21.11.2024 /
После 300-дневного перерыва: надежды на возвращение Марко Шварца
21.11.2024 /
Эстер Ледецка перед трудным решением на Олимпийских играх 2026 года
20.11.2024 /
София Годжиа тренируется с Линдси Вонн: особенный момент в Колорадо
29.05.2023 Гид по Байкалу
21.12.2022 FISHER RC4 WC GS 183 R23
05.12.2022 Новые горные лыжи React R6 Compact унисекс.
05.12.2022 Новые мужские горнолыжные ботинки SOLOMON.
02.02.2022 Продам жилет
02.02.2022 Продам куртку Windstopper
02.02.2022 Продам Шорты
02.02.2022 Продам комбез с защитой
29.01.2022 Новые горные лыжи Rossignol
Интервью с Pepper customs
21.10.2024
или
или Чарли Хэппи на шоколадной горнолыжной фабрике
Волей случая я познакомился с людьми, которые в России делают горные лыжи и сноуборды: с Дмитрием Куляшовым и Кириллом Лазаревым, основной движущей силой компании Pepper customs, широко известной в узких кругах профессионалов, производящих подобную продукцию, но пока довольно малоизвестную широкой публике, "населяющей" зимой горнолыжные склоны.
Коль скоро, у Pepper customs в ассортименте присутствует настоящая слаломная лыжа (пусть юниорская), то, для аудитории сайта Skigu.ru, они потенциально представляют очень большой интерес. Для меня уж точно! И, несмотря на их занятость, мне удалось напроситься к ним в гости и взять довольно длинное интервью.
Какую продукцию вы производите?
Дмитрий: Горные лыжи, сноуборды и лонгборды... Скейты и лонгборды.
А водные лыжи?
Дмитрий: Мы работаем над этим, но пока не готовы что-то предложить.
А в какой пропорции все это?
Дмитрий: Лонгбордов, наверное, больше всего. По лыжам и сноубордам очень неравные года получаются. Иногда мы работаем: ночуем на работе. Иногда в расслабленном режиме. По лонгбордам у нас прямо довольно стабильно. Каждый год примерно одно и то же количество продаем. А по лыжам и сноубордам какой заказчик найдется. Довольно много делаем OEM (под чужой бренд). И если приходит крупный заказчик, то делаем много. В том числе западные заказчики приходят из тех, кто хочет быть представлен на нашем рынке. Объемы обычно не очень большие, но делаем. Да.
То есть можно купить в магазине какую-нибудь Армаду, которая сделана у вас?
Дмитрий: Армаду мы не делаем. К сожалению, я не имею права называть. Но да. Да.
Видел в интернете ваш совместный видеоролик с Юматексом. Там представители Imperial skis и еще одной фирмы были представлены, как сотрудники Pepper Factory.
Дмитрий: Если хотите, расскажу одну историю. Секретов в принципе тут нет. Мы, когда возникли, через некоторое время возник Империал. И они не так далеко от нас существовали. Практически через дорогу. Как-то шатко-валко дела у нас шли, и у них тоже. Мы - хорошие друзья, несмотря на то, что конкуренты. Я говорю: "Саш, а чего мы врозь? Давай вместе будем делать? Хочешь, я не полезу в твои степи, а ты не полезешь в мои? Объединим мастерские, наши ноу-хау." Он согласился, и довольно много Империала сделано здесь, в этой мастерской. Например, тот заказ для спортшкол, о котором говорится в ролике Юматекса. Он не наш сотрудник, он наш партнер. Он сейчас в условном творческом отпуске, т.е. сейчас не занимается лыжами непосредственно. Водной темой занимается. Возможно, через год, через два, эту продукцию сможем предложить. Последний Империал, который делался, он делался здесь. Предыдущий делался у него в мастерской.
Кто еще в России выпускает лыжи и сноуборды?
Дмитрий: Террор, Прайм. Террор "TERRO" теперь называется. У Террора большая часть продукции производится в Китае. А здесь они делают… Ну, во-первых, здесь они делают все R&D. Разработку моделей. И, во-вторых, когда нужно сделать что-нибудь... Не скажу слово "не ширпотребное". Оно неправильное. Есть же продукция, ориентированная на массового потребителя, а есть, например, продукция, предназначенная для спортсменов. Там особые требования, особые материалы, поэтому они делают их у нас. Сейчас к нам один Российский лыжный бренд приходит. Они были представителями западного бренда, а сейчас пришли к нам и начали у нас делать. Но, к сожалению, не могу пока назвать бренд, потому, что это секрет. Они будут в тестах и в Красной поляне и в Шерегеше.
Скажите, ваша мастерская - это просчитанный бизнес-план, авантюра или увлечение, ставшее основным видом деятельности?
Дмитрий: Скорее, наверное, увлечение
Кирилл: Авантюра :)
Дмитрий: Или авантюра. Да.
Кирилл: То есть, это не бизнес.
Кирилл: Скажем так: заработать денег в другом месте можно гораздо проще. Зачастую так и приходится делать, чтобы финансировать здесь все. Я не скажу, что здесь плохо дела. Нет, конечно. Мы развиваемся. Видно, что мы растем каждый год. Но без финансовых вливаний очень сложно. Очень медленно получается развиваться. Поэтому да, привлекаем финансирование.
Когда это все началось?
Дмитрий: Не соврать... 2010 или 2009 год. Этот зимний сезон. Я катался. Катался очень неплохо. Думал выступать во фрирайде в том году. Заявиться. У меня было третье место на Nescafe фристайл тур. Поехал перед сезоном тренироваться в Снежком: попрыгать. И порвал связку. Сезон у меня выпадает. Надо чем-то себя занять. Вспомнил детское увлечение: попробую-ка я сделать себе лыжи. Хотелось что-то сделать лыжное. Попробовал. Понятно, что лыжа - г-но получилась. Но она внезапно ехала! И плюс/минус с ней все было хорошо. Понятно, что она выглядят не очень. Было к чему придраться. Я-то думал, что это просто гаражный DIY, который ради процесса. А она едет! В магазине можно купить и похуже лыжи.
Я же в детстве еще делал лыжи. Когда учился в школе. Давно, еще в Советском Союзе. Вырос я в небольшом городке. И по финансам, и купить-то особо негде. Жигулевские горы. Сделал себе первую пару сам. Потом друзьям сделал. Суммарно пары четыре, наверное, сделал.
Это было что-то совсем деревянное?
Дмитрий: На основе деревянного сердечника. Если помните, были лыжи под названием Бескид. Их я использовал, как сердечник. И, соответственно, тоже, стеклопластик. Скользяк им делал. И канты от Бескидов, наборные. Такие были первые лыжи. А потом мы заказали реечку, металлическую, на заводе. И приворачивали ее. Но это уже вместе с другом делали. Поигрался и успокоился. А когда поломался. Делать нечего, решил заново начать.
Но это же все сложно! Пресс сделать...
Дмитрий: Слушайте, ведь на самом деле, это не Rocket science. Со временем, конечно, все обрастает. Материаловедением приходится заниматься. Какими-то навыками проектирования. А по началу... На западе ведь есть крупное сообщество скибилдеров, которые делают гаражные лыжи, гаражные сноуборды. На них можно кататься.
И стоят они космических денег.
Дмитрий: Да по-разному. Был проект 333 skis. Мужичок. Он выходец сам из индустрии, работал на разных фабриках. В какой-то момент ему все надоело: во-первых, все дорого, а во-вторых: зачем все так сложно? Я буду делать лыжи за 333 доллара. Он сделал мини фабрику, причем даже не в гараже, а в трейлере. Ездил по всей Америке, делал лыжи в трейлере. И, кстати, я у него взял очень много идей. Он делал видео и фото. Делился этим всем. Такой, опенсорс проект. Естественно, изначально он вакуумом прессовал. Мы тоже сначала вакуумом. Уже потом перешли на пневматические пресса. А пост отверждение он делал на крыше трейлера. Он в Калифорнии жил. Там солнечно. Крыша градусов до 60 нагревается. И все. И нормально. А Кирилл у нас директор производства. У него тоже опыт довольно интересный.
Кирилл: Всю жизнь катался на лыжах. В 80-м году, в 14 лет, выполнил норматив мастера спорта по горным лыжам. В конце 90-х попробовал сноуборд. Обычный. Который из магазина. Сказал, что г-но этот ваш сноуборд. Мне ответили, что ты не то попробовал. Дали жесткий сноуборд. Как у спортсменов. Я попробовал. Подсел на это дело. А в те времена досок было очень мало. Начало 2000-х. Было 15-20 человек, кто на этом катался. Наверное, вместе со спортсменами. И досок не было. Мы брали какой-то хлам из-под спортсменов. Убитые, сломанные доски. Я их ремонтировал. Их покупали. Приносили мне в ремонт. Сам на них катался. И потом, мы с товарищем, когда это стало более массовым явлением, а досок по-прежнему было очень мало, мы решили, что мы будем делать доски. Даже какие-то первые доски здесь валяются.
Дмитрий: Это тоже изначально, получается, мой конкурент.
Кирилл: Ну, не конкурент. Дима делал фрирайдные лыжи, а мы ориентировались исключительно на жесткий сноуборд. У нас были в планах фрирайдные лыжи. Потому, что это тоже очень нишевая история. Их было не купить, а спрос был. И мы думали, что будем их делать. И в какой-то момент меня позвали в Испанию строить завод, который называется OES сейчас. Наладить производство. Спустя полтора или два года я вернулся в Россию, нас познакомили с Димой. И мы решили объединить усилия.
OES же делает доски для жесткого сноуборда? На Кубке мира многие на них выступают.
Кирилл: Нет. OES. Не путайте с Oxess. Где-то они у нас здесь стоят.
Дмитрий: Мы сюда несем все "трупики", чтобы разобрать.
Кирилл: OES были ориентированы исключительно на жесткие доски. Там всем этим занимается Алексей. Очень известный в некоторых кругах человек. Сайт у него есть с форумом onedge. Очень по-своему интересный товарищ. В катании многого сам добился. И меня научил.
В Европе после второй мировой был всплеск активности на рынке горных лыж, были сотни, если не тысячи производителей. На сегодня их количество, наверное, можно посчитать на пальцах. Насколько вам трудно работать на этом поле, конкурировать?
Дмитрий: Сейчас, не поверите, их тоже очень много. Сотни. Может не сотни, но десятки точно.
Видимо очень небольшие производители. Локальные.
Дмитрий: Да!
Эта система мне кажется очень жесткая, и в нее влиться, занять свою нишу очень сложно.
Дмитрий: Даже у крупных, кстати, производителей на самом деле дела тоже не очень идут. Элан только на моей памяти банкротили раза два. Одна из крупнейших фабрик в Европе. Бертон сразу сказал, что чисто на досках заработать не получится. У них доски, как двигатель, а основную прибыль они получают от шмоток. Причем, если доски они сами делают, то мерч они OEMят.
У вас есть в России конкуренты? Не такие: конкуренты/друзья, а настоящие? На одном поле бьетесь за одного и того же потребителя.
Дмитрий: Не могу сказать. Не в обиду конкурентам, они, конечно, же есть, мы не особо бьемся. Они, во-первых, занимают какие-то свои подниши. Потом, мы для некоторых конкурентов делаем снарягу под их брендом. Более того, скажу, что есть у нас чатик, где сидят все основные наши конкуренты. Мы все вместе там иногда общаемся, делимся, если не секретами, хотя и секретами тоже, то проблемами, слухами по индустрии. Поэтому я не могу сказать, что есть какие-то конкуренты, с которыми мы зубами сцепились.
Кирилл: Речь о том, что сравнимого масштаба в России производств больше нет. По горным лыжам. По беговым есть Балабаново, всем известное. И там масштабы другие.
Дмитрий: Прямо совсем другие.
Кирилл: Мы даже не дети рядом с ними. Вообще никто. Нас не заметишь.
Дмитрий: У нас речь идет в лучшие сезоны про тысячи, у них - миллион. Это не один порядок. Это три порядка. Но у них только беговуха. Горными они не занимаются. Причем они постоянно об этом думают.
Насчет горных лыж?
Дмитрий: Насчет горных лыж, насчет сноубордов. Мы тоже с ними знакомы. Ездим к ним в гости. Иногда они к нам приезжают. Сам Игорь Владимирович у нас не был ни разу. Он, видимо, уже весь мир объехал, смотрит усталым взглядом: везде одно и то же. А мы прямо с большим энтузиазмом к ним.
Там, наверное, есть, что подглядеть?
Дмитрий: Есть. Причем, он, кстати, тоже спокойно делится. То есть, я честно спрашиваю: "А можно я что-то пофоткаю? Если где-то что-то фоткать нельзя, вы мне прям скажите". Придумать ведь не очень сложно. Сложно все это воспроизвести. Поэтому, говорит: "Фоткай, что хочешь".
Кирилл: Даже если стоять, записывать, снимать на видео. Некоторые вещи невозможно повторить.
Дмитрий: Ну да. У него, например, свой состав эпоксидной смолы. Он вроде тоже, по слухам, начинал пользоваться той-же, которой мы сейчас пользуемся. Но в итоге он сделал свой личный состав. И вот это уже, наверное, ноу-хау. То есть, он говорит примерно, что там есть, но не воспроизводит дословно. Видимо он за это держится.
Но это же надо иметь свой НИОКР, своих специалистов по полимерам.
Дмитрий: Конечно, конечно. Мы тоже консультируемся, занимаемся материаловедением. Мы все образцы материалов, которые у нас используются, тестируем. Во всех возможных вариантах делаем образцы, разрываем их в машине, смотрим усилие. Потом то же самое повторяем после холодильника, после печки. Ну, то есть, лыжа, она нагрелась пока едешь на подъемнике весной, до 40-50 градусов, а потом сразу в снег. Хлоп. Ударная тепловая нагрузка.
А импортные образцы вы вскрываете, смотрите?
Дмитрий: Да. Там редко бывает что-то интересное. Иногда - да. Иногда бывает. Вот, из последнего, что меня поразило в конструкции, это были Хаганы альпинистские. В чистой горнолыжке я давно не видел ничего нового. Материалы у всех примерно одни и те же, вудкоры у всех одни и те же. Особых больших хитростей там нет.
Кирилл: Пластик у всех один.
Дмитрий: Единственное ноу-хау, это распределение жесткости и шейп. Причем шейп довольно легко промерить: взял штангенциркуль и промерил. А распределение жесткости с учетом того, что у всех немножечко свои материалы, то там уже интересная химия получается. Сейчас еще модная тема... Ну, как бы понятно, чем толще лыжа, или чем больше у тебя армирующих слоев, тем она жестче. А еще ведь интересно сделать, чтобы у нее была не постоянная гибкость, а такими... как бы шагами. Сейчас многие над этим работают. То есть, она у вас как будто бы мягкая. Мелкие неровности проглатывает. Но это нужно до определенного предела. Дальше она должна начать упираться. И вот, лучшая снаряга, она такая. Но это тоже из серии каких-то там ноу-хау. Никто не расскажет, чем этого добиваются.
А пытались скопировать лыжу?
Дмитрий: Полноценно скопировать лыжу не удастся. Потому, что у нас другой клей, у нас другой сердечник, у нас другой стеклопластик.
Но попытки такие были?
Дмитрий: Мы наиболее интересную снарягу промеряем. У нас есть станок специальный. Может быть не с микронной точностью, но довольно точно замеряем. Заявленная точность - 5 микрон. Промеряем шейп. Смотрим, где какие радиусы. Интересно посмотреть.
Кирилл: Если надо, и, если есть возможность, режем. Смотрим, где какое "стекло". Но все равно, мы можем только примерно подогнать под параметр.
Дмитрий: Будет отличаться.
Кирилл: Не обязательно, что она будет хуже, но она точно будет другой.
То есть даже если сделать всю такую же геометрию и тот же самый титанал?
Кирилл: Даже если будет одно и то же плетение у стекловолокна: триакс. Все равно оно у разных производителей разное. Чуть по-разному: плотней или там по-другому ниткой уложено.
То есть повторить нечего даже стараться?
Дмитрий: Да и зачем? Ты же тогда будешь всегда догоняющим. Давай скопируем Атомик, Хэд или Фишер, но тогда мы будем на два года в хвосте.
Многие производители же пошли по пути копирования чужих технологий и продукции перед тем, как набить руку и начать производить что-то свое. Тот же японский автопром или китайский.
Дмитрий: Если хочешь научиться, это вполне себе путь. Если хочешь когда-нибудь достичь чего-нибудь большего, то придется самому думать над этим.
Хорошо, другой пример. Горнолыжники, участвующие в соревнованиях Мастерс. Они используют в основном спортцех. У многих есть свои пристрастия: кто-то, например, любит Фишер, кто-то Огасаку. Думаю, если сделать лыжу под Фишер, например. Или Атомик. Не важно. С похожими характеристиками. То в нынешних условиях, наверное, многие готовы были бы как минимум попробовать, а если понравится, то и перейти на такие лыжи. А изобрести с нуля лыжу, которая бы всем понравилась, это будет очень сложно.
Дмитрий: Допустим, мы пробуем сделать копию. Принесли лыжу, мы ее промерили... Но там другая стеклоткань. Сердечник мало что изменит, но все-таки тоже изменит. Там другая смола - изменит. Даже топшит, его толщина, тоже изменит. Дальше, что? Отличной она уже не будет, она будет хорошей. Если график рисовать: все параметры подгоняешь, подгоняешь. Эталонная лыжа она даст одну кривую, а копия всегда влево или вправо от этой кривой уйдет. Они сами-то делают как? Они спортсменам дают 50 пар: "На, катни, какая тебе зайдет?" Он говорит: "Вот эта." И все. Примерно в этом диапазоне делают. А все остальные 49 пар либо другим спортсменам подойдут, либо вообще: "Мы этот проект закрываем". Они сами не знают, где этот баланс.
Кирилл: Только эмпирическим путем.
Дмитрий: Органолептическим, как мы называем. Пока ты это не попробуешь, ты не поймешь. И вот, сделали. Пусть у нас очень близкая кривая получилась. Дальше к тебе приходит спортсмен и говорит: "Все хорошо, но мне 193 ростовка - большая, мне надо 187." Просто вообще все заново! И если ты не понимаешь, почему тут такие слои и такой толщины, то ты вообще не сделаешь такую же лыжу другой ростовки. Или он говорит: "Сделай мне чуть-чуть помягче/пожестче. Нос более упругий, пятку помягче." И если ты не понимаешь почему именно такая конструкция, то ты этого не сделаешь. Поэтому смысла копировать, на мой взгляд, примерно никакого. Это на самом деле не очень сложно. Они же приезжают, все эти ребята, сюда. Они потеряли этот рынок. Я может сейчас какие-то карты открываю. Они приезжают, они приходят с альбомом чертежей. Они говорят: "Нате, покупайте. Мы вам все это отдадим." Но, во-первых, это не дешево. Во-вторых, нам надо их сотрудника сюда привезти. А потом ты ему говоришь: "Слушай! А у нас этого скользяка нету. В России." В принципе нет. И топшита нету. А титанала и подавно, потому, что это продукция двойного назначения. На самолеты и ракеты идет. Они прямо категорически его не продают сюда.
Кирилл: Да его и там продают в таких объемах, что такие производства, как наше, такого масштаба, в таких объемах не могут себе позволить его купить.
Дмитрий: Да, да, да. Мы вот сейчас, чуть-чуть голову поднимать стали. Вроде периодически какое-то финансирование появляется. Мы связались с AMAGом. Это производитель этого титанала. Они говорят: "Нет проблем!" И называют там условно: вагон этого титанала. При этом у титанала есть одна неприятная особенность: он очень быстро портится. То есть, ты под конкретное производство можешь себе купить его. Но при наших объемах, мы его не выработаем. Значит он уйдет у нас на следующий сезон. А на следующий сезон он уже испортился. Все.
Кирилл: То есть, он не приклеится. Его обработка, она имеет временные рамки. Срок хранения. Дмитрий: Почему там буковка R и почему он так называется? Это не марка сплавов. Вы знаете, что титана там на самом деле нет?
Это алюминиевый сплав.
Дмитрий: Условно дюралюминий. Очень хороший дюралюминий. Почему это торговая марка? Потому, что они, во-первых, научились делать его калиброванный. Калиброванной толщины. То есть, вот здесь, в лыже, он толщиной в один миллиметр. И это ровно один миллиметр. Вот сноуборд мы недавно собрали, там 0,35. Пять - это пять сотых! Он калиброванный. Очень точный получается. А во-вторых, он подготовлен к склейке. И это самое сложное. Алюминий, он в принципе не клеится. Ну, то есть, его можно, как разделительный слой использовать. Вон дюралюминий можно купить. Д16. Он конечно похуже, чем этот сплав. Ну, хорошо, или В95. Он продается в России. Его делают. В95 он вообще похож. Но если его положить в пресс, то у тебя все расслоиться. Как пресловутый Атомик, который все время пытается от AMAGа отказаться.
Видимо это та самая проблема, которую пытался решить Говард Хэд со своими первыми металлическими лыжами. Они у него все время разваливались.
Дмитрий: Ну, то есть там есть секреты, и они не простые. И опять же, чтобы запустить, надо огромную технологическую линейку выстроить. Сейчас эта технология известна. То есть ее можно повторить. Но она очень дорогая. И мы не можем себе этого позволить. В самолетной индустрии плюс/минус это есть. Там похуже обработка. Но это же самолетная. Они с нами не хотят сотрудничать.
Как вы тестируете продукцию?
Дмитрий: Во-первых, есть стенд, который измеряет жесткость. Мы не измеряем прям всю эпюру, потому что это не очень важно. Ты давишь в зону ботинка и получаешь зону прогиба. Жесткость лыжи, она уже отражается. И это же делаешь в сравнении с эталоном. Потому просто прогиб снимаешь и плюс/минус понятно. И на этом же стенде измеряем геометрию. Там тоже бывают отклонения: кассету серпом повело, или еще что-то. Как правило, каждую пару проверять не стоит. Хотя, когда мы делали карвы, или псевдо слаломки, мы промеряли прям каждую лыжу, чтобы пара совпадала по жесткости между собой. И, соответственно, гравировали лазером жесткость на каждой паре. Для условного фристайла/сноуборда... ну изменилась на 5% жесткость, ну и что. В условной партии, взяли две пары/сноуборда, проверили их. Там, где важно, чтобы каждая была точно, там промеряем. Остальные исследования у нас идут на образцах. Сейчас покажу, как они выглядят.
На днях разбирались. Выкинули просто кубический метр этих образцов. Я даю нашему инженеру задачу: склеить образцы разных материалов по разным технологиям. Он подписывает их, номера ставит. Вот работа с титаналом. Образец №55. У меня в таблице подписано, что там за материалы и в каком пакете. (пытается оторвать наполовину в образце оторванный слой титанала) Рвем образцы не руками конечно. Мы рвем на разрывной машине. Машина строит график. Почему образец такой? Он через ролики прокатывается. В лыжах помимо ударной вязкости важна... называется это "тест на разрыв". Не отрыв. Отрыв, это когда вы склеили два пальца и раздвигаете. Это отрыв. А здесь - разрыв. Вот и мы, раздираем и смотрим. Лыжа, она обычно, если начала слоится... От удара слоятся все. Но это микро трещинки. И вот, дальше если они не пошли, лыжа как бы не раздирается. (раздирает образец руками) Ну вот, как бы это не очень хорошо. Это можно даже в разрывную машину не тащить. Это Araldite, один из лучших клеев для алюминия. Но алюминий без подготовки. Поэтому вот так. Вот этот чуть получше.
Тут слой стекловолокна.
Дмитрий: Да, от него отрывается подготовленный титанал. Прямо по стекловолокну. Не по алюминию, не по клею. Это хороший результат. А вот этот еще лучше. Тут практически не оторвался. Когда мы тестируем просто клей. Тогда мы клеим одинаковые образцы с одинаковым стекловолокном, одинаковым титаналом. Просто разный клей. Минимум по пять штук каждого делаем. То есть мы ищем разные комбинации. Тестируем с эластомерами. Вот это - материал сайдвола. Образцы все стандартные, и поэтому любое изменение в графике, это всегда говорит о том, что у тебя там что-то изменилось. Самое обидное, что ты работаешь, работаешь. Вроде нашел. Все. А потом производитель условного клея. Особенно российские производители этим грешат. Взяли да изменили формулу клея. Им так показалось лучше.
Кирилл: Или им перестали какой-то компонент поставлять, а у другого производителя он другой. И все по новой.
Это стало актуально с началом применения санкций?
Дмитрий: Да это было всегда. Готовый компаунд: смола, отвердитель, пластификатор, разжижитель. Это все идет комплектом. Он Российского производства. Особенно по началу просто дикость какая-то была.
Кирилл: Они видимо тоже что-то искали. Может быть что-то оптимизировали. Или закрывались какие-то производства. Даже по запаху. А там отвердос воняет: "Ух!" Хорошо. И ты открываешь, а там: "Ух!", но по-другому. И ты задаешься вопросом, звонишь технологу:
- Наталья, а у вас поменялся состав?
- Да! Но вас это не затронет.
- Ну как не затронет? А можно предупреждать? Чтобы мы были готовы. Чтобы перепроверить.
Потому, что нюансы бывают. Да не то, что нюансы. Бывали попадосы! То есть нам заказывают партию. Мы ее делаем, отдаем. А потом звонят и говорят: "Лыжа что-то расклеилась. Поменяете?". "Поменяем". Потом там дошло до первой катухи, тестов. Слушайте, у нас еще одна. Одна лыжа, это бывает. Где-то там рабочий накосячил. Где-то что-то не намазал. Насухую стекло положил. А если в небольшой партии вторая пара... Такого не бывает. Тогда начали выяснять. А у эпоксидочки оказывается другой состав. Но это наша вина. Мы не уследили. Поэтому меняем. Без вопросов.
У вас, наверное, есть определенные модели лыж. Как вы их придумываете?
Дмитрий: Есть требования рынка. У нас есть очень хорошая модель сноуборда. Вот мне она очень нравится. Реально хороший сноуборд. Несмотря на то, что я лыжник :) Ее сделали под коммерческий заказ. У нас уже была наработанная +/- модель. Базовая. И был коммерческий заказ в несколько сотен экземпляров. И мы всю размерную линейку делали, чтобы она зашла максимальному количеству людей. И получился такой, очень крепенький и очень хороший универсал. Это была условно коммерческая разработка под конкретные требования. А часто бывает как: мы же изначально вообще кастомная мастерская. Мы понимали, что нет никакого шанса конкурировать там с Атомиком, еще с кем-то. А заниматься этим хочется. Ну что будем делать? Давайте, мы будем делать кастом. Но, опять же, вроде бы сделать сразу хорошую лыжу/сноуборд тяжело. Но, зато, у нас будет рубашка своя. Интересная. Или, если человеку захочется, ее с изображением своего любимого котика.
Кирилл: Всех же дизайн в первую очередь интересует.
Дмитрий: А иногда люди приходят: "Мне вот видится, что лыжа, она должна быть такой вот. С таким вот распределением жесткости." Серьезно. Такие есть. Я с ним сажусь и говорю:
- Слушай, это прямо безумие.
- Вот да. А я так хочу! Сколько это стоит денег?
- Ну вот столько.
- Да, давай попробуем. Я готов.
- Ну ты понимаешь, что с первой пары мы скорее всего не попадем? Что-нибудь нужно будет изменить.
- Сколько нужно?
- Иногда получается на второй попасть. С первой почти никогда. Третья вроде бы должна поехать.
- Ну ладно, давай три запланируем сделать.
И потом на выходе, если с ним не было какого-нибудь NDA подписано, на выходе у тебя есть базовая модель, которую можно уже коммерциализовать. Все фрирайдное у нас до сих пор вот в таком виде. У нас нет серийной фрирайдной лыжи. Зато у нас наделано моделей, я не совру, штук 100, наверное. Можно взять под конкретного человека на базе уже созданных моделей. А слаломки... Ну, это не слаломки на самом деле. Это карвинговая лыжа со слаломным характером. Геометрия у нее слаломная. К нам когда пришли:
- Сделайте нам для спортшкол слаломные лыжи.
- Мы слаломные вам не сделаем. Я, конечно, амбициозный человек, но у меня нет иллюзий. Не шейпер из Атомика. И плюс, у нас титанала тогда совсем не было.
- Давайте я вам сделаю вот прямо хорошие карвы. Для начального уровня будет отлично! Можно трассу на них ходить. Призовые места на них вы не возьмете, но поучиться можно. И ради удовольствия покататься можно. Если делаем для детей.
– «О кей».
- Хорошо, сделайте нам 165-х 8 пар, 8 155-х и по пять остальных ростовок до 115 размера.
- То есть вы хотите, чтобы мы все-таки сделали мужицкую 165-ую и женские 155-ые? Еле их уговорил.
На 165-х дети в старших классах вовсю ездят.
Дмитрий: Ну да. Мне тоже такое говорили. А здоровый дядька с опытом катания на серьезной гоночной лыже скажет: вы чего-то не дотягиваете. Она и не была сделана, чтобы дотягивать. Мы, конечно, сделали, чтобы она проявляла "титанальный характер", но она без титанала.
Попросили сделать прыжковые лыжи для фристайла. Для прыжков с трамплина. Когда они солдатиком тройное сальто с четырьмя винтами. Это прототип. Он не должен красиво выглядеть. А это то, что попросили скопировать.
Мне довелось сравнительно недавно покататься на Rossignol st 650 1974 года выпуска "из-под сборника", в конструкции которых сердечник из пены. И надо сказать, что, если бы я этого не знал, то никогда бы не догадался, что там пена и совсем нет ни титанала, ни дерева. Очень мощные и строгие лыжи. Реальный цех.
Дмитрий: Хотите, сейчас скажу крамольную вещь, за которую меня все горнолыжное сообщество, наверное, будет гнобить. В пене нет ничего плохого. Более того, я вам скажу, что пена - отличный материал для лыж. Почему? Потому, что у нее стабильные качества. А самая важная вещь в сердечнике, - это его предсказуемость и стабильность. То есть, чтобы он всегда был одинаков по всей длине и в каждой лыже. А с деревом этого не получится никогда.
Я сейчас немножко утрирую. Сердечник имеет, конечно, вес в характеристиках лыж, но это всего 10-15%. Все остальное - это силовой каркас.
Основная задача сендвича… Кэп - это тоже сендвич, потому что у него сверху силовой каркас и снизу силовой каркас. Роль внутренней части - просто удержание внешних слоев. Основная нагрузка приходится на них. Как в теннисной ракетке - там вообще соты. Поэтому, на самом деле, с пеной все хорошо, но, почему-то пену невзлюбили все катальщики. Не по характеристикам, наверное. Какая-то религия, наверное, присутствует: я буду хорошо кататься только на дорогом деревянном сердечнике.
Выпустили на рынок очень много плохих лыж с пеной.
Дмитрий: Много, потому что она позволяет, помимо прочего, еще и дешевую лыжу сделать. Часто в ней же нет ничегошеньки. То есть, внизу, смотрите, скользяк. Следующий слой, это не титанал, не стеклопластик, а просто стальная фольга. Она еще и перфорированная, чтобы через нее пена проходила. А сверху кусочек стеклопластика, а это просто рубашка. Она из очень хреновой стеклоткани сделана. Оно даже не направленное, а такое, как советская стеклоткань. И все. Но на ней можно кататься. Детям не требуется ничего больше.
Пена позволяет сделать дешевую лыжу. Не нужно сердечник вытачивать. Не нужно его калибровать. В пресс-форму засовываются эти слои, через дырки поступает пена, заполняет и распирает изнутри. То есть нужен молд, задающий геометрию лыжи, и все, больше ничего не нужно. Не надо уже ничего вытачивать, все уже готово. Наверное, из-за того, что начали делать вот такого плана лыжи, чтобы максимально удешевить процесс...
Кирилл: Как дешевые скейты делают, за 1,5 тыс.р. Уже с подвесками.
Дмитрий: Мы периодически покупаем всякую всячину, чтобы посмотреть, как другие люди делают. Вот маленький скейтик. Он стоит меньше тысячи рублей. При этом у него есть колеса, траки. Все есть. Кататься на этом невозможно.
Кирилл: Вот скейт за 2 тысячи рублей. У нас колеса дороже стоят, которые мы продаем.
Дмитрий: У нас был челендж: кто купит наиболее дешевую доску. У нас не дешевые просто лонгборды. К нам приходят иногда клиенты и начинают ныть: "Вы хотите на нас обогатиться".
Кирилл: Начать нужно с того, что есть множество разновидностей скейтов и логбордов. А лонгборды для дэнсинга, это самая-самая сложная история. Потому, что они все длинные и их очень легко сломать, когда на них прыгаешь. При этом у них должен быть какой-то флекс, как у лыж.
Дмитрий: Грубо говоря, по конструкции это сноуборд, только без кантов.
Кирилл: Это самая дорогая, самая сложная ниша.
Дмитрий: Ну вот, после очередных пререкательств о том, как дорого мы делаем. "Я же могу на Озоне купить за четыре тысячи и на нем кататься". Решили найти самый дешевый снаряд. Кирилл нашел за две тысячи, принес. А потом Саня нашел за 800 рублей :))) Он всех переплюнул.
Но мы отвлеклись. Я про пену говорил. В целом, в дереве нет никаких уникальных свойств. Оно просто довольно дешевое, на самом деле. Его завались, и оно везде есть. Оно удобно в обработке. В целом, если не брать всю эту пыль и грязищу. Почему у нас отдельное помещение для обработки? Потому, что вся эта пыль летит. Чтобы в пресс не попадала. В гоночных дисциплинах используют деревянные сердечники. Наверное, все-таки есть какая-то причина. Там очень важно, чтобы характеристики были стабильны.
Были исключения. К2 делала все лыжи с пеной внутри. И кубковые в том числе.
Дмитрий: И они тоже сдались под давлением сообщества. Я не знаю. Мне кажется у них с пеной сейчас ничего нет.
Кирилл: Я думаю, что горные лыжи - это очень консервативный вид спорта. Палки, которые давно не нужны, а люди все еще катаются с палками.
Помните, у Атомика был Бета профиль? Во всех своих проспектах они писали про воздушные каналы. Недавно видел разрезанную гигантскую лыжу из бэта профиля. Так там дерево внутри. Никаких воздушных каналов там нет.
Дмитрий: Это как в Хэде. Нет там никаких чипов.
Но, однако же, на Кубке мира смотришь на Хэд, и виден пропил, чтобы отрезать чип.
Дмитрий: Как вы думаете из чего этот чип?
Наверное, напечатан на принтере или какая-нибудь нашлепочка?
Дмитрий: Ладно, если под него еще какой-то кусочек фольги положили, чтобы хотя бы металлический цвет: как будто там какие-то дорожки. А то это просто, наклеечка и все.
У К2 в 90-е годы были модели с чипом.
Дмитрий: Были. Но там был пьезоэлемент, который сжимался и через конденсатор подавал на светодиод напряжение. У Хэдов были лыжи, у которых на самом деле есть какая-то цепь минимальная. В стиле лампочку зажечь. Конечно, она ничего не дает. Но в цеховом, там ничего нет. Просто напечатанный, нарисованный чип. Надо же марку сохранять, чтобы люди видели, что даже в цеховых лыжах, там тоже он есть. Но нет. Ничего там нет.
История с производством детских, юниорских лыж с Юматексом, про который есть ролик в интернете, это был одноразовый проект, или каждый год возникают от спортшкол заказы?
Дмитрий: За последние пять лет были схожие проекты раза три. Фактически, это разовые заказы.