10.04.2013
В Варсе (Франция) завершился традиционный международный турнир по спидскиингу – Speed Master. 16 мужчин и четыре женщины, сильнейшие в мировых рейтингах в классах S1 (Speed One) и SDH (Speed Downhill), пытались побить абсолютные рекорды по скорости передвижения на горных лыжах – 251,4 км/ч среди мужчин и 242,6 км/ч среди женщин. Сделать этого никому не удалось, а вот рекорд России обновился – 49-летний Николай Пимкин разогнался до 234,723 км/ч! Эмоциями от прошедшего старта Николай Пимкин поделился со специальным корреспондентом Агентства спортивной информации «Весь спорт» Владимиром Ивановым.
- Если честно, перед стартом я планировал перейти рубеж в 230 км/ч и потихоньку сворачивать свою карьеру, - сказал Николай Пимкин. – Всё-таки, у меня уже достаточно приличный возраст. Но в Варсе была настолько хорошо подготовлена трасса, что я решил замахнуться и на 240 км/ч. Очень обидно, что в последний день соревнований, когда условия были наиболее благоприятными, гонку решили не проводить. Думаю, если бы в тот день соревнования состоялись – мировой рекорд пал бы, а все остальные улучшили свои показатели на 5 км/ч. Но из-за плохого прогноза погоды нам, к сожалению, немного обрезали крылья в полёте. Зато осталось желание продолжать и выходить на новые рубежи (улыбается)!
- А что там были за условия?
- Такие бывают крайне редко. Мировой рекорд был установлен ещё в 2006 году, но побить его сейчас вполне реально. В Варсе замечательный курорт, который, к тому же, функционирует круглый год. Уверен, теперь каждый год в удобное для всех время организаторы будут собирать лучших спортсменов – и ждать нового мирового рекорда. Вот в последний день соревнований, когда все спортсмены были вынуждены уехать на этап Кубка мира в Андорру, условия были просто шикарные: солнце, полное отсутствие ветра и жесткое леденистое полотно трассы. Три дня до начала соревнований шли снегопады, после которых требуется несколько дней, чтобы снег уплотнился (слежался).
- Какую скорость можно развить в идеальных условиях?
- Итальянец Симоне Оригоне проехал в Варсе 248 км/ч. До своего же мирового рекорда ему не хватило 3,5 км/ч. Думаю, если бы в последний день соревнования состоялись, все бы проехали примерно на 5 км/ч быстрее. То есть, Оригоне способен где-то на 255 км/ч, а я, думаю, проехал бы за 240 км/ч.
- Ни в одном зимнем виде спорта ведь нет таких скоростей? Да и в летних, кроме гонок, конкурентов у вас нет.
- Без помощи мотора нас никто не догонит (улыбается)! Большую скорость набирают только парашютисты в свободном падении в положении стоя или, как это ещё называют, «солдатиком».
- Вы говорили, что в силу возраста у вас закрадывались сомнения о продолжении карьеры. Возраст имеет большое значение в вашем виде спорта?
- Я бывший горнолыжник, который после завершения карьеры ушёл в альпинизм, а затем вернулся в скоростные лыжи. Как в альпинизме, в скоростных лыжах оптимальный возраст – от 30 до 40 лет. В этом возрасте психика становится очень устойчивой и с головой всё в порядке (улыбается). Мне же сейчас тяжеловато не в силу физиологических проблем, а потому что непросто ездить одному. В команде, с тренером – это совсем другое дело. Ну, а таскать на себе по 50 кг по всей Европе, самому каждый день ходить на собрания и готовить себе лыжи – очень энергозатратно. При подготовке к важнейшим стартам свежесть является важнейшим элементом.
- А как вы вообще попали в этот не самый популярный, но очень захватывающий вид спорта?
- У меня есть друг – Паша Нуянзин. 10 лет назад у нас был параллельный бизнес: у меня был достаточно хорошо известный в Питере спортивный магазин «Топ-спорт», а Паша работал финансовым директором в дружественном магазине «Диана». У нас были финские партнёры, которые постоянно приглашали к себе. Мы неплохо владели горными лыжами, катались в своё удовольствие, пока один скромный финский парень невзначай не упомянул, что разгонялся до 229 км/ч. Разумеется, поверить в это было очень непросто, но вскоре мы убедились в правдивости его слов. Тогда мысль о подобных скоростях запала в наших головах. Ну, а однажды звёзды на небе встали так, что мы с Пашей очутились на выставке в Мюнхене (Германия). Паша на тот момент уже работал в Москве, я в Питере, и как это бывает – два старых друга пошли в бар. После определённого количества выпитого на нас снизошло желание попробовать себя в скоростном спуске. Я в тот момент особого значения словам Паши о соревнованиях не придал – часто ведь бывает, что подобные вечерние планы на утро принимаются с сомнением. Хотя позже мы закрепили идею интересным договором, причём при свидетелях. Договор был не самым приличным, но мы ударили по рукам (смеётся). После этого ничего не оставалось, как связаться с производителями специального снаряжения.
- Помните, какую скорость развили на своём первом старте?
- На своём дебютном этапе Кубка мира я развил скорость около 160 км/ч. Но знаете, что интересно? Чем ниже средние скорости, тем меньше организаторы уделяют внимание подготовке трасс и, соответственно, травмоопасность на них повышается. Это кажется парадоксальным, но на относительно невысоких скоростях в Швеции и Финляндии падения случаются чаще всего. Зато вот на скоростях за 220-230 км/ч, как правило, бывает в среднем одно падение за соревнование.
- После падений на таких скоростях люди возвращаются на лыжи?
- Без всяких проблем. Вот на прошедшем старте лидер французской команды, экс-рекордсменка мира, к сожалению, упала в финале, причём на том самом месте, где набирается максимальная скорость, но уже вечером она пришла на собрание капитанов, и требовала продолжения банкета (смеётся). Отделалась всего лишь синяком на попе. У нас ведь нет никаких деревьев и бугров, и если человек падает – от него сразу отлетают лыжи и за счёт скользкого комбинезона он просто катится вниз. Наши стандартные травмы – это синяки и ожоги. Что-то серьёзное случается крайне редко.
- Вы тоже пережили падения на скорости за 200 км/ч?
- Я упал один раз – в прошлом сезоне. В Швеции было очень тепло, снег таял на глазах, и из-за этого организаторы в два раза сократили зону финиша, так как посередине образовалась большая лужа. Я принял настолько низкую стойку, что прозевал красную полосочку, которая сигнализирует спортсмену о необходимости срочно тормозить. В итоге, с опущенной головой проехал ещё метров 30, а когда поднял её – увидел в непосредственной близости перед собой заградительные сетки. Скорость была около 150 км/ч. Отделался множеством синяков на теле. Ну, и шлем пришлось подремонтировать. В общем, ничего страшного.
- Обычным людям можно сравнить с чем-то ощущения езды на скорости свыше 220 км/ч? Может, с прыжком с парашютом или быстрой ездой на мотоцикле?
- У нас есть молодой товарищ – Миша Шумилин. Выступает с этого сезона. Так вот, он профессиональный мотоциклист, участвует в кольцевых гонках, где скорость под 300 км/ч. Я спрашивал у него об ощущениях от езды на мотоцикле, и на эмоциональном уровне почувствовал что-то очень близкое с лыжами. Точнее объяснить сложно. При высокой скорости на лыжах ты можешь ориентироваться в пространстве только за счет бокового зрения. Смотреть вперед бесполезно – все мгновенно сливается. И, тем не менее, знаете, пространство после 220 км/ч будто выгибается. Описать ощущения конкретнее очень сложно. Нужно самому это почувствовать.
- Адреналин ощущается при каждом выходе на старт?
- На соревнованиях задача ведь не просто проехать быстро – нужно выиграть у сильнейших соперников. Периодически такое случается. В Швеции, например, я проиграл третьему месту 0,05 км/ч. Если перевести на человеческий язык – это примерно 20 м/ч. Представляете?! Скорость улитки (улыбается). В прошлом сезоне я занял второе место в полуфинале на этапе Кубка мира, но допустил мизерную ошибку в финале – и оказался на пятом месте. На прошедшем старте я стал 10-м, но считаю это успехом, так как 16 стартовавших – это действительно сильнейшие гонщики в мире.