02.10.2018
Главный тренер сборной России по биатлону рассказал о методике работы с командой.
«Многие годы, еще с советских времен, планирование тренировок шло в километрах. А весь мир уже давно работает во временных промежутках. В этом случае весь процесс идет гораздо точнее в определении нагрузок, которые надо давать спортсмену выполнить. Если дать километры, то адекватность нагрузки будет совершенно разной для двух спортсменов.
Например, один спортсмен выполняет бег с имитацией за час сорок и пробегает 21 километр, другой за час сорок – 18 километров. Если второму дать пробежать 21 километр, то нагрузка для него будет совершенно другая, чем для того, который более «беговой».
– То есть, краеугольный камень системы – строго индивидуальный подход?
– Есть общее методическое направление. А индивидуализация зависит от того контингента, с которым работаешь. У нас сейчас две команды вместе работают. Есть спортсмены давно состоявшиеся, как тот же Леша Волков, Дима Малышко. Или взять молодых Игоря Малиновского и Василия Томшина, которые впервые на сборе в основной команде. Евгений Идинов второй год всего во взрослой сборной. Корректируем нагрузку, даем им больше времени на восстановление. Это и есть индивидуальный подход. Нельзя спортсмена нагружать постоянно. Ему надо давать отдыхать вовремя.
Когда я начал работать со всеми группами, очень сложно было заставить ребят тренироваться в «первой зоне», то есть на низких пульсовых режимах.
У нас считается, что работа в «первой зоне» ничего не дает. У нас привыкли тренироваться во «второй зоне», на более высоком пульсе. Когда мы с Дмитрием Малышко в прошлом году стали работать, он тоже не понимал. Начали в июне, прошел месяц, у нас скоростной работы нет. Он спрашивает: «Анатолий Николаевич, а мы после этого побежим?».
Они привыкли тренироваться очень быстро, много работать на высокой интенсивности. А за счет этого происходило выхолащивание, они не могли держать высокую скорость долгое время. И главное «зависание» происходило на финишном круге, когда шел очень большой проигрыш. Так было и в позапрошлом сезоне, и особенно в прошлом.
Скажем, в позапрошлом сезоне мужская команда первые три этапа показывала достаточно хорошие результаты, и скорость была хорошая. Но в паузе после первых трех этапов Кубка мира, вместо того, чтобы дать спортсменам «откататься», восстановить свои анаэробные возможности, тренеры начали проводить скоростную работу. Результаты поехали вниз, и чемпионат мира закончился практически ничем.
Я был уверен, что сдвиг будет. Первые тесты были не очень, а последний тест в Сочи показал именно то, что нужно в идеале. Начало с высокой скоростью, поддержание высокой скорости и увеличение скорости на финишном отрезке. Самые быстрые биатлонисты в мире бегут именно так. Они могут немного проигрывать на стартовых отрезках, даже делают это сознательно для комфортной стрельбы. И остаются силы увеличить скорость на финишном отрезке. Этот год втягивающий, наши ребята будут адаптироваться к этой методике. Дальше будет легче, они будут свободнее», – рассказал Хованцев.