21.11.2024 /
После 300-дневного перерыва: надежды на возвращение Марко Шварца
21.11.2024 /
Эстер Ледецка перед трудным решением на Олимпийских играх 2026 года
20.11.2024 /
София Годжиа тренируется с Линдси Вонн: особенный момент в Колорадо
Техника фрирайда. Лайфаки для катания по сложному снегу
Теги: фрирайд
29.04.2019
Автор: Сергей Веденин
Во время катания вне трасс мы сталкиваемся с самыми разными снежными кондициями, и многие из них вызывают сложности при катании.
- Бездонная целина – глубокий мягкий снег
- Корка или наст
- Обледенелый или очень жесткий склон
- Заструги
- Мокрый снег
Другие возможные сложности:
- Очень крутой склон
- Катание с тяжелым рюкзаком
- Недостаточная видимость
Ниже некоторые лайфхаки для катания в сложных условиях.
Глубокий снег
Бездонная целина, пух, паудер, пухляк — это Святой Грааль фрирайда, о нем все говорят, и он всегда где-то есть! Где-то, но как правило, не здесь и сейчас, а мы тут кусаем локти от зависти! И вот, наконец, и у нас наступает тот самый POWDER DAY…, а ехать-то и не получается. Почему?
Технически глубокий и мягкий снег очень прост в катании, но есть и нюансы.
С чем сталкивается лыжник при попытке поехать в очень глубоком снегу? Лыжи утопают в снегу и не поворачивают, опора под ногами отсутствует — ни оттолкнуться, ни опереться, ноги и корпус лыжника «гребут снег» и сильно тормозят, никто никуда не едет, снег забивает глаза, рот и нос, так, что не получается видеть и даже дышать, — вот основные проблемы при катании.
Все эти сложности возникают потому, что ехать по глубокому снегу медленно невозможно.
Чтобы почувствовать опору под ногами, увидеть склон, перестать бороться за глоток воздуха без снега и поехать, нужно мочить! «Мочить» в смысле ехать быстро, чтобы лыжи создали под собой динамическую опору («подушку») и всплыли.
С идеей все понятно, но ехать быстро, да еще и по крутому склону страшно!
Я предпочитаю начинать обучение катанию по глубокому снегу на горнолыжном курорте после снегопада, когда есть трассы, а между ними целина. Сначала, набрав скорость, просто проехать по прямой и убедиться, что на скорости лыжи всплывают, и снег под ними «уплотняется», потом попробовать сделать 1-2-3 поворота, потом едем вдоль трассы по целине.
Отдельную проблему представляет падение в глубоком снегу. Во-первых, падать хоть и мягко, но очень страшно, — ничего не видно, дышать получается с большим трудом, даже вы если не упали в приствольный колодец. Чтобы выбраться из получившейся ямы, требуется огромное количество сил и времени, 2-3 падения за спуск и сил на катание уже не остается.
Рекомендованная техника вставания после падения с опорой на положенные в снег лыжные палки работает только на крутом склоне, на пологом склоне часто приходится снимать лыжи, вытаптывать коленями и ногами площадку для надевания лыж и разгона. Это трудоемко и долго, но все-таки быстрее и менее энергозатратно, чем продолжительное валяние в снегу с лыжами.
Итого, алгоритм движения по глубокому: нашли место для спуска с достаточным уклоном, утоптали площадку, надели лыжи и стартуем с площадки по прямой вниз, контролируя лыжи очень близко друг к другу, стойка центральная или немного задняя. При таком расположении лыж “подушка” получается плотнее, и лыжи быстрее всплывают. После того, как лыжи всплыли, переходим в центральную стойку и поворачиваем, как на трассе. Стараемся не закрывать повороты, сохранять скорость и не допускать проваливания лыж.
Еще одна распространенная ошибка, которая мешает двигаться по глубокому снегу - перенос всего веса на внешнюю лыжу в повороте. В целине, чтобы меньше проваливаться, нужно нагружать и внутреннюю лыжу.
Чтобы избежать проблем с попаданием снега в рот и нос, можно использовать надетый на шею и поднятый на нос бафф. Дышать через тонкую ткань не сложно, а снег в дыхательные пути не проникает.
Корка или наст
Вне зависимости от причин образования (солнце, оттепель, дождь или ветер), корка — это всегда большая проблема. Лыжники страдают больше, сноубордисты меньше, но достается всем.
В зависимости от толщины и прочности корки с ней связаны разные сложности.
Если корка не толстая, не прочная и проламывается лыжами, то проблема состоит в том, что все повороты получаются «как по рельсам», то есть практически отсутствует возможность проскальзывания. И мы наблюдаем множество падений во внешнюю сторону поворота, так как повороты получается гораздо более крутыми, чем планировалось.
Что делать?
Есть две возможные техники.
Первая: поворачивать резко, практически с прыжка, резко нагружая корку и разламывая ее. В сломанной корке поворот можно сделать почти как в обычном снегу. Это достаточно эффективная техника, но она, во-первых, очень энергозатратна, а во-вторых, размер зоны с разломами невелик, и часто заканчивать поворот приходится уже «по рельсам», что накладывает очень высокие требования к технике и скорости выполнения поворота.
Второй вариант: если позволяет рельеф, ехать длинными дугами и выполнять повороты максимально плавно, с большими радиусами, используя для торможения рельеф и контруклоны. Ехать при этом приходится довольно быстро, но движение получается плавным, контролируемым и не сверх энергозатратным. Но на крутом, узком или сложном склоне, увы, эта техника малоприменима.
Если корка толстая и держит лыжника, то проблем, в целом, нет, - просто едем по жесткому.
Сложный вариант, это когда корка выдерживает нагрузку от двух лыж, но проламывается, когда вы кантуетесь или переносите вес на нижнюю лыжу. Одна лыжа на корке, вторая - в мягком снегу под коркой, в 90 случаев это приводит к очень неприятным падениям – ноги разъезжаются и райдер динамично рушится на склон. Наиболее сложный вариант корки, это корка переменной толщины, то тонкая, то толстая. Очень часто они никак не отличаются на вид, звук и даже на ощущение под ногами, качество корки понимаешь только в момент поворота.
Бороться с такой коркой можно, нагружая ее с прыжка и проламывая. В особо сложных ситуациях приходилось ехать, исключая повороты: длинный траверс, разворот на месте и опять длинный траверс.
Корка и наст - одни из самых травмоопасных форм снежного покрова. Особенно опасна корка, присыпанная слоем свежего снега. На таком покрытии очень легко набрать высокую скорость, не заметить спрятавшуюся корку, а в повороте проломить ее одной лыжей. Будьте аккуратнее!
Обледенелый или очень жесткий склон
Здесь ситуация обратная – лыжники за счет двух кантов и их расположения несколько более устойчивы на льду, чем сноубордисты.
На жестком и крутом склоне очень быстро набирается скорость. И погасить ее, закрывая повороты, не получается. На обледенелом крутом склоне лыжи разгоняются на кантах даже при движении поперек склона.
Техника прохождения таких склонов похожа на езду по склонам с коркой: поворот с прыжка с резкой загрузкой кантов лыж или сноуборда. Загруженный кант режет даже голубой лед. Скорость при этом набирается достаточно высокая, но контроль сохраняется даже на очень сложном рельефе. Но да, трудозатратно и страшно – очень.
Если склон узкий, длинный или опасный, с камнями, сбросами, райдер недостаточно опытен и т.д., то высокая скорость и динамические повороты противопоказаны.
В этой ситуации лыжники берет ледоруб, если есть, или обе палки вместе, и упирает их в склон, как альпеншток, и осуществляет движение вниз боковым соскальзыванием с опорой на палки. В случае падения самозадержание выполняется наконечниками палок, руку при этом надо держать практически у колец, чтобы давление на палки было максимальным. При использовании ледоруба он берется в руки так, чтобы его длинный и острый клюв смотрел от райдера.
Сноубордистам в чем-то проще – они автоматически становятся на передний кант и упираются руками в склон для поддержания равновесия, но в случае паления им нечем зарубиться (самозадержаться) и остановить падение по склону. Самозадержание руками абсолютно не эффективно. Рекомендуется использование ледоруба или лыжных палок.
Заструги
Частным случаем корки или жесткого склона являются заструги, которые образуются под воздействием ветра на снежном покрове. Заструги бывают крайне разнообразны, как про размерам, так и по твердости. Небольшие и мягкие заструги практически не представляют проблем при катании, а вот большие, жесткие, или большие и жесткие, это уже серьезно.
Жесткие небольшие заструги превращают катание в поездку по брусчатке – сильные вибрации, удары по ногам и большие сложности при выполнении поворотов. Лыжи зацепляются за заструги, и повороты получаются часто не предсказуемыми. Крутой склон с жесткими застругами заставляет перейти к технике бокового соскальзывания гораздо раньше, чем просто ровный жесткий склон.
Большие заструги (мне попадались заструги высотой по 40-50 см) превращают катание в борьбу за жизнь. Вылететь на скорости на такие неровности очень опасно – погасить скорость поворотом практически невозможно, а падение на заструги очень травмоопасно. Приходится гасить скорость длинной дугой, выдерживая удары по ногам и надеясь на лучшее. В общем случае катания по застругам надо избегать – относительно жесткий и крутой склон с застругами придется преодолевать боковым соскальзыванием.
Очень крутой склон
В зависимости от качества покрытия возможны спуски по склонам до 45-50 градусов. Склоны с большей крутизной преодолеваются техникой бокового соскальзывания и подстраховки ледорубом (палками), и то если есть пологий выкат и возможность самозадержания.
Если самозадержание, по любой причине, маловероятно, то лучше передвигаться в ботинках и альпинистских кошках и/или с использованием страховочной веревки. Эти техники требуют устойчивых навыков по работе с альпинистским снаряжением и изучаются на специализированных курсах.
Мокрый снег
Влажный и мокрый снег — это распространенное покрытие для весеннего и летнего фрирайда. Слегка влажный снег очень похож при катании на подготовленный склон – лыжи легко зарезаются на глубину несколько сантиметров, но не проваливаются. Повороты просты, контролируемы и предсказуемы. Но влажный снег очень часто переходит в мокрый, когда в снегу появляется свободная вода, и катание по снегу превращается в катание по «супу».
Мокрый снег имеет свои особенности. Во-первых, он очень лавиноопасен. В мокром снегу отсутствуют связи между отдельными кристаллами и присутствует смазка в виде воды, которая облегчает его скольжение по подстилающей поверхности или более глубоким слоям снега. Если вам встретился на склоне мокрый снег, то знайте, что лавинная опасность высокая на склонах от 25 градусов!
Во-вторых, мокрый снег в зависимости от множества факторов может иметь очень разную способность «катить». Он бывает и быстрым и «пластилином». Если снег быстрый, то вам повезло, а вот «пластилин» является проблемой. Лыжи то едут, то намертво «залипают» в снегу. Падения вперед и «страусы» происходят регулярно, повороты в пластилине съедают всю скорость и ехать приходится на плоских и прямых лыжах.
В этой ситуации, кроме езды по прямой в немного задней стойке помогает только регулярное применение специальных мазей и ускорителей для плюсовой температуры. Но, к сожалению, хватает этих мазей ненадолго.
Катание с тяжелым рюкзаком
Рюкзак - неотъемлемая часть фрирайдного снаряжения, в нем находится лавинное снаряжение, аптечка, ремнабор, теплые вещи и многое другое. Обычно рюкзак весит 5-7 кг, но в отдельных ситуациях (длинные вылазки с ночевкой, какой-то форсмажор и т.п.), рюкзак может быть значительно тяжелее.
Красиво и динамично ехать с тяжелым рюкзаком достаточно сложно, но не невозможно. Важно иметь правильную техник и сохранять равновесную или переднюю стойку. При попытке присесть в заднюю стойку рюкзак вас уронит.
Рюкзак должен быть подогнан и плотно притянут к телу лыжника. Рекомендации «расстегнуть пояс и готовиться сбросить рюкзак при попадании в лавину» относятся с тяжелым туристическим рюкзакам объемом в 80-100 литров и весом более 30 кг.
Тяжелый рюкзак снижает устойчивость и требует более аккуратного поведения на крутых и жестких склонах. Описанные выше приемы передвижения по таким склонам при катании с тяжелым рюкзаком приходится применять на более простом и пологом рельефе.
Недостаточная видимость
Резкие изменения погоды и видимости — это обычная ситуация в любых горах вне зависимости от их высоты и размеров. Недостаточная видимость — это постоянный спутник фрирайда.
Мы выделяем две ситуации: плоское освещение и белая мгла (white-out)
Плоское освещение очень часто возникает даже в относительно хорошую погоду. Легкая дымка закрывает солнце, или солнце уходит за тучку или перегиб, и вот оно - плоское освещение. Видно все, кроме микро- и макрорельефа. Снег выглядят абсолютно ровным и плоским, и очень легко неожиданно упасть в яму или воткнуться в снежный наддув. Отсутствие резких теней скрадывает неровности рельефа. Усугубляет проблему использование темных очков и масок и, особенно, масок-хамелеонов. Маски светло желтого, розового или светлооранжевого цвета, наоборот, повышают контрастность и улучшают видимость. Маски-хамелеоны отличаются инерционностью и не успевают изменить свое светопропускание при резком изменении освещенности, поэтому при лесном катании и при катании по сложному рельефу хамелеоны - не лучший выбор. Хуже только катание совсем без маски – кроме проблем с видимостью значительно растет риск травмировать глаза ветками деревьев или при падении.
Если даже хорошие маски не помогают, то приходится бороться с проблемой тактическими методами. Лидер едет медленно – аккуратно выбирая маршрут, а вот все остальные могут позволить себе «мочить» вдоль следа лидера – это отличный ориентир в условиях плоского освещения.
Другая ситуация известна, как «белая мгла» или «white-out». В белой мгле видимость ограничена дистанцией от 1 до 10 метров, ближайший аналог - вы стоите внутри белого стакана и во все стороны видите только белое.
При этом не видно вообще ничего - ни рельефа, ни уклона, ни гор вокруг, соответственно невозможно оценить свое местоположение и скорость.
Передвижение в условиях белой мглы крайне опасно! Речи о катании в белой мгле практически не идет, часто самым разумным является организация временного убежища и ожидание улучшения видимости. Но если все же принято решение о продолжении движения, то оно должно быть крайне осторожным.
В белой мгле люди регулярно теряются, ошибаясь с направлением движения на 90-180 градусов, заезжают в лавиноопасные и камнеопасные места. Для уверенно навигации в белой мгле требуются надежные навыки работы с компасом, картой и GPS. Но даже имея такие навыки, реализовать на практике их крайне непросто, часто у лидера кружится голова, он начинает ходить по кругу даже с компасом в руках. Один из вариантов – компас у второго человека в группе, он направляет первого, который служит ему ориентиром в пространстве.
Микрорельеф также не виден, поэтому в белой мгле часты падения с карнизов и сбросов. Однажды я пытался шагнуть со снежного гребня на удобную ровную снежную полочку, напарник натянул веревку, и не дал мне совершить суицид. До снежного плато, которое я видел, как «полочку» в полуметре от меня, было примерно 400-500 метров вертикальной стены. Использование страховочной веревки при передвижении по сложному рельефу рекомендовано!
Еще одним способом «прорисовать» микрорельеф является использование кордалета (отрезок веревки диаметром 6-7 мм и длиной 5-7 метров, подходит как для организаций страховочных станций, так и для привязывания чего угодно к чему угодно, крайне полезно иметь с собой). Одним концом кордалет привязывается к кольцу лыжной палки и при движении выбрасывается палкой перед собой. Темная веревка отлично видна на снегу и точно повторяет рельеф.
Фрирайд в сложных снежных кондициях. Выводы
В целом, о катании в сложных условиях можно сказать следующее. Самое главное – планирование. Вы должны осознавать, куда Вы идете, какие сложности Вас могут ждать и готовы ли Вы к ним. Если Вы ожидаете, что на Вашем склоне будет зверская корка, возможно, стоит изменить планы и выбрать склон другой экспозиции, получите больше удовольствия и меньше риска. Если Вы недостаточно уверены в своей способности ехать быстро и точно, возможно, Вам не стоит идти в узкий жесткий кулуар, а стоит выбрать маршрут попроще или взять с собой ледоруб (если Вы умеете им пользоваться). Если Вы катаетесь в альпийской зоне и есть риск ухудшения погоды до состояния белой мглы, у Вас должен быть GPS, компас, навыки их использования, возможно веревка и снаряжение для бивуака.
Если же Вы уверены в своих навыках и хотите проехать интересную, но сложную линию, то почему бы и нет?
Удачи в горах!
32 |