08.11.2024 /
Горнолыжные курорты в Челябинской области запустили системы оснежения
08.11.2024 /
Когда откроются горнолыжные курорты Башкирии
08.11.2024 /
Петтер Нортуг и Йоханнес Клэбо тренируются в Ливиньо
07.11.2024 /
Вирер, Виттоцци, Хофер и Джакомель вошли в состав сборной Италии на первый этап Кубка мира в Контиолахти
SKIGU.RU:Видео с тренировок
SKIGU.RU:Хиршер
SKIGU.RU:Набор в школу инструкторов в Архызе
SKIGU.RU:Про Кубок Мира
SKIGU.RU:Интервью с Pepper customs
Тур дез Альп
Теги: Альпы | Франция | Три долины | Мерибель | Ле Менуир
20.09.2012
Четыре года назад, собрав компанию из десяти человек (родители с детьми) решили за четыре года в новогодние каникулы объездить четыре альпийские страны (эдакий «Тур дез Альп»). Последовательно были освоены Австрия, Италия и Швейцария. И вот настал черед Франции.
Как мне кажется, в этот раз организация поездки была практически идеальной, и тем обиднее был серьезный облом с катанием, который нас подстерегал в этом году. Но обо всем по порядку.
Билеты
В очередной раз подтвердилась динамика цен на новогодние билеты: они о временем не дешевеют. В этом году демпинговали Брюссельские авиалинии, и многие горнолыжники еще в феврале прошлого года затарились билетами на новогодние каникулы по цене около 10 тыс. руб. за билет. Мы в том числе – купили билеты до Женевы (с пересадкой, естественно, в Брюсселе). Все в итоге прошло штатно, по расписанию, ни один багаж не задержался. Питание, правда, только холодное, зато поят (включая алкоголь) 2-3 раза за полет (на московском сегменте). На женевском сегменте все питание и напитки для самого экономкласса – за доп. плату.
Промежуточные ночевки
Апартаменты (о них чуть ниже) у нас были забронированы с 2 по 9 января. Билеты были куплены на 1-е (вечер) туда и 10-е (утро) обратно. Соответственно, необходимо было переночевать где-то 2 ночи.
Поскольку 2-го никаких культурных мероприятий не планировалось, имело смысл с 1 на 2 января переночевать где-то недалеко от аэропорта (с целью минимизации переездов и цены проживания – в самой Женеве она существенно выше). Забронировали отель серии «Premiere Classe” в местечке Previssin, в 6 км от аэропорта. http://www.premiere-classe-geneve-prevessin.fr/en/index.aspx. Цена - 40 евро за номер (любой, 2-х или 3-х местный). Плюс 5 евро с человека завтрак (по желанию). В радиусе несколько сот метров от него расположены еще несколько отелей – от еще более экономичного серии Formula1 (туалет на этаже), до солидного Новотеля.
Очень хороший вариант для кратковременной остановки без претензий. Было лишь две проблемы. Первая – ресепшн работает до 21 часа, потом – электронный ресепшн, то есть тач-скрин монитор, на котором вводишь свои данные, и если все успешно, то оплачиваешь банковской картой, после чего в ящичек вываливается ключ от номера. Мы приехали около 22 часов, и оказались перед этим самым экраном. С одной комнатой все прошло на ура, а вот с остальными – никак. Там же на мониторе висел номер телефона, по которому мы позвонили, и минут через 10 примчался служитель. У него тоже ничего не получилось с электроникой, после чего прошли на ресепшн, и вскоре нас поселили.
Вторая проблема – вечером совершенно негде поесть. По-хорошему, наверное, надо было или поесть в аэропорту, или хотя бы закупиться там продуктами. Нам был обещан Макдоналдс рядом с отелем, но во-первых, это около километра пешком, а во-вторых он, как оказалось, в полдвенадцатого вечера уже глухо закрыт. В итоге нас накормили бутербродами с чаем в Новотеле, за 100 евро на десятерых, за что им большое человеческое спасибо.
Ночевать же с 9 на 10 января хотелось, напротив, в самой Женеве, чтобы 9-го, выселившись утром из апартов и доехав до Женевы, погулять по городу и его окрестностям, а на следующее утро доехать до аэропорта.
В результате нами был выбран Хостел в Женеве http://www.cityhostel.ch/english/
При 3-х или 4-х местном местном размещении цена 32 франка с человека, при 2-х местном – чуть дороже. Туалет на этаже, есть кухня с посудой и плитой. Ресепшн работает до полуночи, так что тут никаких проблем не возникло. В общем, интересный вариант для непритязательных путешественников, всего 5-7 минут пешком от вокзала.
При поселении дают бесплатно транспортную карту, дающую право перемещаться по городу. По ней мы наутро доехали до аэропорта. (Кстати, по прилету в Женеву в автомате в зале выдачи багажа можно получить аналогичную.)
В общем, рекомендую оба места непритязательным путешественникам для кратковременных ночевок. А в Хостеле – так вполне и пожить можно несколько дней.
Кстати, когда мы туда пришли заселяться, свободных мест не было. Так что бронировать нужно заранее, место демократичное и популярное.
Трансферы
Тоже все прошло очень удачно. У нас было три трансфера: местный (6 км из аэропорта в отель под Женевой), на курорт и с курорта.
Варианты с арендой авто не рассматривались, так как на 10 человек они сложны, да и больших любителей зимней езды среди нас нет. Существует много компаний, организующих трансферы из аэропорта Женевы на курорты и обратно, есть даже сайт http://www.ski-transfers.com, на котором можно ввести нужные данные и получить предложения. Я же просто отписал в десяток компаний – ответили, что характерно, все! Потом сопоставив цены и отзывы на форумах, выбрал две: «туда» заказал у http://www.sky2ski.com, обратно – у http://www.alps2alps.com. Первая оказалась английской конторой, вторая – латвийской. Цена туда на 10 чел была 540 евро, обратно – 440 евро. Оба трансфера совершались на двух минивэнах (10 человек, да еще и с багажом в один никак не влезают). А вот 7, а может и 8 - влезут – тогда в пересчете на человека сумма трансфера будет минимальна.
По поводу оплаты сговорились на оплату на месте наличными шоферу, что и нас, и их более чем устраивало. В общем, впечатления от обеих контор самые положительные, быстро и вменяемо отвечают по почте, приезжают вовремя, все четко и корректно. На обратном пути латвийский водитель провез нас экскурсией с заездом в красивые места по дороге, с остановками и фотографированием, за что не жаль было отдать лишние 30 евр.
Местный трансфер (6 км аэропорт-отель) готовы были организовать за разумную цену немногие, но я нашел на форуме координаты женевского таксиста по имени Ален (впоследствии оказавшегося армянином), который на своем минивэне перевез нас в 2 приема за 80 евро, да к тому же оказал помощь при заселении в отель. Если кому интересно – могу скинуть в личку координаты, он и трансферы на курорты тоже делает.
В общем, с логистической точки зрения поездка была организована, я считаю, идеально.
Апартаменты
Для первого визита во французские Альпы выбрали самую большую (и пожалуй, самую известную) зону катания – «3 долины» (коротко 3Д). В ней для проживания выбрали центральный (и самый большой) курорт в центральной долине – Мерибель, надеясь совместить желание части нашей разношерстной компании преимущественно кататься, а части – иметь вечером культурный досуг.
При поиске апартаментов оказалось, что прямой контакт с хозяевами апартов во Франции крайне затруднителен, бронирование производится, как правило, через агентства.
Еще весной разослал свои запросы в полсотни разных агентств и адресов, но ничего идеального (хотелось отдельное шале на 10 человек, в центральной части, недалеко от подъемника) не было. Отчасти проблема была из-за того, что часть апартов сдавалась в это время с 31 декабря по 7 января (как обычно – с субботы по субботу), что нас не устраивало, а часть – как раз на нужные нам даты с 2 по 9 января. В итоге самый большой выбор апартов на наши даты был, во-первых, на сайте курорта http://www.meribel-reservation.net/fr/index.htm#top, во вторых – в агентстве http://www.ski-france.com, и в третьих – в агентстве “Agence des Neiges” http://www.meribel-neiges.com. Часто эти предложения пересекались, периодически какие-то предложения исчезали, какие-то появлялись, но принципиально где-то с июня до сентября выбор был практически одинаков. В общем, в итоге взяли у “Agence des Neiges” три апартамента в резиденции Petaru, в центре Мерибеля (на традиционной карте курорта - дом №40). До трасс – метров 100 вниз по улице до туристического офиса (после снегопада можно доехать на лыжах), потом десяток ступенек по лестнице – и на эскалатор, с него – на трассу, спускающуюся к центральному пятачку «Шодан». В общем, ненапряжно, хотя и не совсем ски-ин ски-аут. Напротив резиденции – небольшой магазин SPAR, в котором мы закупались продуктами. Несколько раз ужинали в ресторанах – нельзя сказать, что дешево, но в целом неплохо. В общем, бытовая составляющая отдыха тоже оказалась достойной.
Апартаменты оплатили заранее, банковской картой. Немного удивило, что любая мелочь в апартаментах, даже постельное белье, было за отдельную плату. Вообще об отдыхе в Мерибеле написано очень много, поэтому повторяться не буду. Если кому интересно что-то конкретно – спрашивайте, отвечу с удовольствием.
Катание
Вот о чем не могу сказать «с удовольствием» - это о нашем катании. То ли мы были избалованы погодой в предыдущие годы, то ли «3Д» - действительно «метеоопасное» место. Во многих отзывах встречал страшилки про погоду, но как-то надеялся, что пронесет. Не пронесло.
Начиналось все хорошо – 2-го января за два с небольшим часа доехали из Женевы до Мерибеля, оставили вещи в агентстве (апарты были еще не готовы), переоделись и около полудня пошли на гору, купили ски-пассы «3 долины» на 7 дней. И тут небо заволокло тучами, и начался сильный дождь, переходящий в мокрый снег. Покатавшись 2-3 часа, решили, что для первого раза хватит, и в надежде на лучшее будущее спустились вниз.
Дальнейшие 6 дней описывать большого смысла нет. Только один раз удалось вырваться в другую долину – в единстенный солнечный день поехали в Менуир (точнее, в Менуиры, или Менюиры – мне кажется, так точнее переводить Les Menuires). В остальные дни вспоминался «День сурка». Каждый день просыпаешься – за окном снег, метель и туман. А если солнце – то к моменту выхода на гору оно исчезает. Половина подъемников закрыта. В один день вообще до 12 часов все подъемники были закрыты, потом в течение часа несколько запустили, образовались часовые очереди. Переходы в другие долины почти все время закрыты.
Розовую мечту нашего подрастающего поколения – взглянуть хоть глазком на "знаменитый" Куршевель – осуществить не удалось. То есть теоретически в какие-то дни можно было прорваться, но был риск, что закроют переходы обратно, и мы не рисковали. Слышали несколько историй, как люди прорвались в Валь-Торанс, а там сошла лавина, и закрыли не только подъемники обратно, но и все автомобильные подъезды. В результате людям пришлось снимать там отель на ночь.
В общем, 3 долины превратились в пол-долины. И это самое большое разочарование.
При этом по километражу, по общей физической работе мы, пожалуй, свою норму выполнили. Но удовольствия – никакого. Мы не любители фрирайда, любим кататься по подготовленным красным трассам, любуясь окружающими красотами. Такого катания за эти дни набралось максимум на полдня. Остальное – борьба со снегом и туманом.
Мoнтре и Женева
В день нашего отъезда с курорта небо, естественно, расчистилось, и установилась прекрасная погода (и говорят, стоит уже 2 недели). Скрепя зубами, погрузились в минивэны и поехали в аэропорт Женевы. Рейс у нас был на следующее утро, и в этот день мы планировали поехать в Монтре – в полном соответствии с нашей традицией: по крайней мере один день посвящать осмотру европейских городов.
Понятно, что хотелось это делать без багажа, и было два варианта – сразу зарегистрироваться на рейс и сдать багаж, либо сдать его в камеру хранения. На наше счастье, нам разрешили реализовать первый вариант (почти за сутки до вылета!). Надо сказать, что такой трюк у нас проходит уже второй раз – год назад Люфтганза в Цюрихе тоже разрешила зарегистрироваться накануне. Так что, видимо, такая практика довольно распространена.
В общем, наслаждаясь долгожданным солнцем, налегке отправились на поезде в Монтре (билет туда-обратно около 55 франков). Через час были там. Еще час неспешной прогулки по берегу Женевского озера – и мы в Шильонском замке. Часок погуляли внутри – довольно занятно, особенно без толпы: наша группа составляла половину посетителей замка в это время. Обратно хотели доехать на электричке, но следующего поезда надо было ждать почти час – пошли пешком. Пообедали (а заодно и поужинали) в ливанской закусочной недалеко от вокзала Монтре – и обратно в Женеву.
Заселившись в Хостел, еще пару часов погуляли по вечерней Женеве – очень симпатично. В будущий приезд этому городу можно посвятить и целый день.
Наутро вышли из Хостела за полтора часа до рейса (зная расписание электричек), доехали за 7 минут до аэропорта, взяли на стойке офиса посадочные талоны – и в самолет.
Бюджет
Планируя все четыре поездки, мы всегда исходили из бюджета порядка 800 евр на человека, включая перелет, проживание, трансферы и дополнительные ночевки. Виза сюда не входит (кому-то она не нужна), так же как расходы на питание (вещь довольно индивидуальная). Вот и в этот раз уложились в эту цифру – перелет 270 евр, апарты – 350, трансферы – 100, доп.ночевки – 50. Если говорить о питании во Франции – оно в целом недешевое, цены на продукты в нашем СПАРе, как показалось, не уступали швейцарским. Есть, правда, одна примочка: во многих заведениях (внизу и на горе) есть так называемое “Plat du jour” – «Блюдо дня». Это может быть что угодно (мясо, рыба, лазанья и т.п.), но по цене от 10 до 15 евр. При цене обычного горячего 20 – 25 евро. И если вы не хотите в этот момент именно стейк или антрекот, то можно неплохо сэкономить. В целом на обед на горе у нас уходило в среднем на человека 15-20 евро, ужин в ресторане – ближе к 25. Часто ужинали дома – существенно дешевле, конечно. Один раз взяли в СПАРе напрокат 2 раклетницы и порезанные сыр и мясо для раклета – все удовольствие 9 евро с человека.
В общем, резюмируя нашу поездку, скажу, что горечь от недокатанности осталась. С другой стороны – есть непреодолимое желание вернуться в 3Д еще раз, тем более алгоритм организации поездки известен и практически отточен. Единственно – для проживания в следующий раз я бы выбрал Моттаре – спутник Мерибеля, находящийся на 400 м выше на горе. Там меньше кафешек и магазинов, но зато лучше доступ ко всем трем долинам. А я еще не потерял надежды доехать до Куршевеля и Валь-Торанса.
Резюме
После поездки в четыре альпийские страны логично возникает вопрос: где лучше? Так же очевидно, что однозначного ответа на этот вопрос нет и быть не может.
Попробую изложить свои субъективные соображения. Прежде всего, мы посетили только по одному курорту в одном регионе в каждой из стран: Майрхоффен (Циллерталь, Австрия), Канацеи (Валь-ди-Фасса, Италия), Гриндельвальд (Юнгфрау, Швейцария), Мерибель (3 Долины, Франция). Безусловно, разные регионы (и курорты) одной страны отличаются друг от друга. Но все-таки попробую что-то обобщить (еще раз повторю: на мой субъективный взгляд).
Несколько особняком стоит Швейцария. В первую очередь, из-за своих цен. Многие скажут, что в Швейцарии можно отдохнуть недорого – и будут правы. Но во-первых, надо знать как. И во-вторых, все равно в остальных трех странах отдых с таким же уровнем комфорта обойдется дешевле. Швейцария – это страна для природных гурманов. Если ваша цель – не только катание, но и осмотр ландшафтных красот – вам туда. В этом плане для меня Швейцария на первом месте.
Франция, как мне показалось, не намного дешевле Швейцарии. Зато по части катания – раздолье. К сожалению, мы в силу погодных условий не ощутили его в полной мере, но масштабы зон катания впечатляют. В общем, если вы едете в первую очередь за каталкой – стоит обратить внимание на Францию. Но чего мы не встретили во Франции – это душевности. Да, все довольно четко и хорошо организовано, но какой-то внутренней теплоты мы не ощутили.
Вот где было очень душевно – это в Италии. Может, конечно, это все субъективно, но как-то там было и раскованнее, и веселее, и катание замечательное.
В Австрии - тоже весело, но как-то все чуть более упорядоченно, чем в Италии, более заточено именно под лыжи. А может, так показалось – это была наша первая альпийская поездка.
В общем, относительно Австрии и Италии, которые в целом показались дешевле Франции и тем более Швейцарии, могу повторить сентенцию одного моего знакомого: кто любит пиво – едет в Австрию, вино – в Италию. Я люблю и пиво, и вино, и очень хочу опять и в Австрию, и в Италию! А также во Францию – покататься, наконец, в Трех долинах (и не только там), да и от Швейцарии не отказался бы – посмотреть на озера и подышать чистейшим воздухом.
Вот как-то так… :)>
Автор: Kirill77
Курорты:
16 |