08.11.2024 /
Горнолыжные курорты в Челябинской области запустили системы оснежения
08.11.2024 /
Когда откроются горнолыжные курорты Башкирии
08.11.2024 /
Петтер Нортуг и Йоханнес Клэбо тренируются в Ливиньо
07.11.2024 /
Вирер, Виттоцци, Хофер и Джакомель вошли в состав сборной Италии на первый этап Кубка мира в Контиолахти
SKIGU.RU:Видео с тренировок
SKIGU.RU:Хиршер
SKIGU.RU:Набор в школу инструкторов в Архызе
SKIGU.RU:Про Кубок Мира
SKIGU.RU:Интервью с Pepper customs
Grand-Massif, Morillon
Теги: Grand-Massif | Morillon | flaine | флен | гран массиф
24.10.2012
Три года назад, выбирая французский горнолыжный курорт для очередной поездки, наткнулся на отзыв англичан о катании в Grand-Massif (а проживали они в резиденции Le Buet в поселении Morillon 1100). И сразу туда захотелось. Ибо катание от дверей, а зона катания относительно невелика, и значит, катающихся на горе будет немного. А ещё по описанию приглянулся и сам Morillon 1100 — в лесу, всего несколько гостиниц… Только высота небольшая, а следовательно, лучше ехать в январе – в марте можно остаться без снега и «от дверей» не покатаешься. И тут выяснилось: никто из московских туроператоров туда не возит! Пришлось выбирать другое место во французских Альпах. И на следующий год тоже самое, опять никто не возит. Во Flaine на том же курорте – пожалуйста, а в Morillon – нет.
И вот в сентябре 2011 года неожиданно получаю письмо от одного из туроператоров – есть тур в Morillon, резиденция Le Buet, что и хотелось. А через несколько дней — предложение ещё от одного туроператора. И сроки поездки, которые устраивали всех участников, подходящие — начало января. Состав коллектива (пять взрослых и один ребенок) определил требования к апартаментам, выбрали двухэтажный номер гостиная/кухня + три отдельных спальни + две ванных + два туалета на разных этажах. Поскольку была альтернатива, удалось получить скидку… И осталось ждать января, надеясь, что в эту зиму будет в Альпах снег.
Декабрь, ежедневный просмотр сайта курорта… Снега нет.
Потом немного выпало… И перед самым Новым Годом — снег пошёл!
Кстати, информацию о погоде, состоянию трасс и подъёмников лучше смотреть не на официальном сайте курорта, а на сайте Flaine’а. Там можно найти детальную информацию по всем деревням, трассам и подъемникам.
И тут другая напасть — отъезд всё ближе, а снег всё валит и валит, и вообще погода, мягко говоря, не очень, верхние подъёмники почти не работают. И в день вылета — всё то же самое. Вся надежда, что прогноз французских метеорологов оправдается и через несколько дней проглянет солнце.
От Лиона до курорта дорога заняла меньше двух часов. Нас везли на минивене. Попросили шофера остановиться у гипермаркета Carrefour, но водитель (русский) отказал, сказал, что очень спешит. Жаль, в предыдущие годы удавалось договориться и затариться провиантом на неделю по ценам, сильно лучшим, чем в Москве. Низкая облачность. Тепло. Временами дождь. Первый снег появился только в Анси. От Клюза (Cluses) дорога серпантином уходит вверх, и сразу вокруг всё в снегу. Дождь сменяется снегом, который идёт всё гуще. Гор не видно за низкими облаками. Водитель едет по GPS и проскакивает поворот из Morillon Village вверх в Morillon 1100, хотя указатель стоит.
Последние восемь километров серпантина вверх и дорогу перегораживает шлагбаум. Проезд по листу бронирования. Вокруг сугробы, снежные пирамиды вместо деревьев, набор зданий не выше пяти этажей и падающий снег. На ресепшене очередь на заселение, французы и англичане. Русского никто не понимает. Если столько же народу заселяется и в другие отели, — на склоне будет демонстрация. Выдали два комплекта ключей (мы просили ещё один, не дали). Ски-рум убогая? только одна лавочка на всех и холодно, ботинки сушить не оставишь. Апартаменты на пятом этаже. Лифт один, на нём объявление, что в горнолыжных ботинках нельзя. Планировка номера не совпадает с той, что видели на сайте. На втором этаже вместо туалета – ещё одна спальня. Так что один туалет на всех шестерых. Хорошо хоть ванных две, как и обещали. Плита, микроволновка и посудомоечная машина почти новые, а вот набор посуды – крайне бюджетный. То, что нет электрического чайника – к этому во Франции привыкли. А вот отсутствие бокалов для вина — такое впервые.
Заселились и пошли погулять, оглядеться по посёлку. Ски-пассы не продают — завтра с утра. В булочной закупили багетов и круассанов, в Sherpе арманьяка и поесть. Снег идет, облака прямо над головой, склонов не видно. Одна радость — катание действительно от дверей (ну, метров пять подняться по дорожке), до подъёмника метров пятьдесят, назад можно въехать прямо в дверь ски-рума. И всё же… Отпуск начался. И арманьяк, и круассаны уже есть. И снег есть. Вот только теперь бы на завтра солнышка нам.
День первый. Снег идет. Облака висят. В прошлом году с утра в воскресенье за ски-пассами стояли полтора часа. Пошли заранее, до открытия. Совершенно напрасно. Кроме нас при открытии касс не присутствовало никого. Надо отметить, что уже скоро мы поняли: здесь, в Morillon’е, очередей в низкий сезон нет нигде и никогда. Облака висят как ниже, так и выше, т. е. Morillon 1100 оказался между двумя слоями. Нижняя кромка верхнего слоя где-то на 1400 метров.
Из Morillon 1100 вниз в Morillon Village уходят «яйца» TC MORILLON, время в пути около 8 минут, работают до 16-45, автобусного сообщения нет, так что – если кто застрянет внизу – придётся брать такси, вверх по серпантину восемь километров.
Вверх уходят две нитки кресельных четырёхместных подъемников. Основной подъёмник TSD SAIRON поднимает сразу на 1700. Время в пути около 15 минут, быстрый, при посадке-высадке притормаживает. Вторая ветка состоит из двух «очередей» TS ESSERTS до 1300 и TS BERGIN до 1600. Вдвое медленнее, время в пути на каждом 10 минут, по возрасту, как и основной, но не притормаживают, правда на посадке есть транспортная лента. Трехместный подъемник TS BIOLLAIRES примерно от 1500 до 1800, гораздо более старый и тоже медленный, как выяснилось позже, им пользуются в основном юниоры-спортсмены, ежедневно тренирующиеся на трассе STADE.
Мы поднялись сразу на SAIRON’е и оказались в облаке. Видимость около 100 метров. Идет снег. Первый день, местности не знаем… Самому младшему члену команды шесть лет и он впервые в горах. Надумали разделиться, назначив время и место для встречи на обед и обмен впечатлениями. Четверо (с ребёнком) решили начать с зелёной трассы MARVEL и потом уже думать, что делать дальше, а мы с женой решили подняться выше в надежде «пробить» облака. Синяя трасса траверсом привела к подъёмнику TS LANCHE (по качеству – брат-близнец TS BIOLLAIRES), который поднял на вершинку TETE DES SAIX 2100. Видимость ещё упала, никаких намёков на возможное улучшение нет. Решили спуститься назад к друзьям.
Указатель направил на синюю трассу PERCE NEIGE… И мы оказались в зоне Les Carroz у нижней станции креселки TS GRON, не заметив указателя и проскочив поворот. Посмотрев схему, чтобы попасть в Morillon 1100, поднялись на TS GRON (ну очень медленный, хотя и не старый), спустились к двухместной креселке TS L’AIRON (по качеству – брат-близнец TS BIOLLAIRES) и оказались опять на TETE DES SAIX 2100. Как потом выяснилось, эта вершинка является «ключевой» для всей зоны катания Grand-Massif, на неё приходят подъёмники, в количестве шести штук, из всех «подзон» и если она будет закрыта по погоде — всё, переезд из деревни в деревню только на авто. Облачность ещё больше загустела. Видимость упала до 50 метров. Вторая попытка. Едем от вешке к вешке, стараясь не пропустить на развилках нужное направление. Порой вешки теряем, тогда ждем попутчиков и едем за ними. На этот раз не промахнулись.
Встретившись со своими, поехали вниз, присматривая место для пикника, который и устроили под елкой на поленнице дров, рядом с заброшенным (на зиму?) шале. Ребята сказали, что по зелёной трассе кататься совсем плохо, уклон небольшой, а по свежему снегу при температуре, близкой к нулю, лыжи не едут. А вот все синие трассы им понравились, самый младший член команды освоился и, самое главное, не боится. После обеда опять поднялись в облака на 1700, спустились в свою деревню, и тут внук с бабушкой решили, что с них на первый день хватит. Оставшиеся решили на самый верх не подниматься, а обкатать нижнюю часть зоны Les Carroz. Спустились по синим трассам BIOLLAIRE и COMBE в самую деревню Les Carroz. Оттуда поднялись на яйцах TS ESSERTS и спустились по синей трассе MARMOTTE к нижней станции большой и быстрой креселки TS MOLLIETS. Понравилось.
Когда поднимались на MOLLIETS, увидели небольшую очередь катающихся, которые пытались сесть на какой-то странный подъёмник. Стало интересно – куда это они? Может, там хорошо? Спустились на это место. Очередь рассосалась, никого. Двухместный подъемник TS GENTIANES оказался очень странным по конструкции. И, наверно, очень старым. Сиденья деревянные (типа «Домбай»), два ряда опор — по одним кресла идут вверх, по другим спускаются, причём ряды опор расходятся, растворяясь в облаке. Решили подняться, посмотреть, тем более, что по направлению он не должен был уходить из зоны Les Carroz. А посмотреть схему было лень. Поднимаемся, встречные кресла исчезли в облаке. Шутим — будем рассказывать, что облачность такая была густая, что встречных кресел не видно, а что на отдельных столбах, промолчим. Потом шутка всё больше становится похожей на правду. Лес кончается, а склона внизу не видно. Внезапно кресельный подъемник поворачивает чуть на 90 градусов! Такого я нигде ещё не видел! Через некоторое время из облака появляются опоры и конечная станция. Видимость упала метров до 10. Пытаемся определиться на местности. Находим столб с указателями. Стрелка на Morillon и стрелка на синюю трассу PERCE NEIGE имеются. Пройдя в тумане по плоскому месту, попадаем в знакомые места – сегодня уже два раза здесь были. Решаем больше не блуждать в незнакомых местах, а вернуться поближе к дому. Но сгустившееся облако и практическое отсутствие видимости сделало это дело непростым. Держимся кучкой, чтобы не потеряться. Едем на ощупь, вестибулярный аппарат начинает глючить… Кое-как не заблудились. Когда вывалились из облака уже у самой деревни, ещё двое участников отпали. И тут оставшимся пригодился короткий подъёмник TS ESSERTS. Он поднимал как раз к нижней кромке облачности. На склоне катающихся практически не осталось. На хорошо отратраченной основе лежал свежий снежок… И как хорошо погоняли! Только мы двое и получили положительнее эмоции от первого дня катания. День окончился за столом подведением итогов дня. Резюме — всё хорошо, вот только погода…
Собственно, все приключения на этом и закончились. Утром проснулись, выглянули в окно, а там безоблачное небо. И началась зимняя сказка. Все оставшиеся дни.
Честно говоря, сколько лет езжу в горы – впервые была такая хорошая погода, причем не просто хорошая, а оптимально хорошая. Безветренная и безоблачная погода с диапазоном температур от -1 до -6 по вертикали. В такую погоду кататься – не просто удовольствие, а что-то необыкновенное. А если ещё и место нравится… И снега полно… Так что дальше просто короткий обзор трасс курорта.
В такую погоду были открыты все трассы и работали почти все подъемники. К сожалению, так и не заработали два подъёмника во Flaine — TC AUP DE VERAN и TS LINDARS NORD, который поднимает на вершинку TETE LES LINDRAS, самую ближнюю к Шамони.
Мы не катаемся вне трасс, но, на мой взгляд, возможностей для внетрассового катания на курорте большие, и по лесу и выше в безлесной зоне, особенно во Flaine.
Что не удалось. В один из дней планировалось спуститься по трассе CASCADE в Sixt-Fer-a-Cheval, обкатать трассы в этой зоне и вернуться домой на ски-басе. Трасса CASCADE, скорее, зелёная, чем синяя, почти по всей длине, за исключением последних 200 метров. Скорее всего, летом это дорога. В рекламных проспектах курорта заявлена длина 14 км. Вот только откуда и докуда они их намерили? Реально, на деле в начале трассы на вешке нарисовано 7.5 км, что похоже на правду. На более-менее крутых участках трассы стоит разгоняться, так как много совсем плоских участков, где лыжникам придётся толкаться, а бордеров тащат на буксире. Местность «по берегам» очень красивая. На схеме обозначено место для пикника, где мы и планировали пообедать, но, хотя виды оттуда отличные, никаких следов столиков не обнаружилось – возможно, они глубоко под снегом?
Поэтому решили спуститься вниз и уже там обедать. К сожалению, на последних сотнях метров спуск выродился чуть ли не в бобслейную трассу – узкий, практически ледяной серпантин. Женщины, и не только наши, буквально сползали. Когда наконец спустились, выяснилось, что в конце CASCADE находится маленькая кафешка, бугельный подъёмник и автобусная остановка. Нижней станции местной креселки и не видно. Ски-басс стоял на остановке и явно собирался отправиться. Как-то спонтанно (не изучив толком местности и расписания) сели в него и поехали, надеясь, что довезёт до местного кресельного подъёмника. Но автобус без остановок привёз нас в к нижней станции GD MASSIF EXPRESS в Samoёns. Так в зоне Sixt-Fer-a-Cheval мы не и покатались, и ничего сказать о ней не могу, а жаль. Еще в планах было изучить расписание и схему движения ски-басов, но не удосужился. Ясно одно: там не один маршрут от Morillon Village до Sixt-Fer-a-Cheval. В Samoёns есть гипермаркет «Carrefour», но мы его не видели.
Теперь впечатления по зонам катания на курорте, где катались.
Samoёns, на мой взгляд, самая маленькая по количеству трасс. Собственно, есть Samoёns 1600 и Samoёns Village, соединённые автодорогой (без автобусного сообщения) и двумя нитками подъемников. От Samoёns 1600 вниз идут трассы, но мы по ним не спускались и ничего сказать не могу, кроме как народ по ним не едет почему-то, спускаются на «яйцах». От Samoёns 1600, где расположено несколько гостиничных корпусов, вверх идёт быстрая креселка TSD CHARIANDE EXPR. Рядом с верхней станцией на вершинку TETE DES SAIX 2100 есть площадка со столиками для пикника и «определитель вершин». Вниз идёт единственная (на наш взгляд) достойная внимания красная трасса MARMOTTES. Все остальные трассы или короткие, или с пологими участками, а остальные подъемники – медленные. Если рассматривать Samoёns, как место проживания, то на 1600 катание «от дверей», но магазинов не видели. Может в подземных коридорах? Samoёns Village – довольно большое поселение, широко раскинувшееся по долине.
Les Carroz побольше. Мы всё даже не успели осмотреть и обкатать, а из того, где побывали, больше всего понравилась красная трасса CHAMOIS, переходящая в синюю MARMOTTE.
Это не описка – на одном курорте две трассы с одинаковым названием (в переводе суслик). Les Carroz тоже большое поселение, вверх идут только «яйца», креселка, похоже, «под списание». Ближайшая гостиница к подъемника — Le Front de Neige, недалеко, метров 100, но однозначно и туда и обратно пешком. Наверняка есть магазины и рестораны, но мы вглубь городка не заходили.
Morillon Village, небольшая деревушка, почти вся вытянувшаяся вдоль дороги. Продуктовый магазин, что мы нашли, — совсем маленький. Около нижней станции подъемника несколько гостиниц в силе шале. На поле — трассы для беговых лыж. Сверху спускаются две трассы, мы один раз съехали и пожалели о потраченном времени.
Morillon 1100, где мы жили, – лучшее место из всего, что мы «попробовали», по мнению большинства из нашей команды. Очень похоже на La Tania в Трёх Долинах. Тут, конечно, надо учитывать идеальные погодные условия, а также наши требования к склонам, — чтобы ухоженные (не разбитые до вечера), малолюдные, без экстрима и в лесу. Тут всё сложилось.
Режим катания выработали такой: с утра мы катались у себя в Morillon, поднимаясь на TSD SAIRON, а на спуске комбинируя красные и синие трассы. Один «оборот» занимал около 20 минут, длина спуска более 2.5 км, по вертикали около 600 метров. Все трассы хороши, мне лично очень понравилась CHALETS, длина около 1 км с хорошим вертикальным рельефом, остальные имеют более равномерный уклон. К 11 часам появлялись учебные группы с инструкторами, и мы уезжали в другие зоны, чаще всего во Flaine, а к концу дня возвращались и «добирали» до закрытия подъемников опять же по «домашним» трассам. К концу дня учебных групп уже не было и можно было опять погонять. Ни льда, ни бугров за весь день не образовывалось. Синие трассы ратрачат каждую ночь, а вот красные — через ночь, но чаще и не надо, поскольку нагрузка на них гораздо меньше. Детский городок смотрится лучшим, из того что я видел во Франции. До любой гостиницы доехать можно со склона на лыжах (на доске), а вот от гостиницы до подъемника на лыжах, пожалуй, только от Le Buet (Odalys) и от Refuge de i Alpage(MGM), а от остальных придётся пройти, но не более 100 метров.
Flaine – самое известное место на курорте Grand Massif, порой по нему называют всю область катания. Кстати, во Flaine продают туры многие московские турфирмы. Заявлено, что из всех гостиниц возможно катание от дверей, но… На мой взгляд , наиболее удобно расположен корпус отеля «Forum», тут и склоны, и подъемники, и магазины, и рестораны… Удобно с точки зрения катания — «Front de neige», а вот остальные… Там много внутригородских подъемников и лифтов, но ходить пешком придётся.
А вот что касается склонов — всё хорошо. Опять же, если сравнивать, то всё очень похоже на «Plagne Centre», стена из корпусов, соединённых подземными коридорами в окружении полуцирка склонов. С верхних точек – прекрасные виды на Альпы, а MONT BLANC 4810 – вот он, соседняя горка, через долину. Правда на склоне в его сторону стоит табличка, надпись на которой гласит что-то типа «Кто туда поедет – спасать не будем». И никто не едет, хотя все остальные «внетрассовые» склоны в следах. Трассы почти все широкие и ухоженные, в нижней части лесные, народу немного. Очень понравились FAUST, SERPENTINE, CRISTAL, MEPHISTO.
В общем, нам всем понравился Grand Massif. Рекомендуем. Если соберетесь, то жить лучше во Flaine или в Morillon 1100. Интересное место Samoёns 1600, но, во-первых, я не знаю, как там с инфраструктурой, а во-вторых, я не нашёл ни одной московской турфирмы, которая туда продаёт туры.
Удачи всем!
Сроки поездки 07-14 января 2012 г.
Франция, горнолыжный курорт Grand-Massif
Проживание – Morillon 1100 (Les Esserts)
Резиденция Le Buet.
Александр C.
17 |
forsaken
|
Едем в Les Carroz с 26 января. Спасибо, читали с большим интересом:) |
ArinaS
|
Здравствуйте! Хороший рассказ, мы как раз собираемся в La Buet 1-15 февраля. Нормально ли там со снегом? И достаточное ли количество супермаркетов там? Собираемся готовить ребенку в апартаментах еду. Спасибо! |
Olga
|
Арина, привожу ответ автора статьи (по его просьбе) 1. Про снег - год на год не приходится , никаких гарантий , всё же высота 1100м в наш год снега было много , спускались на лыжах и ниже - собственно в Morillon Village и в Samoёns Village 2. магазины - в Morillon 1100 один продуктовый магазин "sherpа" и булочная. в магазине выбор небольшой , но всё есть , да еще и персонал (хозяева ?) быстро нас запомнили (за продуктами и вином ходили каждый день) и даже подсказывали (по своей инициативе) , что брать ... в последний день скидку дали - в Morillon Village булочная и магазинчик "местных" продуктов - колбаски , сыры... может и ещё есть магазины , но не видели - далеко от подъемника и склонов не отходили - в Samoёns Village точно есть супермаркет «Carrefour» , но мы его не нашли , да и особо не искали но видели , что другие жители Morillon 1100 возвращались оттуда с большими сумками. Там наверняка и выбор больше и дешевле. Но! Чтобы туда добраться , надо успеть вернуться на последнем подъемнике снизу (до 17 с чем-то минут) или на такси, что убивает весь смысл. А терять полдня катания из-за шопинга.... Можно порекомендовать попробовать "затариться" основными продуктами по дороге на курорт при трансфере из аэропорта в «Carrefour»е , который кроме Samoёns Village есть и в городке Cluses, откуда начинается серпантин от трассы А40 к курортам Portes du Soleil, Grand-Massif и другим поменьше размером. |