21.11.2024 /
После 300-дневного перерыва: надежды на возвращение Марко Шварца
21.11.2024 /
Эстер Ледецка перед трудным решением на Олимпийских играх 2026 года
20.11.2024 /
София Годжиа тренируется с Линдси Вонн: особенный момент в Колорадо
Музей SkiGu.ru: Fischer Racing cut Super Competition
Так получилось, что это первая статья из "Музейного" цикла, посвященная лыжам Fischer. Это немного несправедливо, поскольку можно вспомнить много легендарных с большой буквы "Л" моделей этого производителя: Alu steel, C4, Racing cut, RC4, Vacuum и более современных, но как-то ни одни из перечисленных лыж мне не попадались... до сегодняшнего дня. Благодаря Алексею Юрьевичу Рокотяну, вставшему на горные лыжи в далеком 1970-м, фантастически обаятельному человеку, большому фанату горных лыж, совершенно покорившему меня своим глубоким и многогранным отношением к горным лыжам, сегодня мы все можем приобщиться к прекрасному. Знакомьтесь: Fischer Racing cut Super Competition.
И поскольку это только первая статья про лыжи Fischer, давайте окунемся в историю компании. Совсемь чуть-чуть, только для того, чтобы вы смогли проникнуться ее новаторским духом.
Историческая часть
В 1924-м году, когда дамы на лыжные прогулки надевали элегантные длинные юбки (женщины в брюках шокировали окружающих), а мужчины-лыжники носили крахмальные воротнички, галстуки и спортивные (егерские) куртки, в австрийском городке Рид, в часе езды к северо-востоку от Зальцбурга, Йозеф Фишер старший приступил к производству саней и телег, лишь иногда делая пару-другую лыж.
В 1934-м бизнес Фишера старшего процветает: на него работает уже 30 человек, а лыжное направление достигает невиданных масштабов: даже в Соединенные Штаты проданы 2000 пар.
В 1949-м отец привлек Йозефа Фишера младшего к деятельности по реконструкции на семейном предприятии. Каждая пара деревянных лыж до этого момента производилась вручную. Чтобы не отставать от спроса, Йозеф младший разрабатывает и внедряет первый пресс для производства горных лыж.
В 1956-м, спустя восемь лет, 137 умельцев изготавливают уже 53000 пар лыж в год. Йозеф Фишер младший жаждет новых идей, которые не только помогут получить лыжам Fischer широкое признание, но и сделать их уникальными и весьма желанными. В 1957 году, после настойчивых экспериментов с многослойными клееными лыжами и преодоления сильного сопротивления отца (который считал, что хорошие лыжи могут быть сделаны только из цельного куска дерева), Йозеф Фишер начинает опыты с металлом. Он черпает свое вдохновение из металлической лыжи, сделанной американцем Говардом Хэдом, желая стать первым в Европе, внедрившим в свое детище металл, и начинает экспериментировать с алюминием.
Осенью 1958 года произошло еще одно знаковое событие: Рудольф Ферх разрабатывает для компании новый логотип из трех треугольников и новый дизайн лыж, в котором логотип должен светиться белым на черном фоне. Йозеф Фишер старший был разочарован: "Теперь люди будут думать, что у меня закончились деньги".
Тем временем Йозеф Фишер младший для проведения экспериментов с металлом заручается поддержкой менеджера по развитию в компании Vereinigte Metallwerke из соседнего Рансхофена. "Я просто не мог остановиться, пока практически не совместил в одной конструкции, дерево и алюминий. Это было очень сложно," - вспоминает Йозеф Фишер. Так в 1960-м году родились легендарные Alu steel, первые на европейском рынке "металлические" лыжи, на которых Эгон Циммерман выиграет в 1964-м году олимпийское "золото" в скоростном спуcке.
Кстати, про Циммермана гуляет одна сказочка, как будто его прямо на старте олимпийского скоростного спуска "достали" два производителя горнолыжных палок, с предложениями использовать во время спуска именно их продукцию. Достали видимо и в прямом и в переносном смысле, так что Эгон заявил, что возьмет палки того производителя, у которого в карманах больше денег. После коротких переговоров Циммерман сделал свой выбор, положил деньги в карман, и пошел на старт, чтобы выиграть свое олимпийское золото. Что-то мне подсказывает, что с лыжами у него такой фокус бы не прошел :)
В 1970-м происходит неслыханное в отрасли событие - Фишер заводит собственный отдел исследований и разработок (research and development или сокращенно R&D).
Олимпийский 1976-й. Отдел R&D пытается развить чувство юмора у горнолыжников, предложив им лыжи с отверстиями в носах.
Конкурентам было не смешно, поскольку Франц Кламмер выигрывает Инсбруке на лыжах Fischer С4 олимпийское золото в скоростном спуске. Впрочем, делает это он на лыжах без новшества отдела R&D.
Приведу выдержку из интервью, опубликованного на сайте www.fischer1924.com:
Fischer: Почему вы не использовали новые лыжи на Олимпийских играх?
Ф.Кламмер: Накануне у нас был спор. Я ничего не имел против отверстий в лыжах, но я выиграл так много гонок на лыжах без них, почему я должен был что-то менять? Поэтому мы решили, что так будет правильно. После, постепенно мы начали использовать новые лыжи. Они пошли очень хорошо, и я был на них вполне успешен.
Fischer: У вас все еще хранятся лыжи, на которых вы выиграли Олимпиаду?
Ф.Кламмер: Нет, я не имею ни малейшего понятия, где они.
Fischer: Какое значение имеет Фишер в вашей карьере?
Ф.Кламмер: Я был в команде. Они были даже больше, чем команда. Фишер дал мне лыжи, которые не делали другие компании. Фишер был пионером. Еще до того, как компания стала действительно широко известна, они стали наносить различные структуры на скользящую поверхность, что было огромным шагом вперед. Они были первыми, кто стал различать "холодный" и "горячий" снег. Это были лыжи, которые вы просто обязаны были иметь. Это было прекрасное время.
Дырки и в самом деле "прижились":
В том же олимпийском году R&D, не успокаиваясь, придумывает американскому спидскиеру Тому Симмонсу специальные лыжи для нового мирового рекорда - 194,489 км/ч.
В 1979-м на смену более чем успешным С4, закончившим свою шестилетнюю карьеру, приходит линейка лыж "cut",
а спортивная модель Racing cut Super Compettition становятся эталонной для лучших из лучших спусковиков мира.
Среди сильнейших 15-ти по итогам сезонов 78/79 и 79/80 каждый второй является членом команды Fischer! Сколько громких имен и звездных карьер: безумные канадцы - Стив Подборски, Кен Рид, Дейв Мюррей и Дэйв Ирвин, австрийцы Франц Кламмер, Петер Вирнсбергер и Хельмут Хофленер, швейцарец Тони Бюрглер, немцы Майкл Вейс и Зепп Ферстль, норвежец Эрик Хакер! Всех не перечислить. В технических дисциплинах успехи не так впечатляющи, но и там все в порядке: австрийская спортсменка Регина Сакль становится обладателем малого хрустального глобуса 1979 года в слаломе, а среди мужчин успешно выступают австрийцы Антон Штайнер и Франц Грубер, итальянцы Бруно Ноклер и Паоло Ди Чьеза.
Первое знакомство
История моего знакомства с лыжами Fischer началась не тогда, когда я пытался "оседлать" Fischer President, и уж точно не тогда, когда я набивал синяки и шишки гоня на С4 по трассе скоростного спуска. Первыми фишерами, которые я увидел и мог потрогать руками, были именно Fischer Racing cut Super Competition, серенькие спусковые лыжи с дырками в носах. Было это, наверное, году в 82-м. Старшие пацаны говорили, что носы этих фишеров сделаны из титана, а еще говорили, что титан используют в космосе, потому что он очень крепкий и практически невесомый. И, наверное, именно потому, что титановые носы такие крепкие, края отверстий были обмотаны лейкопластырем в несколько слоев :) . Видимо, уже тогда знали, что "если скотч не удержал, то и сварка не поможет"(С).
Если бы не эти пресловутые дырки, лыжи бы я, наверное, не запомнил. Ну как их можно было сравнить с перламутровыми Rossignol, сверкающими в солнечных лучах, или cо строгими черно-белыми Dynastar descente, надпись на боковине которых (Dynastar OMEGA) как бы намекала на особые отношения этих лыж с судейской "омегой", и я уже не говорю про красавцев Blizzard Firebird,
или последовавшей за Racing cut модели RC4.
Можно было бы подумать, что блеклый дизайн Racing cut Super Compettition - это полный провал Рудольфа Ферха, создавшего, помимо знаменитого треугольного логотипа, дизайн множества других моделей лыж Fischer. Можно было бы, если бы облик этих лыж не был настолько индивидуален и узнаваем.
Конструкция
Fischer Racing cut Super Competition мало отличается от своих предшественников - синих С4 Compettition по своему строению. Фирма предпочла эволюционный путь развития, революционному. По словам представителя Fischer, Билла Джонсона, при конструировании стояла задача создать лыжи проще и живее, чем предыдущая модель. Конструкция Super Competition представляет собой алюминиевый сэндвич с сердечником из ламинированных ясеня и окуме (порода дерева из центральной Африки), обернутых слоем стеклоткани. "Мы обнаружили, что в Competition много энергии терялось при передаче между слоями, поэтому конструкция была упрощена." - говорит Джонсон. "Есть слой из неопрена для поглащения вибраций, но только в районе креплений. Лыжи стали лучше на жестких и ледяных склонах. Они стали мягче в середине, жестче на концах и требуют агрессивной работы".
Надо сказать, что Fischer Racing cut, из всех лыж, сделанных до 80-го года, попадавших мне в руки, по своей конструкции выглядят самыми современными: у них самый похожий (по физическим свойствам) материал скользящей поверхности, у них самый мягкий и самый похожий на современный материал кантов (у прочих канты намного жестче), у них есть два слоя "титанала" и вертикальный деревянный сердечник. Они отличаются от современных только геометрией.
И напоследок, немного фотографий виновников написания этой статьи:
Автор: HappyNY
Другие статьи автора:
Музей SkiGu.ru: Rossignol Olympique
Музей SkiGu.ru: Kastle RX National Team SL
Музей SkiGu.ru: Rossignol 9S Dualtec
Музей SkiGu.ru: Kneissl racing team AF
Музей SkiGu.ru: Fischer Racing cut Super Competition
51 |
igor X.O.
|
ЗдОрово! Сереж, не устаю восхищаться. Сколько же всего интересного в одной статье! Лирическо-ностальгическое кино про КЛ прям пробирает Сами лыжи - они выглядят почти новыми! Их тоже реставрировали или каким-то чудом так сохранились? Дизайн, конечно, не самый фантастический, но кто знает, каким он покажется завтра. Все идет по спирали - сегодняшний RC4 выглядит "богато" и "благородно", но беззастенчиво отсылает нас на полвека назад к папаше Фишеру с его "Теперь люди будут думать, что у меня закончились деньги". Будем ждать следующих витков. Мне кажется, немного модернизированный дизайн первых красно-бело-синих RC4 сегодня бы мог бы стать яркой революционной бомбой для Фишера. Я бы хотел такие |
HappyNY
|
Лыжи прекрасно сохранились. Видно, что их единственный хозяин их любил и дорожил ими. Куплены они были в 80-м году за немыслимые тогда 500 (!) рублей с рук на какой-то горнолыжной толкучке (я понял, что не на Сайкина). Причем Алексею Юрьевичу пришлось полгода охотиться за приличными лыжами. То есть даже за безумные деньги особо ничего купить было нельзя. Ни в каких гаражах и на балконах они не жили, на них даже пыли не было. Следы эксплуатации разумеется есть: лыжи "прошли" Чегет и крепко познакомились с тамошними камнями. Но как говорится, "пустяки, дело житейское" Отдам в сервис, поставят несколько заплаток, пошлифуют, и будут совсем как новые. Сверху шлифанул и заполировал. Надо бы научиться грамотно матировать, не всем лыжам идет глянец. Выточил канты с базы и по грани, промыл и смазал крепления, посадил промытые и смазанные литолом болты на клей, два раза почистил скользяк горячим парафином. Хоть сейчас в бой . На ощупь лыжи относительно жесткие, жестче, чем 05 эланы и росси фп. Интересно, как они будут ощущаться на склоне. ЗЫ: Испытал острый приступ ностальгии разглядывая цифры на сайдволе (сбоку лыжи). Они нанесены особенным шрифтом, который я встречал только у Фишеров той эпохи: на моих спусковых С4 ростовкой 223, на моих гигантских красных RC4 (как на рекламной картинке), ростовкой 195, и на моих рыжих RC4, ростовкой 210. Не думал, что такая малозначительная деталь может так зацепить. ЗЫ2: Насчет дизайна, это вкусовщина чистой воды. Например моя доча, которая уже лет пять учится в художественной школе, сказала: "Какие красивые", первый раз их увидев (тогда еще не полированные). А я это от нее про лыжи редко слышу. То есть может что-то и нравится, но так чтобы вслух... видимо есть что-то в них такое, этакое. |
alrok
|
Если склероз не сильно подводит, лыжи покупались на толкучке на 3-й Институтской улице... |
Bitus
|
Просто охренеть как интересно от первой до последней строчки! И речь ведь идет о любимой марке! Спасибо, Хэппи! Может, я не объективен, но по мне это - самый интересный из твоих рассказов о лыжах. |
maykl
|
Невероятная работа по изысканию подобных информационных материалов!!! Сереж, круто!!! |
HappyNY
| ||
Спасибо друзья! На самом деле ничего невероятного, просто про одни лыжи есть материал, а про другие, сколько не ищи, ничего нет. Например про Хэд 70-80-90-х. Как будто они стыдятся этого периода своей истории. | ||
batos
|
Сереж, спасибо. Как всегда мегаинтересно и познавательно. |
HappyNY
|
Сорри, забыл в статью добавить табличку с параметрами лыж: |
prostor
|
А видали, какая штука на Авито висит? Мечтал о таких когда-то: Ничего, что я отвлекаю от пьезоэлементов на 2 МВт? |
HappyNY
| ||
| ||
HappyNY
|
Дискуссия по вопросу применения |