05.09.2020
Зигфрида Мазе ждет пятый сезон в качестве тренера мужской команды Норвегии по стрельбе. Цель его подопечных — превосходство: быть эффективнее, закрыть еще одну мишень; подиум или победа всегда возможны. Официальный сайт IBU подготовил материал со знаменитым тренером Мартена Фуркада и французской команды, а теперь наставником у норвежцев и лидера КМ Йоханнеса Бё. Ниже представлены цитаты Зигфрида Мазе.
«Самым сложным для меня как для французского тренера, работающего в Норвегии, была первая поездка в Норвегию в июне. Франция тогда была “красной” зоной, и мне пришлось побыть на карантине, прежде чем приступить к работе. Наш доктор определил, что я могу делать после, и через несколько дней я начал работать на расстоянии 4-10 метров, соблюдая социальную дистанцию, но так я хотя бы мог работать. Сбор в тот месяц прошел, как обычно, если не считать правил социального дистанцирования, которые мы получили от доктора — например, есть за отдельными столами. Работать с командой было непросто. Иногда нужно подойти очень близко, чтобы увидеть, что происходит, особенно мне с винтовкой: посмотреть, как спортсмен нажимает на курок и целится. Было трудно отказаться от привычного способа работы. Но, когда мы приспособились, все пошло нормально».
«Приехав в Норвегию, я посмотрел на показатели, и у большей части команды точность стрельбы была около 84%; у Мартена было 88%. Поэтому нам нужно было прогрессировать, чтобы каждую неделю претендовать на подиум. Каждый знал, что ему нужно делать. За последние 4 года у нас все было вполне неплохо. У Йоханнеса было 89% в прошлом году. Но мы не можем на этом останавливаться; когда добираешься до вершины, сильнее рискуешь упасть».
«Мы стараемся быть немного эффективнее. Моей целью было быстрее стрелять на “лежке”, но сейчас я делаю шаг назад к более привычному способу, потому что недоволен нашей статистикой попаданий на Blink. Разогнавшись на трассе, спортсмены приходили на огневой рубеж на слишком большой скорости и промахивались первыми выстрелами. Там мы немного оплошали. Поэтому мы сделали шаг назад… Я спрятал часы в карман, и теперь мы сосредоточились на числе попаданий».
«Я хочу, чтобы они умели разные вещи (в стрельбе); иногда стрелять быстрее, иногда медленнее. Как и в масс-старте, все дело в стратегии. На стрельбе лежа нельзя выиграть гонку, но там ее можно проиграть. Как я говорю им, нужно добраться до четвертьфинала, полуфинала и финала (последней стрельбы). В финале нужно быть стабильным; стрелять быстро, если нужно догнать соперника, а если ты впереди, то не торопиться. Я хочу, чтобы они принимали решения, как в покере; ты доходишь до последнего розыгрыша и должен принять решение. Здесь то же самое!».
«Я ставил перед Йоханнесом такую цель. Наблюдая за ним, я знал, что иногда он “выключается”, стреляет быстро и упускает хорошую возможность (победить). Я помню, как в 2018-м в спринте в Контиолахти Мартен заболел, и Йоханнес вполне мог выиграть желтую майку. На “стойке” он стрелял как маньяк, допустил два промаха, а с одним майка досталась бы ему. Это могло бы изменить историю (того сезона). В тот день мы долго разговаривали, и я сказал, что он должен быть стабильнее. Если ты хочешь быть лучшим во всем мире, нельзя допускать таких вещей. Я сказал: “Ты говорил, что хочешь быть одним из лучших в мире, так веди себя как лучший”. После этого он изменил свой образ мыслей. Я думаю, с того дня у него была цель, и он знал, чего от него ждут».
«Мы работаем над тем, чтобы стать немного эффективнее и быстрее на стрельбе лежа. Он был довольно неуверен перед первым выстрелом; ему понадобилось много времени, чтобы занять позицию, прийти в себя и сделать хороший первый выстрел. Многое зависит от условий, но цель — быть на один выстрел лучше остальных».
«Я многому научился. Я бы не был таким тренером, если бы не все спортсмены, с которыми я работал многие годы. Именно отношения со спортсменами формируют тебя как тренера. Они учатся у тебя, а ты — у них; вы идете вместе. Я не такой тренер, каким был во Франции, потому что в Норвегии другая культура. Поэтому мой французский опыт еще более ценен. Я очень много общался и размышлял с другими членами команды, с такими тренерами, как Эгиль (Кристиансен), а до него — со Стефаном Бутьо, Жан-Полем Гьячино. Обмен опытом очень многое дает».
«Это как университетское образование, которое всё продолжается и продолжается. У него нет конца… Для меня одна из самых важных вещей — это отношения между тренерами и спортсменами», — цитирует Мазе biathlonworld.com.