18.10.2024 /
Марко Шварц – возвращение все еще под вопросом
18.10.2024 /
Возвращение Линдси Вонн? Мейсницер настроена критически
18.10.2024 /
Первенство России в Перми: итоги второго дня
17.10.2024 /
Мануэль Феллер о Марселе Хиршере: «Он все еще способен побеждать»
17.10.2024 /
Зеленый свет старту Кубка мира на трассе ледника Реттенбах в Зельдене.
SKIGU.RU:Равновесие и неравновесие в г/л повороте
SKIGU.RU:Шорты-самосбросы Schoeffel размер L
SKIGU.RU:Спусковой комбинезон Schoeffel RACE SUIT р.L
Про отдачу
«…любое объяснение лучше его отсутствия… Вопрос «почему?» задается не из праздного любопытства, а ради получения определенного ответа, который успокаивает и приносит облегчение»
Ницше
Мало кто из тех, кто не первый год берет в руки лыжи, не читал, не слышал или не говорил про отдачу. Отдачу лыжи, естественно. Используются также термины «отстрел», «выстреливание» лыжи. Запустив простой поиск по этим словам, получим из Инета такое обилие информации, что просеивать её приходится через очень мелкое сито. Все цитаты, которые приводятся ниже - а их там будет много - получены именно таким путем, поэтому приводятся в большинстве своём без ссылок и для удобовосприятия выделены синим цветом.
Начнем, пожалуй, с качественных категорий, чтобы представить себе всю палитру «отдач».
«Эти лыжи для тех, кому важна эффективность и взрывная отдача от них…»
«Для хорошо подготовленных лыжников, которые хотят наслаждаться быстрыми поворотами и хорошей отдачей лыж»
«Профессиональные лыжи для слалома FIS. Лыжи победителей. Очень точная, быстрая, с мощнейшей взрывной отдачей слаломная машина»
«Слаломные лыжи конструкции сэндвич с четкой отдачей, требующие четкого ведения…»
«Мягкие лыжи с достаточно глубоким вырезом и умеренной отдачей…»
«Дают прекрасную отдачу при завершении дуги…»
«Новая конструкция также оптимизирует отдачу на высоких скоростях…»
«Усиление титаналом обеспечивает предельную хватку на жестком склоне и высочайшую отдачу в дуге…»
«Превосходный баланс мощности и отдачи…»
«Мощная, мягкая отдача прекрасно сочетается с легким заходом в поворот»
«Отдача в конце поворота короткая, мощная»
«Оптимальная хватка кантов, полная отдача энергии»
«Обеспечивают незабываемую отдачу…»
«Хорошо идет в поворот, мягкая прогнозируемая отдача…»
«Внятная отдача, уверенно держит дугу...»
«На выходе мягкая комфортная отдача…»
«Дозированная отдача и точная, фирменная Head-овская, дуга…»
Как видите, отдача вроде как не фантом и, в основном, заслуживает превосходных степеней, и продолжать в том же духе можно было бы ещё долго. Вы же понимаете, где эти тексты пишутся. Но…! От всего этого в наших головах складывается впечатление, что:
1.Отдача является важным свойством лыжи,
2.Отдача является свойством именно лыжи.
Что до первого, то бог с ним. А в отношении второго сразу возникают вопросы: а какие, собственно, качества лыжи ответственны за отдачу? Где конкретно в лыже она лежит?
Только для начала неплохо бы определиться с самим термином: что же это такое – отдача? И в чем она выражается? Увы, определений из учебников нет, поэтому обратимся снова к коллективной мудрости лыжного Интернет-сообщества. Определений там тоже нет, но зато написано по отдачу много чего, с чем нам и придётся разбираться, чтобы сделать хоть какие-то выводы по интересующему нас предмету.
«Требуют контроля в начале поворота, зато на всей дуге ускоряются четко и стабильно, в конце дуги – максимальное ускорение»
«Дают прекрасную отдачу при завершении дуги»
«…для поворота требуется приложить больше усилий, но и отдача (выход из поворота) получается более мощной (как говорят “лыжа выстреливает”)»
«…можно рекомендовать выполнение одиночных поворотов с предповоротами, добиваясь, чтобы разгрузка точно совпадала по времени с отдачей лыж после предповорота»
«Лыжа отдает серединой, почти не выстреливая ноги вперед, что делает перекантовку легкой»
« Окончание поворота дает закрытую дугу с мощной отдачей через центр лыжи. (Лыжа не забрасывает пятки вперед, а ровно сбалансировано «отдает» по центру.)»
«Для пайпа важен "поп", то есть, отдача лыжи при распрямлении, которая выталкивает тебя вверх при вылете»
«…разгрузкой вниз оптимально пользоваться при 'ритмичных' поворотах, где отдача лыж выполняет часть работы по разгрузке…»
«Т.е.когда становится недостаточно естественного движения распрямления самой лыжи (отдачи) и нам пора сделать некие движения по уменьшению давления лыж на склон»
«…пятка выстреливает при выходе из поворота…»
«При небольшой загрузке носка легко начинают резать короткий поворот, при завершении дуги мощная пятка отлично выстреливает»
«В средней фазе поворота усилие отдачи возрастает прогрессивно, но мягко»
Ничего нового на этот счет нет и вне кириллического домена:
«Ski rebound, which catapults you from one turn into the next. Rebound - Kinetic energy released by a decambered ski; pop»
«The ski is a spring, built to flex and rebound»
«When a ski is decambered, it is "coiled" like a compressed spring-loaded with energy. Release this energy and it bounces right back--we call it "rebound»
«rebound" occurs at the transition, as I understand it. The energy stored in a flexed ski (plus that stored in elastically deformed snow) produces a relatively small restoring force compared to other forces we experience in skiing. Yet "rebound" is often perceived as a powerful, even violent event» (это один из редких сомневающихся)
«Rebound is simply the elastic qualities in a ski. Bend a ski into reverse camber and it will seek to return to it'snormal shape. A quick increase in load followed by a quick decrease in load will cause the skis to pop up off the snow»
«In our quest for efficiency, we should put this energy to use. Racers know how to put rebound to good use by releasing the stored energy in their skis when they're pointing down the flow line--release it there and the energy helps move the body across and down the hill, toward the next gate»
Ещё одним интересным вопросом можно считать следующий: «Отдача – это хорошо или плохо?».
«Короткая дуга поворота в сочетании с отличной цепкостью и практически отсутствием отдачи - Вы можете надолго "зависать" в дуге, ложась на склон»
«При этом - обратите внимание, что это преимущество как раз не для агрессивно катающихся - лыжи задемпфированы, то есть из поворота не выкидывают, ни на какую часть тела не осаживают»
«…достигается максимально гладкое и безошибочное сопряжение карвинговых поворотов, поскольку отдача лыж более предсказуема и практически не зависит от величины прогиба лыжи…»
«Они как-бы подминают под себя рельеф, и вы не почувствуете ожидаемой вибрации и отдачи»
«Если я Вас понял правильно, то этот эффект "выстреливания" для вас отрицательный и приводит к потере контроля. При этом другие этот же эффект оценивают как положительный, способствующий связанным поворотам. Со стыдом могу признаться, что я такой эффект вообще не замечаю»
Отчего происходит отдача?
«Если вам удалось прогнуть лыжи, сознательно или случайно, отдача может оказаться достаточно большой, чтобы подбросить вас в воздух»
«…итак, основа выстрела -- это прогиб лыж. На прогиб влияет вес и скорость…»
«Стабильная, отзывчивая, отдача адекватна прогибу»
«TWIN VIBRATION ABSORBING SYSTEM - прокладки из эластомера в составе платформы – гасят вибрации и увеличивают отдачу лыжи»
«Гидравлический амортизатор, встроенный в конструкцию платы креплений… контролирует и управляет отдачей лыжи и готовит лыжу к следующему повороту»
«… за счет эластичного, упругого материала платформы лыжа быстро, резко выпрямляется во второй фазе поворота. Больше отдача, лучше сцепление со снегом…»
«В конце дуги платформа мощной отдачей освобождает накопленную в повороте энергию и наделяет лыжу максимальной динамикой на высоких скоростях»
«Для оптимальной отдачи необходимо затачивать канты после каждого катания»
«Обеспечивают незабываемую отдачу благодаря своей талии»
«А в карвах подсаживание на задники очень опасно. Этой амплитуды быть не должно. А получается, что пятка при такой загрузке за счет карвовой формы зарезается и вместо разгрузки, лыжа продолжает дугу уже поперек склона, а корпус идет вниз. Результат-подсечка. Воспринимается как выстрел»
«На лыжах, в конечной фазе поворота, внешняя начинает сгибаться, а внутренняя разгибаться, пока не придем в положение "стульчег" (обе ноги согнуты под одинаковым углом и здесь происходит "выстреливание")»
«А иногда в конце поворота переваливает ЦТ через траекторию лыж, и отстрел: ЦТ вниз пошел, а ноги с лыжами по касательной к завершаемой дуге летят, потом передумают, вроде, и за задницей пристраиваются»
Хоть и трудно что-либо выделить из столь разнообразных описаний и мнений об отдаче, можно разные "отдачи" примерно "систематизировать" так:
- отдача, которая происходит в ходе непосредственно поворота, проявляется непонятно как и неизвестно от чего проистекает;
- отдача, которая происходит только в конце поворота, проявляется как подбрасывание лыжника вверх и связывается обычно с распрямлением прогнутых лыж в конце поворота;
- отдача, которая происходит только в конце поворота, воспринимается как ускорение вперед-вбок в направлении следующего поворота и связывается обычно с тем же самым распрямлением прогнутых лыж.
Что касается первой отдачи, то, к сожалению, я не знаю, что это такое, поскольку ничего такого особенного в ходе поворота не испытываю. Поэтому эту отдачу мы сразу отправим в долгий ящик.
Отдача номер два не должна вызвать у читателей затруднений, поскольку мы её уже рассматривали и обсуждали под другим названием - "виртуальный бугор". Конечно, никому не запретишь называть этот эффект (виртуального бугра) именно отдачей, что, как это было заметно из уже упомянутого обсуждения, многие и делают. Только, на мой взгляд, слово "отдача" в нашем контексте должно пониматься как "отдача лыжи", а не чего-нибудь ещё. А лыже, увы, такое не под силу.
«… Но дело в том, что теперь получить очень серьезную травму можно не только на трассе скоростного спуска или супергиганта, а и на трассах слалома, когда ты подлетаешь на два метра и приземляешься спиной об лед» (MarioSchiber: expertski.ru/2010/11/05/mario-shajber-vremya-rabotaet-na-menya/)
Ну, про два метра - это он, пожалуй, загнул, если в высоту, но то, что вы видите на картинке – это реально и, как вы все знаете, регулярно. В минувшем сезоне Вонн, к примеру, большой «налет» имеет.
Хоть женщина она и изящная, но много ли может сделать с ней лыжа, разгибаясь? Сошлюсь на свежие данные А.Каниовского по упругим характеристикам лыж Фишер (forum.ski.ru/index.php?showtopic=52538&st=20), которые он наблюдал самолично. 15 кг на лыжу при практически максимальном рабочем прогибе! Могут ли 30 кг (две лыжи) "научить Вонн летать"? Нет. А Миллера? Да уж тем более... "Виртуальный бугор" похож на настоящий тем, что с него можно как выпрыгнуть, так и обработать без отрыва лыж от склона. И я далек от мысли, что спортсмены такого уровня испытывали бы затруднения при обработке "виртуального бугра", пусть даже о его существовании им и неизвестно.
Нет, такие полёты, как правило, результат неудачной попытки исправить ошибки, накопленные ранее.
Перейдем теперь к отдаче номер три. Её чувствуют и о ней пишут многие. Добавим ещё пару высказываний профессионалов:
Зато правильно приложенная нагрузка вызывает ускоряющую отдачу лыжи в переднебоковом направлении. Это принципиальное отличие от авальмана, где отдача шла вверх и вперед. (ГГ)
«…они НЕРЕАЛЬНО держат на льду и просто на жестком. Они обладают фантастической динамикой и выстреливают в следующий поворот как из пушки. За две эти вещи слаломист готов душу дьяволу продать, не то что такой пустяк,как чуток побольше потрудиться ..» (Виктор Полинковский (Битус) о топовых лыжах)
Основываясь на этом, мы можем осторожно определить "третью" отдачу как "кратковременный эффект,возникающий в конце поворота и воспринимаемый лыжником как ускорение в направлении его движения по склону". Именно эту отдачу мы и будем рассматривать в рамках настоящей статьи. Для "второй" оставим название "виртуальный бугор", чтобы не путаться. Как мы увидим далее, эти две "отдачи" довольно сильно связаны, хотя и происходят от разных причин.
Что ж, я и сам чувствую что-то подобное, что и побудило меня предпринять это небольшое исследование. И, в первую очередь, потому, что никак я не смог убедить себя, что лыжа, даже сверхсупертехнологичная, разгибаясь "вверх", будет толкать меня "вперед". Все тут уже не дети и понимают, что толкать вперед может только сила, направленная тоже вперед. Только её нужно где-то взять, и от повторения мантры "отдача лыжи, лыжи отдача" она не возникнет. Ниже читателям предлагаются соображения автора на этот счет. Но начнем слегка издалека.
Для того чтобы получить какое-нибудь ускорение, необходимо иметь силу, которая это ускорение обеспечит. Или же уменьшить силу сопротивления движению, что, в общем-то, одно и то же. Лыжник, спускающийся прямо вниз по ровному склону, или траверсом, мало что может сделать для повышения скорости спуска. Если не говорить про воздух, обтекаемую стойку и всё такое, что у нас уйдёт под формулировку "при прочих равных условиях". Нет, я имею в виду различные нюансы загрузки лыж, вставания-приседания и прочие АМУ (активные мышечные усилия). Эти вещи могут дать выигрыш в скорости или наоборот, но всё это будет тоже на уровне нюансов. На переменном рельефе у лыжника больше возможностей для ускорения. Всем и давно известен способ ускорения на выкатах со склона, с бугров и прочих неровностей, естественных или искусственных. К примеру, трассы для ски-бордер-кроссов содержат серии бугров или волн, которые при случае можно использовать для ускорения. Полагаю, что большинство читающих имеет свой собственный опыт использования такого рельефа и помнит соответствующие мышечные ощущения при этом.
Механика такого ускорения несложна и наиболее наглядна в момент, представленный на рис.1. На нём лыжник выезжает со склона на горизонтальный участок, и в изображенный момент передние части лыж на него уже выехали, а задние части ещё скатываются со склона, прогнутые по некоторому радиусу R. Сам лыжник уже съехал: его скорость направлена горизонтально. Примерная эпюра давления лыж на снег разделена на две части: желтая соответствует прямой передней части лыж, а розовая - изогнутой задней части. Соответственно и снег так же давит на лыжи: желтая равнодействующая сила Fп - сила, действующая со стороны снега на передние части лыж, а розовая равнодействующая сила Fз - соответственно на задние. От жёлтой силы нам никакого проку нет, а вот розовая, как видно, содержит красную составляющую Fу, действующую в направлении движения лыжника и придающую ему ускорение. Пока, разумеется, задники лыж с этого бугорка не съедут, что произойдет довольно быстро.
Поскольку наша задача в данном случае - рассмотреть, как обеспечить лыжнику возможно большее ускорение, по этой простенькой картинке мы можем вполне наглядно сообразить, что на что и как влияет.
1. Чем больше "розовая" сила, тем больше и её "красная" проекция на направление движения лыжника.
2. Чем ближе точка приложения "розовой" силы к пятке лыжи, тем больше уголα и тем больше опять же "красная" проекция.
3. Чем меньше радиус R, тем сильнее изогнута задняя часть лыжи и тем больше угол α.
Теперь рассмотрим эти основные "постулаты" подробнее. Отчего зависит величина силы Fз? От деформации задней части лыжи и от упругости этой части. Плюс от того какая часть давления, оказываемого на лыжу лыжником, распределяется на заднюю часть лыжи. И каким образом. А каким образом - зависит от профиля жесткости лыжи, т.е. от распределения жесткости по её длине. От неё зависит распределение давления по длине лыжи. Это распределение изображается в виде кривой (эпюры), характер которой сильно зависит от профиля жесткости лыжи. Но общий принцип такой: чем жестче какая-то часть лыжи, тем большее давление она на себя принимает. Розовая часть эпюры увеличивает равнодействующую розовую силу по величине, но и смещает точку её приложения ближе к грузовой площадке.
По приведённой на рис.1 эпюре видно, что только малая часть давления лыжника попадает в "розовую зону". Но лыжник вполне может её и увеличить, загрузив больше пятки. Припомните собственные ощущения на таких выкатах - всячески стараемся задавить максимально пятки, используя вес и инерцию тела. И при этом не подсесть на попу, разумеется. В пределе желательно, чтобы желтой части эпюры вообще не было, а она вся была бы розовой. Тогда мы получим максимальную величину силы Fз.
Но, кроме этого, желательно также, чтобы эта сила, вернее, её точка приложения, была бы как можно ближе к пятке лыжи. Достичь этого можно определенным подбором распределения жесткости по длине задней части лыжи. Какое это должно быть распределение - мне неизвестно, и учитывают что-либо производители лыж в этом плане - тоже неизвестно, хотя некоторые "технологии" позволяют это предполагать. Но об этом потом.
А сейчас про радиус. Радиус, определяемый рельефом - с ним всё понятно, он такой, какой есть. Но если лыжник переусердствует в своём старании загрузить пятки и оторвет носки лыж от склона, то лыжи изогнутся уже сильнее. В этом смысле удачный кадр удалось поймать Дубенецкому: спортсмен на финише перестарался, конечно, но посмотрите, как прогнуты пятки! А что лыжнику мешает сделать это и на выезде с бугра? Напрягаться нужно, спору нет, но уж сильнонедолго: при среднеслаломной скорости среднеслаломная пятка съедет с бугра за шесть-семь сотых секунды. За это время лыжнику нужно создать себе хоть сколько-нибудь приличный ускоряющий импульс, так что тут все средства хороши.
Теперь давайте "уроним" нашего лыжника на бок. Взгляните на рис.1 под другим углом: лыжник не съезжает с бугра, а лежит плашмя на ровном склоне и изображает выход из поворота с сильно большим углом наклона. Вот сам лыжник и передние части лыж уже вышли из поворота и поехали прямо, а задние ещё заканчивают поворот. Не будем обращать внимания на маленькие несоответствия, а спросим себя: изменится ли что в раскладке сил по сравнению с нарисованной? Да, с желтой силой в этом случае непонятки, но о ней чуть позже. А вот с розовой силой и её красной проекцией на направление движения всё в порядке - они не изменятся. А если так, то такой выход из поворота мало чем отличается от «катания с бугра». Разумеется, лыжники не катаются «плашмя», поэтому на рис. 2 нарисована более реалистичная картинка для одной лыжи и центра тяжести лыжника. Ну и траектории их движения изображены.
На рис. 3 - она же в плане склона.
Лыжа "запечатлена" в момент "виртуального бугра", или же, что практически одно и то же, в момент выхода из поворота. Момент виртуального бугра есть момент выталкивания с целью разгрузки лыж, когда лыжником к лыжам прилагаются наибольшие усилия. Чтобы разгрузить лыжи, лыжнику нужно оттолкнуться от склона с силой, по крайней мере, не меньшей суммарной силы, действующей на него, а она в конце поворота максимальна. Выход из поворота есть переход лыж от скольжения по дуге в траверс. У лыжи на рис. 2 передняя часть уже разгружена, оторвана от снега и пошла в траверс. Никто же не говорил, что лыжа должна это делать целиком и единовременно. Задняя часть максимально загружена, максимально прогнута и доезжает свой "бугор". Аналогия с реальным бугром, как видим, тоже весьма реальная. Только желтой силы уже нет, поскольку передняя часть лыжи уже не контактирует со склоном.
Это, собственно, и есть предлагаемое вам объяснение механизма ускорения в конце поворота. Которое, разумеется, не происходит от мифического свойства лыжи, именуемого "отдачей", а должно быть эффективно отработано самим лыжником. Всё, что мы только что говорили о "катании с бугра", относится и к выходу из поворота.Только теперь «натуральный» радиусR будет определяться углом закантовки. Чем он больше, тем меньше радиус.
Только вот направления движения лыж и лыжника уже не совпадают, поскольку они движутся по разным траекториям. Красная ускоряющая сила образуется ровно также, как и на настоящем бугре и действует в направлении движения лыжи. На рис. 3 видно, что она действует уже под некоторым углом к направлению движения лыжника. Это полностью совпадает с приведенными ранее ощущениями специалистов, воспринимающих отдачу как "ускорение в переднебоковом направлении", "в направлении следующего поворота". Чем круче пересекаются траектории лыж и центра масс лыжника, тем более «боковым» воспринимается ускорение. Красная ускоряющая сила приложена к лыжам, и чтобы передать это ускорение туловищу, нужна определенная блокировка сгибания ног. Равно как и на реальном бугре, изображенном на рис. 1. Но лыжнику, в общем-то, нет нужды ускоряться «вбок». Представьте, что траектории на рис. 3 пересекаются под прямым углом: лыжнику туда точно не надо. И он отпускает лыжи, позволяя им пройти под телом на другую сторону.
«Подбор и вынос ног можно воспринять как просто бросание "невесомых " лыж в сторону …»(Битус).
В приведенной цитате ключевое слово: «невесомых». Именно такое исполнение, «подчеркивание» конца поворота, обеспечивает и разгрузку лыж, и их перевод под телом практически без усилий со стороны лыжника. И наша красная сила тут точно при делах. В общем случае лыжник, в зависимости от условий, сам дозирует, какую часть ускоряющего эффекта использовать на собственное ускорение, а какую на переброс лыж.
Конечно, я тут красивые картинки нарисовал. Можно сказать – идеальные. В натуре всё в чистом виде бывает редко, всё смазаннее, но – узнаваемо. Вот взгляните в исполнении Лигети и Вонн: момент просматривается явно и рисунок похож.
Так что – что видим, о том и поём.Но картинка - картинкой, а что там делает спортсмен на самом деле, можно только догадываться. Все даётся тонкой работой загрузки лыж, на уровне ощущений, которые никакая картинка не передаст.
По идее, лыжнику, чтобы получить максимальное ускорение на выходе из поворота, нужно как можно сильнее прогнуть и загрузить пятки. Сесть на попу? Но Гуршман предупреждал:
Сбалансированность над точкой лыжи чуть позади её центра является ещё более важной в этом положении. Малейшая неточность при давлении на заднюю часть лыжи и она буквально выстреливает вперед из-под тела лыжника.
Получается коллизия: чтобы увеличить отдачу, нужно, с одной стороны, сильнее загрузить пятки лыж, с другой стороны, смещение центра тяжести назад чревато потерей продольного равновесия и красивым полётом вверх ногами. Поэтому лучше его не смещать. И можно его не смещать. Существует способ загрузить пятки и без критического смещения ЦТ назад. Я бы назвал его "динамическим нагружением", поскольку всё даётся движением и инерцией тела. Начнём с простых примеров. Представте себе, что вы плотно сидите на стуле, опершись своей спиной на спинку стула, и при этом ваш вес равномерно распределен по всем четырем ножкам. Если вы захотите больше загрузить задние ножки стула, то сместить ЦТ назад уже никак не получится. Но если вы наклонитесь вперед и затем с силой ударите своей спиной по спинке стула, то весьма сильно загрузите задние ножки, на короткое время, разумеется. При этом ЦТ назад никак не уйдет, поскольку некуда. Если вы, конечно, не перестараетесь и не перелетите через задние ножки вверх ногами вместе со стулом и ЦТ.
Теперь мы слегка усложним задачу, отпилив у стула спинку. Задача остаётся та же - загрузить задние ножки стула. И решается она так же: Наклоняетесь вперед и с силой рапрямляетесь назад. В момент прохождения "условной" спинки блокируете нужные мышцы, чтобы зафикировать тело в этом положении. Но теперь придётся предварительно зацепиться ногами за передние ножки стула, иначе точно перевернетесь. В момент блокировки мышц или, иначе, торможения движения тела задние ножки стула, вернее уже табуретки, будут загружены. Это удовольствие можно удвоить по времени, если сразу же после остановки тела начать его ускоренно наклонять вперед, поскольку при этом работают одни и те же силы и в том же направлении. Величина нагрузки на задние ножки будет зависеть от интенсивности исполнения.
В общем-то всё просто. И аналогии с лыжником достаточно прозрачные. Для лыжника стул - это ботинок, в котором нога имеет некоторую степень свободы, отпущенную ей конструкцией ботинка. Да её хоть в гипс заложи, всё равно как-то чем-то шевелить можно. Задник ботинка - "спинка стула", а верхний свод над плюсной - "передние ножки стула". Надавив "с размаха" на задник ботинка мы уверенно загрузим пятку, Надавив плюсной на верний свод ботинка мы сделаем то же самое. Да вот беда: всё, что делается в ботинке нельзя увидеть. Ни на раскадровках, ни на видео. Это можно только ощутить и постараться правильно истолковать и описать. Но ощущения всегда субъективны, поэтому всё последующее основано на личных ощущениях автора и может являться, так сказать, его личным мнением относительно того, что делается в ботинке. Впрочем, есть неплохая и более пространная статья А.Гая (expertski.ru/2009/11/15/stopy-i-masterstvo-gornolyzhnika/) на этот счет. Но мы ограничимся только тем, что непосредственно относится к теме данной статьи, т.е. к отдаче. Или, по другому, к работе ноги в ботинке в передне-заднем направлении.
Все мы уже знаем, что "правильный" поворот начинается с преимущественого давления на носок лыжи и заканчивается давлением на (чуть было не написал "на пятки", хотя это и справедливо) некую достаточно нейтральную точку, где то посередине лыжи (вспомним Гуршмана). Нейтральную в том смысле, чтобы не посадило на задницу в конце поворота. В процессе поворота загрузка лыжи (центр давления) плавно (или не очень) перетекает от передней части к этой нейтральной точке, а в процессе "транзиции", как обзывают её иностранные авторы, переходит в обратном направлении. Диапазоны как величины давления, так и его смещения сильно варьируют, и для нас не имеют принципиального значения.
Заметим, что время между концом одного поворота и началом следующего существенно меньше, чем между началом и концом одного и того же поворота. Поэтому действие по переносу давления сзади вперед (перецентровка) должно быть весьма активным.
Способов изменения "центровки" по сути дела два. В них работаю разные группы мышц, да и принципы разные. Но в движении их трудно различить, проще их изобразить просто стоя на лыжах на снегу:
1. Мы можем просто двигать лыжи взад-вперед под корпусом (практически неподвижным в силу большей массы) в пределах, дозволяемых костно-мышечным аппаратом; при этом "центровка" будет определяться проекцией ЦТ на длину лыжи;
2. Мы можем раскачивать корпус взад-вперед над лыжами, как маятник метронома, усилиями мышц стоп; лыжи при этом остаются неподвижными, поскольку в этом случае мы не двигаем лыжи, а крутим, и при разгоне-торможении корпуса помимо весовой составляющей давления на лыжу появляется ещё и инерционная. Если вы не поленитесь воспроизвести это в натуре, то без труда убедитесь, что вся мышечная работа при этом сосредоточена в ботинках. Т.е. не сами мышцы, конечно, а ощущение работы.
В реалити-шоу, разумеется, присутствуют и плодотворно сотрудничают оба способа в различных пропорциях. Вот как примерно выглядит продольная работа в типовом "правильном повороте" в ощущениях автора: ведение дуги начинается с давления плюсен на подошвы ботинок, обеспечивающего преимущественную загрузку носков лыж (за счет чего оно обеспечивается, станет яснее к концу цикла); по мере ведения дуги лыжи продвигаются вперед усилиями ног (1 способ), корпус, в свою очередь, отклоняется назад усилиями стоп (2 способ);скорость такого "противофазного" движения лыж и корпуса постепенно возрастает к концу дуги; в конце дуги добавляется выталкивание вверх-сброс давления, т.е дозированная разгрузка, в результате чего конечное (без отрыва лыжв дуге) движение напоминает подхлест ногами вперед-вверх, который сразу же блокируется упором стоп в верхний свод ботинка и вытягиванием корпуса вперед усилим этих же мышц (это уже 2 способ); в переходной фазе корпус, получивший некоторый вращательный импульс, продолжет наклоняться вперед по инерции, лыжи слегка отводятся назад (1 способ); далее, в фазе, так сказать, инициации следующего поворота, корпус, продолжая двигаться вперед, своей инерцией, передаваемой давлением плюсны уже на подошву ботинок, задавливает носки лыж и при этом тормозится; по мере продвижения ЦМ вперед над лыжами к загрузке носков подключается весовая составляющая, и далее цикл повторяется уже в другом повороте.
Интересного тут только то, что усилиями стоп загружается пятки лыж, что, собственно, и требуется, что бы получить более-менее ощутимую отдачу без существенного смещения ЦТ назад. Опорой на задники ботинок лично я практически не пользуюсь, посколку пришлось бы сильно присесть назад, но, может быть, мне для этого не хватает наклона ботинок.
Вышенаписанное не означает,разумеется,что я один такой умный. Просто, полагаю, большинство делает то же самое, не отдавая себе в этом отчета за ненадобностью.
Конечно, я не есть образец для подражания, но просмотрев кучу видеоматериалов, пришел к выводу, что и топовые спецы делают примерно то же самое. Уж больно часто у них выход из поворота идёт на пятках, да так, что носки от снега отрываются. Момент этот весьма быстротечен, поэтому лучше всего его видно на замедленной съёмке. Да и ракурс должен быть соответствующий. Да и преимущественно в тренировочных спусках или свободном катании, где лыжник может позволить себе вольности, вряд ли допустимые в состязаниях.
Вот можно посмотреть на тренировки Сикоры (http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=aiCQgtNEo7c) и Лигети (http://www.youtube.com/watch?v=yW4r27teE9E&feature=related), вот неплохой кусочек с рампы: http://www.youtube.com/watch?v=Dp8vKzH0ius, где можно тоже что-то углядеть.
Конечно, я старался подобрать примеры, схожие с нарисованным "экстремальным" исполнением. Но это не есть обязательно. Если, к примеру, носки лыж не выходят из зацепления со склоном в процессе разгрузки и остаются в дуге, то передняя часть лыжи будет испытывать со стороны склона некоторую "желтую" силу, которая в этом случае будет иметь составляющую, направленную встречно "красной" силе, что будет уменьшать ускоряющий эффект. А может и вообще тормозить лыжника, если передняя часть загружена больше.
Интересно посмотреть на схожую по характеру картину нагружения пяток лыж при выполнении олли, которым балуются ньюскулеры. Симпатичная анимация есть вот здесь: http://www.mechanicsofsport.com/skiing/manoeuvres/jumping.html. Нужно только не забывать, что у такого прыгуна не возникает силы, выталкивающей лыжи из под него.
Итак, что мы имеем в итоге? А то, что отдача, о которой мы говорим, есть результат сложного (или слаженного?) технического взаимодействия лыжника со склоном при выходе из поворота,за счет которого часть усилия, прилагаемого к лыжам для их разгузки, перераспределяется в усилие ускорения. Можно сказать, что лыжник сам себе создаёт на склоне "горизонтальный бугор" (т.е. опять таки - виртуальный), с которого ускоренно скатывается.
Проверить, так ли это, легко и просто: достаточно на выходе из поворота уйти вперед, т.е. выходить из поворота с загрузкой носков, или с центральной загрузкой лыжи. И никакой отдачи уже не будет.
А что же лыжа? И её отдача? А нет у лыжи никакой отдачи. У неё есть только определенный набор механических характеристик, такой же как и у обыкновенной доски (пиломатериал я имею в виду). Но, если эти характеристики (в нашем случае это профиль жесткости пятки лыжи) "заточены" под определенное техническое действие, то эффективность этого действия возрастает многократно, а, может быть, и больше. Все лыжи под что-нибудь заточены: ньюскульные - под "рор", фрирайдные - под "негрумированный" склон, спортивные – под дисциплины. На мой взгляд, отдача относится более к слаломному стилю катания, прежде всего из-за меньшей величины радиусов поворотов. И слаломные лыжи, безусловно, заточены на отдачу. И всё, что мы извлекали из нарисованных картинок, народ «чувствует нутром»:
«Упругость и отдача, как мне кажется зависят от жесткости и ее распределения... а также от материалов и строения»
«Более жесткая или короткая пятка "пуляет" сильнее...»
Вспомним, что писал Полинковский. Писал он также, что лыжи уровня КМ чрезвычайно трудны в управлении для пришедших на них с "простого цеха". И это понятно, поскольку мотивация есть и одни качества лыжи улучшаются в ущерб другим качествам, и поиск этого баланса идет беспрерывно, да еще и под каждого спортсмена. В этом смысле интересна Хедовская технология KERS, которая, по крайней мере - по описанию, призвана сгладить эти противоречия. Напомню: она "включает" дополнительную жесткость пятки именно в момент выхода из поворота, то есть, можно сказать, усиливает отдачу. Это - возможно - позволяет снизить качество самой лыжи, без электроники, по отдаче, и повысить его по управляемости.
Честно признаться, я долго пытался провести какие-то количественные оценки величины и эффективности этой самой отдачи. Но пришлось бы слишком многое притягивать за уши, что трудно обосновать. Поэтому приведу лишь достаточно минимальную оценку, основанную на средних нагрузках: для радиуса поворота 6 метров приращение скорости за счет отдачи при выходе из поворота может составлять около 0,01 м/сек. Ерунда, вроде, на фоне средней скорости 10 м/сек. Но если лыжник сумеет так ускоряться в каждом повороте, то на трассе из 50 ворот на 50 секунд он, за счет отдачи, привезет себе более секунды. Так что, там есть за что бороться. И борятся.
Как все уже, наверное, заметили, технически получение максимальной отдачи на выходе из поворота сродни "ходить по лезвию на ж...". Слишком близко к краю приходится подходить спортсмену, за которым то ли удастся удержаться, то ли выбросит вперед ногами. Но спорт есть спорт, и там без риска не получится. Выливается это, естественно, в травмы.
«Травмы случались и раньше, но сейчас они происходят гораздо чаще. Многие говорят о проблемах в постановке трасс, многие — в том числе и я — о необходимости изменения стандартов инвентаря. Лыжи стали очень агрессивными. Чуть больше усилия — и ты вылетаешь с трассы, получаешь травму связок коленного сустава и пропускаешь сезон… (MarioSchiber: expertski.ru/2010/11/05/mario-shajber-vremya-rabotaet-na-menya/, там же). Да стали ли лыжи "более агрессивными"? Нет, конечно. Они стали лучше качеством, тем качеством, которое требуется на нынешнем этапе развития и спорта и технологий. Дайте мне любую лыжу, и она не будет агрессивной, уж точно. И я не спеша доеду из пункта А в пункт Б.
Просто лыжи стали позволять спортсменам ездить более агрессивно, чем они и не преминули воспользоваться. В погоне за голами, очками, секундами. Так что нечего на лыжи пенять.
Тем не менее, FIS, как мы уже знаем, сделал(а) какое-то откатное движение по части геометрии, но слалом пока это вроде не затронуло. И по отдаче пока изменений не предвидится.
Видимо, я увлекся. Проблемы безопасности состязаний как-то не входили в мои планы. Всё что я хотел сказать про отдачу, я сказал. Но, как говорится, мнение редакции может и не совпадать...
Автор: Игорь Изыльметьев
Впервые опубликовано на сайте alpindustria.ru
16 |