21.11.2024 /
После 300-дневного перерыва: надежды на возвращение Марко Шварца
21.11.2024 /
Эстер Ледецка перед трудным решением на Олимпийских играх 2026 года
20.11.2024 /
София Годжиа тренируется с Линдси Вонн: особенный момент в Колорадо
Гардениссима 2024. Самый длинный в мире гигант
Стартовый участок трассы во время просмотра
Что же такое Гардениссима
Самый длинный в мире слалом-гигант. Проводится ежегодно в Италии в Доломитовых Альпах в регионе Val Gardena (Groeden) в конце марта уже 26 лет.
Сечеда. Целиком вся трасса не поместилась в кадр
Трасса на горе Seceda длиной около 6 км, на которой ставят 115 ворот (+\- год от года). Помимо длины, необычен ещё и формат трассы: вначале 2 параллельные трассы, которые позже сливаются в одну. Стартовый интервал - 30 секунд, поэтому возможны обгоны. Зачет по возрастным группам, аналогичным ФИС-мастерс, но участники, имеющие ФИС-мастерс очки и не имеющие их, соревнуются отдельно. Если участников в группе мало, то группы объединяют. Кроме того есть отдельные “специальные” группы: Журналисты, действующие спортсмены, Ski Legends - спортивные герои минувших лет. Число участников ограничено - 700 человек. В дополнение к личному зачету есть командный: число участников не ограничено, время лучших 5 участников суммируется. Кто быстрее, тот и выиграл
Подготовка
План подготовки был в том, что у меня его не было. Почти. Работал над балансом на наших батутных тренировках в Masters Ski Club в Белграде (кстати неплохо спину этим укрепил). Катался на велике и по максимуму использовал его как средство передвижения, а зимой на выходных катался на лыжах. Но зима на Балканах выдалась очень теплой и бесснежной. Кататься можно было только в Копаонике и то не везде. Да и толщина снега на трассах, в большинстве своем мягких, а иногда даже сильно мокрых, не позволяла ставить древки. Но GS лыжи всё-таки разок удалось опробовать. Не могу сказать, что я подружился с Atomic G9 Masters 190 см и радиусом 27м. Вписаться в плотную трассу гиганта на них мне было бы сложно, но на Гардениссиме трасса не должна быть особенно плотной, учитывая её длину. Да и задачи ехать на результат нет. Главное попробовать столь длинную дистанцию и получить опыт. А перед стартом покататься несколько дней в отличном регионе и показать его друзьям, которые поехали с нами именно ради катания и компании, а гоняться не собирались. На катание 3 дня, а на 4й кому гонка, а кому еще покататься.
Но подготовленные спортсмены в нашей команде всё-таки были. Люба Степанова тренировалась весь сезон во Франции и стартовала во французском кубке Мастерс. Илья Левин весь сезон тренировался и выступал в Мастерс Кубке России, выиграв кубок в супер-гиганте и став вторым в комбинации и общем зачёте. Вот они то точно за места побороться планировали.
Егор - начинающий, но быстро прогрессирующий лыжник. Илья - очень быстрый сноубордист и я.
Погода идеально весенняя, фирменная доломитовская.
Рассвет с видом на деревню Ортизеи и перевал Гардена.
Ночью мороз, так что утром трассы бетонные. Но днём до +15 и в основном солнечно. За 6 дней был только один пасмурный день. Трассы за пару часов, конечно, раскисают, но не на всю глубину. Гигантская спортивная лыжа прорезает верхний кисляк до жесткой основы и уверенно вырезает по нему. Мокрый снег, конечно, летит во все стороны, но к этому со временем привыкаешь. Такой расклад оказался приятной неожиданностью. Вроде бы после 12 совсем мокро, совсем каша, а на самом-то деле не совсем. Ранее не сталкивался с подобным.
Первый день начали с Саслонга. Утром на трассе по-зимнему жестко. Даже льдисто местами.
Саслонг. Фрагмент верхнего участка
Знаменитая трасса скоростного спуска одна из моих любимых трасс для катания. Несмотря на то, что чёрная, по ней едешь с кайфом, причем как по крутякам, так и по более пологим участкам.
На Саслонге никого. Только ты, лыжи и вельвет
Народу никого (почти) и вырезать длинные дуги в кайф. Весь 1й день провели в Валь-Гардене и конечно же поднялись на Сечеду и проехали по трассе предстоящей гонки.
”Разминочная” трасса на Сечеде. Красным отмечен Саслонг. Видно около половины DH
Трасса предстоящей гонки была открыта, мы не спеша прокатили ее сверху вниз. Верхний крутяк даже дважды. Несмотря на то, что на него уже несколько часов лупило солнце, трасса осталась во вполне приличном состоянии: мягкий верх и жесткая подложка. Ниже на крутых участках уже бугры, а на пологих ровно. Катать в кайф. День не заметили.
На второй день начали с тренировочных упражнений и далее круг по Селла Ронде против часовой стрелки.
Над перевалом Sella. Вид в сторону Belvedere di Canazei
Трассы и подъемники не повторяются, пейзаж всегда новый.
Это был единственный пасмурный день, но настроения это не испортило. Катишь себе в кайф, рассматриваешь окрестности и отмечаешь те трассы, на которые надо обязательно заехать в следующий приезд. Проехать мимо Араббы было нереально и мы нарисовали свои дуги на одной из чёрных трасс. На спуске к Корваре появились признаки усталости, но там очень кстати нашлась неплохая аперольная.
И тут второе дыхание открылось, и жизнь снова наладилась.
Доломиты. Куда ни глянь, везде красиво
Кольцевой маршрут успешно завершили спуском по красному Саслонгу. Есть такой второй маршрут, который идет параллельно основному чёрному спуску уже по лесной зоне. В предыдущие мои приезды в Доломиты я ни разу не смог найти в себе силы и свернуть с чёрного на красный. А тут время было уже за 16, мокрый склон изрядно разбили, да и силы не бесконечны. Тот самый случай когда нужно пробовать зайти не в ту дверь не на тот Саслонг.
Красный Саслонг красив, но чёрный мне нравится много больше
Ещё один красивый день завершился. Восстанавливать силы парни начали непосредственно на финише дневного маршрута.
На третий день поехали в Альта Бадию. Там расположена Гран Риза - одна из самых сложных трасс слалома-гиганта в сезоне Кубка мира.
Рядом с развилкой трасс. Чёрная налево. Красная направо.
Как и на Саслонге, здесь тоже две трассы - чёрная кубковая, напрямую вниз, а красная не такая крутая в объезд. Черная всегда тени, очень крутая и состояние снега там не самое лучшее. Все дело в том, что кубковая гонка проходит в декабре по ледяной трассе.
Стартовый домик Кубка мира на Гран Ризе.
После гонки, чтобы открыть трассу для всех, ледяное покрытие ломают, но как фрезой не работай, от мелких льдинок не избавиться до оттепелей. В отличие от Саслонга, здесь почти всегда круто, расслабится и отпустить лыжи можно только перед финишем.
и участок трассы. Она почти вся с таким уклоном.
Красная трасса наоборот, очень приятная по уклону, широкая и с комфортным уклоном. Так что в прошлые приезды я делал один “check in” спуск по черной, а потом катался в кайф по красной. Этот раз не стал исключением. Спуск по черной, спуск по красной. Какую трассу повторим? - Конечно, красную.
На обратном пути к дому снова визит в аперольную, а потом на боковые короткие трассы в в Кальфоше. Народу туда заезжает мало, и трассы с вельветом даже во 2й половине дня. Было очень приятно найти нетронутую ровную трассу в это время, поэтому вместо одной из них, проехали все три.
Третий катальный день, как и оба предыдущих закончился, едва начавшись. Пожалуй, за весь сезон это были самые классные катальные дни. У меня завтра гонка, а у Егора с Ильёй ещё один катальный день. Финал сезона.
Стартовый протокол вывесили накануне гонки. Люба 22я, Илья 138й, я 483й. Оба Лёхи до старта не доехали… У меня 30 человек в группе. Ну, думаю, неплохо будет в первых 15 оказаться. Хотя главная цель - доехать, получить опыт, почувствовать как это разом отпахать дистанцию почти в 5 раз длиннее, чем когда-то ездил. Ну и единственный старт в сезоне не доехать обидно будет.
Стартовые номера выдают накануне. На удивление без толпы и очень быстро. Называешь имя, в ответ дают ваучеры на еду после финиша и сообщают номер.
Далее забираешь предзаказанный мерч и стартовый рюкзак с номером. И плюс гигантский пакет для одежды, в котором её со старта вниз свезут. Все быстро, документы и медсправку никто не спросил.
Сам факт регистрации и оплаты стартового взноса означает, что “обо всем предупреждён, со всем согласен, сам за себя отвечаю”. Никаких лишних бумажек. Дальше ужин и подготовка лыж. Не столько для результата, сколько чтобы традицию соблюсти, настроитья, гоночный вайб из-под утюга словить. Улыбаемся и мочим.
Утро. Подъём в 4, быстрый завтрак и в 5 мы уже в машине к старту едем. Успеваем занять место на ближайшей к подъёмнику парковке. Минут через 20 там уже не было мест. Светает, но вокруг много таких же “сильных духом и слабых умом” спортсменов самых разных возрастов.
В 6 включают гондолу, на пересадке на кресло уже совсем светло, первые лучи солнца уже на полотне трассы.
Просмотр открывают чуть с задержкой, но за это время успеваем насмотреться, как скалы Sassolungo становятся на время золотыми, а потом возвращаются к естественному цвету. Ещё лёгкий минус, но скоро должно стать теплее.
Любе с Ильёй стартовать по синей трассе, мне по красной.
Это лишь маааааленький участок трассы.
Склон бетон. Постановка трассы без экстрима - нормальный, достаточно плотный гигант. Уклон на первой части с параллельными трассами тоже один, но круче, чем привыкли на Русмастерс и длиннее, ворот на 35 - 40 (из 115). После него хороший перегиб (летняя дорога), еще несколько ворот на крутом, выполаживание с поворотом направо и слияние трасс. Следующая часть трассы значительно положе, и постановка трассы становится более свободной. Расстояние больше, развод меньше и все больше начинает напоминать супер. На паре пологих участков попался мокрый снег, надо запомнить, где лужа будет. В целом же надо будет держаться траектории, которая должна быть раскатанной и более скользкой. Тут бы в стойку вставать почаще, но не факт, что сил хватит, поскольку весь участок по ощущениям больше трети трассы. И выводит он на еще одно ключевое место трассы - резкий правый поворот под 90 градусов и выход “в трубу” - крутой участок, который весь день в тени. Тут снова очень жестко и, скорее всего, жестко и останется на момент моего старта. Очень важный поворот, где надо хорошо вырезать. Постановка в трубе кажется “свободным гигантом”, но развод всё-таки есть, и на деле может показаться не так уж и свободно. А вот далее пологий супер до самого финиша. Доехать можно и нужно. Пора наверх.
Когда поднялся наверх, Люба уже готовилась к старту. Нам осталось только дружно поорать ей вслед. Верхний крутой участок она прошла быстрее, чем “соседка” на красной трассе, а первый обгон пришлось совершать еще до объединения трасс. Далее она скрылась из виду и оставалось только надеяться на хороший результат.
После женщин настал черед стартовать действующим спортсменам - звёздам Кубка мира и Кубка Европы.Стартовая зона открытая, все на виду.
Вот Алекс Винатцер что-то репортеру говорит,
вот Катя Линсбергер разминается, а чуть далее молодой итальянец Макс Ператонер. Где-то рядом немецкая компания. Все эти ребята стартовали по одному, только по синей трассе.
Ограждение трассы в паре метров от калитки и можно вблизи разглядеть, как стартуют звёзды Кубка мира? Огонь атмосфера.
Перед стартом старших мужчин в группах 60+, в стартовой зоне появился один очень громкий человек. Не знаю, что он там говорил по-итальянски, ну судя по реакции окружающих - прикалывался и подкалывал. Кристиан Гедина. Легендарный мастер скоростного спуска. Тот самый, что исполнил как-то фристайл трюк при полёте с финишного трамплина на Штрайфе в 2004м. Подхожу, здороваюсь, спрашиваю про фото. А он в ответ с серьезным выражением лица: “А номер есть?”.
“Ага, говорю, есть.
Ууу, тебе еще дофига ждать, давай фоткаться.
Тем временем пришёл черёд Илье стартовать.
Как настроение?
Да чего-то мандраж с утра. И не отпускает никак, давно такого не было.
А про трассу что скажешь?
Склон очень жесткий и первые 35 ворот реально крутой. У нас на стартах такая крутизна только в Кусе, но там 4-5 ворот, а не 35. Флаги просторно стоят, метров 30, так что ходун будет – уши завернутся. А дальше пологий супергигант, на который выйдешь уже на деревянных ногах, а там терпеть, терпеть, терпеть! Но Гедина вроде бы сказал, что все ок будет.
А что сказал?
Спросил, первый ли я раз, а потом что-то на итальянском добавил. Я решил, что это: «не ссы - доедешь!». С этим иду на старт.
Ну так и надо! Наш девиз прост: Улыбаемся и мочим! Удачи!
Легенды стартовали следом за старшими мужчинами парами, как и все. В некоторых из них борьба была довольно плотной. Изольда Костнер всего пару секунд уступила Верене Штуффер. А Гедина остался верен себе и успел стартера своего подколоть перед тем как рвануть на трассу.
Пока смотрел на Легенд, заметно потеплело. До меня еще 280 номеров. Если все пойдёт штатно и интервал между парами 30 секунд, то это 70 минут до меня. Самое время сделать разминочный спуск вдоль креселки и заодно оценить состояние снега, тем более что уклон и расположение к солнцу точно такое же как и у соревновательной трассы. И несмотря на то, что на него уже 2,5 часа “в лоб” светит солнце, снег еще не превратился в кашу. Лыжи хорошо цепляются, не проскальзывают и не закапываются. Бугров нет. Дуги в кайф, но то свободные дуги - там где хочется, а не там где древки стоят.
Сделал несколько остановок чтобы посмотреть на основное полотно и как идут участники. Соль (или чем там итальянцы приправляют весенний снег) и группа заглаживания делают своё дело.
Никаких ям, всё ровно и судя по звуку до сих пор жёстко. Но за час все может измениться. Надо ехать на старт, но чтобы сесть в кресло, нужно… пересечь трассу соревнований. На выполаживании у нижней станции креселки сделан разрыв сетей ограждения и двое полицейских регулируют движение, разрешая переход в промежутках между проездом участников.
Ещё одна фишка Гардениссимы.
На старте традиционный ритуал с лыжами. Поскольку пара одна и для разминки для старта, я не циклил их после подготовки вечером. .Цикля, щётка перед стартом - наше всё. Сразу настроение предстартовое появляется, слегка подзабытое уже. Пока разминался, приехала Люба с рассказом о трассе. Говорит, всё прямо, вали без заходов. Верх ровный и жесткий, в середине мягко и местами могут быть очень мокрые пятна, а в трубе в тени снова жестко.
Вали, блин, без заходов. Звучит, конечно, заманчиво, но всё-таки главная задача доехать до финиша и не сдохнуть по дороге. Ладно, это шутка. А вот 6км гиганта - не шутка. Но раз в калитку встал - бояться глупо.
Надо стараться следовать плану, сразу на все деньги не гнать, а понять, что происходит. И не смотреть на соседа на синей трассе. Он как спортсмен тренированный выглядит
-Red course ready?
- Yes!
- Blue course ready?
- Yes!
- Attention
Обратный отсчёт… Калитка падает…
Выталкиваюсь на удивление хорошо. А трасса жёсткая, ни капли не раскисшая. Сразу понимаю, что лыжи хотят ехать гораздо быстрее, чем могу я. Первые ворот 15 в кайф. Везде успеваю, но скорость все больше и успевать все сложнее. Появляется нарезка. Не успеваю за лыжами, перестаю попадать в нормальную траекторию и нарезка начинает убивать ноги. Приходится сбрасывать пятки, чтобы в траекторию вернуться. К этому моменту остается еще ворот десять до конца крутяка и мой “сосед” на синей трассе выходит вперед. Перед слиянием трасс резкий перегиб “через дорогу”, еще кусок крутого, вираж вправо. Тут-то и ошибаюсь перед выходом на положняк, вот прямо там, где совсем не надо так. Вижу, как сосед уезжать начинает. Настраивался изначально на него не ориентироваться, но все равно обидно видеть, как он уезжает. Дальше положе, с короткими сбросами. В трассу попадать легко, но скорость высокая. Ноги каменеют очень быстро, но успеваю только смотреть в следующие ворота и иногда под ноги, ориентируясь на накатанный след. Помню, что должно быть пара луж. Именно луж не было, но пара очень мокрых мест всё же попалась, но я про них ещё помнил и проехал их хорошо. А в основном трасса в порядке, без колеи и нарезки. Ногам начинает приходить трындец. А дальше снова очередной сброс и новый разгон. Несёт конкретно. Скорость значительно выше, чем я рассчитывал. Ближе к трубе ногам похоже совсем кирдык, несмотря на то, что перед ним трасса совсем прямая. На входе в вираж явной траектории нет. Ещё помню, как хотел в него зайти, но одно дело помнить теорию, а другое её реализовать. Одним словом - ни дуги, ни траектории. Хорошо, что дальше крутой участок, и есть шанс набрать скорость. Склон бетон. Кое как вписываюсь во все ворота и на итоговый положняк выхожу уже без потери скорости. Дальше должно быть плоско, прямо, но еще долго. Наверное так и было, но этого я уже не помню. Помню уже только с момента, как стою после финиша и то туманно. Жарко и хочется пить. От мысли, что где-то там недалеко наливают пиво, ноги начинают двигать меня к выходу с финиша. После бокала пенного и минут 10 на солнышке сознание начинает возвращаться и можно пойти за вещами. Все пакеты со старта свозят в зону выдачи вещей, там же можно переодеться. Как же здорово, что машина на ближней стоянке и до нее пара минут. И в багажнике есть вода!
После гонки
Первым делом поесть. И пива повторить. После этого я ожил совсем. А вот сайт с результатами гонки так и нет. Ни мне, ни Любе не удалось на него зайти и посмотреть итоги. Поэтому просто греемся на солнце и делимся впечатлениями.
Чуть позже Илья подошёл. Как впечатления?
Нет слов. Со старта разогнало очень быстро. Мой напарник отстал, вроде даже ехал не погано. Вылетаю на перегиб, за ним направо, и тут спина стартовавшего в предыдущей паре. С перепугу вильнул в сторону. Блин, мимо ворот!!! Может маршалы за перегибом не заметили, а может и зафиксировали; в стойку и гоню дальше. До финиша обогнал еще одного. На финишном прогоне ног не чувствовал совсем, когда доехал, сил не было даже на табло взглянуть. Полная эйфория. Понимаю, что шел неплохо и наплевать увидели маршалы, что прошел мимо ворот или нет. Главное, что теперь я знаю, какова эта гонка, в следующем году еду обязательно. Может быть, удастся побороться.
Маршалы действительно увидели. 35е ворота еще 2е из группы Ильи пропустили, коварное место. Время не известно, но навскидку должно было быть в пятерке, а может и в тройке. В группе из 53 участников. Но зато до финиша добрался, а Винатцер нет.
Люба 2я в своей группе.
Лидер далеко, аж в 25 секундах, но она местная. Так что неудивительно. А вот от 3го отрыв всего 0,81. Восемьдесят одна сотка на почти 6 км!!! Вот борьба-то какая!
Моё время четыре с половиной минуты. Точнее 4:30”41. Это 10й результат из 30 в группе “45-49 лет без очков ФИС-Мастерс”. Залезть в десятку в группе, конечно, хорошо. Это даже лучше, чем я думал.
С другой стороны, сосед мой, с которым половину параллельки вровень шёл, в итоге на 15 секунд уехал и стал четвёртым. Смотрю старшую группу (возраст 70 - 84 года). Самый старший участник из местного лыжного клуба - 1942 года рождения. 81 год, а может уже и 82. И моё время лучше его всего на 9 (!) секунд. Вот они настоящие спортсмены-то!!!
Лучшее время у Кристофа Иннерхофера - 3:29,74. Если длина трассы 6 км, как уверяют организаторы, то его средняя 102 км/ч. При моих четырёх с половиной минутах выходит средняя 80 км/ч. Может там всё-таки не 6км было, а чуток поменьше?
Церемония награждения как отдельный праздник. Большая сцена, свет, звук, толпа участников и болельщиков. Легенды прошлых лет и действующие спортсмены тоже здесь.
Уставшие после длинного сезона, но, тем не менее, охотно общающиеся с остальными участниками.
Медали красивые плюс много разнообразных призов от локальных спонсоров.
Любе ящик яблок достался, бутылка вина и еще чего-то. Кроме тройки призеров в каждой категории отдельно наградили самых старших участков. А еще часть призов разыграли в лотерею среди всех остальных.
Кому-то свезло новыми лыжами, кому-то яблоками. НО все без исключения остались в хорошем настроении. Даже когда награждение закончилось, начался концерт и ливанул дождь, многие не разбежались, а продолжили праздновать, укрывшись под тентами.
На следующее утро разъехались по домам. Но по дороге домой заехали на озеро Гарда, посмотреть на природную красоту и отмокнуть в одном из термальных комплексов. После катания и непростой гонки залечь в горячую воду самое оно. А после этого - бокал местного вина на берегу озера как логическое завершение поездки.
Вообще получилось очень здорово. Классная компания, каталка в кайф, прекрасная атмосфера гонки и классная организация, куча приятных воспоминаний и пополнение коллекции.
Едем. В этом сезона Гардениссима в субботу 29 марта и в этот раз мы планируем полноценную недельную поездку от викенда до викенда. Приглашаем желающих кататься и желающих стартовать. День приезда в Валь-Гардену в субботу 22 марта. Далее 5 дней катания по региону. Прокатимся по всей Гардене, заедем в Альта-Бадию, в Араббу и Валь-ди Фассу. В зависимости от уровня катания группы может и до Мармолады успеем добраться. В пятницу 28го для тех, кто стартует в субботу гонку, - день отдыха. Для тех, кто не стартует, - 28 и 29го - два дня самостоятельного катания. В воскресенье 30го марта разъезжаемся по домам. В какой-то из дней посетим термы (как вариант, 30го в термы, а 31го в понедельник по домам).
По всем вопросам пишите на форуме и мне в почту
Автор: Павел Серебровский
5 |
HappyNY
|
Паш, спасибо большое! Отличный рассказ! Ехать по трассе четыре с лишним минуты со скоростью 80+ км/ч... Это же сколько надо здоровья! На следующий день наверное все мышцы болели? |
batos
|
Паша, аафигеть, молодчина, спасибо за рассказ и фото. Честно еще даже не успел полностью прочитать, бегло пробежал по диагонали. (на работе не всегда успеваю). О и Илюха там засветился, класс, рад видеть, пусть знают наших! |
SerebrovSKI
| ||
| ||
Bitus
|
Паша, спасибо! Шикарный рассказ и не менее шикарные фотки! Молодец, что проехал и молодец, что написал! Я воспринимаю это как подвиг, честно! 6км гиганта мне точно не проехать)) Мой швейцарский тренер Алвин рассказывал мне когда-то про эту гонку и его опыт. Он там несколько раз отдыхал и снова вваливал, ну не в прямом смысле отдыхал, не останавливался, но всерьез ехать прекращал и сливался чтобы ноги перестали гореть. А он-лось еще тот!))) |
SerebrovSKI
| ||
| ||
Shery70
|
Молодцы, ребята! Рассказ захватывает и эмоционально отправляет на гонку, Я отправился на Инферно в 14 год, когда тоже пришел в чувства, когда циклил лыжи одевал защиту)). Обидно очень за Левина Илью, он бы смог забраться на тумбочку... Паша, конечно хочется туда весной! |
ivellius
|
Прикольно! Наслушался от Ильи про гонку ! в 2025 присоеденюсь😃 |
batos
|
А регистрация уже открыта? |
Shery70
|
....... |
SerebrovSKI
| ||
| ||