08.11.2024 /
Горнолыжные курорты в Челябинской области запустили системы оснежения
08.11.2024 /
Когда откроются горнолыжные курорты Башкирии
08.11.2024 /
Петтер Нортуг и Йоханнес Клэбо тренируются в Ливиньо
07.11.2024 /
Вирер, Виттоцци, Хофер и Джакомель вошли в состав сборной Италии на первый этап Кубка мира в Контиолахти
SKIGU.RU:Видео с тренировок
SKIGU.RU:Хиршер
SKIGU.RU:Набор в школу инструкторов в Архызе
SKIGU.RU:Про Кубок Мира
SKIGU.RU:Интервью с Pepper customs
Горнолыжная поездка в Шамони
Теги: Шамони | Франция
08.02.2013
Смысл данного отчета - донести до интересующихся опыт недорогой поездки в Шамони. Поскольку Шамони - место классическое и написано о нем много, то написал, в основном, о том, чем наша поездка отличалась.
Идея завладела в ноябре. Захотелось прильнуть к истокам, и была выбрана Франция, Шамони. Сформировалась нехитрая концепция: а) максимальное горнолыжное удовольствие плюс солнышко и одновременно б) абсолютно минимизированные расходы. Исходя из а) был выбран конец февраля - начало марта, длительность 2 недели. Исходя из б) были выбраны: размещение - апартаменты на большую компанию со своей готовкой, перемещения самолет - трансфер общественным транспортом - перемещения по долине бесплатнымы ски-басом/электричкой. Также отсюда следовали минимальные апре-ски по заведениям, лыжи с собой, ски-пасс на большой срок, перекус на гору с собой. Поездка подтвердила правильность такого выбора по всем направлениям.
Комментарии. По сезону. Да, можно найти дешевле в январе (когда большинство наших, судя по отчетам, и ездит). Но, оно ведь недаром так стоит - в это время, даже несмотря на низкие цены, европейский народ не больно-то и едет, - снега мало, погода, в среднем, плохая. В общем, экономить на том, за чем едешь, как-то не захотелось. Другое дело, что мы все равно попали в погоду не фонтан, но это уже невезение. По длительности - две недели оказалось нормально. Если первый раз ехать - только-только успеешь нормально все обкатать. Неделя - мало.
По размещению. В результате мы жили очень комфортно в высокий сезон. Я остался очень доволен. На семерых мы имели квартиру 70 кв.м. из 2-х спален (2 чел. и 3 чел.), гостиной (2 чел., но реально был один, т.к. поехали шесть из семи оплативших), кухни, раздельн. туалета и ванной, балкона. На кухне было все - множество посуды вплоть до фондюшницы и горелки под нее, СВЧ, несколько комбайнов, посудомоечная машина, двухкамерный холодильник, в ванной стояла стиральная машина. Я думаю, другие бюджетные варианты ни по комфорту, ни по цене соперничать не могут.
По месту. Мы жили в Аржентьере. Это небольшой поселок рядом с подъемником Гран-Монтэ. Также остался весьма доволен, если занесет в Шамони еще раз, буду искать там же. От нас до подъемника было метров 300 пешком. Остановка ски-баса (ходит часто, по кольцу всех регионов катания, до любого - не более 10-20 мин.) - дорогу перейти, аналогично - супермаркет MarcheU (есть все, вплоть до молочки, мяса, макарон, свежих овощей и т.п., богатый выбор алкоголя, цены - московские). Через пару домов - ж/д станция. В Аржентьере дешевле и спокойнее, чем в Шамони, хотя есть и пяток баров/ресторанов, и удобнее добираться до подъемников.
Мы жили в 5-ти-этажной резиденции Coeur D'Argentiere с лифтом и подземным паркингом, в самом центре поселка, за мэрией и турофисом.
Нашли размещение как обычно: рассылка по всем адресам сдатчиков/агентств, взятых с 3-4 сайтов chamonix.com/net/chamonet …, текста типа "такая-то компания лыжников ищет то-то тогда-то и там-то". Ответили многие, из них выбрали лучший для нас вариант. Оказалось агентство Schuss Immobilier. По-английски там говорит Линда. Агентство как агентство, сервис обычный, просто у них оказался оптимальный для нас вариант. По телефону сообщил Линде номер кредитки (не отправляйте номер по email - это небезопасно), списали 25%, прислали по факсу подтверждение бронирования для визы. Потом еще контракт на аренду пришел по почте обычной. В сопроводительном письме просили его подписать и отправить обратно почтой, но не стал (хотя подписал и отправил по факсу), а привез оригинал с собой, когда приехал - сказали, это ОК. Кстати, залог так с меня и не брали, хотя я предлагал, - удовлетворились тем, что имеют параметры кредитки. Что, впрочем, вполне логично.
Визы получали сами, в январе. Ходили в посольство по одному, когда удобно (можно было записаться на след. день/через день, визы делали в тот же день/на след. день). Несложно и быстро, очередей не было. Страховки тоже на любом углу. Горнолыжность страховки в посольстве, по крайней мере, у меня, проверяли.
С самолетом. По ходу дела в ноябре вдохновились спецпредложениями Аэрофлота на Женеву. Однако по акции оказались только единичные билеты, и то в диапазоне от вторников до четвергов, что было неудобно, т.к. апартаменты, как известно, сдаются суббота-суббота. Когда это выяснилось в первый день акции в декабре, то обнаружилось, что не стало и приемлемых регулярных билетов Аэрофлота до Женевы. Не рассчитывайте на акцию! Берите заранее дешевый регулярный Аэрофлот. Иначе будете иметь дело или с Аэрофлотом долларов по 500, или с чартерами, которые сами знаете, как летают, но тут они летают еще и в Гренобль, откуда в Шамони неудобный/дорогой трансфер. Мы были вынуждены, чтобы успеть вообще, купить в декабре чартер до Гренобля. Вылет был обозначен часов на 6 утра, так что вставали мы в 3 часа ночи, но, как водится, 2-3 часа сидели, ожидая вылета. Обратно летели также с опозданием часа на 4, прилетели глухой ночью.
Покупка билетов утвердила компанию. Как известно, нестабильность оной при подготовке есть иногда факт. Я заплатил за всех, а потом подписавшиеся на поездку или в течение 1-2 недель вносили деньги, или выбывали. Тем более что откликающихся на наши объявления было. По условиям, внеся, выйти из игры было невозможно, - деньги за билеты не возвращались: передумал ехать - ищи замену. Вообще, компания набралась путем публикации пары объявлений - трое мужчин (38/55/71 лет), две женщины, Андрюха 6-ти лет, планировался еще один мальчик, и за него даже были оплачены проживание-авиабилеты, но он полететь не смог. Абсолютно незнакомые до поездки (до аэропорта никто из них никого, кроме меня, не видел). К сожалению, все вместе даже на знакомство-покатушки в Москве выбраться не смогли. Несмотря на это, в целом конфликтов не было, прошло гладко. Советую только всякие обязанности по кухне распределять и оговаривать заранее. Уровень катания, как правило, был продвинутый/высокий/многолетний.
Добирались из Гренобля до Шамони и обратно по ж/д. При планировании как вариант рассматривали по прилету подсесть в аэропорту на к.-л. трансферный автобус за полцены. Но не выгорело - в Шамони шел только один автобус, и он был битком. Так что из аэропорта мы поехали на автобусе на ж/д вокзал Гренобля (40-50 мин.), потом до Анси один поезд, пересадка, Анси-Сен-Жервэ другой поезд, пересадка, Сен-Жервэ-Аржентьер третий поезд. Вообще, это довольно муторно. Рекомендуется в случае очень сильной экономии, в т.ч. за счет 50% и более скидки на детей. Муторно из-за большого числа пересадок с лыжами/чемоданами и неуверенности успеем/не успеем на пересадку (ж/д непунктуальные в смысле расписания, постоянные опоздания до нескольких часов, правда, компенсируемые тем, что поезда ждут друг друга). Вся ж/д часть заняла часов 6. Билеты брали в Гренобле, групповой (берите групповой! - дешевле) туда-обратно, старикам, как и детям - скидки. Билеты надо компостировать на перроне, но не страшно, если при пересадке не успеете - кондуктор в поезде прокомпостирует. В окно можно посмотреть, но ничего особо интересного. Еще будучи в Москве прошерстили углубленно все варианты автотрансферов Гренобль - Шамони (писали во все фирмы и т.д., аналогично поиску размещения, отвечали многие). Вариант поездом до Анси или Сен-Жервэ, дальше трансфер/такси или т.п. выводил на те же деньги.
Приехали в Аржентьер. Было часов девять вечера, и наше агентство уже давно было закрыто. Однако, это не проблема - на запертой двери агентства снаружи есть специальная коробочка, где забирают ключи такие, как мы, поздние заезжанты. Нашли свой, вместе с картой как пройти, въехали. Кстати, выезжая в шесть утра через две недели, оставили ключ для агентства в той же коробочке.<.p>
По еде. Домашние завтраки, нормальные ужины. На 8 марта даже фондю сотворили (топливо для горелки только найти было нетривиально, но в результате стрельнули в кафе через дорогу желеобразную массу салатового цвета с запахом моющего средства, как сказали, они такое на своей кухне для этого используют). Интересное, горит очень долго. На гору брали с собой сэндвичи и т.п., вполне нормально было. Очень удобно: в каждом скоплении или просто больших кафе/self-service на горе есть т.н. зал Horse saks - место для тех, кто со своей едой. Такой же теплый, уютный, и абсолютно бесплатный. Евронарод активно ими пользуется, особенно молодежь или семьи. Соотечественников только я там что-то не встречал.
Вечером. Где-то вечеров 4-5 лично я провел в Шамони. По времени раскладывалось все нормально: практически до конца катаешься, потом домой, переоделся и на последних бесплатных автобусах в Шамони. Там, как правило, я сначала я направлялся в большой, хороший аквапарк/бани: 4 евро аквапарк + бассейн 25 метров или 10 евро аквапарк + бассейн + бани. Бани там есть и сухие и мокрые. Кстати, труба аквапарка то ли 120, то ли 140 метров, разгоняешься весьма неслабо. Вообще спорткомплекс большой - несколько больших игровых залов, тренажерный хороший, каток крытый большой. Находится за ESF и библиотекой. Пару-тройку раз вечером посидел в разных заведениях, как правило, везде достаточно чинно все, без разгула и танцев на столах. Бывает и такое, видел, но редко. Гулять вечером особо негде: по центральной улице метров 300, и все. Уехать обратно в Аржентьер можно т.н. ночным автобусом - первый из них ходит в 23.00 или около того, по маршруту ски-баса, стоит 2 евро (пешком до Аржентьера - часа полтора-два, не рекомендую, ходил). В музей альпинизма еще можно сходить в день отдыха, но это на любителя.
Погода была плохая почти все две недели. Солнце было два дня, остальные дни практически все время шел снег. Навалило, конечно, много, и это радовало, но видимости не было, и погонять-позагорать не получилось. В течение трех дней самых сильных снегопадов все подъемники в долине были закрыты из-за снега/лавиноопасности. В один из этих дней устроили день отдыха, два - спасались в Лез Уше (был открыт). Деньги за эти три дня мне вернули при сдаче карточки скипасса в последний день катания.
Состояние трасс, подъемники. Трассы не готовят или плохо готовят, с подъемниками нормально (без них хреново), хотя снег с сидений не сметают, и колпаков нет. Очередей на подъемники не было, за исключением Гран-Монтэ, причем там были и на креселки вверху.
О том, как каталось. Были практически на всех трассах. Конечно, нет времени/смысла/места описывать все. Кто приедет - сам увидит. Ограничусь интегральной оценкой регионов катания, своей сугубо личной субъективной. На мой вкус, в Шамони два места, где кататься - Флежэр и Тур. При этом оба, как правило, несложны. Гран-Монтэ - бедное по трассам, переполненное людьми место. Верхняя очередь подъемника и вокруг (ледник) там тоже скудновата и скучновата, в том числе для офф-писта. Белая долина - не место катания, это другое (ниже). Валлорсин (кстати, понизу туда автобус не ходит, только поездом), Бреван в среднем запомнились узкими трассами, как правило простыми, в большинстве лесными.
Лез Уш - отдельный по скипассу регион (хотя от Аржентьера это, с пересадкой в Шамони, минут 20-30 на бесплатном ски-басе). Там было получше: там трассы хоть немного готовят и ратраки иногда ходят Кроме того, когда в Шамони были несколько дней закрыты все подъемники из-за снегопада, в Лез Уше все прекрасно крутилось. Там интересный Кандагар и еще много чего интересного. Только иногда немного мешает обилие чайников на сложных трассах.
Мой 13-дневный скипасс включал возможность кататься по нему 2 дня в Курмайоре (минут 40 туннелем от Шамони). Оба дня откатал, остался очень доволен: накарвинговался от души и вволю, трассы постоянно готовят, есть разнообразие, есть хорошие спортивные, классный офф-пист по елочкам тоже запомнился.
Против ожиданий, встретил в Италии больше порядка (подъемники, трассы), чем на французской стороне Мон-Блана.
Не оригинален, но самое сильное впечатление это Белая Долина. Хотя, впечатление это не катальное, а, скорее пейзажно-фрирайдное. На самом деле, 20 км спуска состоит из пешей прогулки по гребню метров 200, потом не знаю сколько точно, приблизительно 2-3 км интересного, но несложного спуска по целине, потом километров 10 прямая, как стрела, и пологая, с абсолютно минимальным уклоном (даже палками иногда приходится работать) лыжня по плоскому, как стекло, леднику, потом метров 100, которые приходится миновать пешком, и потом километров 3-5 уже цивильный спуск узкой трассой по лесу в Шамони. Кроме гребня и целины вверху, остальное не очень увлекает. Но вот гребень … По полученному опыту категорически: нельзя идти без снаряжения. Также, не стоит идти без проводника. Гребень, после калитки сначала пологий и пошире, потом становится круче и уже, и тогда 5-10 см слой снега сверху льда пробивался при спуске ботинком до льда, а на льду не устоишь. А у меня еще и ботинки от асфальта сзади все сточены, пришлось разворачиваться и вбиваться в снег/лед носками, спускаясь спиной вперед. Падать есть куда, и слева и справа, долго и со вкусом. Страшно, конечно. Да, висят перила, но использовать их для равновесия было невозможно, это только страховка за что держаться на случай падения. Ветерок неслабый под минус 22, и руку, которой я держался за перила, в конце пришлось растирать, восстанавливая кровообращение. Все, конечно, можно. Можно и Садовое кольцо в час пик не по переходам подземным переходить, а перебегать, но это риск неоправданный. Я долго себя ругал, что полез без кошек/гида - это мальчишество. С кошками и страховкой этот гребень - нормальное дело, не опаснее обычной красной трассы. Без кошек - как по ледяному крутяку на беговых лыжах без кантов спускаться. Гид же нужен вот зачем. Опасность трещин очень реальна. Как и лавиноопасность (напомню, что нам еще и снегу насыпало в предыдущие дни немеряно). И мы, не зная местности, были вынуждены идти по следам, маршруту тех, кто спускался до нас в тот день. А это значит, что не могли отклониться, махнуть, скажем, вон в тот/этот кулуар, подобраться к этой/той трещине и т.д. В общем, покататься где хочется. А хотелось. Махнуть, не зная броду, - вероятность на трещину/лавину нарваться. Так что мой совет - берите гида и кошки (для полного спокойствия еще и обвязку со страховкой). Примкнуть к чужой группе (была и такая мысль) не получится: посторонний гид не только не поможет (это ему же, может быть, деньги не заплачены), но нам даже на невинный вопрос "который час" проезжающий мимо не ответил демонстративно. Не любят там гиды халявщиков. А виды в Белой Долине, конечно, достойны того, чтобы туда залезть. Нам с того дня больше нормальной для выхода в Белую Долину погоды не выпало - сплошной снег.
Резюме. Конечно, Chamonix для горнолыжника, как говорят, is a must. Все-таки, нельзя считать, что знаком с русской литературой, если не читал Пушкина. И отлично провести две недели там всегда получится из-за разнообразия возможностей. Может быть, выраженному карверу, или фрирайдеру надолго туда ехать не стоит, но для начинающего или семейного отдыха - самое то в плане приобщения к горным лыжам. И не дорого.
Автор: Дмитрий Крылов
Курорты:
6 |
George
|
Можно много спорить с мнением автора, ограничусь опарой примечаний. Первое. Гран Монте - регион, куда кататься специально много лет подряд приезжают весьма неслабые и опытные фрирайдеры, в числе которых были и Николай Веселовский (директор турфирмы "Вертикальный мир", вместе с которым я в Шамони попал впервые лет тому 20 назад, а крайний раз спускался вместе с ним по Белой Долине с гидом лет 7 назад), а до этого катался вместе в Приэльбрусье и других местах, Максим Иванов (экс-Salomon), еще в конце 90-х снимавшийся в первом отечественном фрирайд-фильме. Катались они там иногда вместе с Арно Адамом, райдером из Шамони, в честь которого Dynastar выпускал про-модель лыж для фрирайда... Так что видимо, Гран Монте нужно с точки зрения фрирайда внимательно изучать. Можно было купить книжку по внетрассовым маршрутам - она там в каждом книжном есть. Шамони и Гран Монте - одно из самых интересных для фрирайда мест в Европе. Это не мое мнение - фрирайдером себя не считаю. И про сам городок. Я там был уже раз семь, и каждый раз открываю для себя новые и новые городские уголки. Так что про "гулять негде, 300 метров по центральной улице" - не нужно так. Это один самых интересных и красивых городков в Альпах. Как сказал в одну из наших поездок пожалуй, самый известный фотограф России, снимающий и экстрим - Андрей Каменев: "Шамони -рай для фотографа. Сколько сюда не приезжаю - каждый раз новые и новые впечатления". О регионах катания - тоже некорректно. Например, Валлорсин - это всего лишь одна из станций подъемника, ведущего в регион Ле Тур. Про Бреван лишь негативное упоминание, а это еще один богатейший фрирайд-регион, да и трасс там немало. И так далее... Почитайте рассказы Константина Банникова о Шамони, его архитектуре и горах - может быть, откроете для себя что-то новое. Несправедливая оценка великолепного места. "За державу обидно!" |
skiman
|
Спасибо автору за подробный и иллюстративный обзор - молодец! На данном этапе наша цель поездки в CHAMONIX только в зародыше. Не знаю с чего и начать, но понимаю, что без опыта бывалых здесь очень много подводных камней. Лучше конечно найти группу и примкнуть. Посоветуйте кто знает В Белоруссии организаторов подобных групповых поездок в Шамони ? |