21.11.2024 /
После 300-дневного перерыва: надежды на возвращение Марко Шварца
21.11.2024 /
Эстер Ледецка перед трудным решением на Олимпийских играх 2026 года
20.11.2024 /
София Годжиа тренируется с Линдси Вонн: особенный момент в Колорадо
Музей SkiGu.ru: Elan RC-05
Забыв про Фишер и Хэды,
Эланы бы выбрал! Трам парабам,
Как и товарищ Стенмарк!" -
любил повторять В. Маяковский, выходя на трассу слалома.
Как же трудно рассказать что-то новое о лыжах, на которых катались буквально все!
- А что, прямо вот так все на них и катались?
- Ну, по крайней мере, те, кто встал на лыжи раньше 90-го года. 04 и 05 Elanы были одними из самых распространенных моделей горных лыж в СССР. Да и не только в СССР. «Ноль пятые» были, вероятно, самыми популярными лыжами начала-середины 80-х.
Вот, например, я, крайний в очереди на подъемник, на ноль пятых, впрочем, не я один:
Во всем мире не нашлось бы горнолыжника, который бы не хотел заполучить «лыжи Стенмарка» или «лыжи Крижая». Всем хотелось ощутить себя героями «Белого цирка»: в 1984-м 53 участника (!) Олимпиады в Сараево использовали лыжи ELAN RC.
Кстати, не все, наверное, знают, но ELAN RC-04 и RC-05 не были последовательно выпускавшимися моделями. Они были моделями одной линейки, выпускавшейся с 1978 по 1980 годы: 04 - модель для слалома-гиганта, 05 - для специального слалома. Им на смену в 1981-м пришли красные 05 и 08, для SL и GS соответственно.
Elan представил линейку RC, серию спортивных лыж c технологией Uniline, еще в 1976 году. Под технологией Uniline надо понимать единый, экстремальный для того времени, боковой вырез глубиной 8 мм для всех лыж, выпущенных с ее использованием (для спортивных трасс слалома и гиганта, и для рекреационного катания выпускались лыжи с одним боковым вырезом). До Elan, начиная с 40-х годов, все компании выпускали лыжи с глубиной бокового выреза 6-7 мм. Новая геометрия обеспечивала на 20% меньший радиус поворота (около 41 метра). Кстати, Стенмарку нравилось снять по миллиметру с канта в районе талии, обеспечивая себе 9 мм глубину выреза и радиус в 37 метров.
Помимо инновационной конструкции, ELAN RC-04 и 05 могли похвастаться первоклассным обликом, выполненным дизайнером Янезом Равником (Janez Ravnik). Он же разработал логотип из двух переплетенных букв «Е».
Конструкция RC-05 и RC-04 представляет собой традиционный для Elan сэндвич с ядром из ламинированных вертикально ориентированных слоев дерева окуме, заключенных между слоями стекловолокна. Различия между двумя моделями состоят в том, что в RC-05 использован "мультикант" для большей гибкости в средней части (кант не сплошной, а разбит на кусочки), а мысок лыжи сделан более жестким. В конструкции RC-04 же использованы традиционные, "цельные", более "скользкие" канты и более упругий мысок, чтобы движение на больших скоростях было более плавным.
Слой металла в конструкцию лыж Elan внедрил только в 81-м в модели RC-08 для увеличения торсионной жесткости.
Две страны неразрывно связывают имена национальных героев с лыжами Elan:
Югославия
Боян Крижай под присмотром главного тренера югославской сборной Тони Вогринца заработал в 80-х славу национального героя. Он был тогда даже круче чем Кекец (Kekec) и Мартин Крпан (Martin Krpan), сказочные национальные словенские герои. Он был, пожалуй, первой настоящей словенской суперзвездой. Когда он выиграл свою первую гонку Кубка мира в Венгене в 1980 году, весь народ маленькой Словении, как один, воспрял духом. Он в одиночку запустил волну невероятной эйфории, которой не было равных в истории словенского спорта. Гонку в Краньска Гора посетило тридцать тысяч зрителей! И все 30 тысяч стояли вдоль трассы и на финише только для того, чтобы увидеть его спуски. Трудно представить себе, насколько стальные нервы ему понадобились, когда он смотрел вниз, в переполненную долину.
Позже в югославской команде вспыхнули звезды Бориса Стрела, Йоже Куралта, Юре Франко и других, катавшихся на лыжах Elan RC. Тогда состав югославской команды стал таким же мощным, как и у традиционно сильных альпийских сборных: Австрии, Швейцарии, Франции и Италии. На чемпионате мира 1982 года в Шладминге Боян Крижай и Борис Стрел выиграли первые для словенских горных лыж медали в крупных международных турнирах (соответственно второе место в слаломе и третье место в гиганте).
А когда Юре Франко выиграл серебряную медаль на Олимпиаде в Сараево, вся страна встала на грань сумасшествия.
Швеция
Страна вымирала: на дорогах останавливалось всякое движение, в школьных классах и студенческих аудиториях воцарялась тишина, парламентские дебаты останавливались, и ни одно Volvo не сходило с конвейера. Шведы, затаив дыхание, занимали места перед телевизорами у себя дома, офисах, магазинах...
Везде, где можно было увидеть трансляцию. Премьер-министр Швеции откладывал важные государственные дела, а боссы шведских международных корпораций собирались у телеэкранов, поскольку ни одно заседание не могло быть настолько важным, чтобы не прерваться на несколько минут для просмотра Стенмарка. Швеция была одержима Ингемаром Стенмарком, самым успешным гонщиком в истории Кубка мира и, без сомнения, национальным героем. Все началось за неделю до Рождества в 1974 году, после невероятной второй попытки в Мадонна-ди-Кампильо, когда 18-летний парень из Тарнабю совершил рывок с 22 места, чтобы выиграть свою первую гонку в Кубке мира.
Этот период, период увлечения целой нацией одним человеком, продлился почти десять лет и с тех пор ни разу не повторялся.
На лыжах ELAN RC-04 и 05 Ингемар Стенмарк завоевал две золотые олимпийские медали игр в Лейк Плэсиде 1980 года.
Слалом:
LAKE PLACID 1980 SLALOM STENMARK archeosport
Гигант:
LAKE PLACID 1980 SLALOM GIGANTE STENMARK archeosport
Про лыжи Elan и взаимоотношения компании со Стенмарком в ту пору ходило множество легенд. Попробуем приоткрыть завесу таинственности над этими отношениями.
Стенмарк катался на лыжах Elan на протяжении всей своей карьеры. И именно в то время, когда Elan был расположен по ту сторону железного занавеса! Представители крупнейших производителей горных лыж не могли понять, почему лучший в мире горнолыжник использует лыжи со штампом "Сделано в Югославии". Однажды, представитель австрийской фирмы пытался довольно агрессивно убедить Стенмарка перейти на их лыжи. "Ты понимаешь, насколько лучше мог бы кататься на наших лыжах?” - спрашивал он его. "Я мог бы быть лучше чем первый?" - ответил Ингемар вопросом на вопрос.
Знакомство Стенмарка с лыжами Elan состоялось в 1969-м:
- Мы с моим другом Стигом Страндом, тринадцатилетние мальчишки, были приглашены в тренировочный лагерь шведской молодежной сборной на севере Швеции. Там мы посетили небольшую горнолыжную ярмарку, где у компании Elan был стенд. Представитель Elan предложил нам лыжи по очень хорошей цене: что-то около 30 крон за пару, что по тем временам было достаточно дешево. Мы со Стигом купили по три пары каждый.
- Ты когда-нибудь слышал о лыжах Elan до этого?
- Да, конечно. Несколько шведских горнолыжников экипировались лыжами Elan в конце шестидесятых. Но они использовали их в основном для скоростного спуска. Я же встал на Elan впервые в 1970 году.
В 1971 году небогатая шведская лыжная ассоциация написала письма компаниям Elan и Marker с просьбой о помощи: "Не могли бы вы оснастить некоторых наших лыжников инвентарем?" Во время тренировочных сборов в Санкт-Морице компанией Elan были отобраны шесть шведов, в том числе и пятнадцатилетний Ингемар Стенмарк.
В те давние годы с точки зрения менеджеров известных горнолыжных марок существенным недостатком Стенмарка было то, что он швед, а еще ни один швед не становился чемпионом мира или Олимпийских игр по горным лыжам. Небольшая югославская лыжная фабрика Elan, напротив, изо всех сил старалась, привлечь перспективного гонщика. Там были уверены, что шведский юниор является выгодным вложением средств.
Лидеры рынка очень быстро раскаялись в своей неспособности распознать в шведе новую звезду. Уже в своем первом сезоне участия в Кубке мира 1973/74, Стенмарк, несмотря на дальние стартовые номера и распаханные трассы, семь раз финишировал в десятке лучших и в следующем сезоне получил право стартовать в сильнейшей группе.
В 1977-м году спортивная пресса обсуждала, что Стенмарк применяет для гиганта лыжи ростовкой 205, такой же, как у его слаломных лыж. Жесткость этих лыж была разной, но длина той же. В то же время большинство спортсменов мирового класса использовали в гиганте лыжи ростовкой 210. Главный тренер шведской сборной Герман Ноглер жаловался прессе: "Он очень упрямый. Как он может победить на этих детских лыжках? Но он не хочет от них отказываться, для него это почти суеверие."
Иногда на тренировках Стенмарк применял лыжи длиной 210, но четыре года кряду (с 1973-го по 1977-й) выступал на лыжах 205. Это началось с того, что в 1973-м Elan не смог сдалать лыжи для гиганта такими же быстрыми, как лыжи для слалома. С тех пор все изменилось, Elan решил эту проблему, но Ингемар упорно отказывался переходить на более длинные лыжи.
Победители этапа Кубка мира в Адельбодена 1977 г.: Клаус Хайдеггер (третье место), олимпийский чемпион 1976 года Хейни Хемми (первое) и Стенмарк (второе). Отчетливо видно, что у Ингемара самые короткие лыжи из троицы, а если судить по "клыкам" на носах, то они еще и слаломные (на гигантские лыжи клыки не ставили).
"Это типично для Стенмарка, - говорил тренер американской команды Harald Schoenhaar.- Когда что-то работает хорошо, почему он должен это менять?" Я спрашивал его пару раз: "Ингемар, тебе не кажется, что у тебя слишком короткие лыжи?" И он отвечал, что возможно ты прав, но я не собираюсь это менять. В подтверждение своих слов, в конце сезона 1976/77 он трижды всходил на вершину пьедестала в гигантском слаломе, включая этап в Сьерра Невада, который проводился на относительно пологом склоне, наиболее подходящем для длинных лыж.
Справедливости ради надо признать и правоту Ноглера. До сезона 1977/78 результаты Стенмарка в слаломе значительно превосходили таковые в гиганте. Последующий переход на более длинные лыжи помог ему доминировать и в этой дисциплине.
- Ингемар, в чем секрет твоих побед?
- Какой там еще секрет? Бармен, как обычно, по два пива ребятам из первой десятки за мой счет!
- Это правда, что ты катался на одной паре лыж весь сезон?
- Да, это правда. К концу сезона канты становились очень тонкими. В то время канты были сделаны не из единого куска, а состояли из нескольких коротких сегментов. Часто случалось, что мне приходилось между попыток ремонтировать их с помощью молотка. Правда и то, что позже в своей карьере я часто использовал слаломные лыжи для участия в соревнованиях по гиганту. Их большая отзывчивость подходила мне лучше.
- Elan всегда был известен как очень инновационный бренд. У тебя были тесные отношения с их R&D отделом?
- Поначалу не очень. Я говорил ребятам из департамента развития, какие лыжи хороши, а какие нуждаются в усовершенствовании, но в основном я обсуждал лыжи с моим техником - Юре Вогельником. С ним у нас были особые отношения. Он знал все мои желания, потребности, требования, странности и закидоны. Нам обоим пришла мысль, что было бы здорово, если бы лыжи получили более глубокий боковой вырез. Когда я получил на тесты первую пару, я почувствовал, что стал гораздо, существенно быстрее. Конечно, не все было так уж хорошо. У меня были большие проблемы на крутых обледеневших участках трассы, но на пологом они были превосходны. В то время, слаломные лыжи имели 205 сантиметров длины, и поддержание нужной торсионной жесткости (на кручение) при увеличении бокового выреза было труднодостижимо.
- Юре Вогельник говорил, что ты был очень привязан к некоторым парам лыж, особенно тем, на которых выигрывал. Якобы ему приходилось придумывать всякие ухищрения для их ремонта и поддержания в рабочем состоянии?
- Тогда я верил в то, что лыжи становятся лучше после того, как они используются некоторое время. Как будто через определенный срок все слои сливаются в нечто целое и сбалансированное. Как автомобили тех лет, которые надо было, не перегружая, обкатывать первые несколько тысяч километров. Когда после "обкатки" становилось ясно, какие из пар наиболее подходят для меня, я хотел кататься только на них. Я очень привязывался к лыжам.
- Насколько важны были ваши отношения со ски-техником? Наверное, он был человеком, с которым вы общались больше всего?
- Юре и я провели вместе много времени за полтора десятка лет. Мы прожили очень хорошо. Мы были друзьями, иногда наши отношения можно было даже назвать братскими или, возможно, отношениями отца с сыном. Мы много говорили о повседневной жизни и до сих пор поддерживаем отношения.
- Почему ты оставался с Elan на протяжении всей карьеры, это была лояльность к компании, упрямство или эксцентричность?
- Ну, главная причина была в том, что Elan всегда делал очень хорошие лыжи, которые очень хорошо подходили мне. У них всегда были отличные лыжи. Я дважды в карьере пробовал лыжи других производителей. Возможно, на некоторых было легче катиться, но Elan-ы всегда были гораздо быстрее.
- Говорят, что тебе предлагали суммы в два раза большие, чем ты получал от Елan?
- Ко мне действительно поступали более щедрые преложения. Не помню, были ли суммы в два раза большие, но это совершенно не важно. Некоторые вещи просто нельзя измерить деньгами. Я был заинтересован только в победах. Что толку в увеличении премиальных, если я финиширую пятым или десятым вместо того, чтобы выиграть? Все, что я когда-либо хотел, это была лучшая для меня пара лыж, и Elan мог ее сделать. Кроме того, у меня с Elan всегда было отличные и искренние отношения.
И в конце статьи, как водится, фотографии "музейного" экспоната
Есть мнение, что по надписям на лыже под ботинком можно было отличить "магазинную" лыжу от лыж, распределявшихся от Спорткомитета, некое подобие цеха. У Спорткомитетовских надпись "World cup winner 3x":
А у "магазинных" длинное перечисление титулов:
Автор: HappyNY
Другие статьи автора:
Музей SkiGu.ru: Fischer Racing cut Super Competition
Музей SkiGu.ru: Atomic. Последние из ARC
56 |
alrok
|
Сергей, как обычно, здорово! Читается на одном дыхании. А когда дочитываешь, два чувства: 1. Почему уже закончилось? 2. Автор, пеши есчо! Правда вот лично я, встав на лыжи задолго до 90-го года, на эланах тогда не катался вообще, и на 05-х, естественно, тоже. Людям на эланах завидовал, определял едущие эланы на слух (они заметно тише полспортов скользили), но увы... Когда в начале 80-х появилась возможность купить хорошие лыжи, эланы как-то не попались (искал, правда, 06-е), пришлось остановиться на известных Вам Fischer Racing Cut Эланы у меня были одни из 99-го года, переходные к карвингу. И, если можно, микро-поправочка. То, что на словенском пишется как Janez, звучит как ЯнеЗ, а не ЯнеЦ, как у Вас написано. Ждем развития темы! |
uils
|
Здорово, спасибо! У меня никогда не было 05, зато трепетно отношусь в Impuls и дома зоопарк современных Elan SLx, GSx, на которых тренируюсь. Кто-нибудь в курсе - почему сейчас Elan практически отсутствует в КМ? Мнения "Elan - не лыжи" приходилось слышать от спортсменов, но я не согласен. ps: и прыжковые Elan со следующего сезона тоже уходят, несмотря на немалое количество выигранных на них медалей... |
HappyNY
|
2 alrok Спасибо! 1. Неужели не надоело? Третий материал подряд про Элан и Стенмарка. 2. Уже готово, наверное в понедельник будет новая статья. У нас в спортшколе (да и вообще в среде спортсменов в середине 80-х) эланы были не особенно в чести. Классе в шестом, седьмом, это уже был некий базовый уровень, тем кто катался получше тренеры старались найти "не эланы": К2, фельки (рейсер тоже ценился), фишера, атомики. Ну и "засчастье" династары и россики. Так что то, что Вам удалось тогда кататься на фишер супер компеттишн (а не на красно белом RC4 "тигр", который потом можно было достать в магазине, и который был так себе), это было круто. Янеза поправим, спасибо! 2 uils Думаю дело в подходе фирмы, а не спортсменах на Кубке мира. Скорее всего отдача от такой рекламы для Элана недостаточна, чтобы вообще вкладываться в спортсменов Кубка мира. По той же причине и от прыгуновского снаряжения отказались. Прыгуновские то лыжи вообще в магазинах не продаются, это чисто имиджевая реклама для фирмы. |
Isakov.K
|
Сергей! Точно подмечено - полспорт - - елан - К2 - Росси. В инфизкульте правда...снова К2. Но лучше них для льда тогда не было. |
Skimonster
| ||
Спасибо! Сам катаю на современных и очень ими доволен. | ||
HappyNY
|
Кость, ты ведь много на К2 катался. Вспомни, К2 были разные тогда, чем они отличались? Это были разные модели (610, 810)? Я помню на одних была штатовская эмблема с орлом перед головкой креплений, а на других не было. Одни были потолще (не шире, а толще), а другие потоньше. |
HappyNY
|
Вот еще чего нашел: |
servitol
|
Вижу отличия 610 и 810 ты сам нашёл. Когда у меня в Мончегорске сломались Атомики, то у тренеров была возможность приобрести Елан 08 по "госцене". Но я тогда хотел или К2 или Элан, но 05. Думал, что 05 гораздо лучше, а на К2 один знакомый катался, много нахваливал и очень симпатично у него получалось. В итоге в Москве купил Фёлки рейсер. Эти мне запомнились очень лёгким входом в поворот, но вот пятка потом всегда проскальзывала. Они дожили до конца сезона и я их вернул из-за разрастающейся щели над кантом. |
Isakov.K
|
Так выбора не было - что дали, на том и катал. Но мои слаломки были третьи слева, а крепы как у третьих справа. Это помню точно. Ещё...канты у них были дико твердые. На Еланах мягче. Гиганты были Елены. Но меня редко на него ставили. слаломки К2 отличались отличной торсионкой задника, что на льду в нашем Подмосковье здорово помогало. А на выезде лед был только раз...в Челнах. И то не повезло. Росси великолепные универсальные лыжи, но на жестком покрытии они уступали. Техническими деталями не заморачивался, извини. Не до этого было. Да и выбирать никто не давал. |
frolka
| ||
Сергей, большое спасибо. Захватывает я как онлайн трансляция
Так вот, некоторое время назад было принято стратегическое решение не вкладывать деньги в КМ. Те деньги, которые можно было бы вложить в КМ перенаправлять на разработку новых идей. Такому мнению есть подтверждения - с одной стороны мы не видим спортсменов на КМ, с другой регулярные Насколько такое решение верное трудно сказать. Надо начать с понимания слова "верное". Мне, если честно, трудно представить какие суммы тратятся на спортсменов и все, что с ними связано фирмами и какие деньги эти вложения приносят. Я пожалуй не могу вспомнить ни одной их идеи которая оказалась бы вбросом - сделали и через год забыли. А откуда ты знаешь, что прыжковые уходят? обидно, что уходят | ||
uils
| ||
| ||
kvn
|
Да , помню , появление ЕlAN стали откровением для меня в середине 70-х . Классные были лыжи . Поговаривали , что мы меняем их у Югославии на табуретки . На ELAN я выиграл свой первый юношеский Союз в слаломе в Бакуриани в 1976 году . На К-2 не катался , хотя , многие из моих друзей катались и хвалили их ( братья Маре - пример их класности ) . А меня был кумир - Ингемар Стенмарк ! В 1978 году перешёл на Династар . Тогда Владимир Андреев , тоже на Династаре , конкурировал со Стенмарком и обыгрывал его на Кубке Мира . А Саша Жиров с Фишера ( в ЦСКА были эти лыжи ) перешёл на Росиньол . |
HappyNY
|
Спасибо! Очень интересно! А до Элана какие лыжи были? |
kvn
|
Я впервые встал на горные лыжи в 71-м , в 9 лет . Тогда и лыж для детей и не было . Помню , обрезали взрослые лыжи для меня ....До ELANA катался на польских металлах . |
ARDL
|
Я здесь впервые, спасибо за статью. Про 05 могу кое-что добавить. В феврале 80 г. Стенмарк показал всем новые лыжи, а уже летом они появились в экип. центре Спорткомитета. И мне, служившему тогда в Звездном городке, удалось утащить одну пару, а в декабре выехать на них на Чегет. Мне казалось (а может, так и было), что я - второй после Стенмарка, кто катается на RC-05. Они были красными с рисунком в виде клавиатуры и, конечно, без надписей про world cup . Длиной 205 см. Как мне все завидовали! Мне лыжи показались чересчур строгими, но я никому в этом не признавался, а только нахваливал их . Я не был спортсменом (работал инструктором в Терсколе и Итколе), так что слаломные лыжи такого класса были для меня, конечно, не по Сеньке шапка. А через некоторое время я прочел статью самого Стенмарка, где он говорил, что никогда не видел столь прекрасных, но и настолько строптивых лыж. И что после каждой тренировки он с облегчением сбрасывает их, надевает Elan Performance и идет кататься в свое удовольствие. С тех пор я с понтами завязал, катаюсь на том, на чем положено. |
Bitus
| ||
Спасибо за интересный рассказ! | ||
vasya_1
| ||
В общем, готов к взаимовыгодному обмену. Уж больно 8 с гаком метров ржавых кантов точить неохота, чтобы денек покататься. Канты круглые от слова совсем. Да и скользяк реставрировать лень. Так что, если не передумал, я готов. | ||