Длинный спуск 14+17 тоже в идеальном состоянии, душа поет. По дороге походил по целине слева/справа - хорошо! В Штубене оказалось, что да, на Зонненкопф автобус такой есть, и по арльбергскому ски-пассу бесплатный, как и подъемник в Зонненкопфе. Однако, очередной автобус этот только что ушел, а следующий оказался только через 1,5 часа, и я решил не ждать и вообще в Зонненкопф не ехать, а покататься в Штубене. Немного суровые склоны, но хороши для офф-писта по маленьким скалкам, а кое-где и елочкам, но только если много снега. Катался наверху. На самой вершине, на Альбонаграте, - альпстанция и кафе. Чувствуется, что оттуда сумасшедшие офф-писты вниз, но не полез - стремно не зная дороги, лавин и одному. Изживая предрассудки, покатался по 13 маршруту и рядом, и ушел вниз. Из Альпе Рауц поднялся вверх и докатывал день под любимым Шиндлергратом и Арленмехдером. После Штубена даже там кажется, что много народа. Шиндлеркар закрыт, а ведь он еще так и не обкатан, а уезжать уже скоро! Преодолевая законопослушность, попытался туда сунуться. Но, только пролез под веревкой, как стоящий рядом вроде как обычный лыжник меня тормознул. Оказывается, он был из ски-патруля и специально тут стоял, чтобы никого не пускать. «Ты что, не видишь, что закрыто?» «Ну вижу, так ведь народ едет, вот следы ...», но особо не напираю, думаю, как бы еще и штраф не влепил, евриков сотню. Тот дальше ругается: «А ты знаешь, что тут сегодня двое погибли? Ты что, тоже хочешь? Куда ты лезешь, на закрытую трассу, да еще один?» После этого я совсем ручной стал, говорю, ну закрыто, так закрыто, и смылся быстро. Он еще спрашивал, не швед ли я или датчанин, видно, погибшие оттуда были. На следующий день хозяйка в С.-Антоне говорила, что, действительно, засыпало двоих. Такие случаи, как и везде, стараются не афишировать и по-тихому замять, но все равно все сразу знают. Один из них был швед, работал в магазине в С.-Антоне сезонно, до апреля. Это к вопросу о катании за сеткой. Осторожнее там надо. При этом, насколько я помню, с утра Шиндлеркар вроде был открыт, т.е. погибли люди, похоже, вообще на открытом маршруте. Хотя, конечно, кто знает, где они спускались. В кулуарах под Шиндлергратом тоже были видны следы схода небольших лавин, так что в тот день я и туда не полез. Во второй половине дня Фаллугу открыли, но не поехал, катал Арленмехдер/Шиндлерграт. Снег и трассы прекрасны, темновато только немного было из-за облаков.
Четверг. Лех
С утра поехал в Лех. Наверху поначалу было немного молока, но к полудню развеяло, и потом было отличное солнце. Целины море, замечателен свежий снежок! Катался под самыми любимыми моими в Лехе подъемниками Кригерхорном в первой половине дня и Штайнмехдером - во второй. Маршруты 40, 41 под Кригерхорном и 45, 63 под Штайнмехдером дают прекрасные возможности офф-писта вокруг. Мне особенно понравилось вокруг 40 (справа по ходу). Солнце стало даже припекать, плюс взмокаешь, конечно, в задней стойке оффпистить, даже вентиляцию пришлось задействовать. К концу дня целину все же подраскатали, да и снег под таким солнцем стал тяжелее. Немного покарвил в процессе и по трассам под Шлегелькопфом донизу, - ровные, гладкие, просто полет, а не катание. К самому концу дня на красных от Штайнмехдера бугров все же нарыли. В конце дня купил сувенир в турбюро (похоже, с сувенирными лавками там туго, есть вроде одна, но никакая). От дня вообще осталось ощущение солнца, снега и полета.
Вечером решил заглянуть в непосещенный до сих пор местный музей. Хотя и было уже после 18-00, но меня, в виде исключения, пустили, т.к. я был один и пирующим на первом этаже в ресторане, через которых надо проходить, сильно не помешал. 5-6 комнаток-залов, в основном, документы, десяток пар лыж разных времен, несколько ледорубов. Залы о зарождении жизни в С.-Антоне (точнее, в С.-Кристофе), о местной ж/д, о местных подъемниках, зал Шнайдера, вот, практически, и все. Полчаса на осмотр достаточно. Наиболее интересный экспонат - декларация о создании Арльбергского лыжного клуба. Был в Wellness’е. Гидромассаж в бассейне, конечно, примитивный, но становится интересно, если уцепится рукой за бортик и удерживаться на месте, чтобы струя била по телу и массировала. Пошел выпить пива. Заглянул в рекламируемый по местному ТВ как №1 бар Bobo. Тесно, много народу, в основном молодежь. Не понравилось, пошел дальше. Piccadilly - аналогично Bobo, даже вообще, похоже, подростковая дискотека. Pub 37 не понравился тем, что слишком британский, я все же в Австрии как-никак. В результате пиво пил в некоем «Trödler Stube» («Train Fondue»), показавшемся местным. Вход в заведение интересный: проходишь узким коридором, в котором гуляет или лежит здоровенный сенбернар, по толщине сравнимый с шириной коридора. Weissbier так себе, в Fuhrman Stube лучше. Заведение, впрочем, видимо ничего, особенно насчет поесть, и не самое дорогое.
Пятница, последний день в С.-Антоне. Гальциг, Фаллуга, Гампен, Капалль
Весь день светило яркое солнце. С утра поехал на Гальциг. Какое счастье кататься по свежеприготовленным австрийским склонам! Карвингуя, раз пять по синей пятерке. Кончилась память в фотоаппарате. Поехал вниз, в С.-Антон. Обычно вниз едешь в конце дня, по разбитой вусмерть трассе, а тут она нецелованная практически. Прекрасно. Пока в интернет-кафе писали диск, съел тающую во рту булочку с кофе в булочной «Arlberger Dorfbäckerei» напротив (девчонка за стойкой как лучшую рекомендоваля ванильную, и правда, очень и очень). Обратно вверх, и на Шиндлеркар. Покатался по нему, замечательный обширный офф-пист слева и справа от маршрута. Совсем не понял только, причем тут «Black Is Black»? Как трасса достаточно проста, даже полога. В большей своей части вообще на синюю тянет. В конце маршрут сужается, выполаживается и идет траверсом по ходу вправо. В этом месте прямо на трассе лежал небольшой, но свежий снежный обвал, кубов 10. По схеме это кусок 15-й трассы вскоре после разделения трассы на 15 и 15а. Может быть, где-то тут ребят и засыпало. Хотя, скорее, при офф-писте. Всяко разно, в этом месте надо быть осторожнее. По пути вверх фотографировал свои любимые кулуары под Шиндлергратом. Выпив кофею, ушел на Гампен через подъемник Маттун. Поднялся на Капалль, красными (и кусочно черными, ничего так 25 черная) спустился к Нассерейну, потом опять на Гампен, вниз по красной 22 в С.-Антон, опять вверх и ушел обратно на Гальциг. В целом, на Гампене/Капалле кататься можно, но на Фаллуге/Гальциге, на мой вкус, поинтереснее. Как обычно, по черной десятке налево и на Шиндлерграт. Настало время прощаться. Встали подъемники, а я еще долго сидел на террасе Ульмер Хютте, провожая солнце. Посидел бы и дольше, да пристал дядька из ски-патруля, дескать, трассы закрываются. Похоже, я в тот день был последним, кроме персонала, кто спускался. До первой трассы ехал вообще один, никого не было уже видно. Уже давно прошли первые ратраки, темнело, вельвет шуршал, и я не торопясь нарезал прощальные дуги. Конец - делу венец, последний день катания удался.
Внизу, в С.-Антоне суета последнего дня, - надо еще купить шнапс, сувениры. Не смог отказаться от бассейна/сауны/пива и в последний день. За пивом заглянул в Post Keller, оказалась тоже молодежная дискотека, еще и вход 6 Евро (женский пол бесплатно), не подходит. Посидел в баре Schneider по соседству. Не очень дорого, но приятно. Тирольские звезды по дороге домой светили ярко, в горах ходили ратраки, и прогноз был что надо, вот кто-то хорошо покатается. А мне завтра в Москву.
Отъезд. Утром вставать пришлось в 4-30, т.к. наш поезд был в 6-13. Накануне по телефону от хозяйки заказал такси. Пытался перед этим договориться на стоянке, что на кругу в центре, но там не вышло: таксисты не говорят по английски и отсылают в офис. Таксистских фирм в С.-Антоне две - Taxi Harry и Taxi Lami. Выбрал Harry, т.к., когда мы приезжали, то тоже брали на вокзале такси. Если багаж большой, то плюс по еврику за место багажа. При отъезде два чемодана на колесиках и двое лыж были посчитаны за большой багаж, и отъезд нам обошелся в 12 Е. Итак, быстрый завтрак, такси, полуночной еще вокзал с досыпающими до поезда прямо на полу тинэйджерами-бордерами, австрийский EuroCity на Вену. В поезде много купе зарезервировано: темные и пустые, но туда не пускают. Треп с попутчицами на куцем немецком (как обычно, по английски они не говорят), Иннсбрук. Час ожидания, пересадка на InterCityExpress на Берлин. За окном поезда отдаляются горы, в предгорьях и внизу снега нет, все вокруг коричнево-зеленое. И вообще, здесь уже весна. Елки, березки, деревеньки. Немецкий порядок в селениях, на полях и даже в лесах, - все по ниточке. Небольшая проблема с местами: пришли нас сгонять. Мы было комфортно устроились за столиком, но на одной из станций возник парень с резервацией наших и вокруг мест. Пришлось перебираться. Вагон заметно наполняется, но стоять так и не пришлось. Все же, зря не стали делать резервацию мест - стоит всего 2 Е, а сидишь потом всю дорогу спокойно. Мюнхен, Ostbahnhof. Вообще, вокзал этот Восточный - дыра дырой. Ни посидеть негде, ни багаж оставить. Десяток забегаловок и все. А нам еще 2 часа до отъезда в аэропорт. На будущее, надо брать билеты с пересадкой на Главном ж/д вокзале (Hauptbahnhof). Принимаем решение: едем на Главный ж/д вокзал, бросаем вещи, и хотя бы часик пошатаемся по Мюнхену. Едем на S-bahn, это 5 остановок, около 10 мин. Билет, правда, дорогой - 2,20 с человека в одну сторону. Билеты берем в автоматах (люди рядом любезно помогают разобраться с зонами и пр.), компостируем перед эскалатором к поездам. На главном вокзале быстро находим камеру хранения (по эскалатору вверх, напротив путей дальнего следования, если стоять к ним спиной, то слева), но ручной камеры нет. А лыжи? Служащий по камере говорит, есть спецячейки для лыж. Точно, находим, рассовываем чемоданы и лыжи. Интересно, что нет никаких замков с цифровым кодом, - в замке каждой ячейки торчит ключ. Обычный такой, железный, двусторонний.
В город. Яркое солнце, почти весна, хорошо вокруг. Велосипедные дорожки, чинное ожидание зеленого на светофоре. Пешком на Мариенплац. Суббота, спокойный и доброжелательный народ гуляет и покупает, солнышко отражается в стеклах готики. Да, еще бы денек-другой... Однако, не все коту масленица: пора. Быстрые фотографии, и на вокзал. Пока, Германия, аэропорты во всех странах есть нечто наднациональное. S-bahn S8 до аэропорта около 40 минут. A-319, который Сибирь дала на обратный путь, медленно выруливает мимо длинных серых приземистых зданий аэропорта, взлет, под крылом расчерченные без остатка на лоскуты немецкие поля и леса, Альпы вдали. Было хорошо.
Автор: Дмитрий Крылов
Другие статьи автора:
Курорты:
7 |
Filov
|
Здорово! Надо ехать! Дочь тренируется в SCA - рванем туда через недельку! Снега много, погоду хорошую обещают. Зря не доехали до Зонненкопфа. От Лангена туда не час, а минут 15-20. |