18.10.2024 /
Марко Шварц – возвращение все еще под вопросом
18.10.2024 /
Возвращение Линдси Вонн? Мейсницер настроена критически
18.10.2024 /
Первенство России в Перми: итоги второго дня
17.10.2024 /
Мануэль Феллер о Марселе Хиршере: «Он все еще способен побеждать»
17.10.2024 /
Зеленый свет старту Кубка мира на трассе ледника Реттенбах в Зельдене.
17.10.2024
DYNA написал:
Осталось только понять - и кто же такие «квадробоберы» )))
[FILE ID=12975...
HappyNY
SKIGU.RU:Равновесие и неравновесие в г/л повороте
SKIGU.RU:Равновесие и неравновесие в г/л повороте
14.10.2024
Новые. Шорты-самосбросы Schoeffel. Куплены давно, висели в шкафу. Размер L. Цена 6000 рублей.
Только самовывоз. Без о...
ntcst225
SKIGU.RU:Шорты-самосбросы Schoeffel размер L
SKIGU.RU:Шорты-самосбросы Schoeffel размер L
14.10.2024
Новый. Спусковой комбинезон Schoeffel RACE SUIT.
Куплен давно, висел в шкафу. Размер L. Защитные мягкие вставки. Цена ...
ntcst225
SKIGU.RU:Спусковой комбинезон Schoeffel RACE SUIT р.L
SKIGU.RU:Спусковой комбинезон Schoeffel RACE SUIT р.L
29.05.2023 Гид по Байкалу
21.12.2022 FISHER RC4 WC GS 183 R23
05.12.2022 Новые горные лыжи React R6 Compact унисекс.
05.12.2022 Новые мужские горнолыжные ботинки SOLOMON.
02.02.2022 Продам жилет
02.02.2022 Продам куртку Windstopper
02.02.2022 Продам Шорты
02.02.2022 Продам комбез с защитой
29.01.2022 Новые горные лыжи Rossignol
Зимнее восхождение в Домбае на в. Семёнов Баши по центральному бастиону южной стены 3А категории трудности
Теги: Домбай
30.01.2021
Где-то в начале декабря позвонил мне Антон и попросил сводить его с другом Сергеем на какую-нибудь двойку-тройку в Домбае. Район преимущественно скальный и потому для зимних восхождений очень не прост. Из многолетней практики более-менее подходят маршруты южной экспозиции (их совсем немного), и это при наличии приемлемой лавинной обстановки. Договорились, что сходим Малый Домбай Ульген по маршруту 2А категории трудности. Более сложное я побоялся планировать, не зная ребят, да и зима - есть зима.
Однако в день приезда ребят, 30 декабря, выяснилось, что пропуски им не оформили и маршрут отпадает. Надо было срочно менять планы. Что делать? Остаётся одна гора в близкой доступности, это - Семёнов Баши. Выбрать надо между единичкой с востока и тройкой «А» по бастиону, оба маршрута я ходил и зимой. Примерно представляю, что будет нас там ожидать. Предлагаю новый план Антону. Он, конечно, за 3А, так как, хоть и клиент, а хочет научиться чему-то большему, хочет поработать первым на маршруте. Меня, с одной стороны, как гида, это настораживает: доверить клиенту лидировать; но и радует, когда есть такие ребята с потенциалом и настроенные, со временем, самостоятельно ходить. Обещать ему лидировать я не могу, говорю, что видно будет на маршруте, по их работе, по времени движения. Ещё с нами очень хочет пойти Миша Семёнов (без сомнения, это хорошее укрепление нашей группы в суровых зимних условиях), и я, конечно, только «за».
Второго января выезжаем на УАЗе из Домбая в 6 утра. Расчёт на то, чтобы успеть провесить 2-3 верёвки по маршруту в этот же день. Хусей (наш водитель) желает нам удачи, и мы на снегоступах и с фонарями, проверив биперы, стартуем навстречу приключениям, которые подразумевает восхождение. В лесу снимаем снегоступы, снега очень мало, поэтому по крутой тропке проще идти в ботинках. Выходим из пихтача - снега больше, но я знаю, что выше крутые склоны между березняками почти сухие, поэтому топчу снег, чтобы не тратить время на надевание и снятие снегоступов. Это я разглядел ещё 30 декабря, когда скитурили в Алибеке по Большому кулуару. Постепенно проходим и берёзовые полянки практически по-сухому. Но дальше снега уже, в среднем, по колено, и конечно же, только снегоступы! Снег - сухой рыхлый песок, а сверху местами корка, в зависимости от положения к солнцу (тонкая или толстая), но чем выше, тем тоньше - это тенденция. Топчем, в основном, по очереди с Мишей, по мере сил помогают ребята.
Кстати, по снегоступам. У меня и у Сергея TSL 225, у Миши MSR FLASH, длинные и крепёж к ботинку ненадёжный, он мучается, ругает их. У Антона TSL Simbioz. Они под него малы, конструкция явно рассчитана на легкий вес, и за счёт многочисленных боковых вырезов, снегоступы гнутся во все стороны - на сухом рыхлом снегу, практически, нет надёжной опоры. Это я понял, когда стало жалко Антона, проваливающегося по нашим следам, и на очередном отдыхе мы поменялись снегоступами. Всё-таки TSL 225 – это классика! (крепкие, надёжные, может, конечно, тяжёловаты, но лучше я не встречал).
Антону стало получше, а мне похуже, но я легче его и чуть опытнее, в общем, справляемся, идём дальше. А снег чем дальше, тем рыхлее и глубже, топтать не легко! Решаю установить лагерь ниже, чем обычно, так как налегке будет легче вытоптать, иначе не успеем сделать провеску (всё-таки уже час дня). Ставим палатки, договариваемся, что мы с Мишей будем провешивать верёвки, а ребята помогут на подходе от палаток к стене: поднесут верёвки и потопчут следы.
Выходим около 15 часов, в 16 начинаем провеску. Нижняя часть совсем простая: примерно 1-2 категория. Ребята возвращаются к палаткам отдыхать, топить воду, готовить ужин. Миша навешивает первую верёвку, я вторую. Уже начинает темнеть, решаем третью не вешать (а зря!). Оставляем железо, спускаемся вниз, к ребятам в палатки, уже с фонарями. Они молодцы! Сразу нам чай, еду. А сейчас, говорят, каша будет готова гречневая - это всё Серёга! Такое отношение приятно радует; обычно, клиенты ожидают пока их накормишь – это, конечно, нормально, они сильнее устают, но и мы - не железные! Очень выручает Мишин реактор MSR, который он предусмотрительно взял с тремя баллонами, а вот мои две горелки подводят (резьба сорвана). Вечером на улице холодно, поддувает ветерок, но погода хорошая.
Встаём в 4 утра, завтракаем, заполняем термосы. Выходим в 6 утра. В 7 утра становится светло, мы начинаем лезть по провешенным перилам. Движемся двумя связками: я и Антон первые, Миша с Сергеем - вторая связка. Мне хорошо: я первый, почти не мёрзну, так как постоянно двигаюсь. Маршрут в отличном состоянии, весь сухой, только земля с травкой выше контрольного тура заледенела. Рюкзаки у всех довольно тяжёлые: все несут снегоступы (неизвестно, что ожидает наверху - на «крыше»), кошки; несём две лопаты, два зонда, у каждого литровый термос. Не доходя полки с контрольным туром, лезу левее выше (рельеф хорошо ведёт), далее всё равно выйдем на маршрут. Миша подходит, меняет записку, а я уже плюнул, думаю: не будем терять время. Спасибо ему за это!
После тура две верёвки по внутреннему углу, для меня всегда здесь несложно: много и зацепов, и распиреться хорошо можно. Пройдя крутой взлёт бастиона, выходим на полки, ведущие вправо.
Здесь встречаются свежие следы туров. Иду по пути, практически как летом. Дохожу до ключевого места: или как летом уйти в обход взлёта на гребне вправо, в мульду средней крутизны (но она сейчас сильно заснежена), или прямо в лоб по сухому, но более сложному скальному гребню. Решаю - по сухому. Довольно сложно, поэтому я оставляю рюкзак и налегке пролезаю эти участки. Сделав станцию и закрепив верёвку, спускаюсь обратно и забираю рюкзак. Конечно, на всё это уходит время, которого у нас уже не хватает. Я, приняв напарника, двигаюсь дальше, а ребята потихонечку жумарят по перилам. Все устали, темп движения медленный. Ещё одна простая верёвка по гребню - и вот она уже «крыша» рядом. Пока подходит Антон, на Мишином реакторе топлю снег, ведь в термосе уже почти пусто и у ребят тоже. А солнышко вот уже последнее, и говорит нам: «До свиданья!»
Становится чётко понятно, что по-светлому мы никак не придём. По рации слышны разговоры лыжников на Мусса-Ачитаре: после катания они возвращаются в гостиницу - счастливые! Обдумываю варианты, как быстрее уйти вниз на маршрут 1Б.
Справа много лавинных отрывов - это сильно настораживает. Хотя, конечно, зрительно направо смотрится просто и подниматься почти не надо. Но это путь по глубоким снегам, а внизу скальные сбросы. Миша вызывается пройти там первым, взяв на себя весь риск - а если он пройдёт, то и мы сможем. Но это совсем не обязательно, да и рисковать Мишей я совсем не хочу! Принимаю решение идти вверх, в сторону вершины, чуть правее. Там снега меньше, кое-где торчат скалы, камни. Наверху, в потемках, бегает тур, временами свистит- это у них сигнал опасности, боится нас! Проходим на снегоступах под скальный небольшой взлёт, далее нужно пройти без них. Уже стемнело, я переживаю: думаю, Серёга совсем устал, и сможет ли он идти нормально дальше? Собираемся все вместе. Я предлагаю, когда найдём подходящий снег, строить укрытие в снегу: с помощью палок, снегоступов и плёнки соорудить над снежной траншеей крышу и куковать до утра, периодически включая реактор, чтобы растянуть газ. Ребятам эта идея не нравится совсем, и они даже говорят, что ещё сильны и на многое способны (спуститься вниз). Говорю им: «Смотрите, вы устали, работаем очень внимательно, права на ошибку нет!» Продолжаем движение дальше. Я тоже устал: осторожничаю, иду медленно. Вперёд никого не хочу выпускать - боюсь не определят вовремя, если снежная обстановка станет совсем плохая. Тут сверху слышу чей-то кашель, удивляюсь: «как с верху, ребята-то все ниже меня?» А это, оказывается, тур кашляет - видно простудился, бедняга! А Домбай внизу продолжает праздновать Новый год, летят фейерверки - сверху хорошо видно. Погода отличная. Где-то вдалеке на востоке появилась красная луна, она низко и почти не освещает. Но фонари выручают. Камней становится больше, а я становлюсь спокойнее. Выхожу на восточный гребень, вершина близко. С северной стороны дует холодный ветер. Огибая скалы гребня с южной стороны, топчусь к цели. Вершинный взлёт! Снега намело ого! Сначала кулаками разбиваю ветровую корку, потом руками прорываю снег, и только потом можно наступить ногой. Перед гребнем дожидаюсь всех, зная, что наверху будет ветер и вымерзну; забираю железо. С предвершины гребень в отличном состоянии, снег почти не мешает. Ура! Вершина! Снимаем осеннюю записку Айдинова Умара. Время 21.40.
Мише говорю: «Ты ошибся на 20 минут: говорил, когда стемнело, что в 10 вечера будем на вершине!» Хорошо то, что сильно никто не мёрзнет, даже иногда тепло - это от движения. Я иду первым, Миша в конце снимает промежуточные точки, которые я периодически ставлю. Хоть и 1Б, но все устали, темно, ну и снег под ногами не улучшает трение. Ключевое место на этом пути - узкий скальный гребень, он сухой с южной стороны, где обычно ходим. Вот и древовидный кулуар, в котором снизу начинается маршрут 1Б с востока. Снега над кулуаром немного, видно лавина уходила, чуть виден заметённый снегом отрыв доски. Это радует! Вешаю петлю на большой камень. Миша уходит первым и далее следуют ребята. Я спускаюсь и продёргиваю верёвку. На гребне после кулуара попадаем в глубокий рыхлый снег, выручают снегоступы. С разделительного гребня между цирками спускаемся по старым лавинным отрывам. Идём без снегоступов - здесь жёстко и круто. Пройдя лавины уже в цирке, попадаем на глубокий рыхлый снег. Без снегоступов - не вариант. В 3.40 приходим к нашим палаткам. Никто не деморализован, не ноет! У ребят отменный аппетит - это и радует, и удивляет: значит силы ещё остались! Вся еда, которая хоть чуть имеет влажность, замёрзла: хлеб, хычины, икра, мандарины - в камень. Ложимся спать спокойно, теперь спешить некуда!
Проспали, наверное, до 11 дня. Неспешно собираемся и наслаждаемся оттаявшей на солнце едой и питьём. Солнышко, нет ветра, спешить никуда не надо - вот оно, счастье!
Потихонечку спустились в альплагерь Алибек
и на УАЗе приехали в Домбай, на чём наши приключения и закончились!
От всей души благодарю участников нашего восхождения за стойкость, осторожность и веру в гида! Участники: Егоркин Антон Геннадьевич, Коротаев Сергей Вячеславович, Семёнов Михаил Александрович.
А теперь я хочу сделать выводы, дабы другие, кто соберётся на этот маршрут зимой, не повторили наши ошибки. Я думаю надо выстроить такую тактику:
1 день. Подход из альплагеря Алибек в цирк под стену, установка лагеря.
2 день. Сегодня нужно провесить перила. Лучше всего до контрольного тура - это 3-4 верёвки. Две нижние можно совсем тонкие. Маршрут расположен так, что до тура проходит по теневой части в утреннее время, поэтому холодно. А после контрольного тура будет уже попадать восточное солнце и согревать. В этот же день неплохо вытоптать следы на снегоступах под спуск до кулуара, тогда можно не тащить снегоступы на гору.
3 день. Выйти рано, чтобы в 6 утра начать движение по перилам. В начале января в 7 утра уже светло.
И ещё. «Кот в мешке» - это крыша, насколько она будет не лавиноопасна? Так же часто опасен крутой подъём на разделительный гребень между цирками. Идти на подход минимум через 3 дня (а лучше больше) после снегопада, в зависимости от количества и состояния снега. Выбрать период с хорошей устойчивой погодой. Обладать знаниями по оценке лавинной опасности и соответствующим снаряжением (бипер, зонд, лопата).
Автор: Роман Губанов, аlplife.ru
5 |