13.11.2024 /
Лоик Мейяр перед стресс-тестом: в Леви запланировано возвращение в слалом
13.11.2024 /
Несмотря на сопротивление: FIS рассчитывает на проведение параллельных командных соревнований на чемпионате мира по горным лыжам 2025 года
13.11.2024 /
Валерия Меркурьева взяла серебро на Sagalassos SkyRace в Турции
13.11.2024 /
Егор Сорин: «Коростелев и Фалеева были фаворитами спринтерских забегов еще до старта. Они подтвердили статус»
SKIGU.RU:Гардениссима 2024. Самый длинный в мире гигант
SKIGU.RU:Видео с тренировок
SKIGU.RU:Хиршер
Техника и тактика работы спасателей с акьей на крутом рельефе
Автор: Сергей Веденин
В заключение серии статей о силах и нагрузках в страховочной цепи рассмотрим один из сценариев работы со спасательным грузом на сложном рельефе.
При спуске/подъеме пострадавшего с сопровождением по крутому склону можно выделить несколько этапов 1-2-3-4 (не все этапы обязательны).
- Начало спуска — спасатель и акья (носилки) с пострадавшим преодолевают перегиб, переходят с полки на крутой (крутизной 50-90 градусов) склон.
- Следующие 10 метров спуска после выхода на склон.
- Дальнейший спуск по крутому склону.
- Переход к спуску по склону крутизной менее 50 градусов.
Для каждого этапа работ выработаны рекомендованные методы организации спусковой и страховочной систем. Но наибольшую сложность, как правило, представляют переходы между этапами и принятие решения об окончании одного этапа и переход к другому.
Важно! На этапах 1-2-3 обязательно использование второй, страховочной веревки!
Этап 1. Начало спуска — спасатель и акья (носилки) с пострадавшим преодолевают перегиб, переходят с полки на склон.
Опасности первого этапа спуска
На данном этапе наибольшую опасность представляет падение спасателя и пострадавшего в момент перехода через перегиб - край полки.
Причинами этого падения могут быть множество факторов: отказ страховочной станции, отказ/перебитие грузовой веревки, ошибка спасателя при работе со спусковым устройством, разрушение края полки, потеря спасателем равновесия.
В этой ситуации сила рывка может превысить 12 кН.
Веревка, натянутая с таким усилием, легко повреждается или рвется при контакте со скальным рельефом, особенно если он расчленен и имеет острые края. Особенно опасно падение с «маятником».
Методы управления рисками на первом этапе
Основным методом снижения рисков на первом этапе спуска является организация надежной компетентной страховки на отдельной ненагруженной веревке.
Ненагруженная веревка имеет меньше шансов на разрушение, особенно при спуске по сложному рельефу с возможным маятником. При падении с маятником рвется основная веревка, а страховочная нагружается уже по линии падения воды.
Страховочная веревка крепится к станции с помощью системы тандем прусик и выдается с минимальным провисом. Спасатель контролирует страховочную веревку руками.
Грузовая веревка выдается через тормозное устройство, рассчитанное на спуск страховочного груза (узел двойной UIAA), которое подстраховывается с помощью схватывающего узла. Схватывающий узел крепится к станции с помощью «плавающей точки».
Этап 2. Следующие 10 метров спуска после выхода на вертикаль.
Опасности второго этапа спуска
Основной опасностью на этом этапе является потеря спасателем, сопровождающим акью с пострадавшим, контроля за направлением спуска и снижение его возможности оценить опасности. Спасатель занят работой с акьей, контролем состояния пострадавшего и не способен выбрать оптимальное направление спуска и оценить объективные опасности рельефа (острые края скал, «живые» камни и т. д.)
Поэтому на этом этапе вполне вероятны отклонения от вертикальной линии спуска. Такие отклонения могут привести к маятнику. В случае падения с маятником существует опасность повреждения сильно натянутой грузовой веревки о скалу.
Методы управления рисками на втором этапе
Система спуска и страховки на этом этапе не меняется.
Также, как и на всех остальных этапах работ, очень важна коммуникация. Спасатель, работающий на краю полки (контроллер), который видит сопровождающего и акью должен постоянно коммуницировать с сопровождающим и с руководителем работ.
Контроллер задает сопровождающему вопросы: скорость спуска? острые края скал? живые камни? и т. д. Эти вопросы позволяют сопровождающему увидеть общую картину, оценить опасности и выбрать правильное направление спуска.
Руководитель работ задает контроллеру следующие вопросы: вышел ли сопровождающий с акьей на правильную линию спуска? (обычно это линия падения воды); надежно ли сопровождающий контролирует груз?
Если спасатель с акьей надежно контролирует груз и уже находится на правильном и безопасном маршруте, спасатели, по команде руководителя работ переходят к зеркальной системе и третьему этапу спуска. Нагрузка от груза распределяется на обе веревки примерно поровну. Каждая веревка осуществляет функции грузовой и страховочной.
Зеркальная система обладает следующими преимуществами: уменьшается раскачивание груза, снижается вероятность сброса камней свободновисящей страховочной веревкой, уменьшается просадка груза в случае отказа одной из веревок, снижается нагрузка на спасателей, которые контролируют спуск, т.к. на каждую веревки приходится всего половина нагрузки.
Этап 3. Дальнейший спуск по крутому (крутизной 50-90 градусов) склону.
Опасности третьего этапа спуска
Основными опасностями на этом этапе спуска являются отказы одной из веревок. Чаще всего отказы происходят из-за ошибок спасателей или камнепадов.
Методы управления рисками на третьем этапе
Основным методом страховки на этом этапе является использование зеркальной системы.
Важно быть уверенным, что каждая веревка способна выполнить функцию как грузовой, так и страховочной. Не обязательно, чтобы системы были полностью одинаковы, важно, чтобы они одинаково исполняли свои функции.
Этап 4. Переход к спуску по склону крутизной менее 50 градусов.
Опасности четвертого этапа спуска
При спуске по относительно пологому склону (менее 50 градусов) снижается нагрузка на веревки и соответственно снижаются и риски их отказа, но появляются другие риски.
Наибольшую опасность представляет воздействие сильного ветра на веревки.
- Сильный ветер, воздействуя на веревки, может приподнять или передвинуть груз.
- Порыв ветра может сымитировать нагрузку на веревки, как от груза. Спасатели, контролирующие спуск, выдают веревки и после окончания порыва ветра груз может просесть.
- Слабо натянутые веревки могут быть заброшены ветром на скальные выступы и застрять.
- Слабо натянутые веревки могут сбрасывать живые камни с рельефа.
Методы управления рисками на четвертом этапе
Во-первых, следует задуматься — необходима ли на этом склоне вторая веревка? Если отсутствует опасность камнепадов и риск падения по склону, то возможно перейти к страховке одной веревкой, что в два раза снизит воздействие ветра.
Во-вторых, особенно если рельеф сложный или есть риск камнепадов, можно добавить второго или второго и третьего сопровождающего и продолжить работу с двумя веревками.
Таким образом мы рассмотрели несколько этапов спуска на каждом из которых спасатели применяют те или иные технические и организационные меры для управления рисками, которые наиболее опасны в данный момент.
Заключение
Рекомендации и техники - это не аксиома, рекомендованные технические приемы и тактика постоянно обсуждаются, тестируются и, если тесты показали рост безопасности и эффективности, приемы начинают применяться.
Например сейчас активно обсуждается идея о том, что на первом этапе спуска при переходе через острый край полки более безопасной техникой будет использование зеркальной системы.
Тесты на видео выполнены одним из самых авторитетных специалистов по спасательным работам в горах, но подождем консенсуса сообщества.
Важно! При принятии решения, определяющим должен быть учет факторов риска, а не факторы удобства и простоты.
Важно! Это не исчерпывающая информация. Тема гораздо сложнее и обширнее и требует серьезного обучения под руководством опытного инструктора.
6 |