21.11.2024 /
После 300-дневного перерыва: надежды на возвращение Марко Шварца
21.11.2024 /
Эстер Ледецка перед трудным решением на Олимпийских играх 2026 года
20.11.2024 /
София Годжиа тренируется с Линдси Вонн: особенный момент в Колорадо
Индийские Гималаи на велосипеде
Теги: Гималаи | Индия | велотуризм | велопоход
01.07.2015
Часть IV. Падум. Долина Занскар
О столице Занскара Падуме и о самом известном монастыре Занскара Курча-Гомпа. А также о начале самой тяжелой части нашего маршрута — по пешеходному треку через перевалы с велосипедами.
25.08. День 9. Километраж — 61,4 км. Набор высоты — 535 м. Сброс высоты — 640 м. Чистое ходовое время — 3 ч 47 мин
Кушоль (Kushol) — Курча-Гомпа (Karsha Gompa) — Падум (Padum) — Тонди (Stongde)
Утром очень пыльно. Едем по ветру.
Все чаще встречается буддийская атрибутика. Это молитвенный барабан, содержащий внутри мантры. Его принято крутить, тибетцы делают это по много раз в день. Также существуют мини-барабаны, которые можно держать в руке. Крутить нужно по часовой стрелке. Фото сделано в деревне с интересным названием — Манда.
Сейчас утро, и школьники идут за знаниями.
Как вам портфельчик?
Школота
В деревне Фа (Phey) покупаем вкусняшки. Набегают пацаны. Долго щупают велы.
Один из них гордо взялся за руль и седло моего велосипеда так, будто это его собственность. Я так обычно стою, когда кого-то жду с мыслью: «Давай уже, поехали!». Стоял он долго, но я почему-то не сделал этот кадр. Но мальчишка тот, который щупает седло на этой фотографии.
Здесь даже есть велосипедисты! Спросил, ездил ли он на перевал Пенси Ла. Посмеялся, говорит, что нет :)
Модный занскарец
Еще один модный чувак
И еще один!
Просто шел по дороге
Закупившись вкусняшками, едем дальше. Спуски хороши! Макс прокалывается. Пока ждем, фоткаю.
Снова школота
И так всю жизнь, по-видимому
Начинается асфальт.
Дети больше не кричат: «One pen!» Теперь они просят «One kaka!» Странные дети – сначала просят ручки, теперь какашки. Эти девочки особенно настойчиво просили после того, как я их сфотографировал
Но вообще, дети не только просят деньги. Большинство из них просто кричат «Julley!», что означает «привет». Кстати, не только дети, взрослые тоже постоянно приветствуют.
Внезапно обнаруживаю, что мы едем не в Падум. Оказывается, на развилке, где мы ждали Макса, нужно было не сворачивать на асфальтированную дорогу, а продолжать ехать по разбитой. А я повелся, даже не взглянув на карту, думая, что асфальт по умолчанию должен вести в крупный населенный пункт.
Несколько фотографий с «неправильной» дороги:
Бедный як с кольцом в носу
Я не силен в злаковых, но это либо пшеница, либо ячмень. Это основные культуры, выращиваемые в Занскаре.
Вдалеке виден Падум
Сушат «добычу»
Свернув не туда, нам пришлось делать крюк в лишних 7 километров, но зато мы проехали мимо буддийского монастыря Курча-Гомпа (Karsha Gompa).
Курча-Гомпа — самый крупный монастырь Занскара, исторически бывший под руководством младшего брата Далай-ламы.
Монастырь построен прямо в скале. Я предполагаю, что нужно попотеть, чтобы подняться от нижнего строения до верхнего.
Монахи не ищут легких путей
Курча-Гомпа. Вид со стороны реки Занскар
До Падума едем против очень сильного встречного ветра.
Чувствую себя хреновато – видать перегрелся. Какое-то легкое помутнение сознания вплоть до вечера.
Падум или Падам (Padum, Padam) — бывшая столица одного из самых изолированных и труднодоступных индийских княжеств почти 1000 лет. Теперь это обычный маленький город населением 1000 человек. Город находится на высоте 3500м.
Летом сюда можно добраться по дороге из Каргила длиной 240км, либо пешком через перевалы. Зимой дорога закрыта, а на перевалах обычно лежит снег. И добраться до внешнего мира можно по замерзшей реке Занскар, которая зимой называется Чадар.
Есть документальный фильм про то, как местные жители зимой отправляются в опасный путь по реке, чтобы заработать немного денег на переноске древесины, и чтобы отправить детей (в т.ч. 5-летнего ребенка) в школу в Лех.
Называется: «Чадар. Связь миров.» Рекомендую к просмотру, чтобы проникнуться атмосферой тех мест. Фильм, правда, 2007 года, и сейчас ситуация немного изменилась — сказывается влияние цивилизации.
BRO не дремлет, и ситуация с доступностью Занскара в скором времени поменяется. Строятся две дороги: из Падума до Нимму вдоль реки Занскар, а также из Падума до Дарчи. Первая дорога будет доступна круглогодично.
Это главная улица Падума.
Красивый молитвенный барабан
Hotel&Restaurant
В Падуме кушаем сытно и дешево. 1050 рупий на четверых (150 рублей с человека). Я заказал спагетти, чапати, суп, картошку, большой блин, кофе.
Долго закупаемся продуктами — крупы, сахар, вкусняшки, орехи, сухофрукты, магги. Магги — это лапша быстрого приготовления от одноименного всем известного производителя, такое же нарицательное слово, как у нас роллтон. Любую лапшу быстрого приготовления они называют магги. Масло (то самое, что хранится год) здесь просрочено на 4 месяца. Во всех магазинах. Продавцы уверяют, что все норм :)
Не получается найти хорошую карту Занскара. Но зато добрый человек из турагентства подсказал, что есть мост через Занскар в Пидмо. Это значит, что до Пидмо мы можем ехать по автомобильной дороге, а не по тропе! С одной стороны это радует, ведь мы отстаем от графика почти на день, а с другой – меньше огребалова :)
Марина сходила в интернет-кафе, но скорость была ооочень медленная.
Костя нашел серпы и решил прикинуться брутальным чуваком :)
Чем не ниндзя?
Проезжаем мимо небольшой гомпы.
Выезжаем из Падума на север по строящейся дороге до Нимму. Дорога в целом нормальная, периодически асфальт сменяется хорошей грунтовкой. В одной из деревень заправляемся водой из оросительного канала. Внезапно уровень воды поднимается и вода становиться чуть мутной и теплой. Не к добру это, хорошо, что большую часть емкостей мы заполнили.
Видим четырех тибетских монахов, которые едут на джипе. Вот он, 21 век.
Встаем недалеко от дороги на открытой местности. Здесь растут колючки, которые очень легко могут продрать палатку. Приходится их подкапывать и выдирать. Дует ветер, но после заката становится спокойнее. Вообще, обычно ветер прекращался после заката и почти не дул до рассвета.
Несмотря на усталость, не поленился и сделал пару кадров звездного неба. Это огни Падума.
Звездное небо Занскара
26.08. День 10. Километраж — 35,6 км. Набор высоты — 295 м. Сброс высоты — 500 м. Чистое ходовое время — 3 ч 39 мин
Тонди (Stongde) — Пидмо — Ханумил — устье безымянной речки
Ночью было тепло. Но не выспался.
Кушаем арбуз и на этот раз вкусную дыню. Макс наконец-то выздоровел, и это очень кстати, ведь с сегодняшнего дня у нас начинается самая тяжелая часть маршрута.
Едем по каменной пустыне. Лишь иногда встречаются оазисы деревень. Погода отличная, ветер попутный.
Нравятся мне эти километровые столбики
Наверное BRO.
Деревня Ринам
Она же
Машин почти нет.
В августе реки и ручьи уже начинают высыхать.
Кусочек Каппадокии в Гималаях
Деревня Зозар (Zozar)
Один из вариантов, где можно перейти Занскар по мосту. Это еще не Пидмо. Мост находится перед деревней Пишу (Pishu)
Гималаи радуют цветами гор
К сожалению, мы ехали не по этой дороге, а по асфальту.
На спуске к мосту в Пидмо внезапно образовался песок. Перед песком я разогнался очень хорошо, и чуть не улетел. Макс упал.
Пешеходный мост через Занскар в Пидмо (Pidmo)
И вот, после моста началась самая тяжелая часть похода — это пешеходный трек по тропе в сторону Ламаюру.
Едем-ползем по песку.
К счастью, песка было немного. Появляются камни.
Местами камни на тропе довольно крупные
Не знаю, будет ли когда-нибудь полноценный видеоролик по походу, поэтому оставлю в отчете несколько фрагментов видео.
Езда на велосипеде вдоль Занскара представляет из себя нечто такое:
Узкая тропа траверсирует склон вдоль реки. Иногда сверху сыпятся маленькие камушки. 70% удается ехать. Правда, в основном вниз. Несколько раз чуть не улетаю в реку. Ослабляю свои контактные педали, чтобы было проще выстегиваться.
Ехать по такому очень весело.
Обедаем у ручья перед Ханумилем (Hanomil). Стираемся, купаемся.
Дальше идет адская пересеченка. Нам — вверх
Трекинг Падум - Ламаюру. Тропа. Занскар
Наша тропа вдоль Занскара. Маршрут Падум - Ламаюру. Гималаи
Марина не рискует здесь ехать. Но я стараюсь проехать везде, где это только возможно. Это ведь все-таки велопоход :)
В районе Ханумила
Встречаем двух голландцев с дредами. Они идут из Ламаюру и уже почти закончили маршрут. Увидев нас с велосипедами, они были слегка повергнуты в шок.
Один из них говорит:
— I wish you very very good luck on this trek.
Голландские туристы
В подъемы – рюкзак на плечи и помираешь.
Зато спуски – крутотень! Техничные. Очень опасные. Можно легко упасть в реку, если не удержать равновесие.
Тропа вдоль реки Занскар в Индии
Этот же спуск, снятый на гоупро:
Взять сегодня перевал уже нереально, останавливаемся у ручья.
Пытаемся есть ужасные финики – не выходит. Тепло.
Автор: Евгений Дубинчук, www.dubinchuk.com
28 |
ГБ+
|
Крутейший маршрут! Оценил сложность, ютуб рулит! Удивило наличие контактных педалей на таком сложном рельефе, эт ж сколько встегиваться-выстегиваться надо... И беспокоит судьба Марины, она в конце пелатона грустно плетется, а мощные парни впереди педалируют |
Perec
| ||
И кстати, на фото видны комби-педали: топталки с интегрированными контактами.... | ||
ГБ+
|
Комбо-педали еще туда-сюда. Хотя и не всегда удобно в велотуфлях пешком передвигаться. У нас на Кольском ни разу желания такого не возникало. Были не только горы и болота, но и прогоны по 80-100 км по грунту, это норм и в топталках проезжалось. Вероятно, ценность контактов возрастает на 1000 км маршрутах с нормальным покрытием, типа как в Монголии. Выложили еще одну часть. Там ад! Но оч красиво! Перевалы под 5000м. И все это дело проходили с "ашанами", по курумникам катили, по чемоданам... |
Filov
|
Идем с дочерью (14 лет) по грунтовке в гору. Она оборачивается назад, смотрит и говорит - "сюда без контактов то не вкрутить..." Австрийцы гл детей с 12 лет переводят полностью на контакты. Большинство использует комби, т.к. велосипед является и средством передвижения вне тренировок. |
Perec
| ||
Сразу поставил контакты... На 3ий выезд (видео выкладывал в другой ветке) процесс встегивания/выстегивания вышел на уровень автоматизма По поводу "неудобства передвижения пешком" не соглашусь - иногда балуюсь велорогейном (велоориентирование в лесу). И слезать с велика приходится часто, и бегать - тоже достаточно. Никаких проблем. | ||