03.11.2024 /
Илка Штухец входит в сезон Кубка мира по горным лыжам с новой командой
03.11.2024 /
Сборная Италии начинает интенсивную подготовку к слалому Кубка мира в Леви
03.11.2024 /
Биатлонист Латыпов занял второе место на соревнованиях по лыжным гонкам в Алдане
03.11.2024 /
Даниил Серохвостов: «Самый большой плюс в подготовке – не попал в больницу летом. Повезло»
SKIGU.RU:Видео с тренировок
SKIGU.RU:Гардениссима 2024. Самый длинный в мире гигант
SKIGU.RU:Хиршер
SKIGU.RU:Набор в школу инструкторов в Архызе
SKIGU.RU:Про Кубок Мира
SKIGU.RU:Интервью с Pepper customs
Ледяная паутина Байкала, или поход на коньках по самому большому в мире катку!
Теги: Байкал | коньки
21.09.2014
Часть I. Листвянка, Б. Коты, мыс Кадильный
Почти у каждого из моих многодневных походов-путешествий есть своя изюминка: один – самый красивый, другой – самый тяжелый, третий – самый веселый. Поход на коньках по Байкалу по праву оказался самым необычным. Ведь коньки как способ передвижения в походе – крайне редкое явление.
Да и вообще, мало кто знает, что такие походы возможны. Многие очень удивлялись, когда спрашивали, зачем я еду на Байкал. Хотя сейчас это дело набирает обороты и такие походы становятся популярны.
У этого похода есть своя предыстория о том, как все начиналось.
Давным-давно, лет 10 назад, я начал кататься на коньках. Это было здорово, но не хватало той свободы, которую можно было ощутить на роликах или на велосипеде — все было ограничено крохотной хоккейной коробкой, и лишь изредка заливали 400-метровую дорожку. Это совсем не то, чувствуешь себя хомяком в клетке. Однажды довелось покататься по замерзшей реке – около 5км. Это редкий случай, ведь обычно наша река замерзает вперемешку со снегом.
Товарищи спидскейтеры рассказывали о марафоне на коньках в Финляндии по многокилометровому кругу на озере. Мне очень хотелось погонять в таких местах.
Я рассуждал как спортсмен, но позже, когда начал увлекаться туризмом и путешествиями, начал думать о том, что круто было бы сгонять на коньках в поход. Я даже не представлял, что такое бывает.
И вот однажды, пару лет назад, меня осенило: если в Финляндии замерзают большие озера и там есть чистый лед, то может и у нас есть такие озера? Сразу подумал о Байкале. Забил в поиск и….бинго! На Байкале действительно есть огромные участки чистого гладкого льда, свободного от снега, и по нему ходят в походы на коньках!
Первый отчет о походе, на который я наткнулся, был отчет Даниила Коржонова. Я понял, что все реально, и надо ехать. Но в 2013г. нашел какие-то причины не ехать и отложил поход на 1 год.
Начал собирать компанию заранее — в конце лета. В итоге нас набралось пятеро – мы с Костей из Йошкар-Олы, Вася и Андрей из Чебоксар, а Галя вообще аж из Севастополя!
Наша команда слева-направо:
Константин (ремонтник), Василий (медик), Галина (завхоз), Евгений (руководитель, автор отчета), Андрей (казначей)
За 12 дней мы проехали по маршруту Листвянка — Большое Голоустное — Бугульдейка — Ольхонские Ворота — Хужир — МРС (Сахюрта). Если убрать всякие радиалки, петляния и пешие прогулки, то получается 320км, а если с ними — то 430 :)
Байкал во время нашего похода выглядел примерно так (спутниковый снимок от 12.03.2014г.):
О том, что нужно для похода по Байкалу на коньках и как к нему готовиться, написано здесь. Подробная раскладка по километражу и метеоусловиям по дням и видеоролик из путешествия в последней части рассказа. А сейчас расскажу о наших приключениях на этом великом озере.
Сборы и отъезд
Даже здесь не обошлось без приключений. Все, кроме Васи, летели на самолете из Москвы. Вася добирался из Казани на поезде. Поэтому Васе мы передали много тяжелых вещей, чтобы не было перевеса на самолете, где нужно доплачивать 290р за каждый лишний килограмм, а также 2 пары лыжных палок и груз, который наверняка отобрали бы в аэропорту на досмотре. Это 4,5 литра калоши и фальшфейеры (изначально хотелось доехать до Святого Носа и Ушканьих островов. На восточном берегу нас пугали мишками-шатунами и рекомендовали взять хотя бы минимум защиты).
Ну так вот, собрались мы дома у Васи в Чебоксарах, чтобы спихнуть ему наши вещички. У Васи был рюкзак на 75 литров, который я забрал, а ему дал на 120л. По приезду в Йошкар-Олу оказалось, что Вася отправил вместе с рюкзаком свой паспорт. Ему нужно доехать из Чебоксар до Казани, чтобы там вечером сесть на поезд.Отправил паспорт через пассажирку маршрутки. Так как Вася приехал позже, чем девушка, то она ушла и не стала его ждать. К счастью, я взял телефон у девушки, и ее можно было каким-то образом поймать в Казани. Но внезапно абонент стал недоступен, а до отправления оставалось все меньше времени. Возникли смутные подозрения, что причина в том, что у абонента закончились деньги. Закинул 50р на телефон, и…о чудо! Абонент доступен для звонка!
Вася таки успел забрать свой паспорт с другого конца города и приехать на вокзал аж за 20 минут до отправления поезда. При этом тетка не рентгене офигела от того, сколько у него всего в рюкзаке (и не только в рюкзаке). Все, Вася в поезде, можно вздохнуть с облегчением.
Утром приходит сообщение: «Чувствую себя подбитым бензовозом». У Васи протекла калоша… Ну что такое??? Вонь на весь вагон. Вытащил рюкзак в тамбур…лишь бы никто не закурил. К счастью, у Васи была пересадка в Екатеринбурге, и он постирал вещи у друга.
Все остальные добрались до Иркутска без особых приключений.
День 1. 9 марта
Прилетели в 6 утра по местному, в 1 ночи по Москве.
Попытались доехать на маршрутке до ж/д вокзала. Сначала маршрутчик попросил оплатить билет и багаж, то есть 100р за всех, потом цена внезапно поднялась до 200р. Мы сначала отказались, но подумали, черт с ним, однако наши раздумья стоили еще дополнительных 100р сверху. Попрощались с жадным маршрутчиком и уехали на троллейбусе с пересадкой :)
Закупились продуктами. Увидели какую-то штуку с непонятным названием «Сера».
Спрашиваю:
- А что это такое – сера?
- Сера, — с невозмутимым видом отвечает продавщица и интонацией, как будто бы я спросил, что такое хлеб :)
«Сера» — это смола лиственницы, по сути заменитель жвачки, чтобы почистить зубы.
Встретили на вокзале нашего подбитого бензовоза.
- Вася, ты знаешь, как зовут этого человека? – показываю в сторону Андрея.
- Конечно! Илья, – уверенным голосом отвечает Вася.
Дело в том, что всех в нашей группе знал только я, а остальные друг друга не знали и не видели (разве что только в Чебоксарах, когда передавали вещи). При подготовке общались через контакт, а у Андрея там вымышленное имя. Вася узнал последним его настоящее имя, Галя и Костя узнали на несколько дней раньше :)
Пока упаковывались, за нами приехал Алексей, водитель, и удивился количеству наших вещей. Поиграли в тетрис — все влезло. И вот мы поехали на Байкал в Листвянку, скоро увидим Байкал!
Когда проезжали исток Ангары, который находится у Листвянки и который не замерзает, Галя испугалась, что Байкал тоже не замерз :) На самом деле это такая особенность — исток Ангары почти никогда не замерзает.
Перекусили и спустились на Байкал. После небольшого поля торосов (хаотичные нагромождения льда) – идеально гладкий прозрачный лед. Ощущения невероятные – как будто выходишь в открытый космос!
Видно дно на глубине метров 10. Лег на лед мордой вниз, полюбоваться. Завораживает. И почему-то даже не холодно.
Обуваемся.
Туда нам предстоит ехать.
Стоишь на льду, а под тобой бездна. Галя от увиденного начала паниковать — говорит, что передумала и остается здесь, что не умеет кататься на коньках и т.п. Вы правда считаете, что ей удалось отвертеться и избежать участи вкусить все прелести этого невероятного путешествия? :)
Пока одеваемся, то туда, то сюда проезжают местные на коньках, лыжах, велосипедах.
Начинаем движение. Ветер встречный, очень сильный, холодно. Если ехать налегке по ветру, совсем не отталкиваясь ни коньками, ни палками, разгоняешься с места до 20км/ч.
Техника езды схожа с лыжной, поэтому я сразу втянулся. Однако, из-за ветра катить очень тяжело. Даже пешком быстрее (Костя и Андрей так и сделали – сняли коньки и потопали).
Кто-то катит, кто-то топает.
Встречаем местных на лыжах. Говорят, что до Больших Котов (прекрасное название, но Малых Котов почему-то нет) 10 км. Не могу поверить. По ощущениям максимум 5. Достаю навигатор – действительно 10! Все кажется намного ближе, чем есть на самом деле. Долго не могли свыкнуться с обманом зрения, приходилось все время умножать кажущееся расстояние на 2.
Ставим лагерь на берегу в лесочке, предварительно пройдя через поле небольших торосов.
Рядом концентрация торосов чуть побольше. Об этих торосах расскажу чуть позднее.
Панки, хой! Галя сняла головной убор.
Вася
Костя
Андрей
Пока занимались лагерем, вдалеке промчался одинокий велосипедист.
Готовим еду на костре. После ужина, когда уже стемнело, зову всех прогуляться на Байкал минут на пять. Прогулка затягивается минимум на час. Причиной тому послужила находка бесчисленного множества уникальных музыкальных инструментов – торосов.
Незадолго до похода посмотрел это видео и не поверил своим ушам до тех пор, пока не услышал это живьем:
Многие думают, что это фейк, и все записано в студии, однако, торосы Байкала действительно так звучат! Это просто невероятное чудо природы и раздолье для музыкантов. Оторваться от игры просто невозможно, ведь у каждого из торосов свой уникальный звук — звонкий, глухой, высокий, бас. Чаще всего торосы, которые шикарно звучат, располагаются по-отдельности, но иногда встречаются целые ударные установки! Некоторые торосы хрупкие и при чрезмерной силе удара ломаются. Ощущение, что сломал скрипку Страдивари, ведь каждый торос — это уникальный неповторимый инструмент, который больше нигде не встретишь, чтобы звучал именно так. Торосы — это лучший сувенир с Байкала, жаль, что невозможно доставить их домой в сохранности и с тем же звучанием.
День 2. 10 марта
Ночью было тепло – до -12. Спал в спальнике в одних трусах без термы и употел — спальник брал теплый на -18 предел комфорта. Выпал снег. Недалеко от палатки чьи-то следы. Возможно лисица или кто-то поменьше.
Собираем вещи. Галя кричит Васе: «Лови ложку», и кидает ее в снег. После долгих и упорных ковыряний в снегу Вася таки ее нашел.
Когда выбирались на чистый лед через торосы, Костя сломал палку. Хорошо, что она была треккинговая и сломалась не рядом с лапкой. Костя лишь укоротил одну из секций и поехал дальше. Люди, не ходите в коньках по торосам! Это не безопасно для вас и для вашего снаряжения!
Сегодня ветер попутный. Скорость шикарная. Но постоянно натыкаемся на снежные островки, образовавшиеся из-за ночного снегопада. Они сильно тормозят и кидают сани в стороны.
Снежные островки.
У Андрея и Кости постоянно вылетает пятка ботинок из коньков. Непонятно, в чем причина – то ли в технике езды, то ли в системе крепления. Теряем на регулировку очень много времени.
В районе утеса Скрипер чуть не въезжаю в открытую трещину – заметил воду буквально за 5 метров. Лед с грохотом трещит, вытекает вода.
Трещина и утес Скрипер.
Лед бесподобен. Узоры трещин располагаются на разной глубине.
Просевшая льдина.
Проезжаем мимо Чертовой тропы.
Вот так проезжаем снежные островки.
Байкал покрыт пятнами снега. Маневрируем, пытаясь их объехать.
Волокуши постоянно колбасит из стороны в сторону, но это намного лучше, чем везти рюкзак за плечами.
Вес волокуш практически не ощущается, если катить по гладкому льду. Но на снегу все же вес становится заметен — волокуши тянут назад.
Вася что-то замышляет.
Проезжаем мыс Большой Кадильный. Здесь обычно бывает пропарина (полынья, образующаяся вследствие воздействия теплых ключей), поэтому близко к берегу подходить нельзя.
Проходим через несколько открытых трещин шириной 20-50см. Сначала искупали Васин рюкзак, потом я по-глупости искупал свой. После этого Вася решил искупать рюкзак по второму разу, причем конкретно так пополоскал. Результат — сырой тент палатки. Под раздачу попал и рюкзак Андрея. В следующий раз будем внимательнее :)
При передвижении нередки падения. Поэтому настоятельно рекомендую кататься в защите — наколенниках, налокотниках, шлеме. Галя сначала не хотела надевать защиту, боясь выглядеть некрасивой :) Но впоследствии нисколько не пожалела.
Через несколько километров после Кадильного доезжаем до огромной становой щели. Она закрыта льдом и снегом, можно пройти.
Внезапно Вася обнаруживает потерю пуховки, которая была привязана снаружи рюкзака. Поехали вдвоем искать. Думали, что сдуло ветром: он был достаточно сильным, чтобы унести легкую куртку в компрессионном мешке на восточный берег.
Когда катишь один налегке и нет посторонних звуков от скольжения саней, начинаешь слышать Байкал. Но такое бывает далеко не всегда. В первый день я чуть было не разочаровался от того, что обещанного треска и громыхания мы так и не услышали. А сейчас ставишь конек на лед, а из-под него моментально расползаются тоненькие трещинки толщиной с волос и глубиной несколько сантиметров. Обычно это отдельные трещинки, а иногда — целая паутина. При этом слышен характерный треск, который поначалу меня немного напугал от неожиданности. Что удивительно, достаточно длинные (от нескольких метров) трещины могут пронизывать лед полностью, а еще могут быть только на поверхности глубиной несколько сантиметров. Лед настолько прозрачный, что, когда под тобой образуются трещины глубиной 2-5см, кажется, будто это и есть истинная толщина льда, в первый момент даже становится жутко, но потом понимаешь, что здесь толщина льда 50см (в этом году лед стал поздно, поэтому лед тоньше, чем обычно). Неглубокие трещины могут быть даже в толще льда, не затрагивая ни поверхность, ни дно льда, идут они параллельно поверхности.
Поиски прошли успешно — мешок нашли километрах в 4 от становой щели.
Именно так — легко и непринужденно — теряются Васины вещи, привязанные к рюкзаку. На фото видно пуховку, которую Вася потерял сразу же после того, как нашел :)
Весь Байкал буквально пронизан трещинами. Крупные (шириной от 10см) встречаются относительно редко, в основном это трещины толщиной от человеческого волоса до пары сантиметров. Редко встречаются участки размером больше 2х2 метра, где нет ни одной трещины.
Кроме трещин, можно встретить невероятные ледяные узоры.
Удивительные ледяные узоры.
Все эти куски льдин в толще льда. Сама поверхность идеально гладкая!
Шедевры природы.
Уже темнеет, не можем найти место для стоянки. Мужики на квадроциклах предлагают остановиться на базе отдыха, что мы в итоге и делаем, чтобы сэкономить время на сборах. Нам выделили второй этаж домика с дровяной печкой, запросили 1500р за всех. Перетаскиваем вещи. Передвигаться толком не могу, мозг работает очень плохо. Закончились запасы гликогена, которые нужно пополнить едой. В домике выпиваю кружку чая, предварительно закинув штук 20 больших кубиков рафинада. Становится чуть полегче.
Ночуем в тепле в самом начале маршрута. Главное — не поддаваться искушению, у нас запланировано всего 2 теплых ночевки.
Продолжение следует
Часть II. Б. Голоустное, бухта Песчаная
Автор: Евгений Дубинчук, www.dubinchuk.com
Другие статьи по теме:
10 |