21.11.2024 /
После 300-дневного перерыва: надежды на возвращение Марко Шварца
21.11.2024 /
Эстер Ледецка перед трудным решением на Олимпийских играх 2026 года
20.11.2024 /
София Годжиа тренируется с Линдси Вонн: особенный момент в Колорадо
Техника фрирайда - миф, или она и правда существует?
Теги: фрирайд | freeride
19.04.2019
Автор: Сергей Веденин
Так все-таки, есть ли она волшебная Техника, которая позволит катать Фрирайд по бездонному Паудеру также красиво, как в фильмах…, и где ей учат? И как бы все-таки ей овладеть, только вот не прибегая к скучным упражнениям с инструктором на трассе, ведь это для новичков и вообще скучно…
Конечно, вопрос чаще всего так не формулируется, но многие райдеры, начинающие выходить за пределы маркированных трасс, чувствуют себя слишком опытными и не воспринимают всерьез рекомендации о корректировке (или постановке правильной) техники на трассе, и все хотят волшебных таблеток рекомендаций для фрирайда.
Поэтому, давайте еще раз…
Во-первых, фрирайд, это не всегда катание по легкому, пушистому и глубокому снегу. Фрирайд – это катание вне трасс, а вот покрытие может быть абсолютно любым и меняться многократно даже в течении одного спуска. Бездонная целина, корка, лед, заструги, влажный снег, мокрый снег или снежная каша - ко всему этому нужно быть готовым. При этом техника остается одной и той же, на любом покрытии, хотя, конечно, есть нюансы и лайфхаки, но о них – позже.
Во-вторых, при всем разнообразии современных фрирайдных лыж, в плане геометрии (соотношения размеров и распределения жесткости по длине лыжи) они очень схожи.
Давайте рассмотрим обычную современную геометрию лыжи на примере модели OPINION 118 фирмы Extrem. Я катаюсь на этих лыжах уже третий сезон и убежден, что это одни из лучших лыж для фрирайда.
Геометрия:
Длина | 187 см | 194 см |
Нос | 142 мм | 143 мм |
Талия | 118 мм | |
Пятка | 132 мм | 133 мм |
Радиус | 23 м | 24.5 м |
Вес | 1980 гр. | 2170 гр. |
Центр ботинка | настоящий центр 50 мм |
Мы видим достаточно широкую талию, длинный и широкий носок, короткую и узкую, на 10 мм уже чем носок, пятку. Распределение жёсткости традиционно – носок несколько мягче пятки. Передний и задний низкопрофильный рокер также уже давно стали стандартом. Из множества одноклассников эту лыжу выделяет дизайн и достаточно небольшой вес, что позволяет мне комфортно ходить на них продолжительные скитурные маршруты.
Что происходит на подготовленной трассе? (немного упрощаем)
Чтобы начать поворот лыжу надо закантовать и загрузить носок. Так как носок шире, чем талия и значительно мягче, то лыжа прогибается и входит в поворот. Чем значительнее загрузка носка, тем меньше радиус поворота. Чтобы увеличить радиус поворота или закончить поворот снижайте давление на носок лыжи, переходите в равновесную стойку или даже на короткое время, загрузите пятки.
В глубоком и мягком снегу из-за того, что вы давите на лыжу почти в ее середине лыжа уже прогнута. В носке лыжа прогибается больше опять же из-за того, что он шире и мягче, чем пятка. При повороте в целине не нужно никуда переносить вес, нужно просто закантовать лыжу, и она повернет самостоятельно. Итого, рецепт, казалось бы, прост - сохраняйте центральную стойку и кантуйте лыжу, и будет вам счастье в паудере. Даже проще, чем на трассе, но получается, увы, не у всех.
Почему?
Из-за проблем с обычной горнолыжной «трассовой» техникой и психологической подготовкой.
Как всегда, в стрессовой ситуации (а катание вне трасс даже для тех, кто уверенно мочит по трассе – однозначно стресс), теряются все незакрепленные, не отработанные до автоматизма навыки, и добавляется страх. Кроме того, фрирайд требует другой точности в поворотах – часто повернуть надо не там, где получилось, а там, где необходимо, чтобы влететь в елку или на лед.
В итоге то внимание, которое на трассе концентрируется на технике, вне трасс уходит на борьбу со страхом, оценку микрорельефа, отслеживание траектории движения гида и т.п. Вылезают повороты от колена, вращения корпусом, повороты в плуге и все остальные технические ошибки.
Отдельно замечу, что столь популярная у всех начинающих фрирайдеров глубокая задняя стойка, тоже не позволяет делать точные повороты на большой скорости.
Ошибки приводят к падениям, те – к увеличению стресса, усталости, и далее по кругу. Поэтому, столь часто мы наблюдаем, как люди с более чем достойной техникой впадают в ступор, «деревенеют» и начинают совершать банальные ошибки выйдя на крутой, сложный или опасный склон.
Что делать?
Первое – отрабатывать технику до автоматизма. Лучше с инструктором, особенно для «самоучек». На своем опыте могу сказать, что после 15 лет на сноуборде вне трасс и 3х сезонов на лыжах, мне казалось, что я еду вполне прилично, но степень уверенности на лыжах и на борде отличалась как небо и земля. Несколько занятий с инструктором, поправившим основные ошибки, изменили мироощущение кардинально, благо у меня было более чем много возможностей для отработки навыков.
Второе – бороться со стрессом. Страх – крайне полезное качество, не дающее нам совершать безумства, но стресс, вызванный страхом, сильно ограничивает наши возможности и развитие.
Для самого райдера главное (после техники):
- разумная программа – раскататься по трассе и рядом с трассой, плавно повышения сложность
- разумный коллектив (включая разумного гида)
- перед сложным участком – по возможности, продумать и проговорить несколько поворотов вперед – «доехать до того камня, поворот, дальше в сторону елки, там второй и т.п.»
- в случае падения – выбраться, отдышаться, но «не зависать», продумать следующие несколько поворотов и ехать. Падают все, но прогрессируют в катании те, кто падают, но при этом не комплексуют и быстро встают.
Советы для «опытных товарищей»
Самое плохое, чем вы можете помочь своему коллеге, который «одеревенел» от страха, это говорить: «Тут нет ничего страшного!». Это только добавит к страху комплексы неполноценности и боязнь подвести команду.
Более разумные действия:
- обсудить варианты проезда
- выбрать адекватный и самый простой и безопасный вариант линии
- дать время собраться с мыслями и силами
- подстраховать коллегу, ехать впереди, сохраняя небольшую дистанцию
- оставлять опытного замыкающего
- возможно, отказаться от спуска в пользу более простого маршрута
- в целом, планировать программу «от простого к сложному»
Я уверен, что сложности, которые возникают при катании по неподготовленным трассам на 90% связаны не с незнанием «секретной техники фрирайда», а с проблемами в обычной горнолыжной технике, недостатками в психологической подготовке и с несколькими специфическими для внетрассового катания сложностями.
О различных лайфхаках для сложных вариантов снежных кондиций – в следующем материале.
Фото сделаны Артемом Огановым во время программы Skiandsail 2018 Норвегия
26 |